Экспресс-диагностика деятельности ОАО «АВТОВАЗ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

1. ЭКСРЕСС-ДИАГНОСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АВТОВАЗ».....................................................................................   3
1.1. Характеристика ОАО «АВТОВАЗ»............................................... 3
1.2. Оценка основных результатов деятельности ОАО «АВТОВАЗ» за 1999-2001 г.г. ....................................................   7
1.3. Разработка основных документов финансовой отчетности в соответствии с требованиями GAAP...........................................   9
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ КАПИТАЛА ОАО «АВТОВАЗ», ВЛОЖЕННОГО В АКТИВЫ..........................................................   14
2.1. Оценка динамики и структуры актива........................................... 14
2.2. Анализ эффективности использования капитала, вложенного в активы................................................................................................   17
2.3. Анализ структуры иммобилизованных активов и амортизационной политики ОАО «АВТОВАЗ»...........................   22
2.4. Анализ оборотного капитала и финансово-эксплуатационных потребностей.....................................................................................   23
2.5. Выводы по разделу........................................................................... 25
3. АНАЛИЗ СОБСТВЕННЫХ И ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ И ЭФФЕКТА ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА....   26
3.1. Анализ состава собственных средств ОАО «АВТОВАЗ»........... 26
3.2. Оценка политики привлечения заемных средств.......................... 28
3.3. Анализ действия эффекта финансового рычага............................ 31
3.4. Выводы по разделу........................................................................... 33
4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АВТОВАЗ».............   34
4.1. Анализ добавленной стоимости..................................................... 34
4.2. Оценка результата текущей хозяйственной (операционной) деятельности ОАО «АВТОВАЗ»....................................................   37
4.3. Анализ результата финансовой деятельности............................... 38
4.4. Оценка результата хозяйственно-финансовой деятельности...... 39
4.5. Сводная оценка результатов деятельности и анализ свободных средств...............................................................................................   40
4.6. Выводы по разделу........................................................................... 41
5. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОСТАВУ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ МАРКЕТИНГОВОГО ПРОЕКТА ОАО «АВТОВАЗ»........................................................     42
Заключение 47
Использованная литература 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 58

ВВЕДЕНИЕ

     Главной целью курсового проекта является оценка результатов хозяйственно- финансовой деятельности ОАО «АВТОВАЗ», занимающееся выпуском легковых автомобилей, а также разработка рекомендаций по составу финансовых ресурсов для финансирования маркетингового проекта.

     Итогом курсового проекта являются предложения по развитию финансового потенциала ОАО «АВТОВАЗ», направленные на повышение конкурентоспособности фирмы в целом, ее устойчивости и выживаемости в условиях рыночной экономики.

Экспресс-диагностика деятельности ОАО «АВТОВАЗ»

   Целью экспресс-диагностики является оценка финансового состояния организации, тенденции ее развития для принятия решения о необходимости проведения детального финансового анализа для решения определенных задач.

Основными задачами экспресс-диагностики являются:

1. Комплексная оценка выполнения плановых заданий;

2. Анализ динамики важнейших показателей;

3. Анализ эффективности деятельности и результатов, характеризующих финансовое состояние организации.

   Результатом является обоснование необходимости и выбор направлений для детального финансового анализа.

Далее в этой главе будет описана характеристика деятельности организации, выявлены тенденции ее развития, сделан вывод о необходимости проведения более детального анализа.

 

Собственный капитал

                     

     На правах собственности открытому акционерному обществу «АВТОВАЗ» принадлежат акции и доли 243 обществ, в которых ОАО «АВТОВАЗ» осуществляет корпоративное управление и контроль, в том числе:

· 14 обществ находятся за рубежом, в 6 из которых ОАО «АВТОВАЗ» владеет долей более чем 50%.

· 46 обществ находятся в странах СНГ, Балтии и Грузии, из них 20 –

с контрольным пакетом акций (50%+1 акция принадлежит ОАО «АВТОВАЗ»).

· На территории России:

- 29 обществ со 100% капиталом ОАО «АВТОВАЗ»;

- 113 обществ с контрольным пакетом акций (50 % + 1 акция принадлежит ОАО «АВТОВАЗ»);

- 22 зависимых общества ( 20 % и более акций принадлежит ОАО

« АВТОВАЗ» );

- 19 обществ с участием капитала ОАО «АВТОВАЗ» (менее 20 % акций этих обществ принадлежит ОАО «АВТОВАЗ» ).

 

Структура капитала

 

                                                                                               Таблица 1

Акционерный капитал

 

    На 31 декабря 2001 года акционерный капитал общества составляет 16 062 482 тыс. руб. Он разделен на 32 124 964 акции следующих категорий одинаковой номинальной стоимости:

 

· обыкновенные акции – 27 194 624 шт.

· привилегированные акции типа «А» – 4 930 340 шт.

    Номинальная стоимость одной акции составляет 500 рублей.

    В 2001 году общее количество акционеров увеличилось с 209 285 до 211 428 за счет обмена депонированных свидетельств (СДА) ОАО «Автомобильный Всероссийский Альянс» на акции ОАО «АВТОВАЗ».

    Доля физических лиц в акционерном капитале общества снизилась с 29,06 % до 25,87%.

     В 2001 году зарегистрированы права собственности ОАО «АВТОВАЗ» на 323 объекта недвижимости и получены свидетельства о государственной регистрации права. 

                                                                                                                                         Таблица 2

Сведения об эмиссиях

Год эмиссии Номер государственной регистрации Количество и категории акций Состояние выпуска
1999 г. 1 - 04 – 00002 - А 32 124 965  обыкновенные для реструктуризации платежей в бюджет Признан несостоявшимся, аннулирован
2000 г. 1 – 05 – 00002 - А 32 124 965 обыкновенные для реструктуризации платежей в бюджет Признан несостоявшимся, аннулирован
2001 г. 1 – 06 – 00002 - А 32 124 965 обыкновенные для реструктуризации платежей в бюджет 16 января 2002 г. признан несостоявшимся, аннулирован

      

     В следующем параграфе будет дана оценка основным результатам деятельности ОАО «АВТОВАЗ» за 1999-2001гг.

 

Таблица 3

Рис. 2. Динамика актива баланса и реализации продукции по ОАО «АВТОВАЗ».

 

Из рисунка 2 видно, что в течение всего рассматриваемого периода тенденции изменения двух анализируемых показателей значительно совпадала. Величина актива баланса была больше объема реализованной продукции в 1999г – на 31 114 млн. руб., в 2000г – на 19 381 млн. руб., в 2001 г. – на 3 462 млн. руб. Это позволяет сделать вывод о высокой отдаче активов, занятых в производстве товарной продукции.

После оценки динамики и структуры актива баланса необходимо проанализировать, насколько эффективно используется капитал, вложенный в активы.

 

2.2. Анализ эффективности использования капитала, вложенного в активы

 

Одним из основных показателей, используемых при анализе эффективности капитала, вложенного в активы, является нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ). Он представляет собой прибыль от основной деятельности после возмещения всех затрат и оплаты труда, но до расчетов за привлечение заемных средств. Алгоритм его расчета дан в таблице 7.

 

Таблица 7

Алгоритм расчета нетто-результата эксплуатации инвестиций (НРЭИ),

В млн. рублей.          

ПОКАЗАТЕЛИ (млн. руб.) Источники, расчеты   Годы  
1999 2000 2001
1 2 3 4 5 6
1 Объем продаж (выручка от реализации) Отчеты о прибылях и убытках за соответствующие годы 90 027 98 841 112 843
1.1. (±) Сальдо запасов готовой продукции Балансы за 1999-2001 гг, строка214 0 0 0

1.2.(+) Внутреннее потребление

Данные внутреннего учета 0 0 0
2 Стоимость произведенной продукции 1.±1.1.+1.2. 90 027 98 841 112 843
2.1. (-) Стоимость потребленного сырья и материалов, изделий и комплектующих, энергии Запасы сырья, материалов на начало периода (Баланс) + стоимость приобретенного сырья и материалов (Сведения о затратах на производство и реализацию продукции – форма №5-З, строки 05+18) – запасы сырья, материалов на конец периода (Баланс) 8 365 18 961 31 860
2.2. (-) Другие виды внутреннего потребления сырья и материалов, изделий и комплектующих, энергии Прочие затраты (Форма №5-,З, строка 28) 5 233 5 789 6 408
2.3. (-) Оплата услуг сторонних организаций Форма №5-З, строка 12 16 447 18 193 20 141
3 Брутто-маржа 2.-2.1.-2.2.-2.3. 59 982 55 898 54 434
3.1. (-) Внепроизводственные расходы Отчеты о прибылях и убытках 15 232 15 982 14 128
4 Добавленная стоимость 3.-3.1. 44 750 39 916 40 306
4.1. (-) Оплата труда Форма №5-З, строка 24 14 952 16 539 18 310
4.2. (-) Налоги и сборы, связанные с оплатой труда Форма №5-З, строка 26 5 981 6 616 7 324
5 Брутто-результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ) 4.-4.1.-4.2. 23 817 16 761 14 672
5.1. (-) Затраты на восстановление основного капитала Форма №5-З, строка 27 23 783 16 597 7 506
5.2. (+) Репризы (зачет стоимости продаваемых основных средств, которые были изношены, устарели или оказались лишними, но средства, полученные от их реализации, использованы на восстановление основного капитала) Форма №5, Раздел 3, строка 370, 5-я колонка 0 0 0
6 Нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ) 5.-5.1.-5.2. 34 164 7 166
6.1. (-) Финансовые издержки, которые учитываются при расчете налогооблагаемой прибыли (финансовые издержки по заемным средствам) Отчет о прибылях и убытках -10 355 -3 776 -3 158
6.2. (±) Сальдо доходов и расходов по другим видам деятельности, которые учитываются при расчете налогооблагаемой прибыли Отчет о прибылях и убытках 16 280 18 432 14 207
7 Налогооблагаемая прибыль 6.-6.1.±6.2. 5 959 14 820 18 215
7.1. (-) Налог на прибыль Отчет о прибылях и убытках, строка 150 -4 485 -10 863 -1 662
8 Чистая прибыль 7.-7.1. 1 474 3 957 16 553
8.1. (±) Сальдо чрезвычайных прибылей и убытков сверх установленного норматива, позволяющего списывать их на себестоимость Отчет о прибылях и убытках 0 0 0
8.2. (-) Отвлеченные средства (РФ) или дивиденды (капитализируемые и выплачиваемые) Отчет о прибылях и убытках -263 -688 -2 726
9 Нераспределенная прибыль 8.±8.1.-8.2. 1 211 3 269 13 827

 

На основе показателя НРЭИ рассчитаем следующие показатели эффективности деятельности предприятия: экономическую рентабельность; коммерческую маржу; коэффициент трансформации.

Показатель экономической рентабельности (ЭкR) применяется для оценки эффективности использования финансовых средств, вложенных в активы. При этом учитывается, что основной доход фирме должна приносить ее основная (текущая хозяйственная) деятельность. Экономическая рентабельность рассчитывается по формуле:

 

 

 

 НРЭИ – нетто -результат эксплуатации инвестиций;

Нетто -актив - актив по остаточной стоимости

      

                                                                                                     Таблица 8

   Расчет экономической рентабельности

  1999 2000 2001
Нетто-результат эксплуатации  инвестиций (НРЭИ) 34   164 7 166
Нетто-актив - актив по остаточной стоимости 121 141 118 222 116 305
Экономическая рентабельность 0,03 0,14 6,16

 Экономическая рентабельность зависит только от уровня организации основной деятельности, при этом, не учитывая, за счет каких источников (собственных или заемных) сформирован капитал, вложенный в активы.

Экономическая рентабельность максимальна в 2001г., она составила 6,16% (таблица 8). Отсюда следует, что наиболее эффективно финансовые средства, вложенные в активы, использовались в 2001г. Заметен значительный скачок экономической рентабельности в 2001г., который был вызван значительным увеличением прибыли от продаж, и как следствие - НРЭИ.

Коммерческая маржа (КМ) показывает результат эксплуатации инвестиций, приходящийся на 1 руб. объема продаж. Рассчитывается по формуле:

НРЭИ – нетто -результат эксплуатации инвестиций;

ОП – объем продаж (выручка от реализации, объем реализованной продукции)

                                                                                                     Таблица 9

Расчет коммерческой маржи

  1999 2000 2001
Нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ) 34   164 7 166
Объем продаж (выручка от реализации) 90 027 98 841 112 843
Коммерческая маржа 0,04 0,17 6,35

 Коммерческая маржа максимальна в 2001 г. и равна 6,35%. Это означает, что на каждый млн. руб. приходится 63,5 тыс. прибыли от основной деятельности (табл. 9).

Коэффициент трансформации показывает, во что превращается каждый рубль средств, вложенный в активы. Рассчитывается по формуле:

      

 

ОП – объем продаж (выручка от реализации, объем реализованной продукции);

Нетто -актив - актив по остаточной стоимости

                             

                                                                                                      Таблица 10

Таблица 11

Таблица 12

Остаточная стоимость основных средств на 31 декабря 2001 г., млн. руб.

Остаточная стоимость, млн. руб.   Здания Машины и оборудование Прочие основные  Средства   Незавершенное строительство Итого
Остаток на 31 декабря  2001 г. 33 676 41 342 1 929 7 708 84 655

 

    Основная часть инвестиций была направлена на запуск в производство автомобилей семейства ВАЗ-2110, которое было начато в 1997 г. Со времени освоения производства этого семейства АВТОВАЗ выпустил более 579 тыс. автомобилей. Семейство представлено автомобилями с кузовами «седан», «универсал» и «хетчбэк».

    Следующий инвестиционный проект предусматривал создание нового полноприводного внедорожника. «Шевроле-Нива» (в ОАО «АВТОВАЗ» проект 2123) будет выпускаться на ЗАО «ДЖИ ЭМ-АВТОВАЗ» с участием GM и Европейского Банка Реконструкции и Развития. Образование ЗАО «ДЖИ ЭМ-АВТОВАЗ» относится к числу самых крупных инвестиционных проектов в реальный сектор российской экономики до настоящего времени.
Проектом предусматривается строительство нового завода в Тольятти, который в конце 2002 г. начнет выпуск пяти-дверного варианта вазовского внедорожника. Предполагается, что новое предприятие выйдет на проектную мощность, составляющую 75 000 автомобилей в год, через два-три года после начала производства.

       Существенная часть новых полноприводных внедорожников будет экспортироваться в страны Европы и Латинской Америки.

    В настоящее время задачей АВТОВАЗа на среднесрочную перспективу является освоение в конце 2004 г. серийного производства семейства автомобилей ВАЗ-1119 «Калина».
Предполагается построить новую нитку конвейера с высоким уровнем автоматизации производства.
  В создание данного семейства уже были сделаны значительные капиталовложения.
    Тем не менее, для реализации данного проекта необходим существенный объем дополнительных инвестиций.

   Хотя значительная часть этих средств будет получена из собственных средств предприятия, в настоящее время руководство акционерного общества рассматривает варианты привлечения дополнительно необходимых инвестиционных средств.

 

2.4. Анализ оборотного капитала и финансово-эксплуатационных потребностей

 

Анализ оборотного капитала предполагает анализ денежной наличности, краткосрочных финансовых вложений, продаж в кредит (дебиторской задолженности или счетов к получению), товарно-материальных запасов и расходов будущих периодов.

 

                                                                                                     Таблица 13





Выводы по разделу

 

После проведенного анализа динамики капитала ОАО «АВТОВАЗ», вложенного в активы можно сделать следующие выводы.

За рассматриваемый период стоимость активов Компании уменьшается с каждым годом. На протяжении исследуемого периода преобладающую роль в активах фирмы играют внеоборотные активы. Большая часть внеоборотных активов приходится на основные средства. Уменьшение внеоборотных активов в 2000 г. происходит за счет снижения основных средств, инвестиций, имеющиеся в наличии для продажи и прочих активов. Большая часть оборотных активов приходится на товарно- материальные запасы. Это говорит об ухудшении политики в области управления товарно-материальными запасами, потому как большие запасы на складе сопровождаются большими расходами на их хранение и снижают оборачиваемость оборотного капитала.

 Часть оборотных активов приходится на дебиторскую задолженность. Это говорит, с одной стороны, о большой задолженности потребителей, следовательно, необходимо менять политику в области реализации готовой продукции (например, отпуск товара только по предоплате и при поступлении денег на расчетный счет предприятия). С другой стороны, в силу определенных причин фирма не может полностью отказаться от сотрудничества с нынешними потребителями производимой продукции.

В 1999 по 2001 г.г. сохраняется высокая отдача активов, занятых в производстве товарной продукции, о чем свидетельствует превышение объема реализованной продукции над величиной актива баланса в 1999 г. на 74%, в 2001 г., в 2000 г. на 83,6%, в 2001 г. на 97%.

Наиболее эффективно финансовые средства, вложенные в активы, использовались в 2001г. Заметен значительный скачок экономической рентабельности в 2001г., который был вызван значительным увеличением прибыли от продаж, и как следствие - НРЭИ.

Показатели эффективности деятельности предприятия: экономическая рентабельность, коммерческая маржа, коэффициент трансформации максимальны в 2001г. Следовательно, наиболее эффективно финансовые средства, вложенные в активы, использовались в 2001г.

Так как значения ФЭП положительны, это говорит о том, что денежные средства компании отвлечены в дебиторскую задолженность и запасы. Следовательно, необходимо менять политику в области реализации готовой продукции. Но с другой стороны, в силу определенных причин фирма не может полностью отказаться от сотрудничества с нынешними потребителями производимой продукции.

 

3. Анализ собственных и заемных средств ОАО "АВТОВАЗ " и эффекта финансового рычага

Третий раздел направлен на анализ состава собственных и заемных средств ОАО "АВТОВАЗ" и эффекта финансового рычага. Он включает оценку политики привлечения собственных и заемных средств, определение финансовых издержек по заемным средствам, цены задолженности или средней ставки процента за пользование заемным капиталом, плеча финансового рычага и их динамики. Анализируется действие эффекта финансового рычага и его изменение.

 

 

3.1. Анализ состава собственных средств ОАО "АВТОВАЗ"

 

     В течение рассматриваемого периода наблюдается преобладание заемного капитала над собственным, кроме последнего года. В 1999 г. доля собственного капитала составляла 30,8%, далее идет увеличение доли собственного капитала, которая достигает своего максимума в 2001 г. (52,5%).

Доля заемного капитала постепенно снижается и в 2001 г. она составила 47,5%. Это означает понижение степени финансовой зависимости предприятия от внешних инвесторов (рис. 1).

 

                                                                                            Таблица 15

Таблица 16

Выводы по разделу

 

 Считается, что максимальный доход имеет фирма, у которой капитал сформирован в следующих пропорциях: собственный капитал = 60 – 70%; заемный капитал = 30 – 40%. Тенденции изменения структуры капитала показывают, что, возможно, в ближайшем будущем капитал ОАО "АВТОВАЗ" будет сформирован примерно в таких же пропорциях.

Рекомендуемый ЭФР должен находиться в пределах 1/3 – 1/2 экономической рентабельности. В этом случае он позволяет:

1) компенсировать налоговые изъятия (цивилизованный уход от налогов за счет сокращения налогооблагаемой базы прибыли);

2) обеспечить собственным средствам отдачу не ниже экономической рентабельности, т. е. рентабельности средств, вложенных в активы;

3) сократить акционерный риск (риск собственников).

    Финансовые издержки по заемным средствам на протяжении рассматриваемых лет уменьшились и к 2001 г. составили 3 158 млн. руб. Это объясняется своевременным погашением кредиторской задолженности.

 Уровень финансового риска постепенно снижается, достигая в 2001г. 0,9. Финансовый риск, связанный с привлечением заемных средств и эффект от такого привлечения практически соответствует друг другу. В зависимости от сложившихся условий, фирма имеет возможность регулировать плечо финансового рычага и использовать последний, как средство повышения своей рыночной ценности.

     В 2001г. происходит значительное повышение экономической рентабельности за счет расширения объема продаж и эффективной деятельности компании, выразившихся в возрастании коэффициента трансформации и коммерческой маржи. Рост экономической рентабельности способствовал увеличению эффекта финансового рычага (ЭФР), который в свою очередь повысил рентабельность собственного капитала.

 

ОАО «АВТОВАЗ»

В четвертом разделе курсового проекта анализируются результаты по видам деятельности организации: основная (текущая хозяйственная или операционная), финансовая, инвестиционная. Он включает оценку добавленной стоимости, расчет результатов текущей хозяйственной и финансовой деятельности. Определяются результаты эксплуатации инвестиций и их динамика: брутто- и нетто-результаты эксплуатации инвестиций, денежный результат, результаты хозяйственной и финансовой деятельности. Проводится объединение результатов хозяйственной и финансовой деятельности, оценивается равновесность финансовых потоков организации и предлагаются пути ее достижения. Раздел завершается оценкой свободных средств организации.

Таблица 23

ПОКАЗАТЕЛИ

Годы

2000 2001 1 2 3 4 1. БРЭИ 16 761 14 672 2. (-) Изменение ФЭП -2 108 1750 3. Денежный результат эксплуатации инвестиций (ДРЭИ) [1.-2.] 18 869 12 922 4. (-) Инвестиции в основную деятельность 5 474 5 815 5. (+) Репризы 0 0 6. Результат хозяйственной деятельности (РХД) [3.-4.+5.] 13 395 7 107

 

Как видно из таблицы 25, в 2001г. денежный результат эксплуатации инвестиций, который отражает реальные возможности инвестиций, снизился по сравнению с 2000 г. на 5 947 млн. рублей. Это связано со значительным ростом товарно-материальных запасов и потребности компании в финансовых средствах.

Результат хозяйственной деятельности отражает денежные средства организации, остающиеся после финансирования основной деятельности. Результат хозяйственной деятельности ОАО «АВТОВАЗ» положительный, хотя недостаточно высокий (табл. 25). Это свидетельствует о том, что компания развивается в верном направлении.

В 2001г. результат хозяйственной деятельности меньше в 1,9 раза, чем в 2000 г. за счет большего вложения инвестиций в основную деятельность.

Далее необходимо проанализировать результат финансовой деятельности.

Таблица 26

Расчет результата финансовой деятельности (млн. руб.)

ПОКАЗАТЕЛИ

Годы

2000 2001 1 2 3 4 1. Изменение долгосрочных заемных средств (все средства, взятые на срок более 1-го года) -6 497 -15 834 2. (+)Изменение краткосрочных заемных средств (за исключением кредиторской задолженности, учтенной при расчете ФЭП) -2 684 -4 397 3. Суммарное изменение заемных средств организации [1.+2.] -9 181 -20 231 4. (-) Финансовые издержки по заемным средствам 3 776 3 158 5. (-) Налог на прибыль (из формы №2 «Отчет о прибылях и убытках», строка 150) 10 863   1 662 6. (-) Дивиденды, капитализируемые на личных счетах акционеров (т.е. как участие акционеров в увеличении капитала фирмы) 326 953 7. Результат финансовой деятельности (РФД) [3.-4.-5.-6.] -24 146 -26 004

    Суммарное изменение заемных средств компании говорит о том, что фирма расходует средства на погашение кредита.

 Далее необходимо проанализировать результат хозяйственно-финансовой деятельности, для этого объединим результаты хозяйственной и финансовой деятельности.

ПОКАЗАТЕЛИ

Годы

2000 2001 1 2 3 4 1. РХФД -10 751 -18 897 2. (+) Увеличение оплаченного (акционерного) капитала 0 0 3. (±) Изменение других статей собственного капитала 0 0 4. (-) Приобретение филиалов (не влияющее на доход по основной деятельности от продажи продукции) 0 0 5. (-) Долевое участие в капиталах других организаций как в виде экономических инвестиций, так и в виде финансовых 0 0 6. (+) Доходы от продажи имущества (исключительные продажи) 0 0 7. (+) Сальдо доходов и расходов по ценным бумагам 0 0 8. (+) Доходы от участия в других организациях, в т.ч. филиалах 0 0 9. (±) Сальдо доходов и расходов по другим видам деятельности, которые учитываются при расчёте налогооблагаемой базы прибыли 18 432 14 207 10. (±) Сальдо чрезвычайных прибылей и убытков 0 0 11. (-) Выплаченные дивиденды за производственно-коммерческий цикл из прибыли этого цикла (362) (1 773) 12. Изменение поступлений (изменение свободных средств) [1.+2.±3.-4.-5.+6.+7.+8.±9.±10.-11] 7 319 -6 463

      Как показывает таблица 28, свободные средства уменьшаются в 2001г. на 13 782 млн. рублей. Само изменение свободных средств максимально в 2000 г., оно равняется 7 319 млн. рублей. Выплаченные дивиденды за производственно-коммерческий цикл составили в 2001г. 1 773 млн. рублей.

 Сальдо доходов и расходов по другим видам деятельности составило: в 2000 г. 18432 млн. руб. и 2001 гг. – 14207 млн. руб. Этот показатель имеет положительное значение, в основном, за счет прибыли по денежной позиции, которая снизилась в 2001 г. по сравнению с 2000 г. на 1 877 млн. руб., и прибыли в результате уменьшения и списания задолженности по налогам и прочим заемным средствам, ставшей в 2001 г. по сравнению с 2000 г. на 2 834 млн. руб. меньше.

 На практике разработаны следующие рекомендации по возможности использования свободных средств для финансирования инновационного развития предприятия.

1. Если свободные средства находятся в пределах 5% от стоимости актива, то используются на покрытие изменения размеров финансово-эксплуатационных потребностей, возникающих в результате колебания цен на рынках, расширения деятельности и так далее;

2. Если свободные средства > 5% от стоимости активов, то:

· при отрицательных ФЭП, они являются средствами фирмы, сформированными за счет предоставленного ей поставщиками кредита, и должны быть направлены в первую очередь на его погашение;

· если ФЭП положительны, то организация может использовать свободные средства как источник финансирования своего развития в размерах, определяемых разностью между свободными средствами и необходимым резервом на случай изменения ФЭП.

 Свободные средства предприятия в 2000 г. составили 6,2%. Поскольку финансово-эксплуатационные потребности компании положительны (табл. 14), то компания может использовать свободные средства как источник финансирования своего развития.

    В 2001 г. свободные средства предприятия составили –5,6% от стоимости активов. Поскольку свободные средства организации отрицательные, следовательно, компания не имеет возможности профинансировать разработку маркетингового проекта.

Выводы по разделу

Результат хозяйственной деятельности отражает денежные средства организации, остающиеся после финансирования основной деятельности. Результат хозяйственной деятельности ОАО «АВТОВАЗ» положительный, хотя недостаточно высокий (табл. 25). Это свидетельствует о том, что компания развивается в верном направлении.

    Суммарное изменение заемных средств компании говорит о том, что фирма расходует средства на погашение кредита. Компания ведет неправильную кредитную политику. Предприятию не следовало расходовать средства только на погашение кредиторской задолженности, в результате чего на дальнейшее развитие компании их не хватает.

    В 2001 г. свободные средства предприятия составили –5,6% от стоимости активов. Поскольку свободные средства организации отрицательные, у компании нет средств для разработки маркетингового проекта.

 

5. Разработка рекомендаций по составу финансовых ресурсов для маркетингового проекта ОАО «АВТОВАЗ»

Целью пятого раздела является разработка рекомендаций по составу финансовых ресурсов и их источников для разработки и/или реализации маркетингового проекта.

Опираясь на полученные в предыдущих разделах результаты, проводится сводная оценка деловой активности анализируемой организации и возможностей ее банкротства.

Принятый подход к оценке деловой активности предусматривает анализ только показателей производительности и оборачиваемости, которые могут быть дополнены показателями рентабельности, ликвидности и платежеспособности.

Изменилось органическое строение капитала: отношение оборотного капитала к основному снижается за 1999-2000 гг. на 0,3%. Но к 2001 г. ситуация меняется: коэффициент общей оборачиваемости капитала увеличивается на 1,5%, который составил 35,6% и превышает показатель за 1999 г. (34,4%), что будет способствовать развитию его оборачиваемости и увеличению доходности. Следовательно, повышается эффективность использования ресурсов, вложенных в предприятие.

Показатель экономической рентабельности свидетельствует об увеличении эффективности финансовых средств, вложенных в активы. Экономическая рентабельность возрастает на протяжении рассматриваемого периода и в 2001г. она достигает своего максимума (6,16%). Следовательно, наиболее эффективно финансовые средства, вложенные в активы, использовались в 2001г.

Рентабельность собственного капитала увеличивается за анализируемый период с 4,2% в 1999 г. до 29,8% в 2001 г. Отсюда следует, что повышается эффективность использования собственных средств.

Одним из показателей, характеризующих финансовое положение предприятия, является его платежеспособность, т. е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства.

Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных активов (таблица 29).

 

Таблица 29

 Показатели платежеспособности

ПОКАЗАТЕЛЬ 1999 2000 2001
Коэффициент платежеспособности 1,14 1,22 1,71

 

Коэффициент общей платежеспособности увеличивается с каждым годом и в 2001 г. он равен 1,71. Коэффициент показывает, какая часть стабильных активов финансируется за счет заемных средств.

Для оценки ликвидности рассчитывают следующие показатели: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент быстрой (срочной) ликвидности и коэффициент абсолютной ликвидности (таблица 30).

 

Таблица 30

Таблица 28

Расчет Z-счета Альтмана

ПОКАЗАТЕЛИ

Годы

1999 2000 2001 1 2 3 4 0,26 0,25 0,26 0,010 0,028 0,12 0,0003 0,0014 0,06 0,33 0,36 0,52 0,74 0,84 0,97 Z-счёт 1,26 1,40 1,96

В таблице 29 представлены интервалы, в зависимости от которых определяется степень вероятности банкротства.

Таблица 29

Рис. 4. Динамика Z- cчет Альтман

Как видно из таблицы 29, в 1999-2000 г. для компании банкротство было практически неизбежным. Однако в 2001 году эта вероятность немного снизилась. Z-счет Альтмана в 2001г. равен 1,96. Хотя этот показатель и увеличился по сравнению с предыдущими годами, но не превысил рекомендуемое значение Альтмана, поскольку прибыль от основной деятельности оказалась недостаточной для выхода из такого положения.

Помимо рассмотренного формализованного способа, позволяющего оценить фирму как финансово-несостоятельную, используются дополнительные признаки, дающие возможность прогнозировать вероятность потенциального банкротства.  

Факторы, указывающие на банкротство организации.

1. Неудовлетворительная структура имущества организации, в первую очередь текущих активов. Превышение краткосрочных обязательств над оборотными активам говорит об отсутствии резервного запаса для компенсации убытков.

2. Замедление оборачиваемости средств предприятия. Большая часть оборотных активов приходится на товарно- материальные запасы. Удельный вес складских запасов в общем объеме оборотных активов увеличился с 10,4% в 1999г. до 10,9% в 2001 г. Это говорит об ухудшении политики в области управления товарно-материальными запасами, потому как большие запасы на складе сопровождаются большими расходами на их хранение и снижают оборачиваемость оборотного капитала.

Часть оборотных активов приходится на дебиторскую задолженность. Это говорит о большой задолженности потребителей (в 2001 г. составила 25,9%), следовательно, необходимо менять политику в области реализации готовой продукции.

3. Значительный рост положительных финансово-эксплуатационных потребностей (ФЭП). В 2001 г. по сравнению с 2000 г. увеличились на 1 643 млн. руб. Так как значения ФЭП положительны, это говорит о том, что денежные средства компании отвлечены в дебиторскую задолженность и запасы.

      За счет того, что у предприятия остается достаточно высокая вероятность банкротства, свободных средств предприятия в 2001 г. составили – 5,6% от стоимости активов. В первую очередь, они будут направлены на погашение кредита. Следовательно, в сложившейся ситуации предприятие не может осуществить финансирование маркетингового проекта.

     Для улучшения функционирования предприятия ОАО «АВТОВАЗ» рекомендуется принять следующие меры.

 

Рекомендации по улучшению финансового состояния ОАО «АВТОВАЗ»

 

     Реорганизационные меры предусматривают восстановление платежеспособности путем проведения определенных инновационных мероприятий. По результатам анализа должна быть выработана генеральная финансовая стратегия и составлен бизнес-план финансового оздоровления предприятия с целью недопущения банкротства и вывода его из «опасной зоны» путем комплексного использования внутренних и внешних резервов.

    К внешним источникам привлечения средств в оборот предприятия относят факторинг, лизинг, привлечение кредитов под прибыльные проекты, выпуск новых акций и облигаций.

 безубыточной работы за счет более полного использования производственной

    Одним из основных и наиболее радикальных направлений финансового оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет более полного использования производственной мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения ее себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов и потерь.

    Основное внимание при этом необходимо уделить вопросам ресурсосбережения: внедрения прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий; использования вторичного сырья; организации действенного учета и контроля за использованием ресурсов; изучения и внедрения передового опыта в осуществлении режима экономии; материального и морального стимулирования работников за экономию ресурсов и сокращение непроизводительных расходов и потерь.

    Большую помощь в выявлении резервов улучшения финансового состояния предприятия может оказать маркетинговый анализ по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формирования на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции.

     В особо тяжелых случаях необходимо провести реинжиниринг бизнес-процесса, т.е. коренным образом пересмотреть производственную программу, материально-техническое снабжение, организацию труда и начисление заработной платы, подбор и расстановку персонала, управление качеством продукции, рынки сырья и рынки сбыта продукции, инвестиционную и ценовую политику и другие вопросы.

 

Заключение

 

     По результатам хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «АВТОВАЗ» можно сделать вывод, что оно находится в ситуации, близкой к банкротству.

В 1999-2000 г. для компании банкротство было практически неизбежным. Однако, в 2001 г. эта вероятность немного снизилась. Z-счет не превысил рекомендуемое значение Альтмана, поскольку прибыль от основной деятельности оказалась недостаточно высокой для того, чтобы выйти из такого положения.

     Несмотря на то, что прибыль компании увеличивается к 2001 г., у предприятия все еще остается достаточно высокая вероятность банкротства. Свободные средства предприятия в 2001 г. составили – 5,6% от стоимости активов. Суммарное изменение заемных средств компании говорит о том, что фирма расходует средства на погашение кредита. Следовательно, в сложившейся ситуации предприятие не может осуществить финансирование маркетингового проекта. Тем более, что компания ведет неправильную кредитную политику. Предприятию не следует расходовать средства только на погашение кредиторской задолженности. Их необходимо направлять также на дальнейшее развитие компании.

Превышение краткосрочные обязательства над оборотными активами говорит о том, что в компании отсутствует резервный запас для компенсации убытков.

   Товарно-материальные запасы занимают большую часть оборотных активов, что говорит об ослабленной политики в области управления товарно-материальными запасами, потому как большие запасы на складе сопровождаются большими расходами на их хранение и снижают оборачиваемость оборотного капитала.

Часть оборотных активов приходится на дебиторскую задолженность. Это говорит о большой задолженности потребителей (в 2001 г. составила 25,9%), следовательно, необходимо изменить политику в области реализации готовой продукции.

Компания не имеет реальной возможности восстановить свою платежеспособность в ближайшее время, а также за период, равный 12 месяцам. Необходимо принять меры, предусматривающие восстановление платежеспособности компании путем проведения определенных инновационных мероприятий.

Одним из основных и наиболее радикальных направлений финансового оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет более полного использования производственной мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности автомобилей, снижения их себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов и потерь.

Необходимо также пересмотреть производственную программу, материально-техническое снабжение, организацию труда и начисление заработной платы, подбор и расстановку персонала, управление качеством продукции, рынки сырья и рынки сбыта продукции, инвестиционную и ценовую политику и другие вопросы.

 


 

Использованная литература

 

1. Лобанова Е.Н., Лимитовский М.А., Управление финансами: 17 – модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 14. – М.: ИНФРА –М, 2000. – 240 с.;

2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 336 с.;

3. Лекции;

4. Методические указания к курсовому проекту;

5. Интернет: www.vaz.ru

 

                                      

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Содержание

1. ЭКСРЕСС-ДИАГНОСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АВТОВАЗ».....................................................................................   3
1.1. Характеристика ОАО «АВТОВАЗ»............................................... 3
1.2. Оценка основных результатов деятельности ОАО «АВТОВАЗ» за 1999-2001 г.г. ....................................................   7
1.3. Разработка основных документов финансовой отчетности в соответствии с требованиями GAAP...........................................   9
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ КАПИТАЛА ОАО «АВТОВАЗ», ВЛОЖЕННОГО В АКТИВЫ..........................................................   14
2.1. Оценка динамики и структуры актива........................................... 14
2.2. Анализ эффективности использования капитала, вложенного в активы................................................................................................   17
2.3. Анализ структуры иммобилизованных активов и амортизационной политики ОАО «АВТОВАЗ»...........................   22
2.4. Анализ оборотного капитала и финансово-эксплуатационных потребностей.....................................................................................   23
2.5. Выводы по разделу........................................................................... 25
3. АНАЛИЗ СОБСТВЕННЫХ И ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ И ЭФФЕКТА ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА....   26
3.1. Анализ состава собственных средств ОАО «АВТОВАЗ»........... 26
3.2. Оценка политики привлечения заемных средств.......................... 28
3.3. Анализ действия эффекта финансового рычага............................ 31
3.4. Выводы по разделу........................................................................... 33
4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АВТОВАЗ».............   34
4.1. Анализ добавленной стоимости..................................................... 34
4.2. Оценка результата текущей хозяйственной (операционной) деятельности ОАО «АВТОВАЗ»....................................................   37
4.3. Анализ результата финансовой деятельности............................... 38
4.4. Оценка результата хозяйственно-финансовой деятельности...... 39
4.5. Сводная оценка результатов деятельности и анализ свободных средств...............................................................................................   40
4.6. Выводы по разделу........................................................................... 41
5. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОСТАВУ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ МАРКЕТИНГОВОГО ПРОЕКТА ОАО «АВТОВАЗ»........................................................     42
Заключение 47
Использованная литература 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 58

ВВЕДЕНИЕ

     Главной целью курсового проекта является оценка результатов хозяйственно- финансовой деятельности ОАО «АВТОВАЗ», занимающееся выпуском легковых автомобилей, а также разработка рекомендаций по составу финансовых ресурсов для финансирования маркетингового проекта.

     Итогом курсового проекта являются предложения по развитию финансового потенциала ОАО «АВТОВАЗ», направленные на повышение конкурентоспособности фирмы в целом, ее устойчивости и выживаемости в условиях рыночной экономики.

Экспресс-диагностика деятельности ОАО «АВТОВАЗ»

   Целью экспресс-диагностики является оценка финансового состояния организации, тенденции ее развития для принятия решения о необходимости проведения детального финансового анализа для решения определенных задач.

Основными задачами экспресс-диагностики являются:

1. Комплексная оценка выполнения плановых заданий;

2. Анализ динамики важнейших показателей;

3. Анализ эффективности деятельности и результатов, характеризующих финансовое состояние организации.

   Результатом является обоснование необходимости и выбор направлений для детального финансового анализа.

Далее в этой главе будет описана характеристика деятельности организации, выявлены тенденции ее развития, сделан вывод о необходимости проведения более детального анализа.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 249.