Разделы пояснительной записки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 Введение                                                                                              С.3

1. Общие требования к раскрытию учетных данных в пояснительной записке.                                                                                          С.5

2. Разделы пояснительной записки.                                                      С.10

2.1. Общие сведения об организации                                               С.10

2.2. Учетная политика                                                                        С.12

2.3. Сравнительные данные                                                         С.13

2.4. Анализ и оценка структуры баланса и динамика прибыли     С.14

2.5. Пояснения к существенным статьям бухгалтерского баланса С.15

2.6. Информация о совместной деятельности                                  С.22

2.7. Информация по сегментам                                                         С.24

2.8. Информация о прекращаемой деятельности                            С.25

2.9.События после отчетной даты                                                    С.26

2.10. Условные факты хозяйственной деятельности                      С.28

2.11. Аффилированные лица                                                             С.30

2.12.Государственная помощь и безвозмездное получение активовС.33      

2.13. Сведения о реорганизации                                                       С.33

2.14. Иные данные                                                                             С.34

3. Значение пояснительной записки для пользователей.              С.36

Заключение                                                                                       С.38

Список использованной литературы                                          С.39

Приложения

Введение

В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.

Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.

Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета. Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.

Бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственно­сти, финансовой ситуации, прибылей и убытков.

Пользователями такой информации являются руководители, учредители, участники и собственники имущества предприятия. Содержание отчетности о деятельности предприятия, имущественном положении и степени финансовой устойчивости представляет интерес для потенциальных инвесторов, заинтересованных во вложении капитала.

Пояснительная записка – одна из составляющих бухгалтерской отчетности. В ней содержатся сведения о деятельности организации за отчетный период, которые не получили раскрытия в формах отчетности, но могут оказать существенное влияние при оценке данных. Требования к информации, раскрываемой в пояснительной записке, изложены в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Пояснительная записка раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, а также обеспечивает пользователей отчетности дополнительными данными – теми данными, которые нецелесообразно включать в табличные формы отчетности, но которые необходимы пользователям для оценки показателей деятельности организации. Право не предоставлять пояснительную записку в составе бухгалтерской отчетности дано только малым предприятиям, не обязанным проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности. Следовательно, тема данной курсовой работы, несомненно, является актуальной.

Целью написания курсовой работы является подробное изучение теоретических, методологических основ составления бухгалтерской отчетности и, в частности, пояснительной записки к бухгалтерскому балансу, а также особенностей составления отчетности на конкретном предприятии.

Задачами курсовой работы являются:

·   изучение нормативных документов, специальной, учебной, научной

литературы, официальных комментариев по данной теме;

· выявление особенностей техники составления пояснительной записки  на конкретном предприятии;

· анализ, обобщение и систематизация практического опыта и

теоретических основ по выбранной теме;

· изучение способов и целей использования отчетной бухгалтерской информации участниками рыночных отношений в процессе принятия решений.

 

1. Общие требования к раскрытию учетных данных в пояснительной записке.

Пояснительная записка – это самостоятельная часть бухгалтерской отчетности, ее важнейшая и наиболее объемная часть. Она входит в состав пояснений к бухгалтерской отчетности наряду с приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (п. 5 ПБУ 4/99).

Как правило, пояснительная записка составляется к годовому отчету. Но в случае необходимости раскрытия дополнительной информации для внутренних или внешних пользователей можно составлять пояснительную записку и к промежуточной отчетности. Это может быть сделано по требованию учредителей, в силу отдельных законодательных актов, либо по инициативе организации (п. 49 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»). 

Ни налоговая инспекция, ни органы государственной статистики не вправе требовать представления в составе промежуточной отчетности пояснительной записки, а также любых иных форм. Об этом сказано в письме Минфина России от 3 сентября 2004 г. № 16-00-14/270.  

О том, какие организации должны составлять пояснительную записку в обязательном порядке сказано в п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».      

Составлять пояснительную записку должны все организации, кроме тех, кому предоставлено право ее не составлять в качестве исключения.
Исключение сделано для:
— бюджетных организаций;   
— общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих кроме выбывшего  имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг);   
— субъектов малого предпринимательства, не обязанных проводить ауди-торскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством России.

Первые два исключения названы в п. 2 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете а последнее исключение названо в п. 3 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом МФ РФ от 22.07.2003 I 67н. Определение субъектов малого предпринимательства приведено в ст. 3 Федерального закона РФ от 14.06.95 1 88-ФЗ О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ).        

Не ведут бухгалтерский учет, а соответственно, и не представляют бухгалтерскую отчетность в т.ч. пояснительную записку, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения. Это предусмотрено п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете. 

Если у фирмы имеются дочерние и зависимые общества, то помимо собственного бухгалтерского отчета она должна составлять сводную бухгалтерскую отчетность. В нее включаются показатели отчетов этих обществ, находящихся на территории России и за ее пределами. Порядок составления такой отчетности устанавливается Министерством финансов РФ. Об этом сказано в п. 91 Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом МФ РФ от 29.07.98 № 34н. Требования составления сводной бухгалтерской отчетности закреплены в разделе V «Основные правила сводной бухгалтерской отчетности» Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Порядок составления сводной отчетности установлен Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом МФ РФ от 30.12.96 № 112. Итак, если составляется сводная бухгалтерская отчетность, то к ней также составляется пояснительная записка. Сводную отчетность иногда называют консолидированной.

Подписывается пояснительная записка руководителем и главным бухгалтером организации. В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации, руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.      

При составлении текста пояснительной записки обеспечивается выполнение требований существенности и сравнимости (сопоставимости).

Применительно к учетной информации сопоставимость должна обеспечиваться сравнением количественных значений одноименных статей бухгалтерского отчета за ряд лет. Это позволяет значительно улучшить восприятие информации и определить тенденцию по каждому показателю.

В образцах типовых форм бухгалтерской отчетности, предложенных приказам Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» требуется осуществлять сопоставимость информации за 2 года. Но организация может принять решение привести сопоставимую информацию за большее количество лет, например за пять. Требование сопоставимости распространяется только на существенные статьи отчетности. 

Пояснительная записка формируется организацией исходя из особенностей ее деятельности и возможностей представить более подробную информацию. Организациям предоставлено право самостоятельно выбирать способ формирования пояснений. Например, фирма может дать подробную расшифровку непосредственно в формах отчетности № 1—5. А может представить эту информацию в виде отдельных расшифровок, таблиц, схем, диаграмм и т.п. в тексте Пояснительной записки. Об этом сказано в п. 1 и 3 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н.

Основные требования к содержанию пояснительной записки изложены в п. 4 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете. В записке указывают существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.        

Минимальный состав сведений, которые должны быть представлены в данной форме отчетности, определен разделами Раскрытие информации в отчетности всех     ПБУ.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 (п. 27) в пояснительной записке должна быть отражена следующая информация:

1) о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов (ПБУ 14/2000);

2) о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов основных средств (ПБУ 6/01);

3) о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода арендованных основных средств;

4) о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов финансовых вложений (ПБУ 19/02);

5) о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской задолженности;

6) об изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.) организации;

7) о количестве акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных; количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, ее дочерних и зависимых обществ;

8) о составе резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, наличие их на начало и конец отчетного периода, движении средств каждого резерва в течение отчетного периода;

9) о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской задолженности;

10) об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности) (ПБУ 9/99);

11) о составе затрат на производство (издержках обращения) (ПБУ 10/99);

12) о составе внереализационных доходов и расходов (ПБУ 10/99);

13) о чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и их последствиях (ПБУ 10/99);

14) о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации;

15) о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности (ПБУ 7/98);

16) о прекращенных операциях (ПБУ 16/02);

17) об аффилированных лицах (ПБУ 11/2000);

18) о государственной помощи (ПБУ 13/2000);

19) о прибыли, приходящейся на одну акцию (Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию (утв. приказом Минфина РФ от 21.03.2000 г. N 29н)).

Кроме того, в пояснительной записке необходимо отразить следующую информацию:

1) привести краткую характеристику деятельности организации (с указанием обычных видов деятельности, а также текущей, инвестиционной и финансовой деятельности);

2) отразить основные показатели деятельности и факторы, которые в отчетном году оказали влияние на финансовые результаты деятельности организации;

3) отразить порядок расчета аналитических показателей, таких, как рентабельность, доля собственных оборотных средств и пр.;

4) провести оценку финансового состояния организации на краткосрочную и долгосрочную перспективу и пр.

Кроме того, в Пояснительной записке могут быть отражены данные о динамике основных финансово-экономических и показателей деятельности организации за ряд лет.

Также в Пояснительной записке должны быть определены случаи, при которых могут быть не применены правила бухгалтерского учета в целях избежания не достоверного отражения имущественного состояния и финансовых результатов деятельности организации, с обязательными разъяснениями и обоснованиями.

Оформление Пояснительной записки обязательно только при сдаче годовой бухгалтерской отчетности. Пояснительная записка составляется в произвольной форме, и каких-либо типовых форм для нее не предусмотрено.

Как правило, вся отражаемая информация в Пояснительной записке группируется по следующим разделам:

1) Сведения о деятельности организации;

2) Изменения в учетной политике;

3) Сведения о финансовой деятельности;

4) Сведения об инвестиционной деятельности;

5) Информация о дочерних и зависимых обществах;

6) Сведения о реорганизации организации;

7) События после отчетной даты и др.

 





Учетная политика

В пояснительной записке должно быть указано, что бухгалтерская отчетность составлена в соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета и отчетности. При наличии фактов неприменения правил бухгалтерского учета, когда они не позволяют достоверно представить имущественное и финансовое состояние, финансовые результаты работы организации, следует раскрыть все подобные факты. Кроме этого, в пояснительной записке должны быть указаны причины, вызвавшие эти отступления, а также результаты влияния этих отступления, а также результаты влияния этих отступлений на понимание пользователями отчетности финансового состояния организации и ее финансовых результатов.

В пояснительной записке раскрываются существенные положения учетной политики организации, как за отчетный год, так и изменения учетной политики на следующий год. Когда такие изменения оказывают или в перспективе могут оказать существенное влияние на финансовое и имущественное состояние организации, движение денежных средств, ее финансовые результаты, они раскрываются и обособленно представляются в пояснительной записке. Такая информация должна как минимум включать следующие данные:

· причину изменения учетной политики;

· оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении каждого года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);

· указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующих отчетному, скорректированы.

В пояснительной записке организация раскрывает принятые в учетной политике способы бухгалтерского учета его объектов, существенно влияющие на оценку сторон работы организации и определяющие экономические решения пользователей. Существенными являются такие способы бухгалтерского учета, без знания которых невозможна достоверная оценка результатов деятельности организации внешними пользователями отчетности.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерскую отчетности, относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организация регистров бухгалтерского учета, обработки информации (п.2 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.09.2008 №106н).

 

Сравнительные данные

По общему правилу вступительные остатки по счетам бухгалтерского учета на начало отчетного года должны соответствовать данным, которые были отражены в прошлогоднем балансе в графе «На конец отчетного периода».

Если по каким-то причинам вступительные остатки отчетного периода не соответствуют данным на конец предыдущего отчетного периода, то в данном разделе этому даются объяснения. Раздел может называться «Изменение вступительных остатков отчетности».

Приводится не только описательная часть причин, вызвавших такое изменение, но и цифровое значение каждой измененной статьи по следующей схеме: значение на 31.12 предшествующего отчетного периода, значение на 01.01 отчетного периода, отклонение и пояснения. Таково требование п. 9 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Причиной изменения вступительных остатков могут быть изменения содержания отчетности и ее формы, введение новых ПБУ, реорганизация предприятия (присоединение, слияние, выделение и разделение). В этом случае при составлении отчетности руководствуются Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденными Приказом МФ РФ от 20.05.2003 № 44н.

 

События после отчетной даты

Окончание финансового года не влечет автоматического завершения всех хозяйственных операций и процессов организации. И порой некоторые события, начавшиеся в отчетном году или в период между отчетной датой и датой подписания отчета, могут повлиять на достоверность показателей отчетности.

Данные о доходах, расходах и обязательствах, выявленных после составления годовой отчетности, но до ее представления и существенно влияющих на оценку имущественного и финансового положения организации (события после отчетной даты), должны найти отражение в этом разделе пояснительной записки.   

Информация, раскрываемая в этом разделе, включает краткое описание события и его оценку. Если же оценить событие невозможно, то в пояснительной записке необходимо объяснить, почему нельзя это сделать.

Событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.    

К таким событиям относятся (п. 5 ПБУ 7/98 «События после отчетной даты):

• события, подтверждающие существующие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность;

• события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность.

События, относящиеся к 1-й группе, фактически произошли в отчетном году, но из-за отсутствия или недостаточности информации либо допущенных ошибок не были оценены правильно либо вообще не были учтены. К ним относятся объявление дебитора банкротом если по состоянию на отчетную дату в отношении этого дебитора уже осуществлялась процедура банкротства; обнаруженные после отчетной даты существенные ошибки в бухгалтерском учете, которые ведут к искажению бухгалтерской отчетности за отчетный период, и др.      

Во 2-ю группу включаются события, которые реально имели место после отчетной даты, но влияют на финансово-экономические показатели столь сильно, что игнорирование денежной оценки последствий этих событий может привести к ложным выводам о финансовом состоянии и потенциале организации. Это может быть принятие решений о реорганизации, реконструкции, эмиссии акций и иных ценных бумаг; крупные сделки, связанные с приобретением и продажей основных средств и финансовых вложений; чрезвычайные ситуации, в результате которых уничтожена значительная часть имущества, и др.

События после отчетной даты нужно разделять на те, которые влияют на финансовый результат отчетного года, и те, которые на него не влияют.

События после отчетной даты, влияющие на финансовый результат, отражаются в синтетическом и аналитическом учете заключительными оборотами отчетного периода. Сделать это нужно до утверждения годовой бухгалтерской отчетности.      

Если событие произошло позднее отчетной даты, то его включение в отчетный период будет противоречить принципу временной определенности, поэтому такое событие учитывается внесистемно, т. е. без составления бухгалтерских записей, но путем включения соответствующей информации в пояснительую записку к годовой бухгалтерской отчетности.  

В Пояснительной записке, которую представляют общему собранию акционеров, следует указать размер дивидендов, рекомендованный ревизнонной комиссией, которая знакомится с годовой бухгалтерской отчетностью до проведения собрания. 

Если бухгалтерскую отчетность представляют заинтересованным лицам после ее утверждения общим собранием, то в Пояснтительную записку следует включить данные протокола собрания по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения прибыли. Такая информация важна для органов государственного надзора, крупных кредиторов, инвесторов и др. пользователей отчетности.        

 

Сведения о реорганизации

Если организация находится в стадии реорганизации, в Пояснительной записке необходимо представить сведения:       

• об организациях, которые в реорганизации участвуют, и правопреемниках;

• о дате составления передаточного акта или разделительного баланса;

• об изменениях в составе и стоимости имущества (ввод в эксплуатацию основных средств, их амортизация, выбытие, покупка и продажа товаров, материалов и т.п.) начиная с даты составления передаточного акта или разделительного баланса и до момента внесения в государственный реестр соответствующей записи;       

• об изменениях в обязательствах (размеры дебиторской и кредиторской задолженности);

• о перечне и величине расходов, связанных с реорганизацией;        

• о порядке формирования уставного капитала образованных организаций и др.        

Если фирма прекратила свою деятельность в результате реорганизации, то в пояснительной записке необходимо привести:

• перечень документов на передачу имущества и обязательств правопреемнику;

• перечень документов, подтверждающих закрытие, переоформление расчетных и других банковских счетов реорганизуемой организации;

• сведения о снятии реорганизуемой фирмы с учета в налоговой инспекции, фондах государственного пенсионного, социального и медицинского страхования, управления статистики и т.д.        

Если фирма продолжает деятельность после реорганизации в форме присоединения или выделения, необходимо отразить в Пояснительной записке данные передаточного акта (разделительного баланса), которые коснутся изменений уставного и добавочного капиталов.    

Если фирма реорганизована путем выделения, то можно привести доходы, расходы, суммы прибылей (убытков), а также налог на прибыль, относящиеся к выделяемому подразделению.

 

Иные данные

 Организация указывает в тексте Пояснительной записки любые соглашения, включая срочные сделки, не отраженные в бухгалтерском балансе, которые могут существенным образом отразиться на финансовом состоянии, ликвидности, источниках финансирования и условиях их использования, результатах деятельности и расходах.

Указываются факторы, при которых упомянутые выше обязательства могут повлечь перечисленные изменения и вероятность их возникновения. Описываются причины вступления организации в данные соглашения, предполагаемая выгода от этих соглашений и причины, по которым данные соглашения не отражены на балансе.        

Описывается, в каких случаях организация может понести убытки в связи с указанными соглашениями, вероятность наступления указанных случаев и максимальный размер убытков, которые она может понести.

Раскрывается информация об общей сумме обязательств организации из предоставленного ею обеспечения и общей сумме обязательств третьих лиц, по которым организация предоставила третьим лицам обеспечение, в том числе в форме залога или поручительства с указанием:        

• размера обеспеченного обязательства организации (третьего лица) и срока его исполнения;       

• способа обеспечения, его размера и условий предоставления, в том числе предмета и стоимости предмета залога, срок, на который обеспечение предоставлено;

• оценки риска неисполнения или ненадлежащего исполнения обеспеченных обязательств третьими лицами с указанием факторов, которые могут привести к такому неисполнению или ненадлежащему исполнению, и с указанием вероятности возникновения таких факторов.   

Кроме обязательных данных, организация может представить в составе Пояснительной записки и любую дополнительную информацию, необходимую для более полного раскрытия информации о ее деятельности, любые существенные пояснения, раскрывающие статьи бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.   

К примеру, может быть раскрыта информация о негосударственном пенсионном страховании работников, социальной политике компании, работе по охране труда и окружающей среды и др.

 

Список использованной литературы

1. Приказ Министерства Российской Федерации «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003г. № 67н.

2. Российские стандарты (положения) по бухгалтерскому учету. – 5-е изд., доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. – 246с.

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96. № 129 – ФЗ (в ред. от 31.12.2002г. № 191 ФЗ).

4. Заббарова О.А. «Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности организации»,  М.-2006г. – Стр.185-208.

5. Камысовская С.В. «Бухгалтерская финансовая отчетность по российским и международным стандартам», М.-2007г. – Стр.154-161.

6. Ковалев В.В., Вит.В.Ковалев «Финансовая отчетность, анализ финансовой отчетности», М.-2004г. – Стр.47-48.

7. Ковалев В.В., Патров В.В., Быков В.А. «Как читать баланс», М.-2006 г. – Стр.268-296.

8. Куттер Ш.И., Уланова И.Н. «Бухгалтерская (финансовая) отчетность», М.-2006г.-Стр.216-221.

9. Лащинская Н.В. «Бухгалтерская (финансовая) отчетность», М.-2003г. – Стр.77-78.

10.Поленова С.Н. «Содержание и порядок составления пояснительной записки к бухгалтерской отчетности». – Все для бухгалтера. -№4. – 2009г.- Стр.16-20

11.Пономарева Л.В. «Бухгалтерская отчетность организации», М.-2007г. – Стр.170-174.

12.Сорокина Е.М. «Бухгалтерская и финансовая отчетность организации», М.-2006г.- Стр.85-91.

13.Фомичева Л.П. «Все о годовой и квартальной бухгалтерской отчетности», М.-2006г. – Стр.305-332.

14.Чернов В.А. «Бухгалтерская финансовая отчетность», М.-2007г. – Стр.119-122.

Содержание

 Введение                                                                                              С.3

1. Общие требования к раскрытию учетных данных в пояснительной записке.                                                                                          С.5

2. Разделы пояснительной записки.                                                      С.10

2.1. Общие сведения об организации                                               С.10

2.2. Учетная политика                                                                        С.12

2.3. Сравнительные данные                                                         С.13

2.4. Анализ и оценка структуры баланса и динамика прибыли     С.14

2.5. Пояснения к существенным статьям бухгалтерского баланса С.15

2.6. Информация о совместной деятельности                                  С.22

2.7. Информация по сегментам                                                         С.24

2.8. Информация о прекращаемой деятельности                            С.25

2.9.События после отчетной даты                                                    С.26

2.10. Условные факты хозяйственной деятельности                      С.28

2.11. Аффилированные лица                                                             С.30

2.12.Государственная помощь и безвозмездное получение активовС.33      

2.13. Сведения о реорганизации                                                       С.33

2.14. Иные данные                                                                             С.34

3. Значение пояснительной записки для пользователей.              С.36

Заключение                                                                                       С.38

Список использованной литературы                                          С.39

Приложения

Введение

В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.

Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.

Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета. Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.

Бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственно­сти, финансовой ситуации, прибылей и убытков.

Пользователями такой информации являются руководители, учредители, участники и собственники имущества предприятия. Содержание отчетности о деятельности предприятия, имущественном положении и степени финансовой устойчивости представляет интерес для потенциальных инвесторов, заинтересованных во вложении капитала.

Пояснительная записка – одна из составляющих бухгалтерской отчетности. В ней содержатся сведения о деятельности организации за отчетный период, которые не получили раскрытия в формах отчетности, но могут оказать существенное влияние при оценке данных. Требования к информации, раскрываемой в пояснительной записке, изложены в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Пояснительная записка раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, а также обеспечивает пользователей отчетности дополнительными данными – теми данными, которые нецелесообразно включать в табличные формы отчетности, но которые необходимы пользователям для оценки показателей деятельности организации. Право не предоставлять пояснительную записку в составе бухгалтерской отчетности дано только малым предприятиям, не обязанным проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности. Следовательно, тема данной курсовой работы, несомненно, является актуальной.

Целью написания курсовой работы является подробное изучение теоретических, методологических основ составления бухгалтерской отчетности и, в частности, пояснительной записки к бухгалтерскому балансу, а также особенностей составления отчетности на конкретном предприятии.

Задачами курсовой работы являются:

·   изучение нормативных документов, специальной, учебной, научной

литературы, официальных комментариев по данной теме;

· выявление особенностей техники составления пояснительной записки  на конкретном предприятии;

· анализ, обобщение и систематизация практического опыта и

теоретических основ по выбранной теме;

· изучение способов и целей использования отчетной бухгалтерской информации участниками рыночных отношений в процессе принятия решений.

 

1. Общие требования к раскрытию учетных данных в пояснительной записке.

Пояснительная записка – это самостоятельная часть бухгалтерской отчетности, ее важнейшая и наиболее объемная часть. Она входит в состав пояснений к бухгалтерской отчетности наряду с приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (п. 5 ПБУ 4/99).

Как правило, пояснительная записка составляется к годовому отчету. Но в случае необходимости раскрытия дополнительной информации для внутренних или внешних пользователей можно составлять пояснительную записку и к промежуточной отчетности. Это может быть сделано по требованию учредителей, в силу отдельных законодательных актов, либо по инициативе организации (п. 49 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»). 

Ни налоговая инспекция, ни органы государственной статистики не вправе требовать представления в составе промежуточной отчетности пояснительной записки, а также любых иных форм. Об этом сказано в письме Минфина России от 3 сентября 2004 г. № 16-00-14/270.  

О том, какие организации должны составлять пояснительную записку в обязательном порядке сказано в п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».      

Составлять пояснительную записку должны все организации, кроме тех, кому предоставлено право ее не составлять в качестве исключения.
Исключение сделано для:
— бюджетных организаций;   
— общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих кроме выбывшего  имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг);   
— субъектов малого предпринимательства, не обязанных проводить ауди-торскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством России.

Первые два исключения названы в п. 2 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете а последнее исключение названо в п. 3 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом МФ РФ от 22.07.2003 I 67н. Определение субъектов малого предпринимательства приведено в ст. 3 Федерального закона РФ от 14.06.95 1 88-ФЗ О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ).        

Не ведут бухгалтерский учет, а соответственно, и не представляют бухгалтерскую отчетность в т.ч. пояснительную записку, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения. Это предусмотрено п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете. 

Если у фирмы имеются дочерние и зависимые общества, то помимо собственного бухгалтерского отчета она должна составлять сводную бухгалтерскую отчетность. В нее включаются показатели отчетов этих обществ, находящихся на территории России и за ее пределами. Порядок составления такой отчетности устанавливается Министерством финансов РФ. Об этом сказано в п. 91 Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом МФ РФ от 29.07.98 № 34н. Требования составления сводной бухгалтерской отчетности закреплены в разделе V «Основные правила сводной бухгалтерской отчетности» Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Порядок составления сводной отчетности установлен Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом МФ РФ от 30.12.96 № 112. Итак, если составляется сводная бухгалтерская отчетность, то к ней также составляется пояснительная записка. Сводную отчетность иногда называют консолидированной.

Подписывается пояснительная записка руководителем и главным бухгалтером организации. В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации, руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.      

При составлении текста пояснительной записки обеспечивается выполнение требований существенности и сравнимости (сопоставимости).

Применительно к учетной информации сопоставимость должна обеспечиваться сравнением количественных значений одноименных статей бухгалтерского отчета за ряд лет. Это позволяет значительно улучшить восприятие информации и определить тенденцию по каждому показателю.

В образцах типовых форм бухгалтерской отчетности, предложенных приказам Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» требуется осуществлять сопоставимость информации за 2 года. Но организация может принять решение привести сопоставимую информацию за большее количество лет, например за пять. Требование сопоставимости распространяется только на существенные статьи отчетности. 

Пояснительная записка формируется организацией исходя из особенностей ее деятельности и возможностей представить более подробную информацию. Организациям предоставлено право самостоятельно выбирать способ формирования пояснений. Например, фирма может дать подробную расшифровку непосредственно в формах отчетности № 1—5. А может представить эту информацию в виде отдельных расшифровок, таблиц, схем, диаграмм и т.п. в тексте Пояснительной записки. Об этом сказано в п. 1 и 3 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н.

Основные требования к содержанию пояснительной записки изложены в п. 4 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете. В записке указывают существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.        

Минимальный состав сведений, которые должны быть представлены в данной форме отчетности, определен разделами Раскрытие информации в отчетности всех     ПБУ.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 (п. 27) в пояснительной записке должна быть отражена следующая информация:

1) о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов (ПБУ 14/2000);

2) о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов основных средств (ПБУ 6/01);

3) о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода арендованных основных средств;

4) о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов финансовых вложений (ПБУ 19/02);

5) о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской задолженности;

6) об изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.) организации;

7) о количестве акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных; количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, ее дочерних и зависимых обществ;

8) о составе резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, наличие их на начало и конец отчетного периода, движении средств каждого резерва в течение отчетного периода;

9) о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской задолженности;

10) об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности) (ПБУ 9/99);

11) о составе затрат на производство (издержках обращения) (ПБУ 10/99);

12) о составе внереализационных доходов и расходов (ПБУ 10/99);

13) о чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и их последствиях (ПБУ 10/99);

14) о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации;

15) о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности (ПБУ 7/98);

16) о прекращенных операциях (ПБУ 16/02);

17) об аффилированных лицах (ПБУ 11/2000);

18) о государственной помощи (ПБУ 13/2000);

19) о прибыли, приходящейся на одну акцию (Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию (утв. приказом Минфина РФ от 21.03.2000 г. N 29н)).

Кроме того, в пояснительной записке необходимо отразить следующую информацию:

1) привести краткую характеристику деятельности организации (с указанием обычных видов деятельности, а также текущей, инвестиционной и финансовой деятельности);

2) отразить основные показатели деятельности и факторы, которые в отчетном году оказали влияние на финансовые результаты деятельности организации;

3) отразить порядок расчета аналитических показателей, таких, как рентабельность, доля собственных оборотных средств и пр.;

4) провести оценку финансового состояния организации на краткосрочную и долгосрочную перспективу и пр.

Кроме того, в Пояснительной записке могут быть отражены данные о динамике основных финансово-экономических и показателей деятельности организации за ряд лет.

Также в Пояснительной записке должны быть определены случаи, при которых могут быть не применены правила бухгалтерского учета в целях избежания не достоверного отражения имущественного состояния и финансовых результатов деятельности организации, с обязательными разъяснениями и обоснованиями.

Оформление Пояснительной записки обязательно только при сдаче годовой бухгалтерской отчетности. Пояснительная записка составляется в произвольной форме, и каких-либо типовых форм для нее не предусмотрено.

Как правило, вся отражаемая информация в Пояснительной записке группируется по следующим разделам:

1) Сведения о деятельности организации;

2) Изменения в учетной политике;

3) Сведения о финансовой деятельности;

4) Сведения об инвестиционной деятельности;

5) Информация о дочерних и зависимых обществах;

6) Сведения о реорганизации организации;

7) События после отчетной даты и др.

 





Разделы пояснительной записки

Дата: 2019-12-22, просмотров: 254.