На период 2011-2015 гг.
В России, как и в других странах, происходят изменения социально-экономической ситуации, связанные с переходом страны на новый уровень функционирования в последствиях мирового финансового кризиса. Происходящие изменения диктуют иной подход государства к осуществлению социальной политики. Многие функции по реализации социальной политики переходят от государства к так называемым институтам гражданского общества.
Формирование социальной политики государства (впрочем как и отдельно взятого региона) все более и более перекладывается на плечи общества. Именно общество на данном этапе развития государства влияет на процесс формирования кадрового состава государственной власти (через институт выборов), именно общество диктует основные параметры социально-экономического развития (через лоббирование своих интересов на уровне представительных органов власти). Вместе с тем, общество – это не стихийная масса людей, населяющих данную территорию. Общество структурировано, в нем заложена система сдержек и противовесов, помогающих (а иногда и мешающих) поступательному развитию государства как социального института. От того, каким будет общество, напрямую зависит направление и темпы социально-экономического развития государства.
На данный момент, сложились три основных сектора общества, имеющих четко выраженные функции и уровни компетенций:
· Сектор государства (совокупность государственных органов) – принимает решения по ключевым вопросам развития страны, разрабатывает правила и нормы поведения для других секторов, контролирует их соблюдение.
· Бизнес (совокупность организаций, ориентированных на извлечение прибыли, экономический эффект) – управляет ресурсной базой страны, обеспечивает прирост и распределение ресурсов между людьми по правилам, определяемым государством.
· Некоммерческий сектор (совокупность социально-активных граждан и создаваемых из их числа организаций, проявляющих свои инициативы в различных сферах жизнедеятельности государства) – осуществляет процесс самореализации граждан, защищает граждан от отрицательных побочных эффектов деятельности государственных органов и бизнеса, инициирует процесс структурных изменений общества исходя из интересов граждан, является кадровой базой для бизнеса и государственных органов.
Роль и значение некоммерческого сектора как связующего звена между гражданами и государством за рубежом давно признаны, и активно используются для решения многих экономических и социальных проблем общества, во многих странах им оказывается всесторонняя поддержка.
На развитие третьего сектора в России повлияли многие факторы, в том числе такие, как усиление дифференциации домохозяйств по доходам и целям, сохранение сильного влияния государственной власти, традиции и обычаи страны и т. д. В результате в настоящее время для структур третьего сектора характерны разобщенность, малочисленность, финансовые трудности, неравномерность развития в разных регионах страны, слабая информированность общества об их деятельности и, как результат, относительно низкая активность. Доля некоммерческих организаций в ВВП снизилась с 1,2% в 2004 г. до 0,5 % в 2010 г[41].
Российское государство еще не осознало, что не только бизнес, но и некоммерческие организации могут способствовать возрастанию потенциала государства.
Некоммерческий сектор бурно развивается в России последние 15 лет, занимая пустующие ниши общественного устройства и все более влияя на процессы принятия важных решений. Опыт других стран показывает, что именно некоммерческий сектор (в западной терминологии - неправительственный), структурированный в виде сетей некоммерческих (неправительственных) организаций является самой эффективной основой реализации социальной политики государства. Именно этот сектор является хранителем таких базовых ценностей западного общества как демократия, права человека, приоритет интересов личности над интересами государства и пр.
Особенностью некоммерческого сектора является то, что он связан непосредственно с рядовыми людьми и является наиболее компетентным выразителем их интересов. Любые интересы людей выражаются в проявлении инициативы по изменению какой-либо неустраивающей их ситуации. Рядовым гражданам по отдельности достаточно сложно проявлять свою инициативу и добиваться ее реализации в силу отсутствия ресурсов и полномочий для подобных действий. Государственное устройство позволяет реализовывать инициативы не отдельным гражданам, а их объединениям. Граждане (и лица без гражданства) вправе объединяться и создавать специализированные организации по решению насущных проблем, в том числе и создавая организации с правами юридического лица.
В условиях развития современного Российского общества именно некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном порядке являются официальным выразителем подавляющего большинства гражданских инициатив. В дальнейшем, количество работающих некоммерческих организаций и уровень их развитости будут определять ключевые направления развития государства.
Если в данный момент не прилагать достаточно усилий к развитию отношений в некоммерческом секторе, то через несколько лет Российская Федерация безнадежно отстанет по уровню общественных отношений, станут тормозиться экономические процессы, будет практически отсутствовать естественный механизм ротации кадров, отсутствие социальных инициатив приведет к дефициту инициатив в политической и экономической сферах.
Местное руководство не в состоянии будет справиться с кризисом, его придется преодолевать с помощью очень большой кадровой, финансовой, технологической помощью со стороны более динамично развивающихся соседей и федерального центра, что приведет к определенной потерей самостоятельности области. Отчасти, многие элементы этих явлений можно видеть уже сейчас. В дальнейшем, без осознанного стимулирования гражданской инициативы на территории страны, кризис будет разрастаться.
Новые действия, направленные на совершенствование функционирования и финансирования некоммерческих организаций в России должны быть основаны на опыте работы многих зарубежных некоммерческих и бюджетных организаций, а также богатыми положениями теоретической базы исследователей и ученых, работающих с этой темой.
Некоммерческий сектор только тогда сможет реально участвовать в формировании и реализации государственной социальной политики, когда многие представители этого сектора будут иметь знания, навыки и возможности по решению проблем рядовых граждан. Еще проще это можно сформулировать так: когда граждане научатся сами решать свои проблемы и начнут это делать[42].
Вся проблема заключается не в отсутствии самих гражданских инициатив со стороны рядовых людей, а в создании разумных механизмов институализации этих инициатив, встраивании этих механизмов в процесс принятия решений на уровне органов государственной власти. Основываясь на опыте успешных зарубежных организаций, можно выделить основные условия, при которых подобные механизмы будут складываться не разрушая целостность государственной системы.
Во-первых, это развитое единое децентрализованное информационное поле гражданских инициатив, построенное по сетевому принципу. Любая информация о действующей инициативе, попадая в условия, в которых может быть легко доступна рядовым гражданам, вольно или невольно становится объектом оценок с точки зрения нужности, полезности, актуальности[43].
В зависимости от взвешенности, продуманности и проработанности, общество или дает возможность реализовывать такую инициативу, или нет. Причем по общим законам коммуникации, обратную связь такая инициатива получает от лидеров общественного мнения, т.е. специалистов, работающих с этой проблематикой или со смежной.
В процессе обсуждения инициатива может претерпеть значительные изменения, что принесет инициаторам колоссальные ресурсы для реализации. Общество, воспринимая информацию об инициативе структурируется по уровням вовлеченности в обсуждаемую проблему, структуризация приводит к более четкому позиционированию каждого члена этого общества по различным сферам жизнедеятельности, а это прибавляет ресурсы и другим инициативам, в том числе и государственным.
Конкретные специалисты, задействованные в процессе общественных отношений, получают «кейсы» (наглядные примеры из опыта других организаций), что приводит к большей степени компетентности этих специалистов. Информационное поле должно быть децентрализованным, т.к. свободный оборот информации невозможен в централизованных структурах.
Одно из самых недорогих и эффективных решений по децентрализации структуры распространения информации – построение ее по сетевому принципу, где каждая ячейка одной сети является также равноправной ячейкой другой сети, а имеющаяся информация при невозможности пройти один фильтр с легкостью проходит через другой, и становится достоянием сразу нескольких сетей, гарантированно доходя до конечного адресата. Принципом сетевого решения также обеспечивается процесс снижения сетевого шума и распределения меры ответственности каждого члена сети.
Во-вторых, это форсированное обучение специалистов как некоммерческих операций, так и представителей органов власти и бизнеса основным технологиям, принципам взаимодействия друг с другом.
Основа обучающих программ – программно-целевой подход в деятельности организаций, работающих с гражданскими инициативами.
Программно-целевой подход достаточно хорошо изучен, широко применяется для достижения бизнес-организациями своих целей (достижения экономического эффекта)[44]. Точно эти же принципы лежат и в достижении другими некоммерческими организациями своих целей – решении проблем рядового человека. Небольшие тонкости и конкретизации, применительно к объектам воздействия вполне допустимы, хотя основной алгоритм сохраняет свою актуальность.
Прежде всего – это постановка проблемы, формулирование целей и задач, анализ ресурсов, выработка плана действий, мониторинг и оценка эффективности. Зачастую, некоммерческим организациям легче найти общий язык с представителями бизнеса, чем с представителями органов власти именно из-за родственности подходов в достижении стоящих перед организацией целей[45].
В-третьих – институционализация гражданских инициатив и обеспечение государством возможностей самостоятельного поиска ресурсной базы для реализации инициатив. Под этим условием понимается делегирование некоторых полномочий государства, оставшихся со времен Советского Союза носителям гражданских инициатив и закрепление этого процесса возможностью обеспечить выполнение данных полномочий привлекаемыми ресурсами (ресурсами как государственными, так и негосударственными) [46].
Для осуществления данного условия необходима четкая внятно озвученная позиция представителей органов государственной власти и соответствующие изменения нормативной базы, касающейся участия граждан (объединений граждан) в процессе осуществления государственной политики.
Федеральной властью (в том числе и в Российском законодательстве) ключевые положения подобных изменений сформулированы, только немногие регионы пытаются самостоятельно детализировать эти положения для повсеместного применения в решении проблем своих территорий. Любые предложения общественности по существующей сейчас схеме рассматриваются единолично представителями профильных органов власти, которые делают свое субъективное суждение о необходимости рассмотрения этих предложений[47].
Отсутствует механизм комплексного коллегиального рассмотрения предложений общественности, что в свою очередь культивирует традицию рассмотрения вопроса исходя не из ожидаемого конечного результата, а из вкусовых и стилевых предпочтений чиновника, призванного дать первичную оценку данной инициативе.
Подобная система может некоторое время функционировать при условии, что у чиновников, ответственных за принятие решений высокий уровень компетентности, позволяющий не только обладать большой базой знаний и опытом, но и быть в курсе быстро изменяющейся обстановки. По сути, чиновник должен в этой системе быть высококлассным экспертом и еще исполнять административные функции по осуществлению непосредственных государственных полномочий[48].
Такая система крайне неустойчива, т.к. любые политико-экономические колебания общества вымывают высококлассных специалистов из государственных органов, а процесс воспитания и обучения новых занимает очень продолжительное время. Самый разумный выход из этой ситуации – делегировать часть полномочий (именно в той части, которая касается реализации нестандартных инициатив) собственно тем, кто является носителем этих инициатив, оставляя за государственными служащими возможность нормативно задавать рамки процесса и следить за правильностью и достоверностью исполнения принятых на себя обязательств.
Самый первый шаг на этом пути – открытое конкурсное финансирование независимых инициатив в социальной сфере, технология социального заказа.
Также очень актуальны изменения нормативной базы, связанные со стимулированием социальной ответственности бизнеса (варианты, когда бизнес по своей инициативе и за свой счет берется решать социальные проблемы территории, пока никак и никем не стимулируются (выборочные дружеские отношения конкретных чиновников и конкретных бизнесменов не в счет).
Именно при наличии этих трех условий можно говорить о формировании в стране механизмов межсекторного взаимодействия, при которых гражданские инициативы смогут привлечь новые интеллектуальные, финансовые и административные ресурсы.
Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос о введении специального налогового режима для некоммерческих организаций, осуществляющих благотворительную деятельность. Поправки, которые необходимо внести в налоговое законодательство в целях учета специфики механизма некоммерческого хозяйствования и стимулирования развития коммерческого сектора экономики России, представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1.
Предложения по совершенствованию налогообложения некоммерческих организаций[49]
Вид налога | Действующее налоговое законодательство | Предложения по изменению |
1 | 2 | 3 |
Налог на прибыль | При формировании налогооблагаемой базы не учитываются целевые поступления в случае их расходования на уставную деятельность. Направления благотворительной деятельности должны быть предусмотрены действующим уставом некоммерческой организации | Освобождение от налогообложения всех поступлений некоммерческой организации. |
Налог на имущество | Гл. 30 Налогового Кодекса не содержит каких-либо льгот, осуществляющих благотворительную деятельность[50]. Однако при установлении налога законами субъекта Российской Федерации такая льгота может быть предусмотрена | Внести льготу по налогу на имущества для негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих благотворительную уставную деятельность |
Продолжение таблицы 3.1.
1 | 2 | 3 |
Налог на добавленную стоимость | Ст. 46 Налогового Кодекса установлена льгота для организаций, осуществляющих благотворительную деятельность[51]. От НДС освобождается передача товаров на территории России, осуществляемая безвозмездно, в рамках благотворительной деятельности | Предусмотреть аналогичную льготу для коммерческих организаций, передающих товары и услуги в пользу благотворительных организаций |
Общество быстро изменяется, соотношения между «вкладами» этих трех условий тоже. Другими словами, можно заметить такую особенность: недостаток выполнения одного условия может частично компенсироваться бурными темпами реализации другого, однако только равномерное согласованное выполнение всех трех является наиболее оптимальной схемой развития общественных отношений, способное принести реальную пользу в развитии страны.
Целью дальнейших совершенствований финансирования некоммерческих предприятий должно быть создание условий, основанных на инициативах самого населения, при которых система взаимоотношений инициаторов гражданских инициатив, государственных органов и бизнеса позволит оптимизировать процесс принятия решений в сфере социальной политики.
Реализация данных мероприятий, приведет к тому, что в Российской Федерации сложится система взаимодействия гражданских инициатив и органов власти, при которой организованные формы проявления гражданских инициатив будут иметь существенное позитивное влияние на жизнь рядовых граждан.
Таким образом, чтобы добиться максимально возможных результатов совершенствования финансовых проблем некоммерческих организаций, следует ориентироваться на эффективное практическое обеспечение следующих условий:
· развития гражданского общества;
· расширения роли и значения некоммерческих организаций;
· повышения открытости органов государственной власти и местного самоуправлении;
· использования широкого перечня возможных механизмов межсекторного взаимодействия.
Некоммерческие организации, в свою очередь, должны контролировать удовлетворение социальных и духовных потребностей (выявление конкретных и наиболее насущных потребностей, определение слабозащищенных групп населения и оказание им помощи, стимулирование инициативы на местах и вовлечение всех граждан в общественную деятельность, развитие и использование творческого потенциала всех групп населения).
Заключение
Некоммерческие организации представляют собой инициативные, самодеятельные, самоуправляемые, обладающие определенной структурной устойчивостью группы людей, добровольно объединившихся для достижения общих целей и реализации общих интересов.
Некоммерческие организации отличаются от частных фирм отсутствием собственников и условием нераспределения прибыли. Данная особенность лишает некоммерческие организации естественного критерия эффективности, вытекающего из цели таких организаций, и значительно осложняет анализ эффективности некоммерческих организаций.
Некоммерческие организации создаются в ответ на насущную общественную потребность. Цель деятельности некоммерческих организаций как института гражданского общества, состоящая в мобилизации гражданских инициатив для решения актуальных социальных проблем и управления общественным процессом, определяет их социальные функции, а также формы, методы и инструменты социальной деятельности. Характеристиками некоммерческих организаций как института гражданского общества выступают их признаки, многообразие организационно-правовых форм.
Сформировав за период своего становления определенный круг реципиентов своих социальных услуг, некоммерческие организации выходят на качественно новую стадию развития, предполагающую расширение их социальной деятельности, привлечение к ней широких масс населения, взаимодействие с органами власти и бизнесом, что позволяет рассматривать их как полноправного субъекта социальной сферы, активного участника социального партнерства. Эта стадия является промежуточной между стадией становления гражданского сектора и стадией развитого гражданского общества, предполагающей равноправное участие некоммерческих организаций как представителей интересов населения в формировании социальной политики государства. Однако, и по сей день факт существования в России множества активно действующих некоммерческих организаций сочетается со слабостью их общественного влияния, неразвитостью практически–деятельных и информационных связей с основной массой граждан и рядом других факторов, тормозящих развитие третьего сектора.
К главным факторам, оказывающим наибольшее влияние, на финансовую деятельность некоммерческих организаций относятся следующее:
· политическая деятельность федеральных, региональных и местных органов власти, законодательное регулирование деятельности некоммерческих организаций в РФ, налоговая политика (среди политико-правовых факторов);
· уровень и качество жизни населения, социальная дифференциация населения, традиции, обычаи, привычки и социальная активность населения (среди социокультурных);
· официальный прожиточный минимум, уровень конкуренции, развитость рыночной инфраструктуры и направления инвестиционной политики (среди экономических факторов);
· компьютерная грамотность, возможность подключения к ин интернету и другим средствам связи, уровень развития соответствующей техники и технологии (среди технико-технологических факторов).
Целью дальнейших совершенствований финансирования некоммерческих предприятий должно быть создание условий, основанных на инициативах самого населения, при которых система взаимоотношений инициаторов гражданских инициатив, государственных органов и бизнеса позволит оптимизировать процесс принятия решений в сфере социальной политики.
Как и любая проблема, финансирование некоммерческих организаций в Российской Федерации требует определения путей их решения. По нашему мнению это возможно через:
· оплату за оказание услуг, ответственность за предоставление которых несет государство или местное самоуправление;
· более приемлемые формы государственного финансирования в тех случаях, когда отсутствуют стандартизированные способы решения социальной проблемы или есть необходимость стимулировать инновации;
· субсидирование деятельности некоммерческих организаций в целом, не связанное с конкретными проектами, используется на покрытие текущих расходов;
· специальные государственные программы развития инфраструктуры данного сектора по аналогии с развитием инфраструктуры малого бизнеса;
· специальные программы развития инфраструктуры взаимодействия государства и общества в процессе принятия и реализации решений.
Для создания оптимальных условий для деятельности некоммерческих организаций в рамках осуществления бюджетной реформы необходимо:
· упорядочить систему финансового обеспечения некоммерческих организаций;
· создать благоприятные налоговые условия и систему льгот для функционирования некоммерческих организаций исходя из учета значимости деятельности, проводимой ими;
· шире использовать возможности софинансирования при решении социальных проблем;
· обеспечить возможности развития межсекторного социального партнерства с государством и бизнесом.
Реализация данных мероприятий, приведет к тому, что в Российской Федерации сложится система взаимодействия гражданских инициатив и органов власти, при которой организованные формы проявления гражданских инициатив будут иметь существенное позитивное влияние на жизнь рядовых граждан.
Список используемой литературы
Дата: 2019-12-22, просмотров: 287.