По организации противопожарной пропаганды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По организации противопожарной пропаганды

в образовательных и детских учреждениях

 

 

Г.

I. Примерный план

Мероприятий по изучению с детьми дошкольного возраста

Правил пожарной безопасности

(для использования в учебной программе детских дошкольных учреждений)

Цель занятий: в игровой, наиболее доступной для детей форме прививать детям навыки пожароопасного поведения.

1. С детьми младшей группы:

- заучивание русской народной потешки “Кошкин дом”.

- Рассмотреть иллюстрации в книжке, объяснить, что такое пожар, какие бывают последствия, рассказать, что пожар – большая беда, люди остаются без жилья и могут погибнуть.

 

2. В средней группе:

- рассматривать с детьми плакаты из серии “Малышам о пожарной безопасности”, беседовать по их содержанию, рассказывать о причинах пожара.

- Читать произведения К. Чуковского “Путаница” и С. Маршака “Пожар”.

- Знакомить с правилами поведения в случае пожара (при пожаре нужно немедленно позвать кого-нибудь из взрослых; если дома есть телефон, позвонить по телефону 01; при пожаре нельзя пользоваться в укромном месте)

 

3. В старшей и подготовительной группе:

- Провести экскурсию в пожарное депо. Предусмотреть рассказ пожарного о своей работе.

- Составить рассказы на тему: “Что я видел на экскурсии”.

- Рассказать ребятам о деятельности дружин юных пожарных.

- Прочитать следующие произведения: С. Маршак “Пожар”, “Рассказ о неизвестном герое”, Л. Толстой “Пожарные собаки”, Е. Хоринская “Спичка - невеличка”, Т. Фетисов “Куда спешат красные машины и т.д.

- Познакомить детей с загадками, пословицами на противопожарную тематику.

- Провести конкурс детского рисунка на противопожарную тему (например: “Шалость детей с огнем – причина пожара”, “Огонь – друг, огонь – враг”, “Пожарные в работе”, “Ночью и днем – будь острожен с огнем”, “Человеку друг огонь, только зря его не тронь” и т.п.)

- Провести спортивный праздник “Смелые пожарные”

- Познакомить детей с первичными средствами пожаротушения, рассказать о назначении пожарного щита, огнетушителя.

-

II. Беседа на противопожарную

IV. Сценарий противопожарной игры-соревнования

“ОСТРОВ БЕЗОПАСНОСТИ”

Цель игры:

Выработка навыков поведения детей в условиях пожара при возникновении чрезвычайной ситуации.

Условия игры:

Пройти по трассе, выполнить все задания, добраться без потерь до “Острова безопасности” всей командой.

Число заданий – 7

Команда юных пожарных в составе 6 человек.

Форма одежды – спортивная. Команда имеет отличительные эмблемы и название. Задания известны участникам заранее.

Оценка: время от старта до финиша плюс штрафное время за ошибки при выполнении задания. Невыполнивший задание сходит с дистанции.

Победителем считается та команда, члены которой быстрее всех добрались до “Острова безопасности”.

Оформление места проведения соревнования – спортзал с рисунками учащихся на противопожарные темы.

ХОД ИГРЫ:

I. ВЕДУЩИЙ- 1. Построение команд. Их представление с эмблемами и названиями. (Например. Команда “Огонек”, “Огнетушитель”).

II. ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД:

Девизы команд. (Например, “Легче, чем пожар тушить, нам его предупредить”; “Крепко помните, друзья, что с огнем шутить нельзя” и т.п.)

III. ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ “ОСТРОВ БЕЗОПАСНОСТИ”

Й этап. Преодоление задымленной зоны.

    Пройти на корточках (“гусиным шагом”) задымленное помещение до входной двери, дышать через мокрую тряпку, дверь закрыть после выхода последнего участника. Штрафное время начисляется при каждой ошибке: движение не “гусиным шагом”, кто-то дышит не через мокрую тряпку, дверь не закрыта после выхода команды.

V .Сценарий праздника.

(рекомендуется для проведения в детских загородных лагерях)

Участвуют дети и двое взрослых - пожарных. Дети делятся заранее на “пожарных”, “милицию”, скорую помощь”; они собраны под табличками 01, 02, 03.

Ведущий:

На площади базарной

На каланче пожарной

Круглые сутки

Дозорный у будки

Поглядывал вокруг

На север,

На юг,

На запад,

На восток, -

не виден ли дымок.

И если видел он пожар,

Плывущий дым угарный,

Он поднимал сигнальный шар

Над каланчей пожарной.

Тревожный звон будил народ,

Дрожала мостовая,

И мчалась с грохотом вперед

Команда удалая.

Теперь не надо каланчи -

Звони по телефону

И о пожаре сообщи ближайшему району.

Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер - 01!

 

Прежде всего нужны на пожаре пожарные, но может понадобиться и скорая помощь, - мало ли кто пострадает при пожаре, и милиция. Скорую помощь вызывают по телефону 03, а милицию - 02. Сегодня у нас все службы в сборе: есть и пожарные и скорая и милиция. И сегодня они покажут свои действия при пожаре.

Мать на рынок уходила

Дочке Лене говорила:

-Печку, Леночка, не тронь!

Жжется, Леночка, огонь!

Только мать сошла с крылечка,

Лена села перед печкой,

В щелку красную глядит

А в печи огонь гудит.

Приоткрыла дверцу Лена -

Соскочил огонь с полена,

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на стол,

Побежал по стульям с треском,

Вверх пополз по занавескам,

Стены дымом заволок,

Лижет пол и потолок.

Раздается крик из окна: “Помогите! Пожар!” (В окне Огонь и Леночка). Звонит колокольчик - сигнал. Пожарная машина подъезжает и вытягивает к окну лестницу. Пожарный поднимается и забирает Леночку и спускается с ней, отдает Леночку милиции.

Ведущий: Начинаем тушение пожара.

Дети при помощи взрослых разворачивают 2 рукава и направляют на окно, где Огонь.

Огонь спускается по лестнице.

Огонь:

Не так-то просто со мной справиться! Я могу не только дома поджигать, но и лес от костра! Все спалю! А пожарных в лесу нет! Никто не поможет!

Огонь поджигает костер.

Ведущий:

Не поджигай, Огонь! И в лесу можно с тобой справиться. Вставайте все в цепочку!

Тушение костра водой из ведер (Взрослые пожарные набирают воду, отдают детям, а те передают по цепочке, второй пожарный берет ведра и заливает огонь).

Ведущий:

Смотрите, человек пострадал на пожаре. Где наша Скорая помощь? Помогите ему, обжег он ногу, забинтуйте ее и отвезите пострадавшего в безопасное место.

Скорая помощь бинтуют ногу, сажают на санки и увозят к табличке 03

Огонь:

Не радуйтесь, что вы со мной справились, у меня есть дружок-помощник - едкий дым. Он вам еще покажет!

Огонь поджигает дымовуху. Пожарные вывозят детей через дым на свежий воздух в ватно-марлевых повязках по одному.

Огонь:

Ах, вы так! Я вам сейчас все подожгу кругом (Бегает, разбрасывает кругом лоскутики - пламя. Дети бегают и собирают лоскутики в таз).

Пожарные ловят огонь и связывают ему руки.

Ребята:
Оставайся только в печке,

В старой лампе и на свечке!

Потрудились мы недаром,

Славно справились с пожаром.

Ведущий:

Все закончилось прекрасно! Спасли Леночку, потушили пожар, победили дым. Пострадавший в огне вылечился. Осталось только перевоспитать огонь. Добрый огонь нам нужен, он помогает готовить пищу, согревает, освещает дом. Огонь, ты больше не будешь шалить?

Огонь:

Нет, простите меня, я больше не буду!

Ведущий:

Вот и славно. Ребята, прощаем его?

Ребята:

Да!

Огонь развязывают.

 


100

1. Назовите номер телефона для сообщения о пожаре?

а) “02”; б) “01”; в) “ОЗ”; г) “04”.

2. Как называют людей, которые тушат пожары?

а) пожарные;   в) водоносы;

б) погорельцы; г) тушильщики

         

200

3. Назовите поджигателей из стихотворения К. Чуковского “Путаница”:

а) крысы;     в) лисички;

б) волки;      г) бараны.

4. Отчего чаще всего страдают люди при пожаре?

а) от огня и дыма; в) от воды;

б) от яркого света; г) от потока свежего воздуха  

 

300

5. Назовите средство пожаротушения, которым можно воспользоваться?

а) газовый баллон; в) бензин;

б) огнетушитель;   г) сухая трава.

6. Что относится к звуковым средствам оповещения при пожаре?

а) сирена;          в) табло;

б) магнитофон; г) указатель   

 

500

7. Чем чаще всего смазывают место ожога?

а) маслом;     в) водой;

б) спиртом;    г) йодом.

8. Кто помогал в тушении пожара в сказке С. Маршака “Кошкин дом”?

а) курица;     в) кот;

б) осел;         г) волк

1000

9. Какая бочка опаснее?

А) наполненная водой;     в) пустая бочка из-под бензина;

б) наполненная бензином;  г) с маслом.

10. С какой стороны нужно разжигать костер в ветреную погоду?

А) справа;                   в) с противоположной стороны;

б) со стороны ветра; г) слева

 

2000

11. Что нужно делать, если произошла вспышка керосинки или керогаза?

а) залить водой;                          в) засыпать землей;

б) накрыть плотной тканью;       г) задуть

 

8000

12. Как выбраться из помещения, заполненного дымом?

а) на четвереньках или ползком; в) катиться кубарем;

б) бегом;                                     г)через окно.

13. Где хранятся огнетушители?

а) в подполье;                                     в) в платяном шкафу;

б) в специально отведенных местах; г) в любом месте

 

16000

14. Что в старину вешали в центре деревень для оповещения о пожаре?

а) бревно;         в) рельсы;

б) ведро;          г) гирю

 

32000

15. Назовите признаки 2-ой степени ожогов?

а) покраснение;                                  в) появление пузырей;

б) обугливание всех тканей до костей; г) припухлость

 

64000

16. В толковом словаре русского языка Даля говорится: “Пожарный – это ... ”

 а) поджигатель;

 б) человек профессии, требующей смелости;

 в) служитель пожарной команды;

 г) нищий

 

125000

17. Когда пожарные России отмечают свой профессиональный праздник?

а) 6 мая;         в) 8 марта;

б) 30 апреля;  г) 12 июня

18. Когда в нашей стране были изданы первые законы о пожарной безопасности?

а) 15 век;       в) до н.э.;

б) 20 век;      г) 19 век

 

250000

19. Как называется профессиональный журнал пожарных?

а) “Огонёк”;         в) “Пожарное дело”;

б) “Костер”;         г) “Пожарник”

20. Кто первый в нашей стране издал закон о пожарной безопасности?

 а) Петр 1;              в) В. Путин;

 б) Иван Грозный;  г) Екатерина 2

 

500000

21. Какая награда ждет героя, который во время пожара спас человека?

а) Орден Славы;        в) медаль “Спасатель”;

б) медаль “За отвагу”; г) Орден Мужества

 

1000000

22. В каком году была учреждена медаль “За отвагу на пожаре”?

а) 1957г.;           в) 1918 г.;

б) 1932 г.;          г) 1990 г.

 

Действия при пожаре.

Обнаружив начавшийся пожар, необходимо в первую очередь уведомить об этом пожарную охрану. Следует иметь в виду, что чем скорее приедут пожарные, тем легче и с меньшим ущербом будет прекращен пожар. Пожарную команду нужно вызвать также при появлении даже небольшого количества дыма в доме, когда есть опасность возникновения пожара в недоступном для осмотра месте или если невозможно установить причину появления дыма.

Распространению пожара в жилом доме чаще всего могут способствовать вентиляционные каналы, окна и двери, через которые поступает свежий воздух, дающий дополнительный приток кислорода, способствующего развитию пожара. Вот почему не рекомендуется разбивать стела в окнах горящего помещения и оставлять открытыми двери в соседние помещения.

Если пожар был замечен поздно и имеющихся огнетушащих средств недостаточно, нужно принять меры к тому, чтобы задержать распространение огня. Для этого необходимо по возможности плотно закрыть все двери, окна в помещении. Заложить щели между полом и дверью мокрой тканью, перекрыть газ, отключить электроэнергию. Если дом или квартира заполняются дымом, дышать надо через мокрую ткань, а двигаться как можно ближе к полу (там меньше дыма).

Прежде чем открыть закрытую дверь в горящем доме, дотроньтесь до нее обратной стороной ладони. Не открывайте ее, если вы почувствуете, что дверь теплая или горячая, - за ней огонь. Постарайтесь вывести из горящего дома (квартиры) находящихся там людей. Не пытайтесь захватить с собой ценные вещи и другое имущество.

Выбирайте как можно более безопасный путь эвакуации и постарайтесь не паниковать. Не пользуйтесь лифтами во время пожара. Спускайтесь только по лестницам. Никогда не бегите наугад. По прибытию пожарных полностью подчиняйтесь их командам. Не заходите обратно в горящее помещение до тех пор, пока пожарные не скажут, что опасность миновала.

Это необходимо знать.

Многие пожары в жилье возникают ночью. Вот несколько простых вещей, которые необходимо делать каждый вечер, чтобы уберечь себя и свою семью от пожара:

1.   Отключите все электроприборы, не предназначенные для постоянной работы.

2.   Выключите все газовые приборы.

3.   Убедитесь, что не оставлены тлеющие сигареты.

4.   Отключите временные нагреватели.

5.      Установите ограждение вокруг открытого огня (печи, камина).

Опасными факторами пожара, вызывающими потерю сознания или смерть людей в реальных условиях пожара являются: прямой контакт с пламенем, высокая температура, недостаток кислорода (менее 14%), наличие в дыму окиси углерода(0,3 %) и других токсичных веществ.

Наиболее опасны недостаток кислорода и наличие токсичных веществ, так как 50-60% смертей при пожарах происходит от отравления и удушья.

Опыт показывает, что в закрытых помещениях снижение концентрации кислорода в отдельных случаях возможно по истечении 1-2 минуты с начала возникновения пожара.

Особую опасность для жизни и здоровья людей на пожарах представляет воздействие на их организм дымовых газов, содержащих токсичные продукты горения и разложения веществ и материалов.

В некоторых случаях дымовые газы содержат сернистый газ, окись азота, синильную кислоту и другие токсичные вещества, кратковременное воздействие которых на организм человека даже в небольших концентрациях (сернистый газ – 0,05, окись азота – 0,025, синильная кислота – 0,2 %) приводит к смертельному исходу.

Чрезвычайно высока потенциальная опасность продуктов горения синтетических полимерных материалов, с учетом того, что их в помещениях приблизительно 50% всех материалов.

Опасно для жизни людей также воздействие на них высокой температуры продуктов горения не только в горящем, но и в смежных с горящим помещениях. Превышение температуры нагретых газов над температурой человеческого тела приводит к тепловому удару. Уже при повышении температуры кожи человека до 42-46 градусов появляются болевые ощущения. Температура окружающей среды 70-80 градусов является опасной для жизни человека, особенно при значительной влажности и вдыхании горячих газов, а при температуре выше 100 происходит потеря сознания и смерть.

Еще большей опасности подвергаются люди при непосредственном воздействии пламени, например, когда огнем отрезало пути спасения. В некоторых случаях скорость распространения пожара может оказаться настолько высокой, что застигнутого пожаром человека спасти очень трудно или невозможно без специальной защиты (орошение водой, защитная одежда).

Наконец, большой опасностью при пожаре является паника, представляющая собой внезапный, безотчетный, неудержимый страх, овладевающий массой людей. Она возникает от неожиданно появившейся опасности, сознание и воля подавляются впечатлением от пожара.

Вторичные опасные факторы пожара:

· Механическое воздействие от частей разрушившихся конструкций, установок;

· Электрический ток;

· Опасные факторы взрыва.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации противопожарной пропаганды

в образовательных и детских учреждениях

 

 

Г.

I. Примерный план

Дата: 2019-12-22, просмотров: 253.