Соглашение является одним из двух ныне действующих факультативных соглашений (второе – Соглашение по правительственным закупкам), так называемых соглашений с ограниченным числом участников. Факультативным данное соглашение является в силу того, что страна, ведущая переговоры о присоединении к ВТО, не обязана принять участие в Соглашении для вступления в ВТО.
Переговоры по данному вопросу впервые состоялись во время Токийского раунда (1973-1979 гг.) и Соглашение вступило в силу с 1 января 1981 г. Соглашение, фактически, создает секторальную зону свободной торговли в области торговли гражданской авиатехникой для участников Соглашения. То есть, страны-участницы Соглашения не облагают таможенной пошлиной:
· гражданские самолеты;
· вертолеты;
· запасные части к ним;
· технику, необходимую для их обслуживания и для подготовки летного состава.
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)
Мировой экспорт услуг в настоящее время составляет примерно один триллион долларов, что составляет 20% всего мирового экспорта. Благодаря стремительному развитию информационных технологий международная торговля услугами активно развивается и ее уровень может превысить уровень торговли товарами уже в ближайшее десятилетие.
Генеральное соглашение по торговле услугами было подписано во время Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Данное соглашение преломляет принципы, заложенные в основу торговли товарами системы ГАТТ/ВТО применительно к торговле услугами.
ГАТС состоит из:
· основных принципов, правил, применяемых к тем мерам, которые влияют на торговлю услугами. Приложения, которые определяют правила и принципы для специфических секторов;
· обязательства стран по либерализации доступа на их рынки иностранных поставщиков услуг в секторах и подсекторах услуг, перечисленных в перечнях специфических обязательств каждой из стран.
Наиболее важными общими принципами являются:
· принцип применения режима наибольшего благоприятствования (РНБ), так же, как и в области торговли товарами режим доступа на рынок услуг, который предоставляется государством должен распространяться на всех стран-участниц. Так же, как и в области торговли товарами из РНБ допускаются изъятия в силу преференциальных отношений стран в рамках регионального сотрудничества (процедура подготовки подобного изъятия определена приложением к ГАТС об изъятиях из обязательств по статье II);
· принцип прозрачности (транспарентность) регулирования торговли услугами;
· принцип взаимного признания стандартов или критериев в отношении разрешений, лицензирования или сертификации поставщиков услуг, необходимых для предоставление услуг;
· принцип функционирования монопольных поставщиков услуг закрепляет, что монопольный поставщик услуг должен действовать таким образом, чтобы не нарушался принцип РНБ или какое-либо из специфических обязательств, взятых государством;
· принцип того, что должны приниматься меры по дальнейшей либерализации доступа на рынок услуг и меры для обеспечения более активного участия развивающихся стран в торговле услугами.
Отдельно необходимо сказать о действии принципа национального режима. В связи с самой природой услуг национальное регулирование зачастую является единственным средством защиты национального производителя услуги, поэтому режим, предоставляемый национальному производителю, может быть лучше, чем для иностранного поставщика услуг. Но эти условия являются предметом переговоров и фиксируются в списке специфических обязательств. Приложения о специфических обязательствах стран-участниц являются неотъемлемой частью Соглашения.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 256.