Признаки гражданского общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Признавая гражданское общество общечеловеческой ценностью, вполне естественно предполагать, что оно владеет и общими для всего человечества характерными признаками. В то же время, гигантское обилие конкретных условий складывания, функционирования и развития гражданского общества и его взаимоотношений с политической властью безизбежно приводит к выводу о специфичных особенностях гражданского общества как в зависимости от отдельных этапов истории каждой конкретной страны, так и в зависимости от стадии её публичного развития, от имеющихся в обществе традиций, обычаев, от преобладающих в истории страны форм политической власти, типа государственного устройства и т.Д.

Поэтому, на наш взор, характеризуя признаки гражданского общества как всеобщие, следует созидать обилие их проявлений в каждой раздельно взятой стране, регионе.

Рассмотрим подробнее главные признаки гражданского общества.

В.И. Жуков, до этого всего, выделяет наличие в обществе свободных владельцев средств производства общественная и прикладная политология: Учебное пособие. / Под общ. Ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. - М., 1997. -С. 450.. Смысл данного признака гражданского общества заключен в слове «свободный», имеется в виду - от диктата, от вмешательства в производственные дела государственных органов, политической власти.

Опыт XX века указывает, что чрезмерное освобождение владельцев средств производства от влияния политических структур увеличивает анархию и произвол в экономике, приводит её к кризисам типа «Великой депрессии» в США в 1929-1933 годов, либо российского экономического кризиса 90-х годов. Преобладание же политической сферы приводит человечество к еще более тяжелым кризисам, какими стали первая и вторая мировые войны. Поэтому сейчас в развитых капиталистических странах устраивается и старательно поддерживается равновесие во влиянии экономики и политики друг на другаЛевин, И.Б. Гражданское общество на Западе и в России / И.Б. Левин. // Полис. 1996. №5. С. 107-108..

Что же касается нашей страны, то после узнаваемых октябрьских событий 1917 г. Тут сложилась особая ситуация. Вот как обрисовывает её И.Б. Левин: государственное монопольное владение средствами производства совсем ликвидировало частного (личного либо коллективного) владельца. И гражданское общество, и без того не совсем развитое в нашей стране, осталось без собственной экономической базы Там же. С. 108..

Поэтому основной неувязкой формирования гражданского общества в нашей стране является ускоренное создание и развитие института частных - коллективных и личных - владельцев средств производства. Конкретно они - довольно развитые и организованные, пользующиеся мировым положительным опытом и своими прогрессивными традициями - сумеют сделать то, что в индустриально развитых странах уже сделано: добиться паритета с политическими структурами - в качестве первого шага к выводу страны из того кризиса, в котором она оказалась Левин, И.Б. Указ. Соч. С. 108.

Вторым признаком гражданского общества, который выделяет В.И. Жуков, выступает развитость и разветвленность демократии. В данном случае, демократия понимается не лишь и не столько как разновидность политической структуры общества, а как основной метод организации, упорядочения и регулирования отношений меж всеми элементами социальной структуры общества, основным образом, по поводу их экономических и социальных интересов общественная и прикладная политология: Учебное пособие. / Под общ. Ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. - М., 1997. -С. 453.. Конкретно благодаря демократии во многих странах мира давно начались процессы - складывания гражданского общества как массивного противовеса страны, властным отношениям и по-цивилизованному вынуждающего государственные структуры заботиться и выражать интересы не лишь избранных слоев.

Демократия хоть какого уровня предполагает наличие управляемых и управляющих. В качестве управляемых, до этого всего, выступают представители неполитической сферы - собственники, занятые в сфере производства; управляющие - это неизменные профессиональные политики. Степень развитости гражданского общества зависит от соотношения этих [с.454] Неизбежных частей демократии. Гражданское общество можно считать сформированным, если достигнуто хотя бы равенство сторон управляющих и управляемых Там же. С. 454-455..

Механизмом, объединяющим политическое и неполитическое в обществе, выступает юриспруденция, право. Поэтому более зримым и действующим признаком гражданского общества следует назвать законообеспеченность населения, либо, другими словами, наличие правового страны.

Правовое правительство изменит представление о том, что государственное постоянно выше личного, что гражданин перед государством ответственен, а правительство перед гражданином - нет. Поменяется патерналистский взор на правительство, как на единственный источник благополучия населения.

Названные признаки гражданского общества, не единственные, которые можно встретить в специальной литературе. Приведем классификацию главных черт гражданского общества, предложенную А.С. Пиголкиным Пиголкин, А.С. Указ. Соч. С. 222 И далее..

Во-первых, - пишет А.С. Пиголкин, гражданское общество целесообразно разглядывать как материал политического общества, элемент демократии, как инструмент демократических преобразований. Гражданское общество выступает и как элемент публичной интеграции: интеграции территориальной, внутриобщественной по признаку национальному, конфессиональному, корпоративному, объединения элит и масс и т. П.

Во-вторых, субъектный состав гражданского общества формируется из свободных и равноправных людей, единолично или коллективно строящих дела на базе свободы выбора. Общие цели и задачки формируются не по воле гос власти, а в ходе публичной инициативы и общественной самодеятельности разных ассоциаций, групп людей, отдельных индивидов. «Причастность» к гражданскому обществу характеризует политическую развитость человека. Гражданское общество - сфера самодеятельности свободных индивидов, организаций и ассоциаций людей, не зависящих в собственной деятельности от органов и учреждений страны.

В-третьих, существование гражданского общества как саморегулируемой системы обеспечивается гарантированными государством политическими свободами и демократическими институтами, свободными экономическими отношениями, возможностью судебной защиты демократических политических и экономических свобод в случае их ущемления.

В-четвертых, в построении отношений в рамках гражданского общества роль страны, его аппарата не предполагается. Вмешательство страны не требуется в силу того, что интересы субъектов гражданского общества лежат вне непосредственной деятельности страны. Более того, независимость от страны обеспечивает самому государству демократический политический режим. Чем больше правительство способно «доверить» обществу дел и чем меньше правительство вмешивается в процесс принятия обществом решений (к примеру, возложение всего комплекса правомочий по управлению собственностью и по благоустройству прилегающих территорий на членов товариществ собственников жилья; исключение способности использования государством и его аппаратом на выборах так называемого «административного ресурса» и т.Д.), Тем больше оснований относить установившийся в государстве политико-правовой порядок к либеральному, демократическому. В то же время гражданское общество - не стихийное явление. Оно скооперировано структурно (хотя структура подвержена изменениям), не лишено управленческих институтов. В его рамках существует и контроль.

В-пятых, формирование межличностных отношений в рамках гражданского общества нужно связано с демократическим развитием страны. Любые демократические преобразования в государстве требуют воспитания гражданственности в членах общества: социально активный и экономически деятельный индивидум обязан обдумывать меру собственной личной свободы, ответственности и долга.

В-шестых, утверждение гражданского общества влечет преобразование форм и способов функционирования страны. Вовлеченность общественности в процессы формирования политики страны, экономических, социальных и других общегосударственных программ, общий уровень «гражданственности» населения и общества способны значительно изменить структуру политической власти в государстве либо ценности внутренней политики через изменение, к примеру, избирательного либо налогового законодательства.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 228.