Зарубежный опыт по предупреждению несовершеннолетней преступности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В Ев­ропе в целом и в Голландии в частности наметился так называемый универсальный подход к решению социальных проблем, подменяющий опору в социальной работе на три классических метода (индивидуальный — работа с отдельным клиентом в специали­зированном агентстве; групповой — с отдельными категориями социально незащищенных граждан; и собственно общинный).

Работа с подростками, и, прежде всего с "трудными", составляет в Голландии обязательный ком­понент общей социальной работы. Традиционно она осуществ­ляется в общине, т.е. по месту жительства и учебы детей.

Предупреждение преступности несовершеннолетних ориентировано на повседневность. Эта ориентация имеет целью помочь подросткам самим по­нять, познать все трудности и противоречия жизни, с которыми они должны уметь справляться. Основ­ным принципом, поэтому провозглашается максимальная кон­кретность такой "повседневной" реабилитационной деятельно­сти, направленная на то, чтобы подросток мог вырваться из уз неблагополучия, осознав ограниченность и нелепость дурно­го поведения.

Все это придает особую значимость воспитательным, а не исправительным методам воздействия, созданию соответствующих возможностей непосредственно в среде обитания, способ­ных служить своеобразным заслоном от всякого рода дефектов в развитии личности и отклонений в поведении, провоцируе­мых на опасных возрастных этапах. Следовательно, согласно этим взглядам, любые осложнения должны выявляться и устра­няться не только вовремя, но и с опережением. И обязательно — в соответствии с возрастом и ведущим типом социальной деятельности несовершеннолетних, будь то учение, общение, самоопределение.

И все же работа с «трудными» подростками в общине неиз­бежно прерывается периодами тяжелых кризисов и осложне­ний, вызываемых прогулами, кражами, напряженными отно­шениями с окружающими, недостойным поведением дома, в школе, по месту жительства.

Критические периоды могут различаться по продолжи­тельности, остроте, масштабам, начиная от вре­менного разрыва с родителями, школой и кончая преступлениями подростка. Но и в этом случае основным элементом предупреждения преступности остается ее ориентация на повседневность и, следова­тельно, содержание подростка, насколько это возможно, в ус­ловиях общины, дома, семьи.

Такой подход выявляет необходимость пе­рехода от попечительства, осуществляемого соответствующими учреждениями, к альтернативной заботе, базирующейся опять-таки на возможностях общины. Это и определяет особенности организации и содержания предупреждения преступности, исходящей из требования ви­деть несовершеннолетнего в обстановке повседневной жизни, в системе его привычных социальных отношений, в контексте референтных групп.

Составными частями усиленной заботы о «трудных» подростках, по мнению голландских специалистов по социальной реабилита­ции, являются следующие:

1. Отвлечение как возможность создания и развития опор­ных профилактических служб для удовлетворения нужд большинства «трудных» подростков с тем, чтобы удержать их от опеки официальных, а главное, правоохранительных органов.

2. Отвлечение от правонарушений предполагает разработку методов по привлечению внимания действующих в общине со­циальных ведомств и служб, например, к местам сборов подро­стков по вечерам, днем, в свободное время, скоплений и тусо­вок.

Важнейшим элементом отвлечения становится профилак­тическая деятельность, выражающаяся в создании кафе для молодежи, клубов по интересам, предоставлении небольших по­мещений в жилых кварталах, позволяющих развлекаться, что-то мастерить, ремонтировать. В жилых домах тех кварталов го­рода, где отсутствуют комфортабельные условия для проведе­ния досуга подростков, устраивают своеобразные "этажи отды­ха" — оборудованные подвалы или, наоборот, мансарды, где есть все необходимое для простых спортивных занятий, нехит­рые музыкальные установки, видеотехника. Когда в домах та­ких возможностей нет, "этажи" создают в школах.

При этом успех сопутствует тем, кто считает, что при­учать трудных к культуре поведения необходимо через созда­ние для них условий и практики доверия, без опасения, что они что-то сломают, не то скажут, не то возьмут. Опыт поло­жительного поведения формируется не через увещевания взрослых: он должен быть практически усвоен.

Такого рода "уличная" работа обеспечивает доступ к воз­можностям общины, позволяет избегать ненужных контактов с правоохранительными органами.

Значение работы по отвлечению заключается и в установ­лении контактов с друзьями подростка — важнейшим окруже­нием, в котором проходит большая часть его жизни и которое, безусловно, влияет на него самым непосредственным образом.

По мнению голландских социальных работников, именно ситуация отвлечения становится тем краеугольным камнем, благодаря которому большие группы безнадзорных подростков вместо того, чтобы скандализировать и эпатировать среду, как бы успокаиваются и даже "сужаются" в размерах, переходя в разряд обыкновенных.

Однако подобная констатация оказывается невозможной без самой серьезной диагностики. Недаром в процессе установ­ления с подростками благоприятных отношений ей уделяется много времени и внимания. Без выявления и диагностирова­ния проблем подростка, заключенных в нем самом и за преде­лами его личности, просто немыслимы структурализация и преобразование поведенческих и личностных моделей и реабилитационная работа в целом.

Диагностика - длительный процесс, который не позволяет действовать при­близительно, навешивая ярлыки и лишь фиксируя динамику развития. Специалист по реабилитации вооружен методами групповой и индивидуальной диагностики. Он постоянно включен в процессы социализации подростков, но при этом, в силу специфики неформального общения со своими подопеч­ными, остается как бы в тени. Свои наблюдения он системати­чески представляет в форме самоотчетов о состоянии групп, с которыми имеет дело; составляет их характеристику, социаль­ный диагноз, включающий в себя анализ структуры, позиций членов группы, типа властных отношений в ней, оценки груп­пового взаимодействия, уровня "социальности" и т.д. Особое внимание в отчетах уделяется анализу конфликтных ситуаций в группе, харак­теру и способу их урегулирования, что позволяет судить о ди­намике групповой жизни, эффективности или непригодности методов и, в конечном счете, служит основой отмены или при­нятия соответствующего решения.

Важнейшей стороной формирования разных подходов к «трудным» является также распознавание и оценка тех нужд, ко­торые можно удовлетворить на уровне общины. Поэтому не менее значимым условием диагностики выступает оценка со­циальной среды, которая помогает:

— более ясно и реалистично понимать подростка, его се­мью, окружение;

— оказывать поддержку и содействие всем вовлеченным в процесс профилактики преступности, нести ответственность за удовлетворе­ние их нужд и потребностей;

— избегать использования учреждений по реабилитации, в том числе приютов.

— приближаться к проблемам, которые благодаря этому будут поняты, обеспечивая запланированный профилактиче­ский подход.

Общественная помощь и наставничество используются как результат диагностики для разрешения наиболее серьезных, особенно тяжелых для подростков проблем. При определении общественной помощи и наставничест­ва используются специальные процедуры:

объединение общественных и добровольных средств и возможностей с тем, чтобы подросток не попал в руки офици­альных органов;

создание системы совместной диагностики и оценки личности; обобщение ее результатов для принятия решений учителями, воспитателями, участковыми, помощниками, обще­ственниками; выработка соответствующих мер;

— определение оптимального соотношения между груп­повой и индивидуальной работой с подростком.

Считается, что для категории «трудных» подростков наибо­лее эффективны групповые формы наставничества. Главное в групповой работе с подростками определяют нужды группы и ее членов. Это и оценка этих нужд, и учет об­щественно полезных умений и навыков, и необходимость кон­сультирования по разным жизненным вопросам, психотерапев­тическая работа, посещение школ, изучение семьи и т.д. Кроме того, групповое наставничество создает обстановку, благодаря которой можно поделиться своими затруднениями с себе по­добными, с наставниками, познать опыт других. Оно рождает чувство сопричастности и повышает возможность увидеть себя в ином свете.

Что касается посреднических служб, то это поддержка подрост­кам, особо чувствительных к конфликтам в семье, школе, на ули­це. Осуществляется силами различных целевых групп, бригад содействия в условиях усиленной групповой деятельности на базе функционирующих на местах подростковых центров самой разной ориентации.

Отличительной чертой усиленной посреднической дея­тельности является внимание именно к небольшим группам подростков (6 — 10 человек). Благодаря этому каждый член группы может рассчитывать на близкие контакты с работника­ми службы в течение трех-четырех вечеров еженедельно.

Кроме таких форм работы, как посещения на дому, связь со школой и семьей, обычной практикой являются своеобраз­ные компенсаторные услуги. Помимо отвлечения внимания в виде наставничества, данный вид помощи обеспечивает подро­стку возможность овладеть разными видами деятельности в самой непринужденной обстановке — учебой, профессионально ориентированным досугом, заботой о ближнем и т.д.

Помимо совместного проведения выходных, туристиче­ских поездок, индивидуальных собеседований, широко исполь­зуется дневное попечительство с элементами обучения. Этот вид услуг предусматривает особые методы оказания помощи в периоды кратковременных кризисов подростков, испытываю­щих различные учебные трудности. Как правило, подростки, посещающие базовый пункт днем, проживают в своих семьях, но по самым разным причинам исключены или ушли из шко­лы. Главной целью при этом становится их возвращение в учебное заведение. Дневное попечительство рассматривается не как альтернативное, а всего лишь как необходимая передышка, позволяющая принимать решительные меры образовательного, социального и эмоционального характера в рамках программы помощи.

И, наконец, еще одним важным элементом общей стра­тегии заботы о «трудных» является обеспечение подобающего места жительства, способного заменить семью.

Сегодня в Голландии никто уже не дискутирует по пово­ду закрытых воспитательных учреждений интернатного и тем более исправительного характера. Их настойчивая критика вы­явила однозначно негативную направленность "тотального вос­питания", при котором, во-первых, ограничены возможности полноценной жизни и развития детей, а во-вторых, в результа­те полного разрыва отношений детей с окружающим миром неизбежно возникают новые необратимые проблемы. Сущест­вование таких заведений приводит к игнорированию альтернативных с точки зрения открытости и превентивности форм по­мощи.

Каждый городской округ имеет: пристанище на несколь­ко ночей для тех, кто испытывает временные неприятности; приюты для проходящих специальную диагностику перед опре­делением в реабилитационное учреждение типа детского дома или интерната с повышенной заботой; убежище для кратко­срочной "передышки" от семейного кризиса; пансионаты с длительным проживанием, связанным с реализацией програм­мы подготовки к самостоятельной жизни, независимой от ро­дителей.

Относительно новой формой временного содержания подростков вне семьи стали в Голландии приемные родители. Их подыскивают социальные помощники или общинный совет заботы из жителей данной территории. Это могут быть незна­комые подростку люди, а также члены семей его товарищей, их родители, которые, в случае согласия, получают за содержание ребенка соответствующую плату. Если и здесь подросток будет ощущать дискомфорт, социальный помощник займется поис­ком более подходящих условий жизни в новой семье.

Дома заместительства семьи получили в Голландии широ­кое распространение. Постоянно открываются новые дома под эгидой, как государственной опеки, так и на частных и общест­венных началах. Учредителями последних становятся церкви, фонды, партии, движения, частные лица. При этом никто не имеет права определить туда подростка в принудительном порядке.

При всем многообразии форм помощи местные отделы заглядывают еще дальше. Если все пере­численные формы помощи в каком-то конкретном случае никак не зарекомендовали себя, следует обращение в общегородские инстанции, предлагающие средства помощи более широкого масштаба - заботу специалистов "социальных клиник" участие в работе групп самопомощи и пр. Городские центры направляют свои усилия на такую организацию помощи, которая согласуется с полицией, прокуратурой, детскими судами, как заслуживающая внимания и доверия альтернатива содержанию под стражей под предлогом неуправляемости. Вся эта работа проводится для того, чтобы ни один несовершеннолетний не был приговорен к уголовному наказанию.


Глава 4. Профилактика преступностей несовершеннолетних в муниципальном образовании в г. В.Пышма

План работы по профилактике правонарушений

План работы по "Профилактике правонарушений, безнадзорности и наркомании" в МОУ СОШ №22 на 2008 - 2009 учебный год в г.В.Пышма.

мероприятия сроки Ответственный
  1. Проведение тематических классных часов, посвященных проблеме занятости в свободное время. Один раз в четверть Кл. руководители Соц. педагог  
2. Проведение уроков « Здоровый образ жизни». Один раз в четверть Преподаватели – предметники.
3. Выявление безнадзорных детей. Уточнение банка данных детей, состоящих на внутришкольном контроле и составляющих "группу риска". сентябрь Соц. педагог Кл. руководитель
4. Участие в педагогических советах. По графику Соц. педагог Зам.дирек.по ВР
5. Организация и проведение "Недели права". 1-10 декабря Соц. педагог Зам.дирек. по ВР
6. Проведение бесед с инспекторами ОДН по профилактике. Раз в четверть Инспектор ПДН Сотрудники ГИБДД
7. Профориентационная работа среди уч-ся 9-11 классов. В течение года Соц. Педагог Зам.дирек.по ВР
8. Профилактические мероприятия с уч-ся, состоящими на учете. В течение года Соц. Педагог Кл. руководитель
9. Просмотр тематических видеофильмов. В течение года Учитель ОБЖ, соц. педагог
10. Участие в межшкольных праздниках по воспитанию и профилактике правонарушений. В течение года (по плану) Кл.руковод
11. Подготовка сообщений, рефератов, докладов уч-ся по тематической проблематике. В течение года Учитель ОБЖ, зам. директора по ВР, соц. Педагог
12. Работа с несовершеннолетними уч-ся школы, оставшимися без попечения родителей. Постоянно, по мере выявле- ния соц. Педагог школы
13. Выявление выпускников школы, не поступивших в учебные заведения. Сентябрь Соц. педагог Кл. руковод.
14. Составление плана совместных мероприятий школы Сентябрь Директор школы Соц. педагог
15. Работа по составлению психологических характеристик уч-ся из «группы риска». Октябрь Соц. педагог
16. «Совет по профилактике». Раз в месяц Члены совета
17. Проведение родительских собраний. По графику Кл. руковод. Соц. педагог Зам. дирек.по ВР
18. Составление плана занятости детей во внеурочное время. Сент.-октябрь Зам.дирек.по ВР
19. Проведение игры-теста »Опасная ситуация и выход из нее.»(7-11кл.) ноябрь Учитель по ОБЖ
20. Участие в проектах, конкурсах по проблемам профилактики наркомании, вредных привычек. По плану Соц. педагог  
21. Проведение лекций по профилактике наркомании. По запросу Зам.дирек.по ВР

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

Дата: 2019-12-22, просмотров: 210.