ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет государственного и муниципального управления
Специальность 040101 «Социальная работа»
Кафедра социальной работы и социологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социология»
СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Студент
Группа 532 __________________________ А.Ю. Лапшина
подпись
__________________________
дата
Научный руководитель __________________________ В.И. Бондаренко
К. ф. н., проф. подпись
__________________________
дата
Хабаровск 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...………………...............3
1 личность как объект изучения социологии...........................5
1.1 Понятие личности в социологии. Концепции ее понимания ............................5
1.2 Социализация личности…………………….………….……..……....................11
1.3 Типология личности……………………………………………………………..14
1.3 Личность как субъект и объект социальных отношений ..................................16
2 личность в современном российском обществе ………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..…………………………………………………………....31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...…....33
Введение
Актуальность темы данной курсовой работы, на мой взгляд, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей личности и ее дальнейшей социализации в современном российском обществе становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и практических работников разного уровня - от политиков до учителей и родителей. Современному обществу требуется не население вообще, не просто воспроизводство людей как таковых, а качественно новая личность, отвечающая высоким и жестким требованиям современного бытия. В этом смысле Россия попала сегодня в опасную демографическую ловушку. В дефиците оказалась профессионально компетентная, творчески активная, патриотическая, идейно и нравственно убежденная личность.
Мой интерес к данной проблематике объясняется тем, что я являюсь одним из представителей настоящего поколения молодых людей переживающий современные процессы изменений политических, экономических и социальных институтов и организаций в современном российском обществе, что оказало противоречивое влияние на положение и развитие молодежи, поэтому я хочу детально осветить данную проблему с тем, чтобы точно знать какие проблемы могут реально встать на моем жизненном пути и жизненном пути моих друзей - сверстников.
В связи с этим целью, на рассмотрение которой направлена данная курсовая работа, может быть сформулирована как анализ специфики и особенностей личности в современном российском обществе в условиях развития рыночных отношений.
В соответствии с этим задачами являются:
1. рассмотрение личности в социологии;
2. рассмотрение составляющих элементов личности, ее характеристик;
3. изучение человека в процессе его формирования, развития и становления;
4. анализ личности и факторов, влияющих на ее становление в современном российском обществе.
Объектом исследования является личность.
Предметом исследования является личность в современном российском обществе, взаимодействие личности и социума, факторы, влияющие на ее становление и развитие.
Личность как объект изучения социологии
Социализация личности
Личность — продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений. Это происходит посредством социализации, под которой в социологии понимается "процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе"[2].
Первоначальное воздействие на человека происходит в первичных малых группах в процессе воспитания, общения, обучения, а также под влиянием широкого круга факторов (искусства, средств массовой информации, среди которых наибольшие влияние оказывают, несомненно, телевидение, аудио-, видеопродукция и др.). Надо отметить и социально-педагогическое воздействие среды (экономической и политической, социологической, экологической, культурной, этнологической, религиозной).
Истоки современных теорий социализации восходят к Г. Тарду, который описал этот процесс как социальное взаимодействие. П. Сорокин понимал социализацию как процесс освоения социального пространства, усвоения требований общества и социальных общностей[3]. По Н. Дж. Смелзеру, социализация — это прохождение путей приобретения опыта и личностных установок (аттитьюдов), подходящих их социальным ролям[4]. В учебном издании «Социология» понятие «социализация» раскрывается как процесс интеграции личности в общество, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию) посредством усвоения их элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются ее социально значимые черты[5].
Социализация по своему предназначению решает две цели:
1. способствовать взаимодействию личностей между собой посредством исполнения социальных ролей;
2. обеспечивать сохранения общества путем передачи новым членам (поколениям) соответствующих убеждений и образцов поведения.
Это значит, что социализация объективно необходима, а субъективно многовариантна и трудна. В содержании социализации выделяются две фазы: социальная адаптация личности и ее социальная интериоризация. Первая означает приспособление личности к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества. Социальная адаптация связана преимущественно с внешними сторонами социализации личности и является ее относительно пассивной формой. Вторая фаза - это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Социальная интериоризация предполагает вбирание, пропускание через себя норм, ценностей и требований, их «переплавку», выработку собственных установок и осуществление действий в соответствии с ними, т. е. эта фаза связана с внутренними сторонами социализации личности и является ее более активной формой. Другими словами, социализация личности — это не только результат объективного внешнего воздействия, но и следствие ее внутренней детерминации.
За длительное время существования общества многообразно повторяющаяся социализация людей не могла не выработать достаточно эффективные механизмы. Они бывают относительно простыми, довольно сложными и направленными на изменение существующих отношений, структур и систем. Так, к простым механизмам социализации личности относится ее взаимодействие с другими личностями по принципу «зеркала» (как бы видеть себя отражающимся в восприятии других и вносить соответствующие коррективы). К следующей группе механизмов относится усвоение личностью принятых в данной социальной общности знаков, понимание «ожиданий» и требований других индивидов к своей социальной роли.
Социализация личности непосредственно связана с обогащением содержания и исполнения старых и освоением новых социальных ролей. Социальная роль — это функция или модель поведения, объективно заданная индивидууму в системе общественных и межличностных отношений. Часть этих ролей являются предписанными по естеству, т, е. предопределяемыми природой (возрастом, полом - например, роль ребенка или мамы в семье), другие являются социально-предписанными, т. е. следствием принадлежности к той или иной социальной, этнической или религиозной группе; третьи - достигаются личными усилиями.
Возможно подразделение социальных ролей на конвенциональные (стандартизированные и безличные, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимых от того, кто эти роли исполняет) и на межличностные, в которых права и обязанности целиком зависят от индивидуальных обязанностей участников взаимодействия, их чувств, ценностей, установок и предпочтений. Если первые роли воспроизводятся индивидом нередко механически, то вторые - требуют активного волевого участия, социального выбора и целенаправленной деятельности, предполагают возможность и право отвечать за свои действия.
Качество исполнения социальных ролей, ролевой набор (система ролей, исполняемых личностью) предопределяют позиции ее в обществе - социальный статус.
Социальная роль - одна из важнейших сторон взаимодействия человека с обществом. Ее обычно рассматривают в двух аспектах - ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между ними никогда не бывает отношения тождества, но всегда существует тенденция к его достижению, которая выступает как определенный элемент социального развития, включенный в общую систему взаимодействия личности и общества. В нормативной структуре социальной роли принято различать 4 элемента:
- описание типа поведения, соответствующего данной роли;
- предписания, требования, связанные с данным поведением;
- оценку выполнения предписанной роли;
- санкции (социальный контроль) - социальные последствия действия в рамках требований социальной роли. Сами санкции бывают позитивного и негативного характера.
Когда поведение человека соответствует ролевым ожиданиям, он получает социальные поощрения (такие, как деньги или уважение).
Ни одна роль, формальная или неформальная, не является застывшим образцом поведения. Скорее, поведение - это результат свойственного данной личности способа интерпретации ролевых ожиданий. Сторонники символического интеракционизма и этнометодологи подчеркивают гибкую связь между поведением человека и ролевыми ожиданиями.
Когда человек сталкивается с требованиями двух или более несовместимых ролей, возникшая ситуация называется ролевым конфликтом. Противоречивые требования, предъявляемые человеку одной и той же ролью, могут вызвать ролевую напряженность.
Социальные роли носят универсальный характер. Нет личности вне их исполнения. Но личность может реализовывать свои ожидания и добиться искомых ролей, научиться их выполнять должным образом, создать гармоническую совокупность социальных ролей. Вместе с тем необходимо учитывать, что они всегда будут исполняться в системе социальных ролей, соприкасаться с ролями других людей, что будет требовать от личности их умелой корректировки. Из вышесказанного следует, что личность — это человек, который не играет данную ему роль, а всерьез исполняет ту социальную роль (роли) - реформатора, ученого, художника, защитника, учителя, отца, матери и т. д., которую сознательно возлагает на себя и понимает как свое предназначение.
Развитая, зрелая личность воспринимается как одно из огромных достижений человеческой цивилизации, культуры, морали. Такая личность не может не содержать в себе высокого нравственного начала, не следовать его наставлениям.
Типология личности
Каждое общество заинтересовано в определённом, наилучшим образом соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит своё воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и т.д. Процесс формирования личности труден и многократно опосредован. На основе одинакового объективного положения, но вследствие разного субъективно-оценочного отношения к нему могут складываться различные типы личности.
Социальное поведение можно оценивать количественно - по уровню социальной активности людей, и качественно - по характеру и направленности этой активности, которая может быть созидательной и разрушительной, сознательной и стихийной и пр. И то и другое зависит, во-первых, от социальной структуры общества, во-вторых, от его нормативной культуры и ценностных ориентаций, включая нормативный канон человека, представления о том, каким он должен или не должен быть, в-третьих, от установок, стиля мышления и самосознания отдельных индивидов. Социальный тип личности – продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности. Так, М.Вебер за основу типизации берёт специфику социального действия, более конкретно – степень его рациональности, К.Маркс – формационную и классовую принадлежность. Для Э. Фромма социальный тип личности как господствующий тип характера – это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры». Значение социального характера, считает Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и приобрести чувство безопасности и защищённости. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительный и рыночный.
Типы личности:
1. Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая.
2. У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетам, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.
3. Для фрустированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетение, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.
4. Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.
5. Гедонистические материалы ориентированны в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.
В социологии принято выделять также модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности – тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее, например, всесторонне и гармонично развитая личность у К.Маркса или новый Человек Э.Фромма. Базисный тип личности – тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами, социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на его реальное поведение.
Личность
Освоение (интерпретация) социальных предписаний
(ролей) и на этой основе творческое преобразование
действительности, включая внеролевое поведение
Мотивы избирательного деятельно- предметного отношения к окружающему миру, социальной действительности | Система предрасположений (диспозиций) к восприятию действительности определенным образом и готовности действовать целенаправ- ленно, что обусловлено прошлым опытом (ценностные ориентации и социальные установки) |
Динамическая система потребностей, общая направленность интересов,
связанная с общественным положением и социальным окружением личности
Психофизические свойства индивида | Общие и специфические социальные условия, т.е. макро- и микросреда условий жизни |
Рисунок 2 - Личность как субъект социальных отношений
Большое значение в марксистской социологии придается исследованию субъективных свойств личности, формирующихся в процессах предметной деятельности и выражающихся в определенных свойствах сознания, в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения. На рисунке 2 развернуто содержание системы «личность как субъект». Социальные условия (общие и специфические) сказываются на интересах индивида. Через социальный интерес осуществляется обратная связь — от субъекта к его социальному поведению, т.е. люди действуют, преследуя определенные социально обусловленные интересы. При этом на основе динамической системы потребностей и предшествующего опыта субъект формирует определенные и относительно устойчивые предпочтения (диспозиции) к восприятию и способу действий в различных конкретных ситуациях. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций стимулирует творческое, нестереотипное поведение, выход за рамки жестких ролевых предписаний, возможный лишь при условии развитого самосознания.
Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. Начинателями этой теории были американские социологи Т. Званецкии и Ч. Томас, в советской социологии эту теорию активно разрабатывал В. А. Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологиским поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. Низшие — поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции.
Заключение
Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Отсутствие единства в понимании того, что есть личность – характерная черта современной социологии. Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале.
Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляются его сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т.е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель. Конечно же, личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений.
Таким образом, социология личности – отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах социально-исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей. Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах: 1) изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и институтов; 2) изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания); 3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.
Особое значение данные вопросы приобретают в настоящее время, в эпоху становления информационной цивилизации, когда российское общество путем проб (в большинстве неудачных) и множества ошибок определяет выбор своего будущего, ищет достойные пути дальнейшего развития. И очевидным является, что проблема современной личности, несмотря на всю свою актуальность, сегодня далека от истинного понимания и оптимального решения.
Практика проведения российских реформ свидетельствует, что проблема современной личности в информационном обществе не может быть решена на путях реставрации примитивного капитализма, который неизбежно связан с отчуждением человека и культом индивидуализма. Информационное общество, сущностью которого является принцип социальной справедливости, требует, чтобы каждый человек непременно становился личностью и для реализации этого принципа оно создает необходимые условия: высокотехнологичное производство, развитую социальную сферу, доступность к образованию и культуре для каждого человека и т. д. Дело за субъективным фактором, и прежде всего в сфере общественного управления.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет государственного и муниципального управления
Специальность 040101 «Социальная работа»
Дата: 2019-12-22, просмотров: 237.