Понятие и классификация затрат. Основные принципы учёта затрат.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Бухгалтерский управленческий учет''

Тема: '' Основные принципы учета затрат на производство''

 

 

Выполнила:

Студентка МЭСИ

Егорова Александра

Николаевна

 

 

Г. Омск 2008 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………7

1. Понятие и классификация  затрат. Основные принципы учёта

затрат. ………………………………………………………………...11

1.1. Понятие и классификация затрат. ……………………………......11

1.2. Основные принципы учёта затрат. Особенности управленчес-

кого учета………………………………………..………………………..18

1.3. Методы учета затрат на производство………………………………22

1.4. Сравнительный анализ принципов и методик в управлении

затратами…………………………………………………………………..29

2. Особенности организации и принципы учета затрат на произ-

водство в строительных организациях на  примере ООО «СибСтройРемонт»………………………………………………………..33

2.1. Организационная характеристика ООО «СибСтройРемонт»……………………………………………………......33

2.2. Общие положения организационно-технического характера……...36

2.3. Задачи учета затрат строительной продукции………………………38

2.4.Отраслевые особенности и их влияние на организацию учета……..42

2.5. Себестоимость строительной продукции……………………………44

2.6. Определение стоимости строительной продукции………………….45

3. Организация учета затрат в ООО «СибСтройРемонт»………………..49

3.1. Группировка затрат……………………………………………………49

3.2. Финансовое состояние и анализ учета затрат на ООО «СибСтройРемонт»…………………………………………………..…….56

3.3. Калькулирование себестоимости работ, услуг на ООО «СибСтройРемонт»………………………………………………………...62

4. Технико-экономические факторы и резервы снижения себесто-

имости продукции на предприятии………………………………............67

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………76

6. Литература………………………………………………………………79

ВВЕДЕНИЕ

   В современной рыночной среде, отличающейся большой конкуренцией и глобализацией мировой экономики, современное предприятие должно удовлетворять условиям гибкости, настраиваемости и, как следствие, должно уметь быстро перестраивать как свою собственную организационную структуру, так и структуру выпускаемой продукции. Все это требует от предприятия принятия быстрых и экономичных решений. Управление любой компанией немыслимо без своевременной и точной информации о ее состоянии. Эта информация является основой для принятия всех финансовых решений. Управленческий учет позволяет измерять и сообщать финансовую информацию, а также другие виды информации.

На современном этапе развития конкурентных отношений, когда предприятия применяют современные технологии, более экономичное и производительное оборудование, совершенствуют организацию управления предприятиями, получение прибыли посредством увеличения цен становится проблематичным. На первый план выходят неценовые факторы завоевания рынка, в частности посредством улучшения качества производимой продукции, развития гарантийного и послегарантийного обслуживания, предоставления дополнительных услуг. Управление затратами в целях формирования их оптимальной структуры, а также снижения их величины (при условии сохранения качества выпускаемой продукции) позволяет снизить цены на продукцию, что при прочих равных условиях дает предприятию возможность сохранить или даже укрепить свои позиции на рынке.

     Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что в современных условиях, когда предприятия самостоятельно принимают и реализуют управленческие решения, несут важнейшую экономическую и юридическую ответственность за результаты хозяйственной деятельности, объективно возрастает значение финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов. Все это повышает роль финансового анализа в оценке их производственной и коммерческой деятельности, а именно, в наличии, размещении и использовании капитала и доходов

[1]Стабилизация финансово-хозяйственного положения строительных организаций возможна лишь на основе реконструкции и технического перевооружения собственной производственной базы, а также на основе сокращения продолжительности строительства. К сожалению, в настоящее время экономического кризиса, строительные организации не в состоянии направлять в создаваемые для этой цели фонды накопления  значительные финансовые ресурсы. Проведение модернизации собственной производственной базы потребует крупных ассигнований, что невозможно без снижения нагрузки на финансы строительных организаций.

С этой целью необходимо ввести некоторые налоговые льготы: освобождение от налогов той части прибыли, которая направляется на выплату процентов за кредит, предназначенный для модернизации собственной производственной базы; а также зачет временных убытков, связанных с реконструкцией, в налогооблагаемой прибыли последующих лет.

С целью выхода из тяжелого финансово-хозяйственного положения и обеспечения безубыточной работы, в каждой строительной организации необходимо провести комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности. При этом главным финансовым показателем следует считать прибыль. Чтобы управлять массой и динамикой прибыли, следует постоянно держать в центре внимания как производственные показатели, являющиеся основными факторами роста прибыли, так и коммерческую сторону работы, то есть процесс реализации готовой строительной продукции заказчикам, в то время как во многих строительных организациях стиль и методы работы финансово-плановых органов серьезно устарели. Применение в практике финансово-плановых органов современных методов управления финансами будет способствовать повышению качества финансово-хозяйственного планирования и обоснованности принимаемых руководством управленческих решений.

Таким  образом,  в  соответствии с целью и основными задачами дипломной работы, основное внимание будет уделено анализу себестоимости продукции отдельных затрат на производство   продукции, без  которого невозможно максимизировать прибыль.    Только      комплексно анализируя  затраты на производство,  правильно  определяя  резервы их снижения, предприятие сможет достичь своей цели и не проиграть своим конкурентам.

Организация эффективного управления затратами в целях их оптимизации, повышения конкурентоспособности продукции и в конечном счете получения прибыли и обеспечения устойчивого финансового состояния является приоритетным направлением в деятельности предприятий.          Управление затратами - неотъемлемая часть краткосрочной политики предприятия, направленной на обеспечение текущей деятельности необходимыми ресурсами и бесперебойности осуществления производственно-хозяйственной деятельности.

Поэтому цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы на основании исследования экономической литературы и практики работы предприятия разработать рекомендации по совершенствованию учета затрат на производство и вскрыть резервы снижения себестоимости продукции.

Раскрытию данной цели будет способствовать решение следующих задач:

выявить экономическую сущность затрат на производство, их значение в экономике предприятия;

   раскрыть, в какой степени представлена данная проблема в нормативно-правовых актах и специальной экономической литературе;

определить, каким образом затраты на производство учитываются и распределяются между отдельными видами продукции;

выяснить степень автоматизации учета затрат на производство продукции в условиях компьютерных технологий;

изучить зарубежный опыт учета затрат на производство продукции;

установить степень влияния факторов на затраты на рубль продукции;

проанализировать структуру и динамику себестоимости продукции в разрезе статей калькуляции и экономических элементов.

В качестве такой организации было обследовано и выступило в качестве объекта изучения ООО "СибСтройРемонт" Омской области.

При выполнении работы использовались методы экономических исследований, рекомендуемые в учебной литературе по учету и анализу хозяйственной деятельности предприятий, в частности строительных.

В качестве источников информации при подготовке работы были использованы законодательно-правовые и нормативно-инструктивные издания по бухгалтерскому и налоговому учету, учебная, научная и специальная литература по теме работы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, работ и услуг занимают важное место в системе бухгал­терского учета организаций. В то же время это и наиболее сложный участок учета, так как при его организации следует учитывать отрас­левые особенности управления, техники, технологии и организации производства продукции, работ и услуг и организационной структу­ры организации.

    Одной из важнейших стадий кругооборота средств организации является процесс производства. В ходе этого процесса организация, расходуя материальные, трудовые и финансовые ресурсы, формиру­ет себестоимость изготовленной продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Значение учета затрат на производство продукции, работ и услуг и определение ее себестоимости вытекает прежде все­го из необходимости соизмерения этих затрат с результатами — соз­данным и реализованным объемом продукции и выявлением доход­ности. Себестоимость продукции — важнейший показа­тель, который отражает в денежной форме затраты организации, связанные с производством и реализацией продукции, проведением и реализацией работ, оказанием и реализацией услуг. Величина се­бестоимости зависит от организации производства, качества сырья и материалов, умения руководителя эффективно организовать про­цесс производства и множества других факторов.

Себестоимость — качественный показатель деятельности орга­низаций — представляет собой сумму затрат живого и овеществлен­ного труда. Снижение себестоимости наряду с ростом объема явля­ется важнейшим источником увеличения накоплений, идущих на воспроизводство. Снижение себестоимости продукции, работ и ус­луг базируется на повышении производительности труда, широком внедрении новой техники и технологии, на рациональном исполь­зовании основных и оборотных средств, сокращении потерь и дру­гих факторов. В условиях рыночной экономики усиливается значе­ние показателя себестоимости продукции, работ и услуг, от величи­ны которой зависит размер прибыли.

Управлением себестоимостью продукции организация обеспе­чивает необходимую эффективность в достижении наилучшего ко­нечного результата, поэтому участок учета затрат на производство и калькулирование себестоимости является важнейшим в общей ор­ганизации бухгалтерского учета в организации. В процессе обобще­ния производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции все особенности технологии и организации производст­ва, структура организации, номенклатура и характер продукции проявляются в построении объектов учета, учетных регистров, в распределении расходов. В промышленно развитых странах учет за­трат на производство и калькулирование себестоимости продукции выделены в управленческий учет, призванный дать информацию для управления себестоимостью продукции специалистам и руково­дителям организации и ее структурных подразделений.

Правильная организация учета затрат на производство, с одной стороны, обеспечивает действенный контроль за эффективным ис­пользованием в организации материальных, трудовых и финансо­вых ресурсов и, с другой стороны, позволяет организации избежать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с налоговыми орга­нами при решении вопросов налогообложения прибыли.

Бухгалтерский (управленческий) учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, работ и услуг неразрывно связаны между собой. Бухгалтерский учет строится в соответствии с требованиями калькулирования продукции, работ и услуг, а калькуляция в свою очередь составляется на основе данных бухгалтерского учета.

Для более глубокой конкретизации исследовательской работы можно сделать следующие выводы и рекомендации:

1. Внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий и прочие факторы создадут условия, повышающие технический уровень производства.

2. Изменение объема и структуры продукции приведут к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации). Данные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции, но с увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что и приведёт к снижению ее себестоимости.

3. Улучшение использования основных фондов, повышение материально-технического уровня снабжения, сокращение транспортных расходов, совершенствование организации труда и сокращение затрат на него способствует повышению уровня организации производства.

4. Снижение себестоимости может произойти в результате улучшения использования природных ресурсов, изменение состава и качества сырья; сокращения объемов подготовительных работ. Нельзя не учитывать

отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы.

Только комплексное исследование резервов снижения себестоимости продукции, отдельных затрат позволяет достичь предприятию экономического эффекта и конкурентоспособного положения на рынке.

    Практическая значимость данной работы заключается в том, что мероприятия, рекомендованные ООО «СибСтройРемонт» не только приняты во внимание руководством, но и постепенно внедряются.

Литература.

 

1. Федеральный закон о бухгалтерском учете, (Принят Государственной Думой 23 февраля 1996 года, одобрен Советом Федерации

20 марта 1996 года), (в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 N 123-ФЗ,

от 28.03.2002 N 32-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ, от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ,

Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.11.2006 N 183-ФЗ)

2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению. В редакции Приказа Минфина РФ от 07.05.2003 г. № 38н. Екатеринбург ИД «Урал Юр Издат» 2006 г. 143с.

3.Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98). Утверждено приказом Минфина России от 9.12.1998 г . № 60н.

4. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Утверждено приказом Минфина России от 6.05.1999 г. № 33н

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I. II. IIІ. М.:ЭКСМО, 2002.

6. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. М., 2002.

7. Белов А.А.; Белов А.Н. Бухгалтерский учет. Теория и практика: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 624с.

8. Макарьева В.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. М.: 2002.

9. Осипенкова О.Ю. Управленческий учет. М.: Экзамен, 2002.

Финансовый учет. Под.ред В.Г. Гетьмана. М.: Финансы и статистика, 2002.

Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие: - М.: Омега-Л, 2004. – 640 с.

10. "Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 22, А. А.Артю-щенко, Главный бухгалтер предприятия "Краснодарское", ЗАО  "Агрокомплекс" (Подписано в печать 20.11.2007)

11. Платонова Н. Формирование себестоимости в системах учета затрат // Финансовая газета. - Октябрь 2005. - N N 41, 42.

12. Вагапова А. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции // Финансовая газета. Региональный выпуск. - Декабрь 2004. - N 51.

13. Манько С. Target и kaizen costing. Японские методы управления затратами ООО "Марикс" // Двойная запись. - Сентябрь 2005. - N 9.

14. Вахрушина М. Нормативный учет затрат как способ управления предприятием. Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". - Май 2001. - Выпуск 17.

15. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. - М.: Финансы и статистика, 1955. - 416 с.

16. "Управление персоналом", 2007, N 17, Е.Тагильцева (Подписано в печать 14.07.2007).

17. "Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 18 В.Т.Чая Д. э. н., профессор Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

18. Вахрушина М.А. Что такое управленческий учет? // Современный бухучет. - 2004. - N 9.

19. "Строительство: налогообложение, бухучет", 2006, N 4 Н.А.Адамов Д. э. н. Государственный университет управления, В.В.Зеленов. Аудитор. Подписано в печать 05.10.2006

20. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. - М.: Финансы и статистика, 1995. 416 с.

21. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер. с нем. / Под ред. проф. А.Г. Поршнева. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 512 с.

22. Основы финансово-хозяйственного учета. Под ред. Сац Б. / М.: 2005г.

Козлова Е.П. Бухгалтерский учет и отражение в учетной политике затрат на производство. / Главбух №8 2002г.

23. Ткач В.И., Бреславцева Н.А., Каращенко В.В., Крохачева Г.Е., Агеев И.М., Теуважукова Ф.Т. Бухгалтерский учет в строительстве (с элементами налогообложения). - М.: ПРИОР, 2002.

24. Шеремет А. Д. Управленческий учет: Учеб. пособие – М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2002.

 


[1] Настольная книга бухгалтера Т.1. Составитель Прудников В.М. / М.: Информ-М 2005г.

[2] Федеральный Закон «О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 N 123-ФЗ, от 28.03.2002 N 32-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ, от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ, Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.11.2006 N 183-ФЗ);

 

[3] Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина России от 29.07.98г.)

[4] Положение по бухгалтерскому учету «Учётная политика организации» (ПБУ 1/98, утверждённым Приказом Минфина России от 09.12.98г № 60Н)

[5] План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению. В редакции Приказа Минфина РФ от 07.05.2003 г. № 38н. Екатеринбург ИД «Урал Юр Издат» 2006 г. 143с.

 

[6] Федеральный Закон от 14.06.95 № 88-ФЗ, ст. 10 в редакции от 21.03.02.

[7] Абрамов А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия: Часть 1. — М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2004. — 95 с

[8] Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер. с нем. / Под ред. проф. А.Г. Поршнева. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 512 с.

[9] Гражданское право: В 2 томах / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. Том 2. - М. - 2000. - С.317.  

 

[10] Основы финансово-хозяйственного учета. Под ред. Сац Б. / М.: 2005г.


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Бухгалтерский управленческий учет''

Тема: '' Основные принципы учета затрат на производство''

 

 

Выполнила:

Студентка МЭСИ

Егорова Александра

Николаевна

 

 

Г. Омск 2008 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………7

1. Понятие и классификация  затрат. Основные принципы учёта

затрат. ………………………………………………………………...11

1.1. Понятие и классификация затрат. ……………………………......11

1.2. Основные принципы учёта затрат. Особенности управленчес-

кого учета………………………………………..………………………..18

1.3. Методы учета затрат на производство………………………………22

1.4. Сравнительный анализ принципов и методик в управлении

затратами…………………………………………………………………..29

2. Особенности организации и принципы учета затрат на произ-

водство в строительных организациях на  примере ООО «СибСтройРемонт»………………………………………………………..33

2.1. Организационная характеристика ООО «СибСтройРемонт»……………………………………………………......33

2.2. Общие положения организационно-технического характера……...36

2.3. Задачи учета затрат строительной продукции………………………38

2.4.Отраслевые особенности и их влияние на организацию учета……..42

2.5. Себестоимость строительной продукции……………………………44

2.6. Определение стоимости строительной продукции………………….45

3. Организация учета затрат в ООО «СибСтройРемонт»………………..49

3.1. Группировка затрат……………………………………………………49

3.2. Финансовое состояние и анализ учета затрат на ООО «СибСтройРемонт»…………………………………………………..…….56

3.3. Калькулирование себестоимости работ, услуг на ООО «СибСтройРемонт»………………………………………………………...62

4. Технико-экономические факторы и резервы снижения себесто-

имости продукции на предприятии………………………………............67

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………76

6. Литература………………………………………………………………79

ВВЕДЕНИЕ

   В современной рыночной среде, отличающейся большой конкуренцией и глобализацией мировой экономики, современное предприятие должно удовлетворять условиям гибкости, настраиваемости и, как следствие, должно уметь быстро перестраивать как свою собственную организационную структуру, так и структуру выпускаемой продукции. Все это требует от предприятия принятия быстрых и экономичных решений. Управление любой компанией немыслимо без своевременной и точной информации о ее состоянии. Эта информация является основой для принятия всех финансовых решений. Управленческий учет позволяет измерять и сообщать финансовую информацию, а также другие виды информации.

На современном этапе развития конкурентных отношений, когда предприятия применяют современные технологии, более экономичное и производительное оборудование, совершенствуют организацию управления предприятиями, получение прибыли посредством увеличения цен становится проблематичным. На первый план выходят неценовые факторы завоевания рынка, в частности посредством улучшения качества производимой продукции, развития гарантийного и послегарантийного обслуживания, предоставления дополнительных услуг. Управление затратами в целях формирования их оптимальной структуры, а также снижения их величины (при условии сохранения качества выпускаемой продукции) позволяет снизить цены на продукцию, что при прочих равных условиях дает предприятию возможность сохранить или даже укрепить свои позиции на рынке.

     Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что в современных условиях, когда предприятия самостоятельно принимают и реализуют управленческие решения, несут важнейшую экономическую и юридическую ответственность за результаты хозяйственной деятельности, объективно возрастает значение финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов. Все это повышает роль финансового анализа в оценке их производственной и коммерческой деятельности, а именно, в наличии, размещении и использовании капитала и доходов

[1]Стабилизация финансово-хозяйственного положения строительных организаций возможна лишь на основе реконструкции и технического перевооружения собственной производственной базы, а также на основе сокращения продолжительности строительства. К сожалению, в настоящее время экономического кризиса, строительные организации не в состоянии направлять в создаваемые для этой цели фонды накопления  значительные финансовые ресурсы. Проведение модернизации собственной производственной базы потребует крупных ассигнований, что невозможно без снижения нагрузки на финансы строительных организаций.

С этой целью необходимо ввести некоторые налоговые льготы: освобождение от налогов той части прибыли, которая направляется на выплату процентов за кредит, предназначенный для модернизации собственной производственной базы; а также зачет временных убытков, связанных с реконструкцией, в налогооблагаемой прибыли последующих лет.

С целью выхода из тяжелого финансово-хозяйственного положения и обеспечения безубыточной работы, в каждой строительной организации необходимо провести комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности. При этом главным финансовым показателем следует считать прибыль. Чтобы управлять массой и динамикой прибыли, следует постоянно держать в центре внимания как производственные показатели, являющиеся основными факторами роста прибыли, так и коммерческую сторону работы, то есть процесс реализации готовой строительной продукции заказчикам, в то время как во многих строительных организациях стиль и методы работы финансово-плановых органов серьезно устарели. Применение в практике финансово-плановых органов современных методов управления финансами будет способствовать повышению качества финансово-хозяйственного планирования и обоснованности принимаемых руководством управленческих решений.

Таким  образом,  в  соответствии с целью и основными задачами дипломной работы, основное внимание будет уделено анализу себестоимости продукции отдельных затрат на производство   продукции, без  которого невозможно максимизировать прибыль.    Только      комплексно анализируя  затраты на производство,  правильно  определяя  резервы их снижения, предприятие сможет достичь своей цели и не проиграть своим конкурентам.

Организация эффективного управления затратами в целях их оптимизации, повышения конкурентоспособности продукции и в конечном счете получения прибыли и обеспечения устойчивого финансового состояния является приоритетным направлением в деятельности предприятий.          Управление затратами - неотъемлемая часть краткосрочной политики предприятия, направленной на обеспечение текущей деятельности необходимыми ресурсами и бесперебойности осуществления производственно-хозяйственной деятельности.

Поэтому цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы на основании исследования экономической литературы и практики работы предприятия разработать рекомендации по совершенствованию учета затрат на производство и вскрыть резервы снижения себестоимости продукции.

Раскрытию данной цели будет способствовать решение следующих задач:

выявить экономическую сущность затрат на производство, их значение в экономике предприятия;

   раскрыть, в какой степени представлена данная проблема в нормативно-правовых актах и специальной экономической литературе;

определить, каким образом затраты на производство учитываются и распределяются между отдельными видами продукции;

выяснить степень автоматизации учета затрат на производство продукции в условиях компьютерных технологий;

изучить зарубежный опыт учета затрат на производство продукции;

установить степень влияния факторов на затраты на рубль продукции;

проанализировать структуру и динамику себестоимости продукции в разрезе статей калькуляции и экономических элементов.

В качестве такой организации было обследовано и выступило в качестве объекта изучения ООО "СибСтройРемонт" Омской области.

При выполнении работы использовались методы экономических исследований, рекомендуемые в учебной литературе по учету и анализу хозяйственной деятельности предприятий, в частности строительных.

В качестве источников информации при подготовке работы были использованы законодательно-правовые и нормативно-инструктивные издания по бухгалтерскому и налоговому учету, учебная, научная и специальная литература по теме работы.

 

Понятие и классификация затрат. Основные принципы учёта затрат.

 1.1. Понятие и классификация затрат.  

Происходящие в последнее время изменения в рыночных условиях функционирования предприятий ведут к изменениям в системах оперативного управления компаний. Усиление мировой конкуренции и факторы глобализации, усложнение производственного процесса побуждают предприятия брать на вооружение новые подходы к учету и оперативному анализу затрат и результатов своей деятельности.

Для российских предприятий успешное управление издержками, а значит, и бизнесом становится особенно актуальным в свете вступления России в ВТО. Полноправное членство в данной организации, безусловно, усиливает для отечественных предприятий давление конкуренции со стороны крупных международных холдингов и корпораций. Отсюда следует вывод, что применяемые подходы и методы в управлении комплексом корпоративных затрат могут стать определяющими для успеха в конкурентной борьбе.

В рамках постановки управленческого учета строится система управления затратами. Затраты – это стоимость ресурсов (материальных, трудовых, финансовых), использованных на конкретные цели.

 Необходимо разобраться с расходами компании и по возможности их оптимизировать. В настоящее время состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, регламентируется соответствующими нормативными актами: Налоговым кодексом, методиками планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции и услуг.

Обобщенную классификацию затрат предприятия применительно к управленческому учету можно представить в следующем виде (табл. 1).

 

Таблица 1. Классификация затрат в управленческом учете:

 

Классификационные признаки с учетом функций управления  Виды затрат             
1. Процесс принятия управленческих решений Явные и альтернативные; релевантные и нерелевантные; эффективные и       неэффективные                          
2. Процесс        прогнозирования        Краткосрочные и долгосрочные           
3. Процесс планирования Планируемые и непланируемые            
4. Процесс нормирования Стандарты, нормы и нормативы и     отклонение от них                      
5. Процесс организации По местам и сферам возникновения;  функциям деятельности и сферам     ответственности                        
6. Процесс учета       Одноэлементные и комплексные; по статьям калькуляции и экономическим элементам; постоянные и переменные; основные и накладные; прямые и косвенные; текущие и единовременные                         
7. Процесс контроля    Контролируемые и неконтролируемые      
8. Процесс        регулирования          Регулируемые и нерегулируемые          
9. Процесс        стимулирования         Обязательные и поощрительные           
10. Процесс анализа    Фактические; прогнозные; плановые; сметные; стандартные; общие и      структурные; полные и частичные        

        

Себестоимость складывается из затрат, связанных с использова­нием в процессе производства материалов, топлива, энергии, ос­новных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат того календарного периода, к которому они отно­сятся, независимо от времени их возникновения.

              В себестоимость продукции включаются следующие фактиче­ские расходы предприятия:

    а) на непосредственное производство продукции, что обуслов­лено его технологией и организацией, что все расходы по контролю производственных процессов и качества продукции (нормоконтроль и технический контроль) отра­жаются в себестоимости продукции в полной мере;

    б) на развитие изобретательства и рационализаторства;

    в) на обслуживание производственного процесса. Однако следует обратить внимание, что затраты на модернизацию оборудования, а также реконструкцию объектов ос­новных фондов в себестоимость не включаются;

    г) на обеспечение нормальных условий труда и техники безопас­ности.  При расчете себестоимости особо нужно определить тот круг за­трат, который не может быть в нее включен:

это затраты на выполнение самим предприятием мероприятий, которые не связаны с производством продук­ции непосредственно.

это затраты на строительство, оборудование и содержание (включая амортизационные отчисле­ния и затраты на все виды ремонта) культурно-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятий.

расходы на помощь и уча­стие в деятельности других предприятий и организаций.

    Организация учета затрат на производство строится с учетом классификации затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции. Затраты по экономическим элементам распадаются на статьи, каждая из которых содержит только один вид расходов. Затраты, образующие себестоимость продукции, ра­бот и услуг, группируются по следующим элементам (в соответст­вии с экономическим содержанием затрат):

материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

амортизация;

прочие затраты.

    При группировке затрат по этапам производственного процесса из общей суммы затрат, включаемых в себестоимость изделий или отдельных видов продукции, выделяются расходы, относящиеся к соответствующим процессам, видам работ, операциям и т. п.

 В уче­те затраты по этапам группируются на основе первичной докумен­тации о расходах, данных учета работы оборудования, вспомога­тельных производств и т. д.

Группировка затрат по этапам произ­водственного процесса используется для:

анализа и контроля за уровнем затрат по отдельным звеньям технологического процесса;

 выявления звеньев, в которых процесс протекает с отклонениями от принятой технологии и норм затрат;

 выявления экономической эффективности различных спосо­бов и схем организации производства как внутри предприятия, так и на различных предприятиях;

сравнительного анализа себестоимости одинаковой продукции, выпускаемой разными предприятиями.

    Для определения себестоимости продукции затраты на произ­водство распределяются по календарным периодам таким образом, чтобы доля затрат, включаемая в себестоимость каждого периода, соответствовала количеству продукции, выпускаемой в этом перио­де. С этой целью затраты на производство подразделяются на:

текущие, т. е. постоянные, обычные или имеющие частую (менее месяца) периодичность производственные расходы;

единовременные, т. е. однократные или периодически производимые (с периодичностью более месяца) расходы, обеспечивающие процесс производства в течение длительного времени.

К единовременным однократным расходам относятся:

расходы на освоение вводимых в эксплуатацию новых пред­приятий, цехов, производств и агрегатов (пусковые расходы);

расходы на подготовку и освоение производства новых видов

продукции на действующих предприятиях; другие единовременные однократные затраты, обеспечивающие производство в течение длительного времени.

К единовременным, периодически производимым (с периодичностью более месяца) расходам относятся:

постоянные расходы сезонных отраслей;

 расходы на оплату отпусков и выплату единовременного воз­награждения трудящимся за выслугу лет;

расходы на текущий ремонт основных фондов (при неравно­мерности этих расходов в течение года);

другие единовременные расходы, имеющие периодический характер.

    Таким образом, общая сумма затрат на производство продукции в каждом периоде складывается из текущих расходов и части едино­временных расходов, относимых на продукцию, изготовляемую в данном периоде, в размерах, определяемых с помощью специально­го расчета. Полные затраты каждого периода разделяются на часть, относящуюся к незавершенному производству, и часть, образую­щую себестоимость готовой продукции.

    Приведенная группировка классификации затрат по экономи­ческим элементам является обязательной и единой для всех отрас­лей народного хозяйства. Она показывает структуру отдельных эле­ментов затрат в общей сумме расходов.

    Затраты по статьям калькуляции характеризуют себестоимость как каждого отдельного вида изготовленной продукции, так и про­дукции организации в целом. Статьи калькуляции включают как элементные, так и комплексные расходы. Зная затраты по статьям калькуляции в разрезе отдельных видов продукции, работ и услуг, простым делением их на количество или объем выпуска рассчиты­вают себестоимость (калькуляцию) единицы продукции. Информа­ция о себестоимости единицы продукции каждого вида продукции, работ и услуг необходима для формирования договорных цен, пла­нирования коэффициента рентабельности и расчета авансовых пла­тежей по налогообложению прибыли. Типовая номенклатура статей калькуляции представлена в таблице 2:

 

Таблица 2. Типовая номенклатура статей калькуляции:

Статьи калькуляции
1 Сырье и материалы
2 Возвратные отходы (вычитаются)
3 Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций
4 Топливо и энергия на технологические цели
5 Заработная плата производственных рабочих
6 Отчисления на социальные нужды
7 Расходы на подготовку и освоение производства
8 Общепроизводственные расходы
9 Общехозяйственные расчеты
10 Потери от брака
11 Прочие производственные расходы
Итого Производственная себестоимость продукции
12 Коммерческие расходы
Всего Полная себестоимость продукции

        

Помимо классификации затрат по экономическому признаку, их, в зависимости от способов включения в себестоимость продукции, работ и услуг, подразделяют на прямые и косвенные (накладные).

    Прямые затраты — расходы, связанные с производством конкретного вида продукции, работ, услуг, которые можно прямо и непосредственно включить в его себестоимость: сырье и основные материалы, оплата труда за изготовление продукции и др.

    Косвенные затраты — расходы, связанные с организацией и управлением производственным процессом организации в целом; в себестоимость конкретных видов продукции, работ, услуг их включают пропорционально какой-либо базе распределения, установленной инструкцией по планированию, учету и калькулирова­нию (например, пропорционально оплате труда производственных рабочих, прямым затратам). К ним относятся общепроизводствен­ные и общехозяйственные расходы.

    По экономической роли в процессе производства затраты под­разделяют на основные и накладные.

    Основные расходы — это расходы, вытекающие непосред­ственно из технологического процесса производства продукции. К ним относятся затраты на сырье, материалы, технологическое то­пливо, заработная плата производственных рабочих и др.

    Накладные расходы — это расходы, необходимые для соз­дания соответствующих условий и управления производством. К ним относятся расходы на отопление, освещение, заработная плата управленческого персонала и др.

    По отношению к объему производства затраты подразделяются на переменные и условно-постоянные.

    Переменные расходы — это расходы, размер которых из­меняется пропорционально изменению объема производства про­дукции — сырье, основные материалы, заработная плата производ­ственных рабочих и др.   Условно-постоянные расходы — это расходы, которые не связаны с изменением объема, нормируются и планируются не на единицу продукции, а в целом по цеху или предприятию. Это расходы на управление цехами и предприятием, в значительной сте­пени прочие производственные расходы.

    Объем производства не оказывает влияния на общую сумму этих затрат, но при изменении объема в сторону снижения доля таких расходов в себестоимости отдельного изделия увеличивается, а при росте его — уменьшается. Затраты, связанные с созданием продукции и управлением про­изводством, относятся к производственным. В сумме они позволя­ют получить производственную себестоимость.

    Коммерческие расходы (присоединяются к производственной себе­стоимости для определения полной себестоимости продукции орга­низации): отгрузка продукции своим покупателям, расходы на упаковку, доставку до станции или при­стани отправления, погрузку в транспортные средства, сопровождение груза.

    Производительные расходы – предусмотренные нормами или сметами.

    Непроизводи­тельные расходы – расходы, не предусмотренные ни нормами, ни сметами (выпуск некачественной продукции, брак простои, порча продукции и т.д.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 204.