По-видимому, воспитание как объективный процесс начало складываться в период перехода первобытного человека от животнообразных форм деятельности к собственно трудовой, орудийной. Перемены, связанные с развитием орудийной деятельности, сказались на общих условиях жизни, в том числе на увеличении численности детей. В обществе постепенно стала формироваться объективная потребность в воспитании: появилась необходимость в передаче детям опыта орудийно-трудовой деятельности с тем, чтобы сохранить этот опыт и подготовить детей к самостоятельной жизни, выработать у них определенные навыки поведения, соответствующего требованиям общества.
С появлением парного брака стали зарождаться домашне-семейные фор мы воспитания, которое осуществляли родители и родственники. Возникает первая форма воспитания - инициация - совершение ритуальных обрядов, связанных с переходом юношей и девушек в разряд взрослых. Молодые должны были овладеть определенными знаниями и практическими навыками.
В античные времена ( 6-4 вв до н. э. ) в Древней Греции складываются две воспитательные системы: спартанская и афинская. . Спарта, в силу общественных условий, в течение трех столетий была военным государством. Поэтому в основе спартанской системы лежала идея воспитания юноши сильного духом, физически развитого, знающего военное дело. Воспитание лиц мужского пола находилось в ведении государства, строго регламентировалось и контролировалось. Общественное воспитание начиналось с первых дней жизни. Новорожденных осматривали старейшины, слабых и уродливых детей кидали в пропасть, а крепких отдавали кормилице. Кормилицы были первыми профессиональными воспитательницами в Греции. Они приучали ребенка к жизни в суровых условиях: не бояться темноты, проявлять умеренность в еде, не кричать и не плакать от боли, холода и т. п. Государственное обучение, рассчитанное на 12 лет, начиналось с 7-летнего возраста. Оно представляло собой систему военной подготовки и включало физические упражнения, гимнастику, соревнования, учебные походы, примерные сражения и т. д. Интеллектуальное развитие сводилось к минимуму: начаткам чтения и письма. В демократических Афинах сложилась иная система воспитания, направленная на развитие ума, нравственных качеств, тела. Детей обучали чтению, пению, письму, счету, игре на музыкальных инструментах (кифаре, лире). Особое значение придавалось приобщению ребенка к искусству, культуре. В программе органически сочетались поэзия, танцы, музыка, чтение классической литературы (сочинения Гомера, Эзопа, Софокла и др.). Воспитанию тела и духа способствовали занятия гимнастикой, бегом, борьбой, метание диска, копья, а также участие в спортивных состязаниях.
В 17 веке педагогика была вычленена как особая наука в системе философских знаний. Предметом педагогики является целенаправленное влияние взрослых ( в первую очередь родителей и педагогов ) на развитие и формирование детей. Длительный опыт истории школьного и домашнего образования показал, что как бы хорошо не была организована передача знаний детям, одного учебного процесса недостаточно для формирования зрелой личности. Только соединение учебного и воспитательного процессов может привести нас к желанной цели.
Чтобы выяснить, что такое воспитание и как его организовать, целесообразно, прежде всего, разобраться в его специфике. Для этого сравним воспитание с обучением по некоторым параметрам.
Обучение направлено, прежде всего, на то чтобы дать человеку правильные представления, понятия, знания об окружающей среде. Поэтому в его основе лежит процесс познания. Задачи у воспитания другие - создание условий для правильного, соответствующего современной культуре, потребностям общества, да и самого человека, формирование качеств его личности, характера, направленности, привычек, влияющих на поведение человека и его отношения с другими людьми ( 11; С.216) .
Имеются различия и в последовательности совершенствования рассматриваемых процессов. Для обучения характерна довольно простая последовательность: сначала даются одни знания, затем следующие, и так в течении всего периода обучения. Формирование качеств личности не совершаются столь же последовательно. Какие-то из них вызревают одновременно, какие-то раньше или позже, но это длительный и вариативный процесс, и, соответственно, организация его не может строиться лишь в порядке простой последовательности. Воспитательный процесс совершается комплексно, во взаимосвязи многих элементов.
Программировать обучение не так уж сложно. Время от времени создаются программы. А вот программировать воспитание это куда сложнее и предпринятые до сих пор попытки нельзя назвать успешными.
Существенно отличается контроль за ходом и результатами обучения и воспитания. Проверить, усвоены ли детьми знания и как они усвоены, появились ли у них навыки, не так уж сложно. Для этого достаточно задать вопросы по изученному материалу и выслушать ответы, посмотреть, как они выполняют практические задания, - и все станет ясно. А как проверить сформировались лм необходимые качества личности или как развивается процесс формирования нужных качеств. Выяснить это сложнее, контроль здесь затруднен.
В целом можно сделать вывод, что организация процесса обучения проще и легче, чем процесса воспитания.
Сравнивая эти процессы, мы не должны забывать об их взаимосвязи. Оба этих процесса проходят с одной и той же личностью. При обучении детей всегда присутствуют отдельные элементы воспитания. А в свою очередь в процессе воспитания всегда присутствуют элементы обучения. «Чистые» обучение и воспитание скорее все-таки абстракции, необходимые будущим педагогам для познания и освоения единого учебно-воспитательного процесса
Однако, для успешного формирования личности детей необходимо основательно разобраться в особенностях воспитания и найти удачные способы объединения его с обучением.
Термин «воспитание» в России в 17 в. имел иной смысл, чем в наше время. Под ним понимали вскармливание, т.е. правильный рост и развитие. За последние века термин наполнен новым содержанием. Но и сейчас нет полного единства в его понимании.
Рассматривая различные трактования понятия «воспитание», можно определить наиболее общие признаки, которые отмечаются большинством исследователей (14; С. 208):
· целенаправленность воздействия на воспитанника;
· социальную направленность этих воздействий;
· создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;
· освоение человеком комплекса социальных ролей.
Необходимо отметить также определенный дуализм в понятии «воспитание». В классической педагогике воспитание определялось в широком и узком смысле слова (ранее говорили «тесном»). В первом случае воспитание предполагало влияние на человека всех формирующих его факторов и в этом смысле отождествлялось с социализацией.
Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание — вечная категория , так как оно существует с момента возникновения человеческой истории ( 5; С.23). Конкретная же социальная функция воспитания, его содержание и сущность меняются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями, общественными отношениями, борьбой идеологий.
В узком смысле, воспитание – целенаправленное влияние на развитие и формирование качеств личности ( 5; С.25). Педагог оказывает влияние на формирование характера и личности школьника. Такой акт воздействия принято называть воздействием.
Но не надо переоценивать значение этого влияния. Все-таки личность ребенка формируется теми условиями, в которых он живет, и теми отношениями, которые у него складываются с окружающими его людьми. Из этого следует, что воспитание- содействие развитию личности, целенаправленное создание условий для правильного формирования качеств личности (13; С.18).
При этом чрезвычайно важно иметь в виду, что воспитания - не подготовка и проведение мероприятий, и нечто интимное, не поддающееся фиксации и измерению: оно направлено на внутреннее самоизменение личности ( 5; С. 27). Качественный результат процесса воспитания может сказаться через годы, и даже поколения.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 226.