СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени М.В. Ломоносова

Факультет журналистики

 

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ

 

                                

 

Реферат студентки

Группы дневного отделения

Д.С. ЗОБОВОЙ

Проверил: Лукьянов А.И.

Москва

                                                         2019

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..3                                    

1.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКАНДИНАВСКОЙ ПРЕССЫ...3

2.Дания………………………… … ……………………………………….4

2.1. История Печати Дании: от 17 века до наших дней……………..4

2.2. Радиовещание в Дании……………………………………………..7

2.3. Телевидение в Дании………………………………………………..7

3. Исландия………………………………………………………………..7

3.1. Печать в Исландии: удивительный прогресс и

головокружительный успех……..……………………………………...7

3.2. Совместное радиовещание…………………………………………8

3.3. Телевидение и Интернет……………………………………………8

3.4. Впечатляющие результаты………………………………………...8

4.Норвегия…………………………………………………………………9

4.1. Печать Королевства Норвегии: уход от партийной прессы…...9

4.2. Радио и телевидение………………………………………………..10

5. Швеция…………………………………………………………………11

5.1. Ведущая роль прессы……………………………………………….11

5.3. Особенности шведского телевидения…………………………….14

5.4. Шведское радио……………………………………………………...14

6. Финляндия……………………………………………………………...15

6.1. Один из первых номеров «Abo Tidning»………………………….15

6.2. Пресса независимой Финляндии…………………………………..17

6.3. История русскоязычной прессы Финляндии……………………19

6.3. История русскоязычной прессы Финляндии……………………20

6.4. Современные СМИ Финляндии…………………………………...21

6.5. Радио и телевидение…………………………………………………21

Заключение………………………………………………………………..21

Библиографический список……………………………………………..21

 

 



Введение

Цель настоящего реферата – познакомить читателей с развитием и деятельностью СМИ стран Северной Европы. Норвегия, Финляндия, Швеция, Дания, Исландия известны своим высоким индексом человеческого развития (ИЧР), отражающим уровень жизни населения. Государства Северной Европы интересны еще и тем, что в настоящее время входят в группу «газетных стран» - стран, где уровень развития газетной индустрии и потребления печатного контента чрезвычайно высок: доля газет на рекламном рынке превышает 50%, оставляя на долю ТВ в среднем до 20%. Эта особенность скандинавских стран объясняется национальными традициями и образом жизни проживающих там людей. Однако большой интерес представляет и развитие телевидения, радио и Интернета. Рассмотрим деятельность СМИ в каждой из вышеперечисленных стран.

Королевство Дания

Радиовещание в Дании

Радиовещание в Дании возникло в 1925 году. Главные радиостанции расположены в Копенгагене, Калунборге, Теннере, Эсбьерге, Скиве, Ольборге. Помимо собственно датского телевидения, в стране принимаются станции эфирного вещания из ФРГ и Швеции. Большие изменения в радиовещании произошли в 1990-е годы. Началось цифровое вещание; изменилась система инвестирования и т.д. 8 ноября 1994 года был утвержден так называемый «проект Ниссена», по сути дела пятилетний план преобразований в сфере радиовещания, предложенный директором вещательной программы Данмаркс радио Кристианом С. Ниссеном. Проект предусматривал изменения в экономико-организационной сфере и программной политике.

Телевидение в Дании

Телевидение в стране существует с 1951 года. Сейчас в Дании существует как общественное, так и коммерческое телевидение, которое быстро развивается. Монополия общественного телевидения Данмаркс радио была разрушена в 1988 году, когда получил разрешение на вещание общенациональный частный канал ТВ-2. Радиовещанием и телевидением руководит созданный в 1925 году радиосовет, деятельность которого контролируется министерством культуры.

Радио и телевидение активно используют спутниковые технологии, что позволяет сделать их более оперативными средствами массовой информации и охватить большие регионы. Значительный акцент сделан на поддержке регионального и местного вещания.

Исландия

Совместное радиовещание

До недавнего времени в Исландии существовала всего одна радиостанция, находящаяся в Рейкьявике. Сейчас известно о 74 радиостанциях. Источником новостей для радио и телевидения служат норвежское агентство НТБ (Норвежское телеграфное бюро) и американское Ассошиэйтед Пресс. Кроме того, активно действуют агентства Рейтер и Юнайтед Пресс Интернешнл. Их влияние очень велико, поскольку все газеты предпочитают пользоваться услугами информационных агентств, а не добывать информацию самостоятельно. В силу этого публикуемые материалы, особенно на международные темы, редко носят самостоятельный, оригинальный характер.

Телевидение и Интернет

Телевещание в стране начало работу в 1966 года. Существует 14 телевизионных станций и 156 ретрансляторов, а также телевизионная станция на американской базе в Кеблавике. В стране насчитывается около 20 интернет-провайдеров и более 200 тысяч активных пользователей сети Интернет.

Впечатляющие результаты

В 2011 году, организация «Freedom House» оценивала СМИ Исландии, как одни из самых свободных в мире.

Королевство Норвегия

Радио и телевидение

В Норвегии есть государственная радио- и телекомпания, Норвежская национальная радиовещательная корпорация (NRK), с тремя общенациональными телеканалами и тремя национальными радиостанциями (2016 год), а также ряд частных радио и телевизионных каналов; TV 2 и TV Norway являются крупнейшими телеканалами, финансируемыми рекламой. пять национальных радиоканалов. Кроме того, существует ряд местных радиостанций, а также различные дополнительные каналы, которые в основном отправляются в цифровом виде. Основные норвежские телевизионные каналы является NRK по каналам NRK 1, 2 и НРК NRK3 / НРК Супер, на TV2, TV2 Zebra, ТВ Норвегии, FEM, TV 3 и Viasat 4. Развитие норвежского телевидения началось в 1958 году. Метровые волны, используемые для телевизионного вещания и FM-вещания, находятся в одном и том же диапазоне длин волн, и поэтому развитие телевидения и FM-радио могло бы стать общей разработкой. В период 1958-70 гг. была скоординированная параллельная разработка радиопередатчиков FM и телевизионных станций, радиолиний, телефонных, радио- и телевизионных радиолиний, где средства были объединены для получения большего количества услуг, насколько это возможно и целесообразно. Пробные трансляции цветного телевидения начались в 1972 году.

В наше время основными форматами распространения являются цифровые наземные сети, кабельное телевидение и спутниковое телевидение.

Королевство Швеция

Ведущая роль прессы

Журнальная и газетная литература в Швеции берет свое начало от еженедельников для нравственного чтения. Первый печатный орган на шведском языке вышел в свет в Стокгольме в 1645 году. Это была газета «Ординаре пост тейдендер» («Обычная почтовая газета»). Но еще раньше, в 1632 году, в Лейпциге на немецком языке выпускалась «Ординаре свенске постцайтунг» («Обычная шведская почтовая газета»). Первая ежедневная газета появилась в Стокгольме в 1763 году. Называлась она «Даглигт аллеханда» («Все за день»). Именно в это время, когда по всему цивилизованному миру широко и активно распространялись идеи Просвещения, периодика стала важным инструментом воспитания и просвещения масс, распространения идей передовых мыслителей. Швеция стала первой страной в мире, установившей достаточно широкую свободу печати. В 1766 году парламент принял Закон о свободе печати как составную часть конституции. Гораздо реже упоминается тот факт, что в результате государственного переворота в 1772 году свобода печати была практически ликвидирована. После обнародования первого закона о прессе в последние десятилетия XVIII века отмечался возврат к преследованиям и цензуре. Лишь в результате конституционной реформы 1809 года свобода печати восторжествовала, и следующий закон о свободе прессы был принят в 1812 году. Впервые в мировой истории в законодательном порядке была отменена цензура, гарантирована свобода выражения мнений и предоставлена свобода доступа к источникам информации, прежде всего к официальным документам. Бурное развитие шведская печать получила в XIX веке, когда, собственно, и сложились традиции шведского либерализма. Большую роль в этом сыграла газета «Aftonbladet» («Вечерняя газета»), основанная в 1830 году в Стокгольме видным общественным деятелем демократической ориентации Ларсом Йоханом Хмертом (1801–1872 годы). Бертиль Турекуль так рассказывает об этом в своей работе «Сила традиции и возможности журналистики в демократических системах»: «Осенью 1830 года некий шведский дворянин пригласил пятерых знатных господ на ужин в Стокгольме, чтобы обсудить проект новой газеты. Имя дворянина было Ларс Юхан Йерта, и созданная им газета получила название «Aftonbladet». Эта газета до сих пор выходит и является одной из ведущих вечерних газет Швеции. Йерта явился основателем современной шведской журналистики, да и вообще современной, либеральной идеологии печати. Его приемы до сих пор учат нас, как делать газеты. В его газете можно было найти подробные судебные репортажи, точные описания условий жизни народа, новости, неудобные для власти, бюллетени со всей страны и из-за рубежа, сплетни и семейные новости, произведения ведущих литераторов и высококачественную культурную дискуссию. На этой основе газета «Aftonbladet» стала оружием в борьбе против королевской власти, борьбе, приведшей в свое время в союзе и с другими демократическими силами к формированию шведской демократии. Формально – конституционная монархия, но на практике – парламентарная страна, где вся власть в руках народа, и с королем, превратившимся в символ. Однако противник легко не сдавался. Не раз правительство пыталось запретить выпуск газеты, чтобы таким образом отомстить за неудобные новости. Газета придумала хитрый способ выживания. Когда власть запретила выпуск, редакция сразу начала выпуск новой газеты: Второй «Aftonbladet», Третий «Aftonbladet», 26-ой «Aftonbladet». Хмерт и его газета выступали за проведение социально-политических реформ. Газета выходит и поныне, правда, сейчас она принадлежит Центральному объединению профсоюзов Швеции и отражает позицию Социал-демократической рабочей партии. В 1864 году появилась еще одна стокгольмская газета – «Дагенс нюхетер» («Новости дня»). На сегодняшний день это самая распространенная утренняя буржуазная газета в Скандинавии. Формально являясь «независимой», она вместе с тем отражает позиции Народной партии. Принадлежит газетно-издательскому концерну Бонньеров. Эта газета также имеет заслуги в демократическом движении страны. В 1884 году шведские консерваторы объединились вокруг другой ежедневной стокгольмской газеты – «Svenska Dagbladet» («Шведская ежедневная газета»). В этой газете была широко представлена культурно-просветительская тематика в национальном духе. Газета придерживается взглядов Умеренной коалиционной партии. Через четыре года после указанного события, в 1888 году, в Мальмё стала выходить ежедневная газета «Сконска дагбладет» («Ежедневная газета Сконе»), которая объединила вокруг себя средних и мелких землевладельцев, часть средней и мелкой буржуазии, т.е. социальную базу нынешней Партии центра. Газета выходит и сейчас, правда, тираж ее незначителен – всего около 28 тыс. экземпляров. В 1889 году начала выходить «Стокгольмс тиднинген» («Стокгольмская газета»), одно время самая популярная газета столицы. Как видим, именно Стокгольм определял развитие шведской печати. Два других центра – Гётеборг и Мальмё – не могли составить конкуренцию столице, но вместе эти три города и сейчас выпускают более половины тиража всех газет страны. В частности, в Гётеборге с 1858 года выходит ежедневная газета «Гётеборг постен» («Гётеборгская почта»), которая выражает интересы Народной партии. К XIX, позапрошлому веку относится и появление в Швеции рабочей печати, прямо связанное с возникновением в стране социал-демократического движения. Например, в 1886 году начинает выходить теоретический орган Социал-демократической партии газета «Социал-демократ», публикации которой были сориентированы на острые социально-политические проблемы страны. Шведская социал-демократия к началу XX века сумела создать довольно широкую сеть массовых изданий, обеспечивших ей завоевание преимущественного влияния в рабочем движении и широких слоях мелкой буржуазии.

Как отмечают исследователи политических течений и шведской журналистики, именно социал-демократическая печать «сыграла ведущую роль в ориентации шведского общества на социально-экономические реформы как путь выхода из кризиса 20–30-х годов. Развитие парламентаризма в эти же годы, поворот к решению социальных и классовых проблем с помощью компромиссов были обеспечены в значительной степени пропагандой либеральной печати».

«Тиднингарнас телеграмбюро» – ТТ – ведущее агентство новостей Швеции. Практически все шведские газеты, а также радио и телевидение являются постоянными подписчиками на услуги новостей ТТ, которое снабжает своих клиентов информацией о внутренней и международной политике, новостями спорта, отчетами с фондовых бирж, о событиях в экономике страны, различными статьями и т.п. Услугами ТТ пользуются не только шведские СМИ, но также газеты, журналы, радио и телевидение других стран Северной Европы.

Статистика показывает, что шведы входят в число самых активных покупателей газет в мире.

Шведское радио

Шведская общественная радиовещательная организация Sveriges Radio AB, SR («Шведское радио») появилась в 1925 году и создала целую монополию общественных вещателей, длившуюся до 1987 года.

Финляндия

До 1809 года Финляндия принадлежала Швеции, поэтому большинство финляндских газет выходило на шведском языке. Первая шведская газета в Финляндии, «Abo Tidning», появилась в 1771 году, Первая финляндская была издана в 1820 г. Р. фон Бекером; впоследствии «Uusi Suometar» в Гельсингфорсе сделалась руководящим органом финляндской прессы; наряду с ней выходили «Itä-Suomen Sanomat» и «Wiipurin Sanomat» и еженедельник «Finsk Tidskrift». При политических волнениях, происходивших в Финляндии с 1900 года, генерал-губернатор установил строгие цензурные порядки, многочисленные газеты приостанавливались частью на целые месяцы, частью и навсегда. Только после восстановления в октябре 1905 г. прежнего государственного строя финляндцы стали ожидать наступления новой эры для своей прессы.

Современные СМИ Финляндии

Наряду с другими странами Северной Европы и Японией Финляндия находится на позиции лидеров по совокупному тиражу газет в отношении численности населения. Самая крупная финноязычная газета — независимая «Helsingin Sanomat», выходящая ежедневно тиражом в 338 тысяч экземпляров и объёмом до 100 страниц. Следующими по популярности являются «Aamulehti» и «Turun Sanomat». Самым крупным русскоязычным изданием в Финляндии является ежемесячная газета «Спектр», выходящая в Хельсинки тиражом в 15 тысяч экземпляров по данным на июль 2015. Крупнейшими шведоязычными газетами являются «Hufvudstadsbladet» и «Åbo Underrättelser».

Радио и телевидение

Общенациональная система радио- и телевещания принадлежит государству. Радиопередачи транслируются на всю страну по трём каналам. Кроме того, в ряде коммун действуют местные радиостанции со смешанным капиталом.

Телевидение имеет три общегосударственных канала. Наряду с передачами редакции государственного акционерного общества «YLE» (фин. Yleisradio Oy, швед. Rundradion Ab), в которое входят телеканалы Yle TV1, Yle TV2 и радиоканал YLE Radio 1, по ним транслируются на условиях аренды также программы частной телекомпании МТВ и концерна ТВ-3.

Заключение

Скандинавская журналистика формировалась в особых условиях: страны региона оказались неразрывно связаны между собой, а потому оказывали друг на друга существенное влияние в политической, экономической и культурной сферах.

Библиографический список

Л. Саламон «Всеобщая история прессы», глава 3. «Скандинавская печать»: http://evartist.narod.ru/text2/29.htm#з_18

Михайлов С.А. «Журналистика стран Северной Европы»: http://evartist.narod.ru/text14/44.htm

Википедия. СМИ Швеции, Норвегии, Исландии, Дании и Финляндии.

Вартанова Е.Л. «Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием»: http://www.evartist.narod.ru/text19/019.htm 



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени М.В. Ломоносова

Факультет журналистики

 

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ

 

                                

 

Реферат студентки

Группы дневного отделения

Д.С. ЗОБОВОЙ

Проверил: Лукьянов А.И.

Москва

                                                         2019

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..3                                    

1.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКАНДИНАВСКОЙ ПРЕССЫ...3

2.Дания………………………… … ……………………………………….4

2.1. История Печати Дании: от 17 века до наших дней……………..4

2.2. Радиовещание в Дании……………………………………………..7

2.3. Телевидение в Дании………………………………………………..7

3. Исландия………………………………………………………………..7

3.1. Печать в Исландии: удивительный прогресс и

головокружительный успех……..……………………………………...7

3.2. Совместное радиовещание…………………………………………8

3.3. Телевидение и Интернет……………………………………………8

3.4. Впечатляющие результаты………………………………………...8

4.Норвегия…………………………………………………………………9

4.1. Печать Королевства Норвегии: уход от партийной прессы…...9

4.2. Радио и телевидение………………………………………………..10

5. Швеция…………………………………………………………………11

5.1. Ведущая роль прессы……………………………………………….11

5.3. Особенности шведского телевидения…………………………….14

5.4. Шведское радио……………………………………………………...14

6. Финляндия……………………………………………………………...15

6.1. Один из первых номеров «Abo Tidning»………………………….15

6.2. Пресса независимой Финляндии…………………………………..17

6.3. История русскоязычной прессы Финляндии……………………19

6.3. История русскоязычной прессы Финляндии……………………20

6.4. Современные СМИ Финляндии…………………………………...21

6.5. Радио и телевидение…………………………………………………21

Заключение………………………………………………………………..21

Библиографический список……………………………………………..21

 

 



Введение

Цель настоящего реферата – познакомить читателей с развитием и деятельностью СМИ стран Северной Европы. Норвегия, Финляндия, Швеция, Дания, Исландия известны своим высоким индексом человеческого развития (ИЧР), отражающим уровень жизни населения. Государства Северной Европы интересны еще и тем, что в настоящее время входят в группу «газетных стран» - стран, где уровень развития газетной индустрии и потребления печатного контента чрезвычайно высок: доля газет на рекламном рынке превышает 50%, оставляя на долю ТВ в среднем до 20%. Эта особенность скандинавских стран объясняется национальными традициями и образом жизни проживающих там людей. Однако большой интерес представляет и развитие телевидения, радио и Интернета. Рассмотрим деятельность СМИ в каждой из вышеперечисленных стран.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 362.