Печать Королевства Норвегии: уход от партийной прессы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ежедневно в Норвегии в свет выходит 185 газет по данным ассоциации медиа-компаний. Общий тираж составляет почти три миллиона, из которых две трети составляют продажи на национальном уровне. Региональные газеты в крупных городах выходят тиражом чуть более одного миллиона. Самый большой тираж у ежедневного издания Aftenposten, которым владеет семья Шипстедов. Оно же признано наиболее авторитетным и популярным.

Возникновение и становление норвежской журналистики проходили в сложнейших условиях. Подчинение Дании с 1397 г. по 1814 г., а затем, до 1905 г. и Швеции, превратило Норвегию на длительное время в глухую провинцию. Подъем норвежской литературы и науки в восемнадцатом веке, веке Просвещения, связан с развитием капитализма и распространением в стране национально-патриотических настроений. Именно в это время появляется и собственно норвежская журналистика.

Первой газетой, опубликованной в Королевстве, была «Norwegian Intelligenz», появившаяся в 1763 году. До этого выпускались отдельные листовки и рукописные сообщения в новостях. Затем газеты появились в Бергене (1765), Тронхейме (1767) и Кристиансанне (1790). Это были так называемые «адресные бумаги», содержащие, в основном, рекламные объявления, которые появлялись раз в неделю. Только в начале 1800-х годов появился ряд еженедельных газет политического и философского содержания. Первым местным журналом был «Norsk Landboblad», созданный в 1811 годы Сивертом Аарфлотом в Эксете. Современная газетная форма была представлена Нильсом Вульфсбергом, с 1815 года издающим журнал «Norwegian Kingdom». Содержание рекламы и контента в нем было распределено поровну. Вулфсберг же основал в 1819 году и «Morgenbladet»- первую норвежскую ежедневную газету. В тридцатых годах 19 столетия ненависть к Швеции, под властью которой находилась Норвегия, все более укреплялась в сознании общества. Это послужило причиной появления семнадцати политических газет. Свет увидели такие ярко националистические газеты, постоянно стоявшие в оппозиции к королю, как: существующая и поныне «Morgenbladet», основанная еще в 1819 году, но ставшая действительно политической газетой лишь в начале 1830-х гг., «Granskeeren» (1840–1843) и «Den norske Titskuer» (1851–1853). Основанная в 1855 году «Aftenbladet» также была оппозиционным листком, но впоследствии она стала на сторону правительства. Кроме нее в распоряжении последнего находились: «Den Konstitutionell» (1836–1847) и «Christiana Posten» (1848–1863). В последнее время, после того как Норвегия сделалась самостоятельным королевством, вся пресса получила однообразно-националистическую окраску. Влиятельнейшими газетами Христиании в наши дни являются, наряду с «Morgenbladet», основанная в 1860 году «Aftenposten», основанная в 1868 году «Verdens Gang» и основанная в 1869 году «Dagbladet». Из остальных городов развитая печать встречается лишь в Бергене («Tidende», «Bergens Aftenblad», «Björgvin») и Ставангере («Vestlands-post», «Stavanger Avis», «Stavanger Aftenblad»).

Из норвежских журналов крупное национальное значение имели некоторые старинные издания, служившие носителями и распространителями тех умственных течений, которые ввели норвежское общество в новейший период его истории. Это были журналы: «Vidar» (1832–1834), «Nords Tidskrift for Videnskab og Literatur» (1847–1855) и «Nordsk Maanedskrift» (1856–1860). С 1879 г. выходит «Ny illustreret Tidende». Первый иллюстрированный журнал, основанный в 1851 г., выходил до 1866 г.

Как местные, так и общенациональные газеты традиционно были связаны с какой-либо партией или политическим направлением. Связи между партиями и газетами постепенно ослабли с 1970-х годов.
В 1990-х годах появились два новых типа газет: воскресные газеты и бесплатные газеты. «Dagbladet» основал воскресную газету в 1991 году, и вскоре за ней последовали другие крупные национальные и региональные газеты. Кроме того, воскресную прессу выпускают и несколько местных газет. Был создан ряд бесплатных газет , доходы которых основаны исключительно на рекламе.
Журнал и еженедельная пресса состоит из около 75 публикаций с общим годовым тиражом чуть менее 90 миллионов.

В Норвегии доминируют три основные медиа-группы: Schibsted ASA , A-pressen ASA и Edda Media AS .
Электронные формы общения стали обычным явлением. У большинства газет есть свои онлайн-издания, также появляются отдельные онлайн газеты.
Согласно данным за 2008 год, норвежец в среднем использует 2 часа 22 минуты перед экраном телевизора в день. 1 час и 20 минут используются для радиовещания, 49 минут для печатных СМИ (из 27 минут чтения). Интернет используется в среднем за 1 час 5 минут. Интернет установил новую повестку дня для средств массовой информации в Норвегии и затрагивает все другие виды средств массовой информации.

 





Радио и телевидение

В Норвегии есть государственная радио- и телекомпания, Норвежская национальная радиовещательная корпорация (NRK), с тремя общенациональными телеканалами и тремя национальными радиостанциями (2016 год), а также ряд частных радио и телевизионных каналов; TV 2 и TV Norway являются крупнейшими телеканалами, финансируемыми рекламой. пять национальных радиоканалов. Кроме того, существует ряд местных радиостанций, а также различные дополнительные каналы, которые в основном отправляются в цифровом виде. Основные норвежские телевизионные каналы является NRK по каналам NRK 1, 2 и НРК NRK3 / НРК Супер, на TV2, TV2 Zebra, ТВ Норвегии, FEM, TV 3 и Viasat 4. Развитие норвежского телевидения началось в 1958 году. Метровые волны, используемые для телевизионного вещания и FM-вещания, находятся в одном и том же диапазоне длин волн, и поэтому развитие телевидения и FM-радио могло бы стать общей разработкой. В период 1958-70 гг. была скоординированная параллельная разработка радиопередатчиков FM и телевизионных станций, радиолиний, телефонных, радио- и телевизионных радиолиний, где средства были объединены для получения большего количества услуг, насколько это возможно и целесообразно. Пробные трансляции цветного телевидения начались в 1972 году.

В наше время основными форматами распространения являются цифровые наземные сети, кабельное телевидение и спутниковое телевидение.

Королевство Швеция

Ведущая роль прессы

Журнальная и газетная литература в Швеции берет свое начало от еженедельников для нравственного чтения. Первый печатный орган на шведском языке вышел в свет в Стокгольме в 1645 году. Это была газета «Ординаре пост тейдендер» («Обычная почтовая газета»). Но еще раньше, в 1632 году, в Лейпциге на немецком языке выпускалась «Ординаре свенске постцайтунг» («Обычная шведская почтовая газета»). Первая ежедневная газета появилась в Стокгольме в 1763 году. Называлась она «Даглигт аллеханда» («Все за день»). Именно в это время, когда по всему цивилизованному миру широко и активно распространялись идеи Просвещения, периодика стала важным инструментом воспитания и просвещения масс, распространения идей передовых мыслителей. Швеция стала первой страной в мире, установившей достаточно широкую свободу печати. В 1766 году парламент принял Закон о свободе печати как составную часть конституции. Гораздо реже упоминается тот факт, что в результате государственного переворота в 1772 году свобода печати была практически ликвидирована. После обнародования первого закона о прессе в последние десятилетия XVIII века отмечался возврат к преследованиям и цензуре. Лишь в результате конституционной реформы 1809 года свобода печати восторжествовала, и следующий закон о свободе прессы был принят в 1812 году. Впервые в мировой истории в законодательном порядке была отменена цензура, гарантирована свобода выражения мнений и предоставлена свобода доступа к источникам информации, прежде всего к официальным документам. Бурное развитие шведская печать получила в XIX веке, когда, собственно, и сложились традиции шведского либерализма. Большую роль в этом сыграла газета «Aftonbladet» («Вечерняя газета»), основанная в 1830 году в Стокгольме видным общественным деятелем демократической ориентации Ларсом Йоханом Хмертом (1801–1872 годы). Бертиль Турекуль так рассказывает об этом в своей работе «Сила традиции и возможности журналистики в демократических системах»: «Осенью 1830 года некий шведский дворянин пригласил пятерых знатных господ на ужин в Стокгольме, чтобы обсудить проект новой газеты. Имя дворянина было Ларс Юхан Йерта, и созданная им газета получила название «Aftonbladet». Эта газета до сих пор выходит и является одной из ведущих вечерних газет Швеции. Йерта явился основателем современной шведской журналистики, да и вообще современной, либеральной идеологии печати. Его приемы до сих пор учат нас, как делать газеты. В его газете можно было найти подробные судебные репортажи, точные описания условий жизни народа, новости, неудобные для власти, бюллетени со всей страны и из-за рубежа, сплетни и семейные новости, произведения ведущих литераторов и высококачественную культурную дискуссию. На этой основе газета «Aftonbladet» стала оружием в борьбе против королевской власти, борьбе, приведшей в свое время в союзе и с другими демократическими силами к формированию шведской демократии. Формально – конституционная монархия, но на практике – парламентарная страна, где вся власть в руках народа, и с королем, превратившимся в символ. Однако противник легко не сдавался. Не раз правительство пыталось запретить выпуск газеты, чтобы таким образом отомстить за неудобные новости. Газета придумала хитрый способ выживания. Когда власть запретила выпуск, редакция сразу начала выпуск новой газеты: Второй «Aftonbladet», Третий «Aftonbladet», 26-ой «Aftonbladet». Хмерт и его газета выступали за проведение социально-политических реформ. Газета выходит и поныне, правда, сейчас она принадлежит Центральному объединению профсоюзов Швеции и отражает позицию Социал-демократической рабочей партии. В 1864 году появилась еще одна стокгольмская газета – «Дагенс нюхетер» («Новости дня»). На сегодняшний день это самая распространенная утренняя буржуазная газета в Скандинавии. Формально являясь «независимой», она вместе с тем отражает позиции Народной партии. Принадлежит газетно-издательскому концерну Бонньеров. Эта газета также имеет заслуги в демократическом движении страны. В 1884 году шведские консерваторы объединились вокруг другой ежедневной стокгольмской газеты – «Svenska Dagbladet» («Шведская ежедневная газета»). В этой газете была широко представлена культурно-просветительская тематика в национальном духе. Газета придерживается взглядов Умеренной коалиционной партии. Через четыре года после указанного события, в 1888 году, в Мальмё стала выходить ежедневная газета «Сконска дагбладет» («Ежедневная газета Сконе»), которая объединила вокруг себя средних и мелких землевладельцев, часть средней и мелкой буржуазии, т.е. социальную базу нынешней Партии центра. Газета выходит и сейчас, правда, тираж ее незначителен – всего около 28 тыс. экземпляров. В 1889 году начала выходить «Стокгольмс тиднинген» («Стокгольмская газета»), одно время самая популярная газета столицы. Как видим, именно Стокгольм определял развитие шведской печати. Два других центра – Гётеборг и Мальмё – не могли составить конкуренцию столице, но вместе эти три города и сейчас выпускают более половины тиража всех газет страны. В частности, в Гётеборге с 1858 года выходит ежедневная газета «Гётеборг постен» («Гётеборгская почта»), которая выражает интересы Народной партии. К XIX, позапрошлому веку относится и появление в Швеции рабочей печати, прямо связанное с возникновением в стране социал-демократического движения. Например, в 1886 году начинает выходить теоретический орган Социал-демократической партии газета «Социал-демократ», публикации которой были сориентированы на острые социально-политические проблемы страны. Шведская социал-демократия к началу XX века сумела создать довольно широкую сеть массовых изданий, обеспечивших ей завоевание преимущественного влияния в рабочем движении и широких слоях мелкой буржуазии.

Как отмечают исследователи политических течений и шведской журналистики, именно социал-демократическая печать «сыграла ведущую роль в ориентации шведского общества на социально-экономические реформы как путь выхода из кризиса 20–30-х годов. Развитие парламентаризма в эти же годы, поворот к решению социальных и классовых проблем с помощью компромиссов были обеспечены в значительной степени пропагандой либеральной печати».

«Тиднингарнас телеграмбюро» – ТТ – ведущее агентство новостей Швеции. Практически все шведские газеты, а также радио и телевидение являются постоянными подписчиками на услуги новостей ТТ, которое снабжает своих клиентов информацией о внутренней и международной политике, новостями спорта, отчетами с фондовых бирж, о событиях в экономике страны, различными статьями и т.п. Услугами ТТ пользуются не только шведские СМИ, но также газеты, журналы, радио и телевидение других стран Северной Европы.

Статистика показывает, что шведы входят в число самых активных покупателей газет в мире.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 297.