Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) создает правовое поле, включающее одновременно отрасль международного права, которая регулирует вопросы интеллектуальной собственности, и основные принципы системы ГАТТ/ВТО. Важно отметить, что государства-члены ВТО, не являющиеся сторонами наиболее значимых соглашений (таких, например, как Парижская конвенция по защите промышленной собственности 1967 г.; Бернская конвенция по защите литературных и художественных произведений 1971 г.) обязаны присоединиться к данным международным договорам в соответствии с ТРИПС. Кроме того, нормы ТРИПС в отношении всех видов прав на интеллектуальную собственность обязательны для исполнения всеми странами-участницами. Такой подход обеспечивает единство правового режима независимо от того, является ли страна участницей соответствующего международного договора или нет.
В рамках ТРИПС участники Соглашения обязаны принять на себя обязательства в отношении:
· авторских и смежных прав;
· товарных знаков;
· использования географических названий;
· промышленного дизайна;
· патентов;
· топологии интегральных микросхем;
· защиты конфиденциальной информации.
Важно отметить, что Соглашение предполагает создание целой системы контроля в отношении установленного правового режима на всех уровнях.
На национальном уровне: государства обязаны создать национальные механизмы по охране прав на интеллектуальную собственность. Национальным законодательством должны быть предусмотрены средства и механизмы подобной защиты. Должен быть создан процедурный механизм, позволяющий таможенным органам государства не выпустить товар для свободного обращения в связи с обоснованной жалобой лица-собственника прав на интеллектуальную собственность о нарушении его прав (например, сообщение о том, что товар является поддельным). Особое внимание в системе национального контроля ТРИПС уделяет судебной системе.
Контроль на уровне ВТО осуществляется посредством Совета по Торговым Аспектам Прав на Интеллектуальную собственность. Страны-участницы обязаны информировать Совет о всех законах, подзаконных актах, процедурах, входящих в компетенцию Соглашения.
Соглашение по инвестиционным мерам,
Связанным с торговлей
Условия привлечения иностранных инвестиций часто регулируются правительствами стран в соответствии с национальными приоритетами. К инвестору могут предъявляться требования, например, того, чтобы определенные технологии передавались государству на некоммерческой основе; требование, обязывающее инвестора иметь местную лицензию на используемые технологии; требование того, чтобы определенная доля акций находилась в руках местных инвесторов. Такого рода меры являются инвестиционными мерами, связанными с торговлей.
Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей запрещает странам использовать пять видов мер данного характера, так как они противоречат принципу национального режима и положениям ГАТТ-94, предусматривающим отказ от применения количественных ограничений.
В соответствии с принципом национального режима, страны-члены обязаны обеспечить режим для реализации импортного товара на национальном рынке не хуже, чем режим, предоставляемый подобному товару отечественного производства.
Меры, запрещенные к применению в связи с тем, что они распространяют более льготный режим на товары местного производства по сравнению с импортом и таким образом нарушают принцип национального режима:
· требование о приобретении либо использовании предприятием с иностранным капиталом в порядке, предписанном национальным законодательством, определенной доли товаров местного производства либо полученных из каких-либо местных источников (требование местной составляющей);
· требование о закупке либо использовании предприятием с иностранным капиталом импортируемых товаров в определенной пропорции к объему либо к стоимости экспортируемых им местных товаров (требование торгового баланса). Так в июне 1999 года США обратились в орган по разрешению споров с целью назначить консультации Правительству Индии. США заявили о том, что ряд индийских нормативных актов обязывает автопроизводителей использовать для производства определенное количество местных составляющих, а также ограничивает объем импорта исходя из результатов экспорта.
Меры, противоречащие положениям Статьи XI ГАТТ об использовании количественных ограничений:
· требование об ограничении объема импорта количеством или стоимостью экспортируемых товаров;
· требование об ограничении доступа к иностранной валюте суммами, находящимися в распоряжении предприятия (валютное ограничение, приводящее к ограничению импорта);
· требование о фиксированном объеме обязательного экспорта (требование продажи товара на местном рынке, приводящее к ограничению экспорта).
Соглашение устанавливает переходные периоды, в течение которых запрещенные меры должны быть устранены. Для развитых стран этот период составляет 2 года, развивающихся – 5 лет, для стран с переходной экономикой – 7 лет (начиная с 1 января 1995 г.).
Дата: 2019-12-22, просмотров: 245.