Введение.
Воспитание растущего человека, как формирование развитой личности , составляет одну из главных задач современного общества.
Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека, как личности, обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.
Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает усвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.
Формирование человека, как личности, требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.
Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Социальный педагог может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие - формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. Эффективность воспитания состоит в самостоятельном выборе и осознанном принятии детьми содержания и целей деятельности.
Таким образом, воспитание представляет собой не только общественно необходимый процесс подготовки детей к общественной жизни , но и процесс формирования внутренней духовной личности, способной быть интеллектуально свободной, ответственной за себя и положение дел в обществе.
Цель: изучение общих закономерностей и принципов воспитания в учебном процессе.
Объект исследования: процесс воспитания на современном этапе.
Предмет исследования: общие закомерности и принципы воспитания в учебном процессе.
Задачи:
1.Раскрыть понятие воспитание и его специфику.
2.Раскрыть понятие закономерности воспитания и их сущность.
3.Раскрыть понятие принципов воспитания.
4.Изучить взаимодействие участников воспитательного процесса, как одной из форм реализации принципов воспитания.
5.Раскрыть сущность процесса самовоспитания.
6.Раскрыть сущность деятельности социального педагога в школе.
Методы исследования: обобщение, анализ литературы по проблеме исследования, синтез.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводам по каждой главе, заключения и списка используемой литературы.
Выводы по 1 главе.
В данной главе рассмотрена специфика процесса воспитания, выделены некоторые исторические этапы развития педагогики и воспитания, как составной части данной науки. Сравнены процессы обучения и воспитания. Раскрыто понятие закономерность воспитания, выделена классификация закономерностей. Выяснено, что на основе закономерностей разрабатываются принципы воспитания. Рассмотрено несколько классификаций принципов, дана характеристика каждому принципу воспитания.
Процесс воспитания - это специально организованный педагогический процесс, в котором реализуются социально- педагогические цели, создаются условия для полноценной духовной жизни воспитанников, для максимальной реализации их природных способностей, для актуализации душевных и духовных потребностей. Воспитание направлено на внутреннее самоизменение личности. Качественный результат процесса воспитания может сказаться через годы, и даже поколения.
В воспитательном процессе существуют различные принципы опираясь на которые воспитание приводится в действие.
Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами – основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей.
Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, независимо от нас, и отступать от них нельзя, ибо в противном случае такая деятельность может быть не только бесполезна, но и вредна. Поэтому подходить к выбору и проведению принципов воспитания надо творчески и с ответственностью.
Таким образом, воспитание можно представить как процесс организации жизнедеятельности детей, в ходе которой обеспечиваются установление, закрепление и превращение в качества личности их собственных культурных отношений с окружающими людьми, природой и всем миром.
Выводы по второй главе.
Взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения явлений как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние. В условиях школьного коллектива передача опыта, общечеловеческих ценностей идет в процессе взаимодействия педагогов и учащихся, т. е. в специально организованном учебно-воспитательном процессе. …..Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Не стоит забывать что главным субъектом является сам ребенок, поэтому в качестве важного условия его развития часто называют самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Ребенок обучается в классе, который является основным структурным элементом школы. Поэтому именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.
Только учитывая все эти составляющие можно построить учебно-воспитательный процесс результатом, которого будет воспитание современной, всесторонне развитой и гармоничной личности.
Заключение.
Цель курсовой работы - рассмотреть общие закономерности и принципы воспитания применяемые в современном обществе.
Нами была проанализирована специальная литература по проблеме исследования, рассмотрены основные принципы воспитания и механизмы их реализации в учебных заведениях. Выявлены основные пункты работы социального педагога в школе.
На основе проведенного исследования мы выяснили, что как бы ни была сложна область педагогической деятельности, как ни бесконечно многообразны индивидуальные случаи, требующие каждый раз решения, нет и не может быть сомнения в том, что в основе всех этих явлений и процессов лежат свои особые, но совершенно определенные законы, раскрытие которых и составляет задачу педагогики как науки.
В процессе воспитания, есть немало вопросов, давно и однозначно решенных, но жизнь выдвигает новые проблемы, требующие новых подходов и решений. Это может быть достигнуто в тесном союзе теории и практики, в совместном поиске прогрессивных методов обучения и воспитания. Поэтому специалиста сегодняшнего дня должны отличать высокая общая культура, инициатива и ответственность, потребность в постоянном обновлении и обогащении своих знаний, способность смело принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь.
Список литературы.
1. Андреев, В. И.
Педагогика: [Текст] учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. – 2-е изд.–Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
2. Бабанский, Ю. К.
Педагогика: [Текст] учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др. ; под ред. Ю. К. Бабанского. - 2-е изд. , доп. и перераб. – М., Просвещение, 1988. – 479 с.
3. Балл, Г. А.
Норма деятельности- категория педагогическая [Текст] / Г.А.Балл // .Педагогика.- 1992.- № 3.- с. 43-48.
4. Галагузова М.А.
Социальная педагогика [Текст] : курс лекций: учеб. Пособие для студентов .высш. учеб. Заведений / М. А. Галагузова; под ред. М. А. Галагузовой. – М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2001. – 416 с.
5. Гликман, И.З.
Теория и методика воспитания [Текст] учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.З. Гликман – М.: ВЛАДОС., 2002.- 176с.
6. Дошкольная педагогика [Текст] Конспект лекций / Авт. сост. В.А. Титов.- …...М.: Приор-издат., 2002.- 192с.
7. Закатова, И.Н.
Социальный педагог в школе [Текст] / Под. ред. Сеневко.- М., 1996.- 70с.
8. Иванов, И.П.
Методика коммунарского воспитания [Текст] / И.П. Иванов.- М., .Просвещение, 1990.- 194с.
9. Караковский, В.А.
Воспитательная система школы: проблемы управления [Текст] / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой.- М., 1997.- 112с.
10. Козлов, И.Ф.
Методика воспитательного процесса [Текст] / И.Ф. Козлов, В.М. Коротов, …..Б.Т. Лихачев, Л.Ю. Гордин.- М.: Просвещение., 1969.- 336с.
11. Лихачев, Б. Т.
Педагогика: [Текст] курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей, ИПК и ФПК – М.: Прометей, 1992. – 528 с.
12. Нигматов, З.Г.
Нести энергетику культуры и знаний [Текст] / З.Г. Нигматов // Студенчество : Диалоги о воспитании .- 2005.- №1.- с. 2-3.
13. Никитина, Л.Е.
Социальный педагог в школе [Текст] / Л.Е. Никитина.- 2-е изд..- М.:
Академический проект, 2003.- 112с.
14. Обозов, Н.Н.
Психология межличностного познания [Текст] / Под ред. Н.Н.Обозов, А.А. Бадалаева .- М., 1981.-174с.
15. Основа общей педагогики [Текст]: учеб. Пособие для вузов. Ч. 2. / В. А. Сластенин; И. Ф. Исаев; Е. Н. Шиянов.; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Владос, 2002. – 256 с.
16. Осухова, Н.Г.
Современные учителя о воспитании или прошлое в настоящем [Текст] /Н.Г. Осухова // Педагогика.- 1995.- №3.- с. 60-65.
17. Петровский, М.Г.
Психология [Текст] словарь / А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М., 1990.- 258с.
18. Пидкасистый, П.И.
Педагогика [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1998.- 598с.
19. Пидкасистый, П.И.
Педагогика [Текст] учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1995.- 470с.
20. Поляков, С.Д.
Психопедагогика воспитания [Текст] / С.Д. Поляков.- М. : Новая школа, 1996.- 160с.
21. Подласый, И. П.
Педагогика [Текст]: новый курс: учебник для вузов; В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр. Владос, 1999. – 256 с.
22. Рожков, М. И.
Организация воспитательного процесса в школе [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов. / М. И. Рожков; Л. В. Байбородова. – М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2001. – 256 с.
23. Рожков, М. И.
Теория и методика воспитания [Текст]: учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. / М. И. Рожков; Л В. Байбородова. – М.: Владос – Пресс, 2004. – 384 с.
24. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / В 2 томах.- М., 1993.- т.1,2.- 450с.
25. Методика и технология работы социального педагога [Текст] Учебное
пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б.А. Алмазов, М.А. Беляева,
Н.Н. Бессонова и др..- М.: Издательский центр «Академия» , 2002.- 192с.
26. Чекалова, Н.Н.
От сердца к сердцу [Текст] / Н.Н. Чекалова // Открытая школа.- 1997.- №5.- с. 23-24.
27. Шадриков, В.Д.
Духовные способности [Текст] / В.Д. Шадриков.- М.: Магистр, 1996.- 98с.
28. Щуркова, Н. Е.
Собранье пестрых дел [Текст]: метод. материалы для работы с детьми / Н. Е. Щуркова. – 2-е изд. – М.: Новая шк., 1994. – 96 с.
Введение.
Воспитание растущего человека, как формирование развитой личности , составляет одну из главных задач современного общества.
Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека, как личности, обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.
Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает усвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.
Формирование человека, как личности, требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.
Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Социальный педагог может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие - формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. Эффективность воспитания состоит в самостоятельном выборе и осознанном принятии детьми содержания и целей деятельности.
Таким образом, воспитание представляет собой не только общественно необходимый процесс подготовки детей к общественной жизни , но и процесс формирования внутренней духовной личности, способной быть интеллектуально свободной, ответственной за себя и положение дел в обществе.
Цель: изучение общих закономерностей и принципов воспитания в учебном процессе.
Объект исследования: процесс воспитания на современном этапе.
Предмет исследования: общие закомерности и принципы воспитания в учебном процессе.
Задачи:
1.Раскрыть понятие воспитание и его специфику.
2.Раскрыть понятие закономерности воспитания и их сущность.
3.Раскрыть понятие принципов воспитания.
4.Изучить взаимодействие участников воспитательного процесса, как одной из форм реализации принципов воспитания.
5.Раскрыть сущность процесса самовоспитания.
6.Раскрыть сущность деятельности социального педагога в школе.
Методы исследования: обобщение, анализ литературы по проблеме исследования, синтез.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводам по каждой главе, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 . Теоретические аспекты проблемы закономерностей и принципов воспитания.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 288.