Деятельность Всемирного Банка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие Всемирного Банка

Всемирный банк является одним из важнейших источников финансовой и технической помощи, оказываемой развивающимся странам мира. Наше предназначение – бороться с бедностью с энтузиазмом и профессионализмом, стремясь к достижению устойчивых результатов, и помогать людям улучшать условия своей жизни и состояние окружающей среды, предоставляя им ресурсы, делясь знаниями, способствуя наращиванию потенциала и укреплению партнерских отношений в государственном и частном секторах.

Мы не являемся банком в обычном значении этого слова. Наша организация состоит из двух уникальных организаций развития, принадлежащих 187 странам-членам – Meждународного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международной ассоциации развития (МАР)[1].

Эти два учреждения действуют сообща, но каждое из них играет особую роль в процессе воплощения в жизнь идей всеобъемлющей и устойчивой глобализации. Цель МБРР – сокращение масштабов бедности в странах со средним уровнем дохода и в кредитоспособных странах с низким уровнем дохода, в то время как внимание МАР сосредоточено на беднейших странах мира.

Их деятельность дополняется работой Международной финансовой корпорации (IFC), Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям (MIGA) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

Совместно эти учреждения предоставляют развивающимся странам займы по низким ставкам, беспроцентные кредиты и гранты, помогая им решать стоящие перед ними задачи в самых разных областях деятельности, таких как образование, здравоохранение, государственное управление, инфраструктура, развитие финансового и частного секторов, сельское хозяйство, охрана окружающей среды и управление природными ресурсами

Штаб-квартира основанного в 1944 Всемирного банка расположена в г. Вашингтоне (Федеральный округ Колумбия). В нашей организации, имеющей более 100 представительств по всему миру, работают более 10 000 человек.

Всемирный банк, как международная финансовая организация, занимает особое место в институциональной структуре мирового хозяйства. В условиях растущей глобализации экономики усиливается необходимость координации экономической, в том числе международной валютно-кредитной и финансовой политики государств. Группа Всемирного банка (ВБ) включает: Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и его структурные подразделения - Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС)[2].

Являясь органом межгосударственного кредитования и регулирования, с момента своего основания группа Всемирного банка на 30 июня 2001 г. предоставила кредиты на сумму 314,9 млрд. долл. 129 странам. Всемирный банк стал ведущим мировым инвестиционным банком и кредитором проектов развития. Количество членов ВБ увеличилось с 38 стран (в 1946 г. первое годовое собрание) до 183 (2001 г.)2.

Всемирный банк, многостороннее кредитное учреждение, состоящее их пяти тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран.

1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Его цель - предоставление кредитов относительно богатым развивающимся странам.

2. Международная ассоциация развития (МАР) основана в 1960 году. Ее цель- предоставление особо льготных кредитов беднейшим развивающимся странам, которые не в состоянии брать кредиты у Всемирного банка.

3. Международная финансовая корпорация (МФК), основанная в 1956 году, целью которой является содействие экономическому росту в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.

4. Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ). Основано в 1988 году. Цель агентства - поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками.

5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) основан в 1966 году. Он содействует увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами. Его целями является - консультирование, научные исследования, предоставление информации об инвестиционном законодательстве[3].

Следует сказать еще о том, Что существует нечеткое представление о Всемирном банке, с одной стороны и МВФ - с другой, что зачастую становится причиной недоразумений из-за ряда внешних сходств этих организаций. Всемирный банк и МВФ - это юридически самостоятельные организации с различными целями. Прежде чем какая-либо страна может обратиться с просьбой о приеме в члены Всемирного банка, она должна быть членом МФВ. Главной задачей Всемирного банка является содействие устойчивому экономическому росту, который ведет к сокращению нищеты в развивающихся странах, путем оказания помощи по увеличению производства через долгосрочное финансирование проектов и программ развития. А МВФ главным образом следит за функционированием международной валютной системы, валютной политикой и политикой валютных курсов его стран-членов. В то время как Всемирный банк предоставляет займы только бедным странам, МВФ может делать это по отношению к любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств кредиторам в других странах.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан в 1946 г. в соответствии с договоренностью участников Бреттон-Вудской конференции. 28 стран подписали "Статус соглашения о Международном банке реконструкции и развития", который был разработан на конференции Организации Объединенных наций по валютно-финансовым вопросам. Устав МБРР неоднократно изменялся. Банк как специализированное учреждение ООН входит в систему Объединенных Наций.

Штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне. Банк имеет около 70 региональных и страновых бюро и представительств, в том числе и в Кыргызстане. По данным на 1996 год[4] 180 государств являются членами МБРР. Членство открыто только для членов МВФ в то время и на тех условиях, которые определяются банком. Каждая страна - член МБРР должна стать подписчиком его капитала, причем минимальная доля вносимого капитала определяется банком.

МБРР сравним с международным кооперативом, который принадлежит государствам-членам. Размер пая страны определяется соотношением экономики страны относительно всемирной экономики. На долю индустриально развитых стран приходится около 45 процентов. Это объясняется их значительной ролью в международных экономических связях. Как следствие, богатейшие страны имеют определяющее влияние на политику Банка. На долю Соединенных Штатов Америки приходится 17 процентов от общего пая что дает США, возможность наложить вето на любые изменения в Уставе Банка т.к. для этого требуется 85 процентов. Однако, фактически все другие вопросы, включая утверждение займов, решаются всеми членами Банка большинством голосов.

Таблица 1.

Динамика индекса человеческого развития и его составляющих1

Показатель

Годы

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009   Индекс продолжительности жизни Индекс достигнутого уровня образования Индекс доходов Индекс человеческого развития     0,722     0,870   0,552     0,715     0,705     0,867   0,525     0,699     0,683     0,855   0,491     0,676     0,683     0,859   0,487     0,676     0,693     0,862   0,508     0,688     0,698     0,869   0,521     0,696     0,702     0,879   0,523     0,701     0,700     0,888   0,529     0,706     0,725   0,895   0,539     0,719     0,728   0,895   0,546     0,723     0,718     0,898   0,555     0,724     0,729     0,898   -     0,728

 

Индекса до 0,676 в основном за счет снижения ВВП на душу населения, то, начиная с 2002 г. наблюдается стабильный рост индекса. В 2009г. значение показателя ИЧР достигло 0,728. Наиболее существенное влияние на рост ИЧР оказал индекс продолжительности жизни, увеличение которого было обусловлено снижением младенческой и общей смертности.

За период с 2006 по 2009 гг. наблюдается снижение дифференциации доходов населения. Так коэффициент Джини, рассчитанный по уровню денежных доходов населения, уменьшился с 0,449 до 0,407, что обусловлено ростом реальных доходов.

 За анализируемый период (2002-2009 гг.) стоимостная черта крайней и общей бедности возросла в 2,2 раза. Если в 2002г. крайняя черта бедности была определена на уровне 2199,6 сом на душу населения в год, а общая черта бедности на уровне 3651,6 сом, то в 2009г. данные показатели составили 4747 и 7885 сомов соответственно. 

Рассматривая динамику уровня бедности республики за период 2002-2009 гг. по данным обследования домохозяйств, можно отметить, что за последние годы наблюдается тенденция к снижению бедности населения. Наиболее высокий уровень крайней и общей бедности имел место в 2005г. В этот период за чертой крайней бедности оказалось 23,3% населения, а показатель общей бедности достиг 55,3%. Причиной увеличения масштабов бедности в стране явился экономический кризис 2004г. Однако после резкого спада жизненного уровня в 2005 году, обусловленного снижением доходов населения, ростом инфляции на 39,9%, сокращением объемов ВВП, в 2006г. произошли позитивные изменения. Постепенно экономическая ситуация стабилизировалась, что нашло отражение и в показателях бедности. Если в 2006г. уровень бедности по расходам равнялся 52%, то в 2009г. он снизился на 11,2%, составив 40,8%. Такая же тенденция характерна и для крайней бедности. За период с 2006 по 2009 гг. доля населения, проживающего за чертой крайней бедности, сократилась на 8,4 процентных пункта, составив на конец анализируемого периода 9,4% (см. рисунок 1)[13].

 

Рисунок 1.

 

Устойчивое снижение бедности наблюдается и при использовании методики оценки бедности по уровню личного потребления и эквивалентному потреблению на взрослую душу населения. Исходя из данных критериев, черта общей бедности в 2009г. была определена на уровне 7342 сома, а крайней бедности 4893 сома. Энергетическая ценность продуктов питания бедных домашних хозяйств составляла 1618 калорий или две третьих от среднереспубликанского уровня. Применение эквивалентной шкалы отдельно для каждой семьи с учетом количества детей, снизило показатель бедности на 8,3 процентных пункта. По данной методике за чертой бедности проживало 32,5% населения.

Улучшение ситуации в области преодоления бедности стало возможным благодаря комплексным мерам, принимаемым со стороны правительства республики и гражданского общества. Определенные сдвиги в сокращении бедности произошли в результате реализации первого этапа Национальной стратегии сокращения бедности. За период 2005-2009 гг. размер начисленной заработной платы увеличился в 1,8 раза, причем наибольший ее рост (на 18,5 процентных пункта) отмечен в 2007г..

Для определения интенсивности бедности немаловажное значение имеет анализ того, насколько далеко за чертой бедности находится семья. Для этих целей используется индекс глубины бедности, который отражает средний дефицит совокупных расходов у всего населения по отношению к черте бедности. За рассматриваемый период индекс глубины бедности снизился на 5,1 процентных пункта и составил в 2009 году 10,8%. Наиболее высокое значение данного показателя - 19,8% наблюдалось в 2005 году.

Такая же тенденция характерна и для индекса остроты бедности, который сократился с 2002г. в два раза и составил 3,9% в 2009 году (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Бедность по месту жительства в Кыргызской Республике2

(в процентах)

Годы

Бедные

из них: очень бедные

Глубина бедности

Острота

бедности

Всего Город Село Всего Город Село
2002 43,5 30,3 49,6 19,1 10,3 23,3 15,9 7,9
2003 42,9 22,2 55,3 14,8 4,9 20,7 13,9 6,3
2004 54,9 42,2 62,4 23,0 18,3 25,8 19,5 9,2
2005 55,3 42,4 60,0 22,3 17,1 25,6 19,8 9,8
2006 52,0 43,9 56,4 17,8 12,7 20,5 17,7 7,7
2007 47,6 41,2 51,0 13,5 9,6 15,6 13,9 5,6
20083 44,4 39,6 47,0 13,8 12,0 14,7 13,2 5,5
2009 40,8 31,5 45,7 9,4 5,0 11,7 10,8 3,9

 

 

Анализируя уровень бедности населения по месту жительства за ряд лет, следует отметить, что наибольшее количество бедных домохозяйств проживает в сельской местности. Доля таких семей в 2009 году составила 45,7%.

Региональные различия бедности обусловлены демографическими особенностями, спецификой рынка труда, расположением промышленных объектов, состоянием социальной инфрастуктуры и пр. Наиболее подвержены риску бедности жители высокогорных районов. Здесь за чертой бедности находилось 53,7% населения. Аграрная направленность отдельных регионов, зависимость сельского хозяйства от природно-климатических условий не способствует значительным темпам экономического роста. Анализ благосостояния населения в территориальном разрезе свидетельствует, что, несмотря на снижение уровня бедности в целом по республике в 2009г., наиболее высокие показатели бедности продолжают оставаться в аграрных областях - Баткенской (60,5%), Ошской (49,1%) и Таласской (47%) (см. рисунок 3).

 Рисунок 3. Уровень бедности по регионам Кыргызстана4

(в % к общей численности населения)

 

Менее бедными является население г.Бишкек (14,6%) и Чуйской области (23%). Существенное влияние на увеличение числа бедного населения в г.Бишкек оказала внутренняя миграция из менее развитых отсталых регионов страны. Приспособление мигрантов, как правило,  происходит крайне медленно, существенно усиливается давление на городские ресурсы, а в ряде случаев возникает обострение криминогенной обстановки.

Многофакторный анализ бедности предполагает проведение оценки качества жизни домашних хозяйств. Большинство бедных семей имеют собственный дом, однако жилищные условия не обеспечены необходимыми удобствами (водопроводом, канализацией, отоплением). Отсутствие доступа ко многим объектам социальной инфрастуктуры усугубляет лишения бедных семей. Как показано в таблице, центральное отопление имеют лишь 8,7% бедных и 25,5% небедных семей, сетевым газом обеспеченно 9,3% бедных домашних хозяйств и 25,9% небедных. Энергоснабжением обеспечено практически все население страны. Около 70% населения ограничены в доступе к нормальным санитарно-гигиеническим условиям.

Одним из параметров качества жизни выступает доступ населения к чистой питьевой воде. Так централизованным водоснабжением пользуются 12,4% бедных и 33,9% небедных домашних хозяйств. Употребляют питьевую воду из рек и арыков 31,0% бедного и 35,7% крайне бедного населения. Улучшить ситуацию с получением питьевой воды в регионах республики позволила реализация программы "Таза Суу".

Анализ уровня бедности за период 2002-2009 годы показывает, что в области повышения благосостояния населения в республике произошли позитивные изменения. Об этом свидетельствует положительная динамика Индекса человеческого развития, снижение уровня крайней и общей бедности и другие показатели. Такая тенденция стала возможной благодаря расширению программ микрокредитования на территории страны, а также принятию комплексных макроэкономических мер.

 

Рисунок 2.

Изменение уровня бедности в Кыргызской Республике

за период 2002 - 2009 гг.

(в процентах к общей численности населения)

 

 

Таблица 3.

Доступ к коммунальным услугам, 2009г.5

(в процентах)

  Всего Город Село Небедные Бедные из них: очень бедные
Водопровод 25,4 63,3 5,1 33,9 12,4 12,0
Сетевой газ 19,0 49,5 2,7 25,9 9,3 4,7
Центральное отопление 18,9 49,5 2,5 25,5 8,7 6,5
Телефон 23,7 47,3 11,0 31,9 11,0 3,0

 

Бедность в социальной практике определяется с помощью прожиточного минимума, который представляет собой набор продовольственных товаров, обеспечивающих низкий жизненный стандарт. Он должен базироваться на принятых в мировой практике представлениях о минимальных границах достаточного питания с учетом традиционно сложившихся в республике особенностей потребления. В качестве обобщающего индикатора уровня жизни используется доля расходов на продовольствие в структуре потребительских расходов исходя из того, что чем ниже эта доля, тем, при прочих равных условиях, выше уровень жизни в обществе.

Разгосударствление и приватизация в производственном секторе экономики не привели к созданию реального собственника, заинтересованного в эффективной производственной работе предприятий, выпуску конкурентоспособной продукции.

Не помогли развитию промышленного сектора и крупные суммы иностранных кредитов, необоснованно полученных под гарантию Правительства, бюджетные кредиты и ссуды, выданные без соответствующего залога, многие из которых были использованы на реализацию неэффективных проектов.

Остается нерешенным ряд проблем в сельском хозяйстве. Слабо контролируется использование земельных участков. Особенно усугубил и без того тяжелое состояние экономики и жизненного уровня населения мировой финансовый кризис, разразившийся во второй половине 2008 г., остановив рост доходов, ограничив принятие усилий по сдерживанию социальной деградации. Преодоление бедности в республике стало одной из значительных проблем, вставших перед государством.

 

 

Заключение

При написании курсовой работы мы выделили основные моменты, что переход к рыночной экономике привел к существенным преобразованиям во всей социальной сфере Кыргызстана; изменились уровень жизни и качество труда основной массы экономически активного населения. Работники получили большую свободу в выборе места работы, а конкуренция стала дополнительным стимулом развития личных способностей их применения.

К числу основных позиций, свидетельствующих об ухудшении общих условий жизни и труда в этот период относятся:

· падение реальной заработной платы, которая перестала быть главным источником дохода семьи;

· снижение покупательной способности населения, живущего на заработную плату;

· текучесть рабочей силы, что помимо экономического сопровождается и моральным ущербом;

· нарастание безработицы, хотя в значительной части и скрытой;

· проявляющейся в недозагруженности, низкой производительности труда, неритмичности, простоях, вынужденных отпусках, фактическом сокращении рабочего дня, постоянной задержке выплаты заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и т.д.

Основным негативным фактором этого периода явилось требование оплаты тех услуг, которые еще недавно предоставлялись бесплатно (особенно в сфере образования, здравоохранения), что для многих оказалось и экономически, и морально невыносимым, усилило ощущение социальной несправедливости. Ситуация усугублялась тем, что в республике была недостаточно развита организационная инфраструктура, обеспечивающая социальную защиту.

Таким образом, по оценке Всемирного банка Кыргызская Республика была в числе первых стран из числа бывших союзных республик, раньше других вставших на путь активных экономических реформ. Республика располагает относительно небольшими запасами полезных ископаемых, в основном золота и основных минералов, но богата водными ресурсами, что открывает широкие возможности для производства и экспорта электроэнергии. В силу изолированности Кыргызской Республики от международных рынков и ограниченности внутрен­него рынка большое значение для страны имеют меж­государственные соглашения о торговле и транзите, заключаемые на выгодных для республики условиях. Физическая инфраструктура страны является доста­точно высокоразвитой. Большинство населения снаб­жается электроэнергией и пользуется эффективно действующей системой дорог.

Всемирный Банк оказывает всестороннюю помощь правительству Кыргызской Республики, присту­пившему к осуществлению программы реформ, среди которых наиболее важные:

· поддержка Всемирного Банка в осуществлении программы приватизации в соответствии со стратегией, пересмотренной в рамках Кредита на приватизацию и реорганизацию предприятий (ПЕСАК);

· Кредит на приватизацию сельского хозяйства и реорганизацию (АПЕАК) в размере 45 млн. долл. США;

· Проект оказания содействия частным предприятиям (15 млн долл. США) поможет частным предприятиям, которым будут предоставлены кредиты и оказана помощь в разработке планов деятельности и инвестиций, адаптироваться к условиям рыночной экономики;

· Проект развития системы социальной защиты (17 млн долл. США), в рамках которой правительство разрабатывает механизм наблюдения за состоянием рынка труда и усовер­шенствования службы занятости, которой необходимо повысить эффективность системы предоставления социальных пособий, организовать переподготовку работников, ускорить трудоустройство лиц, потерявших работу, и разработать программу решения проблем, связанных с массовыми увольнениями.

Таким образом, Всемирный банк на данном этапе оказания помощи Кыргызстану практически является, если не основным донором, то очень значимым, оказывающим заметное влияние на развитие экономики страны в целом и без помощи которого проведение реформ в республике было бы затруднительным.

 

 


Список использованной литературы:

1. Адбурахманов К. О деятельности ВБ в Кыргызстане//АКИпресс.- 2003.- № 2.- С. 34

2. Всемирный банк в КР: новые стратегии в КР//Банковский вестник.- 2004.- № 2.- С. 24

3. Каримова С. Всемирный банк и КР: десять лет сотрудничества// Банковский вестник.- 2004.- № 1.- С. 45

4. Касымов К. Всемирный банк в системе глобальных знаний//Акипресс.- 2004.- №1.- С. 17

5. Красавников К. Деятельность ВБ в КР// Вестник МУКа.-2004.- № 1.- С. 25

6. Кыргызская республика:Энциклопедия.- Б., 2000.- С.5

7. Кыргызстан в цифрах: Статотчет Нацcтаткома.- Б., 2009-2003

8. Маршалл А. Принципы экономической науки. Том 1. М.: Прогресс, Универс 2003, с. 251-252.

9. Национальная программа преодоления бедности "Аракет" (2008-2005 гг.). Бишкек, 2008, с. 111-115.

10. Нишкумай О. Всемирный Банк протягивает руку помощи//Вечерний Бишкек.- 2004.- 23 января.- С.3

11. О деятельности ВБ в КР//Банковский вестник.- 2004.- № 1.- С.43

12. Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики. М., 2009

13. Социальная политика /пер. с англ. Ю.А. Борко. - М., 2001

14. Социальная политика. -Киев, 2009

15. Социально-экономические проблемы переходного периода в Кыргызстане. - Б. 2001

16. Социальные проблемы: оценки и пути решения. Книга 2

17. Социальные реформы в странах с переходной экономикой. - М., 2002

18. Шаг за шагом (информационно-методические материалы по проблемам демократии). - Б., 2006.

19. Экономические основы системы социальной  защиты. - М., 2005.


[1] Шреплер Х.А. Международные экономические организации: Справочник. - М.: Международные отношения, 2007. С.-86

 

[2] Шреплер Х.А. Международные экономические организации: Справочник. - М.: Международные отношения, 2007. С.-89

[3] Шреплер Х.А. Международные экономические организации: Справочник. - М.: Международные отношения, 2007. С.-95

[4] Шреплер Х.-А. Международные финансовые организации: Справочник. -М., 1997

[5] Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. -М.: Прогресс, Универс, 2004.С.-125

 

[6] Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. -М.: Прогресс, Универс, 2004.С.-128

[7] Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. -М.: Прогресс, Универс, 2004.С.-131

[8] Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - Ч.1. Учебное пособие для вузов. -М.: Международные отношения, 2008. С.78

 

[9] Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - Ч.1. Учебное пособие для вузов. -М.: Международные отношения, 2008. С.83

[10] Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - Ч.1. Учебное пособие для вузов. -М.: Международные отношения, 2008. С.94

[11] Касымов К. Всемирный банк в системе глобальных знаний//Акипресс.- 2004.- №1.- С. 17

[12] Кыргызстан в цифрах: Статотчет Нацcтаткома.- Б., 2005-2009

 

1 КОР/ НССБ/ ЦРТ/ статистические показатели Кыргызской Республики и ее регионов. – Б.: Нацстатком КР, 2004. – с. 51-52.

 

[13] Национальный отчет по человеческому развитию за 2001 год. – Бишкек ПРООН в КР., 2001. – с.25

2 Комплексные основы развития Кыргызской Республики до 2010 года. – Бишкек: изд-во АО «Учкун», 2001. – с.20

3 Социальное развитие Кыргызской Республики за 1999-2003 гг. – Бишкек: НСК КР, 2004. – c. 5



Понятие Всемирного Банка

Всемирный банк является одним из важнейших источников финансовой и технической помощи, оказываемой развивающимся странам мира. Наше предназначение – бороться с бедностью с энтузиазмом и профессионализмом, стремясь к достижению устойчивых результатов, и помогать людям улучшать условия своей жизни и состояние окружающей среды, предоставляя им ресурсы, делясь знаниями, способствуя наращиванию потенциала и укреплению партнерских отношений в государственном и частном секторах.

Мы не являемся банком в обычном значении этого слова. Наша организация состоит из двух уникальных организаций развития, принадлежащих 187 странам-членам – Meждународного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международной ассоциации развития (МАР)[1].

Эти два учреждения действуют сообща, но каждое из них играет особую роль в процессе воплощения в жизнь идей всеобъемлющей и устойчивой глобализации. Цель МБРР – сокращение масштабов бедности в странах со средним уровнем дохода и в кредитоспособных странах с низким уровнем дохода, в то время как внимание МАР сосредоточено на беднейших странах мира.

Их деятельность дополняется работой Международной финансовой корпорации (IFC), Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям (MIGA) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

Совместно эти учреждения предоставляют развивающимся странам займы по низким ставкам, беспроцентные кредиты и гранты, помогая им решать стоящие перед ними задачи в самых разных областях деятельности, таких как образование, здравоохранение, государственное управление, инфраструктура, развитие финансового и частного секторов, сельское хозяйство, охрана окружающей среды и управление природными ресурсами

Штаб-квартира основанного в 1944 Всемирного банка расположена в г. Вашингтоне (Федеральный округ Колумбия). В нашей организации, имеющей более 100 представительств по всему миру, работают более 10 000 человек.

Всемирный банк, как международная финансовая организация, занимает особое место в институциональной структуре мирового хозяйства. В условиях растущей глобализации экономики усиливается необходимость координации экономической, в том числе международной валютно-кредитной и финансовой политики государств. Группа Всемирного банка (ВБ) включает: Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и его структурные подразделения - Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС)[2].

Являясь органом межгосударственного кредитования и регулирования, с момента своего основания группа Всемирного банка на 30 июня 2001 г. предоставила кредиты на сумму 314,9 млрд. долл. 129 странам. Всемирный банк стал ведущим мировым инвестиционным банком и кредитором проектов развития. Количество членов ВБ увеличилось с 38 стран (в 1946 г. первое годовое собрание) до 183 (2001 г.)2.

Всемирный банк, многостороннее кредитное учреждение, состоящее их пяти тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран.

1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Его цель - предоставление кредитов относительно богатым развивающимся странам.

2. Международная ассоциация развития (МАР) основана в 1960 году. Ее цель- предоставление особо льготных кредитов беднейшим развивающимся странам, которые не в состоянии брать кредиты у Всемирного банка.

3. Международная финансовая корпорация (МФК), основанная в 1956 году, целью которой является содействие экономическому росту в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.

4. Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ). Основано в 1988 году. Цель агентства - поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками.

5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) основан в 1966 году. Он содействует увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами. Его целями является - консультирование, научные исследования, предоставление информации об инвестиционном законодательстве[3].

Следует сказать еще о том, Что существует нечеткое представление о Всемирном банке, с одной стороны и МВФ - с другой, что зачастую становится причиной недоразумений из-за ряда внешних сходств этих организаций. Всемирный банк и МВФ - это юридически самостоятельные организации с различными целями. Прежде чем какая-либо страна может обратиться с просьбой о приеме в члены Всемирного банка, она должна быть членом МФВ. Главной задачей Всемирного банка является содействие устойчивому экономическому росту, который ведет к сокращению нищеты в развивающихся странах, путем оказания помощи по увеличению производства через долгосрочное финансирование проектов и программ развития. А МВФ главным образом следит за функционированием международной валютной системы, валютной политикой и политикой валютных курсов его стран-членов. В то время как Всемирный банк предоставляет займы только бедным странам, МВФ может делать это по отношению к любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств кредиторам в других странах.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан в 1946 г. в соответствии с договоренностью участников Бреттон-Вудской конференции. 28 стран подписали "Статус соглашения о Международном банке реконструкции и развития", который был разработан на конференции Организации Объединенных наций по валютно-финансовым вопросам. Устав МБРР неоднократно изменялся. Банк как специализированное учреждение ООН входит в систему Объединенных Наций.

Штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне. Банк имеет около 70 региональных и страновых бюро и представительств, в том числе и в Кыргызстане. По данным на 1996 год[4] 180 государств являются членами МБРР. Членство открыто только для членов МВФ в то время и на тех условиях, которые определяются банком. Каждая страна - член МБРР должна стать подписчиком его капитала, причем минимальная доля вносимого капитала определяется банком.

МБРР сравним с международным кооперативом, который принадлежит государствам-членам. Размер пая страны определяется соотношением экономики страны относительно всемирной экономики. На долю индустриально развитых стран приходится около 45 процентов. Это объясняется их значительной ролью в международных экономических связях. Как следствие, богатейшие страны имеют определяющее влияние на политику Банка. На долю Соединенных Штатов Америки приходится 17 процентов от общего пая что дает США, возможность наложить вето на любые изменения в Уставе Банка т.к. для этого требуется 85 процентов. Однако, фактически все другие вопросы, включая утверждение займов, решаются всеми членами Банка большинством голосов.

Деятельность Всемирного Банка

На сегодняшний день основные цели Банка это:

n содействие реконструкции и развитее территорий государств-членов, путем поощрения капиталовложений для производственных целей;

n Поощрение частных иностранных капиталовложений и в дополнение к частным инвестициям, если их трудно обеспечить, предоставление финансовых средств на цели производства;

n Стимулирование долгосрочного сбалансированного роста и содействие поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных инвестиций для развития производственных ресурсов государств-членов Банка.

Основными направления деятельности МБРР в настоящее время являются:

n среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;

n подготовка, техническое и финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов;

n финансирование программ структурной перестройки в развивающихся и пост социалистических странах.

Банк выступает в качестве партнера для стран с развивающейся экономикой и расширяющимися рынками, с целью улучшить качество жизни людей. В отличие от многих программ гуманитарной и технической помощи, Банк не предоставляет гарантов. Все займы, выдаваемые Банком, носят возвратный характер[5].

Развивающиеся страны заимствуют у Банка, так как нуждаются в привлечении финансовых ресурсов, технической и организационной помощи.

Займы банка можно разделить на две категории:

1. Займы для развивающихся стран, которые в состоянии без ущерба для экономики оплатить проценты по ссудам. Деньги для этих займов привлекаются от инвесторов со всего мира. Эти инвесторы покупают бонды, выпускаемые Всемирным Банком.

2. Займы для беднейших стран, которые являются обычно не кредитоспособны на международных финансовых рынках и неспособны оплатить проценты по займам, и для которых Всемирный банк, соответственно, не может привлекать для государств этой группы средств на международных финансовых рынках.

В этих случаях займы предоставляются Международной Ассоциацией Развития - членом Группы Всемирного банка. Более 30 государств-членов МАР периодически предоставляют деньги для финансирования подобных кредитов (об этом еще будет сказано подробнее в следующей главе).

Основными партнерами Банка являются правительства государств-членов. Дело в том, что в соответствии с Уставом, Банка предоставляет займы только правительствам государств-членов или под их гарантии. Кроме того, именно правительства обладают большей частью информации, необходимой для нормальной работы Банка и все проекты реализуются в соответствии с национальными законодательствами и под национальной юрисдикцией. Банк поощряет правительства работать в тесном контакте с неправительственными организациями (в настоящее время они сотрудничают в приблизительно половине поддержанных банком проектов)[6].

Многие из Миссий Банка даже имеют в штате специалистов по связи с неправительственными организациями, чтобы облегчить это сотрудничество.

Одним из приоритетов Банка - содействие стимулированию частного сектора. Причиной подобного внимания является то обстоятельство, что частный сектор - основной источник экономического роста и высоких доходов. Устав запрещает МБРР предоставление займов непосредственно частному сектору. Этим занимается другой член Группы Всемирного Банка - Международная Финансовая Корпорация. Она создана специально для вложения капитала в предприятия частного сектора. Так, в 1997 финансовом году, МФК вложила больше чем $8 миллиардов. Подобная деятельность, в частности, помогает правительствам приватизировать принадлежащие государству предприятия и укрепляет финансы предприятий.

Предоставление займов - значительная составляющая деятельности Всемирного Банка. Однако работа Банка выходит за эти рамки. Проекты МБРР обычно включают в себя и оказание технической помощи. Подобное содействие может касаться как консультационной помощи в вопросах распределения финансов в бюджете страны, так и проблемы создания деревенских клиник или рекомендации по использованию дорогого строительного оборудования. Ежегодно Банк финансирует несколько проектов посвященных исключительно обучению специалистов. Помимо этого, Институт экономического развития МБРР обучает людей из государств-заемщиков как создавать и выполнить программы развития.

Критерии Банка, по котором оценивается успешность реализация его проектов исключительно строги. Например, прежде, чем проект может квалифицироваться как успешный, он должен обеспечивать не менее чем 10-ти процентную экономическую отдачу. Этот тариф намного выше чем минимум, который требуется в соответствии со многими двусторонними двустороннего заимствования, по которым обычно экономическая отдача должна соответствовать 5-6 процентам[7].

Экономическое развитие и риск - часто две стороны одной и той же медали. Если бы проекты, необходимые для подъема жизненного уровня в развивающихся странах были бы всегда свободны от проблем, потребность бы в организациях типа Всемирного Банка была бы минимальной. В действительности, наиболее необходимые проекты, часто обуславливаются высокими рисками. Другой неизбежный источник неопределенности - система долгосрочных займов, согласно которой Банк ссуды предоставляются на срок до 40 лет.

Всемирный банк управляется как своего рода кооперативное общество, акционерами которого являются 187 стран-членов этой организации. Эти акционеры представлены Советом управляющих, который является высшим органом, принимающим решения и определяющим политику Банка. Как правило, управляющими являются министры финансов или развития стран. Совет управляющих проводит свои совещания раз в год во время Ежегодных совещаний Советов управляющих Группы Всемирного банка и Международного валютного фонда.

Поскольку управляющие проводят свои совещания не чаще, чем раз в год, конкретные полномочия переданы 25 исполнительным директорам, работающим непосредственно в штаб-квартире Банка. Пять исполнительных директоров представляют пять государств-членов, обладающих крупнейшими пакетами акций. Этими государствами являются США, Япония, Германия, Франция и Соединенное Королевство. Остальные 20 исполнительных директоров представляют группы стран.

Президент Всемирного банка Роберт Б. Зеллик председательствует на совещаниях Совета директоров и отвечает за общее руководство деятельностью Банка. По традиции Президентом Всемирного банка становится гражданин США – страны, являющейся крупнейшим акционером Банка. Президент избирается Советом управляющих на пятилетний срок и может быть переизбран.

Исполнительные директора образуют Совет директоров Всемирного банка. Обычно они проводят свои совещания два раза в неделю и осуществляют общее руководство работой банка, в том числе отвечают за утверждение всех займов и принятие политических решений, затрагивающих деятельность Банка, в том числе за утверждение займов и гарантий, новых принципов деятельности, административного бюджета, стратегий содействия странам, а также решений, касающихся заимствований и финансовой деятельности.

Повседневная деятельность Всемирного банка осуществляется под руководством президнета, высшего руководства организации и вице-президентов, отвечающих за конкретные регионы, сектора, направления деятельности и выполняющих конкретные функции.

Вице-президенты выполняют основные обязанности, связанные с управлением деятельностью Всемирного банка.

Помимо Международного банка реконструкции и развития и Международной ассоциации развития, со Всемирным банком тесно связаны три других учреждения: Международная финансовая корпорация (IFC), Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МIGA)и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Эти пять учреждений составляют Группу Всемирного банка.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 259.