Деятельность социального педагога в школе.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальный педагог- это специалист, который на основе полученных в результате диагностики данных, педагогически грамотно может разработать методику, методические рекомендации, которые реализуются  в педагогической деятельности разных специалистов школы. ( 25; С.66)

Жизнь ребенка в школе упорядочена и организована, а вне­школьная среда противоречива, специфична, в определенной ме­ре стихийна. В школе и дома у ребенка есть свои конкретные обязанности, он под контролем. На улице же он чувствует себя свободным от контроля и от обязанностей. Поэтому учет обста­новки в микрорайоне и контроль за проведением детьми часов досуга имеют большое значение. Местожительство надо рас­сматривать как часть микросреды школьника, активно влияю­щей на формирование и развитие его личности. Еще задолго до прихода в школу ребенок включается в определенные отноше­ния с людьми по месту жительства. Поэтому и работу с детьми в микрорайоне надо начинать с младшего школьного возраста, и в первую очередь с организации свободного времени, с развития интересов и способностей детей.

Школа призвана координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей- и взрослых. В ней создаются условия, которые снимают противоречия между целями воспитания и ес­тественными потребностями нормально развивающегося человека.

Судьба социального педагога во многом зависит от школы и успех последней прямо связан с умелыми действиями социаль­ного педагога. Содержание работы социального педагога в соответствии с ква­лификационной характеристикой определяется ее педагогичес­кой направленностью. Это означает, что вся его профессио­нальная деятельность, по сути, представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и соци­альной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.

Однако сам выбор мероприятий не произволен, а обуслов­лен предварительно полученными данными, которые нужда­ются в анализе и социально-педагогической интерпретации. Поэтому определенное время в деятельности социального пе­дагога, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обуча­ющихся и социальной микросреды, условий жизни. В процес­се изучения (диагностики, исследования) выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуа­ции, отклонения в поведении, типология семей, их социокуль­турный и педагогический портрет и др. Поэтому в методичес­ком багаже социального педагога значительное место занима­ют диагностические методики, тесты, опросники, анкеты и др.

Совершенно очевидно, что диагностический инструмента­рий социального педагога включает в себя как социологичес­кие, так и психологические методики. Также большой интерес представляют разные отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты учащихся и прочее, что всегда имеется в наличии в любом учреждении. Используются также специфи­ческие методы социальной работы, такие как метод социаль­ной биографии семьи, личности, а также социальная история микрорайона, диагностика социальной среды.

В ситуации, когда «все всё знают» и поэтому скептически относятся к исследованиям социального педагога, оказывает­ся необходимым заручиться поддержкой коллег — учителей, психологов, муниципальных работников, сотрудников право­охранительных органов, наконец, родителей и самих учащих­ся. Для этого любое исследование начинается с предваритель­ного обоснования его необходимости, задач, прогноза относи­тельно результатов, составления плана-графика, нормативного оформления в виде приказа или распоряжения руководителя Учреждения, инструктажей и информационных сообщений, разъяснения участникам их прав и назначения исследования. Здесь уместно напомнить, что разъяснения и информирование о результатах могут быть полными и неполными, но всегда дол­жны быть правдивыми. То есть, лучше не предавать широкой огласке какие-то данные, чем солгать. Кроме того, в процессе исследования социальный педагог может получить совершен­но конфиденциальную информацию, поэтому его действия оп­ределяются профессиональным долгом и этическим кодексом.  

Социальный педагог организует и проводит консультации по вопросам прав и обязанностей, имеющихся льгот и посо­бий, предлагает возможные варианты решения проблем участ­ников образовательного процесса, обеспечивает социальную помощь и поддержку, используя всю совокупность имеющих­ся правовых возможностей и средств. Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений людей, социальный педагог дифференцирует выявленные проблемы и «вы­водит» на их решение социальных работников, специалистов различного профиля и ведомственной подчиненности. Уста­навливая контакт с семьей, побуждает ее к участию в совмест­ном решении проблем, помогает людям использовать собствен­ные ресурсы, резервные возможности муниципалитета для пре­одоления трудностей. Социальный педагог выполняет посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов — психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и обществен­ности. Для этого необходимы налаженные связи социального педагога с различными социальными службами микрорайона, района, города, учреждениями и общественными объединени­ями, хорошее знание структур и функционала административ­ных органов, их местонахождение и телефоны. Только при этих условиях можно оказать действительно эффективную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустрой­стве, лечении, отдыхе, материальной помощи, психокор­рекции, патронате, обеспечении жильем, пособиями, пенсия­ми и других видах социальной помощи. Социальный педагог оформляет сберегательные вклады, решает вопросы по исполь­зованию имущества и ценных бумаг обучающихся — сирот и оставшихся без попечения родителей, выступает представите­лем образовательного учреждения и того или иного обучаю­щегося или сотрудника в судебных и административных ин­станциях, обеспечивает экстренную помощь попавшим в экстремальную ситуацию. При этом социальный педагог самостоятельно определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и соци­альных проблем, меры социальной защиты и социальной по­мощи, реализации прав и свобод граждан.

Важное место в деятельности социального педагога зани­мает стимулирование и собственно развитие социально цен­ной деятельности обучающихся и взрослых, поддержка соци­альных инициатив, мероприятий, акций, социальных проектов и программ.

Педагогическая поддержка социальных инициатив детей и взрослых, создание условий для их самостоятельного выбора, его стимулирования, развития готовности и способности дей­ствовать на основе постоянного творческого поиска и умения выходить из ситуации выбора без стресса в современных усло­виях является насущной задачей в воспитательной работе об­разовательных учреждений, испытывающих дефицит новых форм и методик. Это тем более важно, что во весь рост встала проблема эффективности воспитания, соответствия основных направлений и приоритетов воспитательной работы природе детства, семейным, национальным и российским культурным традициям.

Под социальной инициативой понимается деятельность, направленная на преобразование социокультурной среды в интересах гармонизации социального поля ребенка, учитыва­ющая историко-культурный опыт и современное состояние теории и практики социальной работы, порождающая новое содержание, методы, формы и технологии работы с детьми, молодежью, семьями, общинами, эксклюзивными группами на­селения, обществом.

Социально значимая деятельность детей — это забота о больных, инвалидах и бедных; благотворительные мероприя­тия для сверстников и пожилых людей; работа в службах соци­альной защиты; благоустройство города, поселка, двора; ох­рана природы и памятников культуры; проведение игр и твор­ческих занятий с детьми и другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подрос­тка, приобщает его к ценностям волонтерского движения в социальной сфере ( 13; С. 31) .

В качестве авторов социальной инициативы выступают от­дельные личности, коллективы, учреждения и объединения всех типов и видов, государственные и муниципальные органы управления, другие юридические лица всех форм собственнос­ти. Подросток должен пройти школу такого социального участия, когда от простого приобщения к реализуемым социально ценным инициативам он проходит путь к социальному твор­честву и организатору практических дел и мероприятий, раз­работке и внедрению проектов, существенно меняющих отно­шения и образ жизни, ценностные ориентации и мотивацию своей жизни и жизни окружающих его людей. Именно разви­тие социально активной личности и является той скрепляю­щей идей, которая позволяет объединить усилия разных лю­дей, организаций, учреждений и ведомств, обеспокоенных бу­дущим России.

Основной целью деятельности социального педагога в плане поддержки социальных инициатив детей и взрослых являет­ся гражданское становление, духовно-нравственное и патрио­тическое воспитание детей через создание в образовательном учреждении, на его базе или в микрорайоне интегративной, межведомственной модели педагогической поддержки детско-молодежных общественных объединений. Для этого соци­альный педагог проводит большую работу по (13; С 33-34) :

—разъяснению государственной политики в области детско-молодежного движения, оказанию помощи в програм­мировании и проектировании деятельности детско-молодежных общественных объединений через регулярно организуемые методические семинары, сборы и смены;

—организации активного сотрудничества общественных объединений с государственными структурами, спонсо­рами, неправительственными организациями, средства­ми массовой информации:

 

—разработке и проведению системы мероприятий, обеспечивающих новое наполнение внеурочной воспи­тательной работы с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ;

—созданию эффективной системы материально-финансо­вой, организационной, юридической, научно-методичес­кой и иной поддержки социально значимой деятельности общественных объединений в образовательных учреж­дениях; обеспечению бюджетного финансирования, орга­низации и координации детско-молодежного движения;

— установлению и развитию контактов с детскими и мо­лодежными общественными объединениями, в том чис­ле через организацию международных и внутрироссийских обменов представителями детско-молодежного движения;

— решению вопросов занятости детей и молодежи, оказа­нию помощи в самостоятельной организации досуга и развлечений;

—созданию системы подготовки будущих лидеров России;

—содействию молодежному предпринимательству;

—совершенствованию системы эстетического воспитания детей, способствованию развитию профессионального и самодеятельного художественного творчества моло­дежи;

—поддержке талантливой молодежи, творчески способ­ных детей в реализации их собственной художествен­ной и созидательной природы.

Социальный педагог сам разрабатывает и доводит до их принятия и реализации социально-педагогические проекты и программы и оказывает методическую и организационную по­мощь инициативным группам общественности, детям и взрос­лым в этом сложном деле. Следует отметить, что программи­рование — один их наиболее сложных видов профессиональной деятельности любого специалиста, показатель его высшей квалификации и мастерства. Несмотря на то, что в учебных заведениях программированию специально не учат, владение этими специальными умениями и навыками совершенно необ­ходимы, поэтому социальный педагог должен нарабатывать их сам непосредственно в практической деятельности. Содействуя развитию социальных инициатив детей и взрос­лых, социальный педагог использует различные моральные и материальные средства стимулирования их инициативы, до­бивается общественного признания значимых новаций, вне­дрения их в жизнь. Учитывая реалии рыночной экономики, он вовлекает коммерческие структуры, предприятия в инновационную деятельность, финансирование социально-педа­гогических проектов. Содействует развитию семейно-соседских форм кооперации, межшкольных, межпроизводственных форм делового сотрудничества в интересах социального оз­доровления и культурного обновления условий жизни. По­иск финансовых средств для внедрения в жизнь проектов и программ также занимает много времени и деятельности со­циального педагога. Это достаточно трудный, специфический вид деятельности, называемый фандрайзингом ( 13; С.35). Неправильно полагать, что функция социального педагога состоит в том чтобы  придумать что-то ценное и интересное и предложить идею начальству, которое должно изыскать средства в необходимом объеме.

Кстати, многие социальные педагоги не умеют рассчитывать бюджет своего проекта и не считают необходимым это делать. Ни один спонсор не будет иметь дело с автором проекта, не знающим, что, сколько стоит, и не умеющим аккуратно и ква­лифицированно отчитаться по финансовым вопросам. Поэ­тому на первых этапах работы социальному педагогу нужен грамотный помощник — экономист или бухгалтер. Много­численные конкурсы программ и проектов разного уровня, проводимые разными ведомствами и фондами, знаменуют со­бой наступление нового этапа — рынка социальных проек­тов, на котором социально-педагогические проекты и програм­мы в отношении детей и молодежи особенно приоритетны. Овладение навыками программирования, экономического обсчета и фандрайзинга социального педагога существенно повышают его конкурентоспособность как специалиста на рынке труда и его продукции на рынке социальных проектов и программ.

Содержание профессиональной деятельности социального педагога необъятно, и мы сделали попытку лишь очертить ее контуры. Реальная же работа социального педагога не вписы­вается ни в какие схемы и графики. Вот почему такое большое значение придается личности социального педагога, его про­фессиональной компетентности, психологической закалке и моральным качествам.

В конечном счете вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологическо­го комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспе­чению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

Профессиональная успешность социального педагога определяется результативностью его деятельности и ее обще­ственным признанием.

Выводы по второй главе.

 

Взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения явлений как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние. В условиях школьного коллектива передача опыта, общече­ловеческих ценностей идет в процессе взаимодействия педагогов и учащихся, т. е. в специально организованном учебно-воспитательном процессе. …..Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями.  Не стоит забывать что главным субъектом является сам ребенок, поэтому в качестве  важного условия его развития часто называют самовоспитание, которое под­черкивает целенаправленные действия самого воспитанника. Ребенок обучается в классе, который является  основным структурным элементом школы. Поэтому именно здесь организуется познавательная деятельность, фор­мируются социальные отношения между учащимися.

 Только учитывая все эти составляющие можно построить учебно-воспитательный процесс результатом, которого будет воспитание современной, всесторонне развитой и гармоничной личности.

 

 

 

 

Заключение.

 

Цель курсовой работы - рассмотреть общие закономерности и принципы воспитания применяемые в современном обществе.

Нами была проанализирована специальная литература по проблеме исследования, рассмотрены основные принципы воспитания и механизмы их реализации в учебных заведениях. Выявлены основные пункты работы социального педагога в школе.

На основе проведенного исследования мы выяснили, что как бы ни была сложна область педагогической деятельности, как ни бес­конечно многообразны индивидуальные случаи, требующие каждый раз решения, нет и не может быть сомнения в том, что в основе всех этих явлений и процессов лежат свои особые, но совершенно опре­деленные законы, раскрытие которых и составляет задачу педагоги­ки как науки.

В процессе воспитания, есть немало вопросов, давно и однозначно решенных, но жизнь выдвигает новые проблемы, требующие новых подходов и решений. Это может быть достигнуто в тесном союзе теории и практики, в совместном поиске прогрессив­ных методов обучения и воспитания. Поэтому специалиста сегодняшнего дня должны отличать высокая общая культура, инициатива и ответ­ственность, потребность в постоянном обновлении и обогащении своих знаний, способность смело принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь.

 

 

 

 

Список литературы.

1. Андреев, В. И.

Педагогика: [Текст] учеб. курс для творческого саморазвития / В. И.             Андреев. – 2-е изд.–Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

2. Бабанский, Ю. К.

Педагогика: [Текст] учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др. ; под ред. Ю. К. Бабанского. - 2-е изд. , доп. и перераб. – М., Просвещение, 1988. – 479 с.

3. Балл, Г. А.

 Норма деятельности- категория педагогическая [Текст] / Г.А.Балл //                .Педагогика.- 1992.- № 3.- с. 43-48.

4. Галагузова М.А.

 Социальная педагогика [Текст] : курс лекций: учеб. Пособие для студентов              .высш. учеб. Заведений / М. А. Галагузова; под ред. М. А. Галагузовой. – М.:    Гуманит. издат. центр Владос, 2001. – 416 с. 

5. Гликман, И.З.

Теория и методика воспитания [Текст] учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.З. Гликман – М.: ВЛАДОС., 2002.- 176с.

6. Дошкольная педагогика [Текст] Конспект лекций / Авт. сост. В.А. Титов.-                                 …...М.: Приор-издат., 2002.- 192с.  

7. Закатова, И.Н.

   Социальный педагог в школе [Текст] / Под. ред. Сеневко.- М., 1996.- 70с.

8. Иванов, И.П.

 Методика коммунарского воспитания [Текст] / И.П. Иванов.- М.,       .Просвещение, 1990.- 194с.

9. Караковский, В.А.

Воспитательная система школы: проблемы управления [Текст] / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой.- М., 1997.- 112с.

10. Козлов, И.Ф.

  Методика воспитательного процесса [Текст] / И.Ф. Козлов, В.М. Коротов,                                               …..Б.Т. Лихачев, Л.Ю. Гордин.- М.: Просвещение., 1969.- 336с.

11. Лихачев, Б. Т.

Педагогика: [Текст] курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей, ИПК и ФПК – М.: Прометей, 1992. – 528 с.

12. Нигматов, З.Г.

Нести энергетику культуры и знаний [Текст] / З.Г. Нигматов // Студенчество : Диалоги о воспитании .- 2005.- №1.- с. 2-3.

13. Никитина, Л.Е.

   Социальный педагог в школе [Текст] / Л.Е. Никитина.- 2-е изд..- М.: 

  Академический проект, 2003.- 112с.

14. Обозов, Н.Н.

   Психология межличностного познания [Текст] / Под ред. Н.Н.Обозов, А.А.         Бадалаева .- М., 1981.-174с.

15. Основа общей педагогики [Текст]: учеб. Пособие для вузов. Ч. 2. / В.    А. Сластенин; И. Ф. Исаев; Е. Н. Шиянов.; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Владос, 2002. – 256 с.

16. Осухова, Н.Г.

Современные учителя о воспитании или прошлое в настоящем [Текст] /Н.Г. Осухова // Педагогика.- 1995.- №3.- с. 60-65.

17. Петровский, М.Г.

   Психология [Текст] словарь / А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М., 1990.- 258с.

18.  Пидкасистый, П.И.

    Педагогика [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1998.- 598с.

19. Пидкасистый, П.И.

    Педагогика [Текст] учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1995.- 470с.

20. Поляков, С.Д.

   Психопедагогика воспитания [Текст] / С.Д. Поляков.- М. : Новая школа, 1996.- 160с.

21. Подласый, И. П.

Педагогика [Текст]: новый курс: учебник для вузов; В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр. Владос, 1999. – 256 с.

22. Рожков, М. И.

   Организация воспитательного процесса в школе [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов. / М. И. Рожков; Л. В. Байбородова. – М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2001. – 256 с.  

23. Рожков, М. И.

   Теория и методика воспитания [Текст]: учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. / М. И. Рожков; Л В. Байбородова. – М.: Владос – Пресс, 2004. – 384 с.

24. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / В 2 томах.- М., 1993.-             т.1,2.- 450с.

25. Методика и технология работы социального педагога [Текст] Учебное     

  пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б.А. Алмазов, М.А. Беляева, 

  Н.Н. Бессонова и др..- М.: Издательский центр «Академия» , 2002.- 192с. 

26. Чекалова, Н.Н.

От сердца к сердцу [Текст] / Н.Н. Чекалова // Открытая школа.- 1997.- №5.- с. 23-24.

27.   Шадриков, В.Д.

   Духовные способности [Текст] / В.Д. Шадриков.- М.: Магистр, 1996.- 98с.

28. Щуркова, Н. Е.

Собранье пестрых дел [Текст]: метод. материалы для работы с детьми / Н. Е. Щуркова. – 2-е изд. – М.: Новая шк., 1994. – 96 с. 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 243.