В любой момент времени в разных точках планеты люди занимаются работой в рамках проектов развития, целью которых является повышение уровня жизни и сокращение бедности. В прошлом году Всемирный банк выделил развивающимся странам 23,6 млрд долл. США на 279 проектов. Цель нашей финансовой и/или технической помощи – помочь этим странам сократить масштабы бедности.
В настоящее время Банк участвует в финансировании более 1 800 проектов практически во всех секторах экономики развивающихся стран. Финансируются проекты в самых разных областях деятельности. Примерами являются развитие микрокредитования в Боснии и Герцеговине, повышение эффективности профилактики СПИДа в Гвинее, поддержка образования девочек в Бангладеш, повышение эффективности здравоохранения в Мексике, содействие восстановлению провозгласившего независимость Восточного Тимора и оказание Индии помощи в ликвидации последствий разрушительного землетрясения в штате Гурджарат.
Два тесно связанные между собой учреждения в составе Всемирного банка — Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (МАР) — предоставляют средства в кредит по низким процентным ставкам, под нулевой процент или в виде грантов странам, не имеющим доступа к международным рынкам капитала или имеющим такой доступ на невыгодных условиях. В отличие от других финансовых учреждений, мы не стремимся к получению прибыли. МБРР действует на рыночной основе, пользуется своим высоким кредитным рейтингом, позволяющим ему получать средства под низкий процент, для того чтобы предоставлять кредиты своим клиентам из числа развивающихся стран также по низким процентным ставкам. Мы самостоятельно покрываем свои операционные расходы, не используя для этого внешние источники финансирования[8].
Итак, откуда берутся деньги, благодаря которым существует и действует Всемирный банк, и как мы расходуем эти средства для решения стоящих перед нами задач?
Мобилизация средств
Займы, предоставляемые МБРР развивающимся странам, финансируются в основном путем продажи облигаций, имеющих рейтинг "AAA" на мировых финансовых рынках. Хотя МБРР получает небольшую прибыль по своим кредитам, более значительный доход он получает от собственного капитала. Этот капитал состоит из резервов, накопленных в течение многих лет, и средств, получаемых в виде взносов от 185 государств-членов Всемирного банка Прибыль МБРР используется также для покрытия операционных расходов, частично перечисляется МАР и используется для облегчения бремени задолженности стран .
Ресурсы МАР, которая является крупнейшим в мире источником финансирования беднейших стран мира в виде беспроцентных займов и грантов, пополняются каждые три года 40 странами-донорами. Дополнительные средства МАР получает по мере погашения странами предоставляемых на срок от 35 до 40 лет беспроцентных займов. Эти средства затем вновь используются для предоставления кредитов. На долю МАР приходится почти 40 процентов общего объема наших кредитных операций.
Займы
Действуя через МБРР и МАР, мы предоставляем займы двух основных видов: инвестиционные займы и займы на цели развития. Инвестиционные займы предоставляются для финансирования товаров, работ и услуг в рамках проектов социально-экономического развития в самых различных секторах. Займы на цели развития (которые раньше назывались займами на цели структурных преобразований) предоставляются путем ускоренного выделения финансовых ресурсов в целях поддержки реформ политики и институциональных реформ. Проценты по кредитам МАР не начисляются. Более подробную информацию о финансовых продуктах, услугах, процентных ставках и сборах МБРР см. на странице Казначейского департамента Всемирного банка.
Получаемая от заемщика заявка на финансирование проекта оценивается, с тем чтобы убедиться в том, что данный проект является приемлемым в экономическом, финансовом, социальном и экологическом отношениях. На стадии переговоров по займу Банк и заемщик согласовывают задачи развития, решаемые в рамках проекта, компоненты проекта, ожидаемые результаты, контрольные показатели эффективности реализации проекта и план его реализации, а также график выделения средств займа. В то время как мы наблюдаем за использованием средств каждого займа и оцениваем результаты реализации проектов, заемщик реализует проект и программу в соответствии с согласованными условиями. Три четверти средств непогашенных займов управляются директорами по странам, работающими в постоянных представительствах Банка в государствах-членах. Около 30 процентов персонала Банка работают в постоянных представительствах, которых по всему миру насчитывается почти 100.
Долгосрочные займы (кредиты) МАР являются беспроцентными, однако по ним взимается небольшой комиссионный сбор в размере 0,75 процента предоставленных средств. Взимаемый МАР сбор за резервирование средств составляет от нуля до 0,5 процентов неиспользованной суммы кредита; в 2006 финансовом году ставка этого сбора была установлена на уровне 0,33 процента. Полную информацию о финансовых продуктах, услугах, процентных ставках и сборах МБРР см. на странице Казначейского департамента Всемирного банка. Казначейство руководит всеми осуществляемыми МБРР операциями заимствования и кредитования, а также выполняет функции казначея, обслуживая другие учреждения в составе Группы Всемирного банка[9].
Гранты
Целью грантов является содействие разработке проектов путем стимулирования нововведений, сотрудничества между организациями и участия местных заинтересованных сторон в работе над проектами. В последние годы гранты МАР, финансируемые напрямую, либо управляемые в рамках партнерских отношений, использовались в следующих целях:
Облегчение долгового бремени стран с высоким уровнем задолженности
Повышение эффективности служб канализации и водоснабжения
Поддержка программ иммунизации и вакцинации с целю снижения заболеваемости инфекционными болезнями, такими как малярия
Борьба с пандемией ВИЧ/СПИДа
Поддержка организаций гражданского общества
Создание стимулов для сокращения выбросов парниковых газов
Узнайте о том, какую пользу принесли эти гранты, на странице МАР в действии. Более подробную информацию см. на странице, посвященной грантам.
Аналитические и консультационные услуги
Хотя Банк известен прежде всего как финансовое учреждение, одной из наиболее важных функций, выполняемых им, является анализ проводимой странами политики и разработка соответствующих рекомендаций с целью улучшения социально-экономической ситуации в странах и улучшения условий жизни населения. Мы делаем это, работая по нескольким направлениям: мы занимаемся исследовательской работой по широкому кругу вопросов, таких как окружающая среда, бедность, торговля и глобализация, и экономическими и отраслевыми исследованиями в конкретных секторах . Мы анализируем перспективы экономического развития страны, в том числе, например, банковский и финансовый сектора, торговля, проблема бедности и система социальной защиты.
Мы также используем наши ресурсы и наш банк знаний для распространения информации между нашими клиентами, с тем чтобы они располагали всеми необходимыми знаниями и навыком для решения задач развития и содействия экономическому росту. Говоря о банке знаний, мы имеем в виду наши обширные контакты, богатые знания, информацию и опыт, обретенный нами за много лет работы во многих странах, над многими проектами, участвуя в процессе развития. Наша конечная цель заключается в содействии революции знаний в развивающихся странах.
Результаты нашего анализа, наши рекомендации и знания передаются нашим странам-клиентам, их правительствам, другим участникам процесса развития, а также обществу в целом. Для этого мы используем целый ряд инструментов:
Оценки проблемы бедности
Oбзоры государственных расходов
Меморандумы об экономике стран
Обзоры социальной и структурной политики
Доклады о состоянии секторов
Темы развития
Наращивание потенциала
Еще одной важнейшей функцией Банка является содействие расширению возможностей собственного персонала, наших партнеров и населения развивающихся стран – содействие обретению ими знаний и навыков, необходимых для оказания технической помощи, повышения эффективности деятельности государственных органов и оказания услуг, стимулирования экономического роста и реализации программ сокращения бедности. Для удовлетворения огромных потребностей в информации и для поддержания диалога по вопросам развития Банком налажены связи и созданы специальные сети, объединяющие множество участников процесса развития[10].
Консультативные службы и веб-страница "Задавайте нам вопросы" предоставляют информацию по телефону, факсу или через Интернет. В Банке действуют более 25 консультативных служб. Своевременно отвечающие на запросы сотрудники Банка оказывают неоценимую помощь нашим клиентам и партнерам, удовлетворяя их потребности в информации. Часто они служат первым, а иногда и единственным источником информации для клиентов, партнеров и населения развивающихся стран.
Глобальная сеть обучения в области развития – это разветвленная сеть центров дистанционного обучения, использующая последнюю информацию и самые современные и передовых коммуникационные технологии для налаживания связей между теми, кто участвует в процессе развития по всему миру.
Служба Интернет-трансляций B-SPAN – это Интернет-портал, при помощи которого Всемирный банк проводит семинары и конференции на такие темы, как устойчивое развитие и сокращение масштабов бедности.
2.2. Всемирный банк и знание для развития в информационную эру
Всемирный Банк и Правительство Канады с 21 по 25 июня провели в канадском городе Торонто, известном своей высочайшей телебашней CN Tower и хоккейной командой Toronto Maple Leafs конференцию Global Knowledge '97 ("Глобальное знание 97"). 1200 политических лидеров, общественных деятелей, ученых и специалистов собрались на это мероприятие.[11]
Представительность конференции придавали своим участием Генеральный секретарь ООН Кофи Аниан, Президент ВБ Джеймс Д. Вульфенсон, Гендиректор ЮНЕСКО Федерико Майор, основатель и руководитель компьютерного гиганта Dell Computer Corporation Майкл Дел и другие V. I. Р., список которых занял бы половину объема этого материала. Отметить нужно только то, что среди государственных деятелей, за исключением канадских министров как "хозяев поля", преобладали представители развивающихся стран, особенно африканских. Многие африканцы говорили только по-французски и видимо для лучшего взаимопонимания гостей местом встречи выбрали двуязычную Канаду. Работа секций шла в трех отелях со специальным оборудованием для таких мероприятий: Шератоне, Хилтоне и Колони. Информационное и техническое обеспечение участников было также на хорошем уровне.
Тема конференции официально звучала как "Знание для развития в информационную эру". Со времен великого английского философа Френсиса Бэкона, сказавшего, что "знание есть сила", англосаксы питают к понятию знания большое уважение. Эта конференция также прошла под знакам преклонения перед знанием глобальным, т. е. проникающим и охватывающим весь мир. Докладчики показывали, как они используют современную технику (в основном компьютерные сети) для распространения знаний, какие политические, экономические, культурные и др. обстоятельства препятствуют передаче знаний через глобальные сети. Некоторые секции были посвящены не столько технике, сколько технологиям знания, например дистантному (по нашему заочному) образованию. Собственно работа конференции была выстроена в одном ключе: хотя обсуждения велись в разных секциях, а секции одновременно заседали в трех разных отелях, выступления участников были посвящены одному вопросу: как использовать технологии для улучшения доступа к знаниям. Казалось, здесь собралось слишком много народу, а тема слишком отвлеченна, чтобы можно было о чем-то полезном говорить. Но более точно и рельефно главную идею конференции обозначил в своей вступительной речи Президент ВБ Джеймс Вульфенсон: «Всемирный Банк должен совершить поворот к глобальному знанию, поскольку ресурсы без знаний не обеспечивают устойчивого развития. Конференция не задумывалась как фейерверк западных технологий для развивающихся стран. Сегодня вопрос стоит не о технологиях, но об их доступности для всех. И масштаб задачи прекрасно представляет, приводя цифры: 3 млрд. людей живут сегодня меньше, чем па 3 доллара в день и 1 млрд, людей не имеют доступа к воде. Тем не менее, просто поставить людям технику и технологии недостаточно, нужно еще научить работать с ней и, что важно, не делать эти знания достоянием избранных.
Наиболее интересно и ярко в ораторском отношении на этот вопрос попытались ответить руководители двух стран: Президент Коста-Рики Хосе Мария Фигейрос и Президент Уганды Йовери К. Мусевени. То есть две эти страны были, как бы признаны организаторами конференции лидерами в использовании технологий знания для экономического роста.
Из выступления г-на Фигейроса следовало, что Коста-Рика совсем не "банановая" республика, как многие в Кыргызстане любят представлять страны Латинской Америки, Сегодня Коста-Рика занимает первое место в Латинской Америке по уровню экономической свободы и третье место по уровню жизни, грамотность населения - 94 %, а уровень безработицы не превышает 6% в год (годовой доход на душу населения -2600 USD, население - 3, 3 млн. чел., площадь Коста-Рики - 51 тыс. кв. км.). Основные статьи экспорта сегодня не кофе, сахар и говядина, как раньше, а продукты высоких технологий. Например, в Коста-Рике производятся микропроцессоры Intel, 100 % кварцевых приборов Motorola, Центр обслуживания по Северной Америке компьютеров Acer также находится здесь. Достигается это тем, что в Коста-Рике сокращены вооруженные силы, 5, 1 % ВВП сейчас, а со следующего года не менее 6 % в законодательном порядке должны идти на образование. Как заметил президент Фигейрос, население Земли делится сегодня на граждан мира (тех, кто имеет выход в Интернет) и не граждан (тех, кто такового не имеет). И глава Коста-Рики явно намерен увеличить число граждан мира за счет граждан своей страны. Выступление Хосе Мария Фигейроса произвело впечатление на участников конференции и во многих секциях пример Коста-Рики довольно критично обсуждался. Успехи этой республики никто под сомнение не ставил. Другое дело, что граждане других развивающихся стран считают эти успехи результатом географического положения страны (под защитой военно-морского флота США нет необходимости иметь собственную армию) и лидерством политика с американской ориентацией (Президент Фигейрос закончил военную академию США Вест-Пойнт и получил инженерное образование в Калгари, Канада). Подразумевалось, что не всем же такое счастье может привалить. Может быть, поэтому выступление главы страны, пережившей три диктатуры подряд - Уганды - конференция встретила с большим пониманием.
Президент Мусевени пришел к власти в 1979 году, после бегства диктатора Иди Амина. Был марксистом, затем стал самым последовательным сторонником капитализма в Африке. Получив страну в совершенно хаотическом состоянии, Мусевени управляет сегодня одной из самых динамично развивающихся стран континента (среднегодовой прирост ВНП с 1985-94 - 2, 3 %). В крупной канадской газете The Globe and Mail перед приездом Президента Мусевени в Торонто была опубликована статья, в которой Уганду назвали "колыбелью современной Африки". Руководителя Уганды считают государственным деятелем нового типа, который, в отличие от большинства африканских лидеров сделал приоритетом национальной экономики не личное обогащение, а развитие страны, в том числе и ее системы образования. Также в ходе конференции было много представителей Уганды, демонстрировавших внедрение в их стране технологий для глобального знания. Демонстрации успехов бывших колоний вызвали скептичную реакцию у представителей бывшего Варшавского блока. С одной стороны, естественно, сказывалось врожденное недоверие к любой "выставке достижений народного хозяйства" и вообще к пропаганде. С другой стороны, практически все говорили, что Интернет - это прекрасное средство, но где мы возьмем деньги для его массового использования? И все же важнее, на наш взгляд, в проблеме распространения глобального знания другое. В первую очередь, образование, необходимое для экономического развития не является приоритетом ни в Кыргызстане, ни в других постсоветских странах. Вузов все больше, расходов на образование, все меньше. Во-вторых, отсутствие налаженных информационных потоков из внешнего мира оставляет кыргызское общество ориентированным на российскую и шире "советскую" точку зрения. Во внешнеэкономических и внешнеполитических вопросах такая игра в одни ворота сильно вредит развитию республики. В-третьих, без равного доступа к информации ни о каком развитии нации не может быть и речи. Между тем, в Кыргызстане и в других бывших тоталитарных странах равного доступа как раз нет - свободно получать информацию техническое оснащение и карман позволяет только государству и крупному бизнесу (т. е. опять же государству, но в другом обличье). И чем меньше у власти остается рычагов прямого давления на общество (с уменьшением бюджетного финансирования и ростом числа негосударственных предприятий), тем меньше у государства будет желание делиться информацией с обществом.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 261.