В современных условиях экономического развития Российской Федерации, деятельность некоммерческих организаций регламентируется рядом нормативно-правовых документов. Одним из основных является федеральный закон от 12 января 1996 г. 7-ФЗ «О некоммерческих организациях Российской Федерации»[34], а так же федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2006 года 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»[35], согласно которым особому контролю подвергается финансирование некоммерческих организаций, особенно финансирование из иностранных источников.
При этом согласно законодательству, устанавливаются ограничения на создание филиалов зарубежных некоммерческих организаций в закрытых административно-территориальных образованиях, установлен запрет на финансирование некоммерческими организациями политических партий и кандидатов на выборах, а также на внесение некоммерческими организациями пожертвований в фонд референдума за счет определенных средств. Таковыми являются денежные средства либо иное имущество, полученные некоммерческими организациями, в частности, от иностранных государств, международных организаций, российских юридических лиц с иностранным участием, доля которого превышает 30%, юридических лиц с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, доля которого превышает 30%, от органов власти разных уровней[36].
Доля государственной поддержки в общем объеме финансирования некоммерческих организаций во многих странах очень даже существенна. Она выше в Западной Европе (76,5% доходов некоммерческих организаций в Бельгии и 59% в Нидерландах) и ниже в США (около 30%), где некоммерческие организации традиционно больше занимаются предпринимательской деятельностью. В странах Восточной и Центральной Европы данный показатель колеблется на уровне 2040%. Доля государственной поддержки некоммерческих организаций в Российской Федерации беспрецедентно низка -1,2%, что и естественно, определяет низкую долю российских некоммерческих организаций в внутреннем валовом продукте по сравнению с другими странами[37].
В России муниципальные организации гарантированно финансируются за счет средств, получаемых в виде налогов, испытывая лишь косвенную зависимость от рынка. Некоммерческие организации зависят от факторов своего, специфического рынка и должны бороться за источники финансирования, пожертвования и клиентов, часто конкурируя в этой борьбе с другими некоммерческими организациями[38]. Они могут получать финансирование из разнообразных источников: от клиентов, федеральных и местных органов власти в виде вступительных взносов, пожертвований, а также от клиентов в форме оплаты предоставляемых услуг.
В финансировании некоммерческих организаций существуют как минимум две основные проблемы[39]:
· тенденция к снижению роли такого финансового источника, как пожертвования;
· трудности взаимоотношений с органами государственной власти, возникающие в связи с отсутствием государственной политики финансовой помощи некоммерческим организациям.
На наш взгляд, через некоммерческие организации осуществляется многообразная деятельность по производству и распределению общественных благ в области социальной поддержки населения, культуры, образования, защиты окружающей среды и т.п.
Проблемы, определяющие низкий уровень государственного финансирования некоммерческих организаций, по нашему мнению, носят комплексный характер, и особое значение имеют такие как:
· отсутствие целенаправленной государственной политики, определяющей стратегию, приоритеты и условия государственного финансирования;
· недостаточное правовое обеспечение деятельности некоммерческих организаций, отсутствие адекватной правовой базы деятельности фондов, а также несовершенство налогового законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций;
· недостаток политической воли, и недостаточный профессионализм государственных и муниципальных служащих, который препятствует, в частности, развитию системы конкурсного размещения социального заказа;
· отсутствие инфраструктуры в виде отечественных государственных фондов, а также и системы специализированного образования и повышения квалификации.
К главным факторам, оказывающим наибольшее влияние, на финансовую деятельность некоммерческих организаций относятся следующее:
· политическая деятельность федеральных, региональных и местных органов власти, законодательное регулирование деятельности некоммерческих организаций в РФ, налоговая политика (среди политико-правовых факторов);
· уровень и качество жизни населения, социальная дифференциация населения, традиции, обычаи, привычки и социальная активность населения (среди социокультурных);
· официальный прожиточный минимум, уровень конкуренции, развитость рыночной инфраструктуры и направления инвестиционной политики (среди экономических факторов);
· компьютерная грамотность, возможность подключения к ин интернету и другим средствам связи, уровень развития соответствующей техники и технологии (среди технико-технологических факторов).
Как и любая проблема, финансирование некоммерческих организаций в Российской Федерации требует определения путей их решения. По нашему мнению это возможно через[40]:
· оплату за оказание услуг, ответственность за предоставление которых несет государство или местное самоуправление;
· более приемлемые формы государственного финансирования в тех случаях, когда отсутствуют стандартизированные способы решения социальной проблемы или есть необходимость стимулировать инновации;
· субсидирование деятельности некоммерческих организаций в целом, не связанное с конкретными проектами, используется на покрытие текущих расходов;
· специальные государственные программы развития инфраструктуры данного сектора по аналогии с развитием инфраструктуры малого бизнеса;
· специальные программы развития инфраструктуры взаимодействия государства и общества в процессе принятия и реализации решений.
На наш взгляд, помимо прямого финансирования, можно применять финансирование непосредственно через бюджетные программы, либо через специально созданные государственные фонды. Если первый механизм известен в России, то второй практически не применяется.
Целесообразна также дальнейшая разработка Федерального закона «О фондах», в котором будут определены виды фондов, включая фонды с различной долей государственного участия, а так же различные формы государственно-частных партнерств.
В процессе становления современной рыночной экономики, государству принадлежит особая роль, заключающаяся в ее социальной ориентированности. В основе модели социальной рыночной экономики лежит принцип соблюдения социальной справедливости при неуклонном повышении экономической эффективности.
Решение таких задач вне государственного воздействия на экономику, по-нашему мнению, не реально. Таким образом, достижение основной цели рынка-экономического роста, без государственного регулирования экономики не представляется возможным.
На основе выше перечисленного можно сделать вывод о том, что долгосрочные конечные результаты роста государственной поддержки некоммерческого сектора обеспечат более активное привлечение некоммерческих организаций к оказанию социально значимых услуг, что повлечет за собой рост эффективности бюджетных ассигнований, позволит внести вклад в формирование рынка социально значимых услуг.
Так же инвестиции в некоммерческий сектор благоприятно скажутся на экономическом росте в целом, поскольку это, как уже отмечалось, достаточно эффективная и инновационная часть рынка экономики услуг с темпами роста, опережающими темпы роста внутреннего валового продукта в целом.
Таким образом, деятельность некоммерческих организаций способствует социальной стабильности, достижению нового качества жизни общества, развитию инновационных технологий, сохранению и приумножению образовательного, научного, духовного потенциала общества, реализации профессиональных, общественных, любительских настроений населения, защите прав потребителей, экологической безопасности
Дата: 2019-12-22, просмотров: 283.