Методологические основы организации управленческого учета на предприятии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

В процессе повседневной хозяйственной деятельности предприятия возникает значительное количество оперативной информации, которая представляет собой “исходный материал” для принятия соответствующих управленческих решений.

Наибольшее значение для управления имеет экономическая информация, базирующаяся в основном на учетных данных. Расчеты показывают, что на долю бухгалтерской информации приходится свыше 70 % общего объема экономической информации. Именно системный бухгалтерский учет фиксирует и накапливает всестороннюю синтетическую (обобщающую) и аналитическую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества предприятия и источниках его образования, хозяйственных процессах, конечных результатах финансовой и производственно-хозяйственной деятельности.

Бухгалтерская информация широко используется в оперативно-техническом и статистическом учете, а также в планировании, прогнозировании, выработке тактики и стратегии деятельности предприятия.

На всех этапах деятельности предприятия к бухгалтерской информации предъявляются такие требования, как объективность, достоверность, своевременность и оперативность. Однако на современном этапе совершенствования управления, становления рыночной экономики к бухгалтерской информации предъявляются повышенные требования. Она должна быть высокого качества и эффективной, должна удовлетворять потребности внешних и внутренних пользователей информации. Это означает, что бухгалтерская информация должна содержать минимальное количество показателей, но удовлетворять максимальное число ее пользователей на разных уровнях управления. Информация должна быть необходимой и целесообразной, исключающей лишние показатели. Кроме того, необходимо, чтобы бухгалтерская информация формировалась с наименьшими затратами труда и времени. Очевидно, что для удовлетворения всех перечисленных выше требований необходимо использовать различные методы сбора, обработки и учета информации. В экономически развитых странах эта проблема решена благодаря делению всей системы бухгалтерского учета на финансовый и управленческий.

Цель данной работы – ознакомится с организацией управленческого учета на реально существующем предприятии, и рассмотреть дальнейшее внедрение его элементов в организационную структуру бухгалтерского учета.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1) ознакомится с сущностью и объектами управленческого учета;

2) рассмотреть взаимосвязь финансового (бухгалтерского) и управленческого учета предприятия;

3) ознакомится с одной из методик внедрения управленческого учета;

4) изучить с организацией управленческого учета на реально существующем предприятии;

5) рассмотреть возможности дальнейшего внедрение элементов управленческого учета.

Объектом практического исследования является ОАО «Автосервис», основной вид деятельности которого грузовые и пассажирские перевозки.

Методологические основы организации управленческого учета на предприятии

Рис. 1. Методологические основы взаимосвязи финансового и управленческого учета.

Оба вида учета играли и играют регулирующую роль и несут в себе элементы такой системы, которая предусматривает пря­мые и обратные связи при выполнении функций наблюдения, измерения различных характеристик производства или его от­дельных частей, обработки информации по данным первичной документации. Подтверждением тому служит движение отчет­ной документации между подразделениями и службами пред­приятия и бухгалтерией.

Управленческий учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах деятельности в разрезе необходимых для управления объектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия. Международный институт дипломированных бухгалтеров управления (CIMA) определяет управленческий учет как предоставление информации, необходимой руководству для таких целей, как:

1. выработка политики;

2. планирование и контроль деятельности предприятия;

3. принятие альтернативных решений;

4. раскрытие данных лицам, находящимся вне экономической единицы (акционеры и другие);

5. раскрытие данных служащим;

6. обеспечение сохранности активов.

Тремя основными целями управленческого учета являются:

1. планирование и контроль;

2. информационное обеспечение принятия решения;

3. определение затрат.

Финансовый учет охватывает информацию, которая не только используется для внутреннего управления, но и сообщается контрагентам (сторонним пользователям).

Можно сказать, что управленческий и финансовый учет находятся в одном информационном поле, а их взаимосвязь может быть различной:

- финансовый и управленческий учет полностью независимы друг от друга;

- часть данных в финансовом и управленческом учете совпадают, однако, в целом это разные системы;

- управленческий учет представляет собой комплексную систему, включающую, в том числе и финансовый учет.

Последний вариант редко встречается в российских компаниях.

Рассмотрим примерную схему взаимодействия финансового и управленческого учета (см. рисунок 2.).

 

 

Рис.2. Взаимодействие финансового и управленческого учета.

Финансовый бухгалтерский учет – сложная информационная система учета и отчетности, требующая специальных знаний для профессионального суждения об оценках, признании, раскрытии информации. Главный бухгалтер как специалист по финансовому учету представляет собой самостоятельное подразделение любой организации. Активным субъектом управленческого учета выступает бухгалтер-менеджер, бухгалтер-управленец. От него требуются несколько иные знания, чем от бухгалтера, ведущего финансовый учет.

Управленческий учет – новая комплексная отрасль знания. Он объединяет несколько прикладных экономических наук: планирование, организацию и управление производством, нормирование, бухгалтерский и операционный учет, управленческий анализ, ряд других. В этом его большое преимущество, т.к. именно на стыке наук, при использовании разных научных методов, происходят существенные прорывы к новым знаниям и технологиям.

С учетной точки зрения финансовый и управленческий учет основаны на одном и том же массиве первичных данных, но представляет их различную интерпретацию и воплощение в различной итоговой информации (см. рисунок 3.)

Рис.3.Взаимосвязь документации в финансовом и управленческом учете.

Существующая система документооборота сложна и гро­моздка вследствие наличия значительного числа различных форм документов, многоэтапности документооборота, различий в построении аналогичных по содержанию форм, повторений отдельных показателей в разных документах.

Одной из основных причин такого положения является ав­тономность сбора информации для каждого вида учета в зави­симости от их задач и оперативности информации и автоном­ность обработки экономической информации в подразделениях предприятия. К тому же каждый отдельный документ, отра­жающий какую-либо одну сторону хозяйственного явления, имеет связь с другими формами документов. Это проявляется в том, что на основе первичного документа формируются данные в накопительных, группировочных и сводных документах. При этом документы бухгалтерской отчетности выполняют инфор­мационную и контролирующую роль по отношению к тому или иному экономическому показателю.

Движение отчетной информации по уровням управления показывает наличие между ними прямых и обратных связей, комплексность информации, содержащейся в первичной доку­ментации о ресурсах предприятия и их преобразовании в процессе производства, движение по технологическим стадиям производст­ва, комбинированный характер информации, так как сгруппиро­ванная отчетная информация в большинстве случаев содержит сведения планового (лимитного) характера.

Учитывая закономерности формирования и движения пла­новой, нормативно-справочной и отчетной информации и ос­новываясь на отдельных схемах документооборота каждой группы информационной системы, покажем общую схему в уп­рощенном виде на рисунке 4.

Рис.4. Общая схема документооборота.

В связи с этим возникают два аспекта проблемы построения учетной информационной системы производства. Первый ас­пект — интегрированная система должна обеспечить информа­цией управление производством внутри предприятия, соответ­ствовать построению внутрихозяйственного механизма. Эти по­зиции определяют развитие методологии интегрированного учета в направлении расширения не столько информационной, сколько регулирующей функции учета

Разработка новой системы учетно-отчетной информации должна предусматривать в своем составе элементы нормирова­ния и планирования Они создают возможность решить второй аспект проблемы — расширить регулирующую функцию учета, обеспечить необходимую связь между производственными, тех­нологическими и экономическими службами предприятия, вы­полняющими планирование, контроль, диспетчеризацию и другие подобные работы. Включая в систему учета плановые и норма­тивные данные, в ходе обработки информации можно проводить анализ экономических показателей, оценку и характеристику результатов деятельности отдельных коллективов, прогнозиро­вание тенденций этих показателей и направлений развития производства

Построение интегрированной системы и ее конкретной модели должно повторять технологические процессы производства, их последовательность, очередность, целенаправленность связи. Исходя из специфики предприятия при создании интегрированной системы за базу должны быть взяты объекты учета производства, что позволит не только интегрировать плановую, нормативную и учетную информацию о движении ресурсов по ходу изготовления продукции, но и провести алгоритмизацию операции учета и контроля с выявлением отклонении от запла­нированного как по натурально-вещественной форме продук­ции, так и по затратам на производство этой же продукции

Данные, не относящиеся непосредственно к учету, привлеченные в состав информационной модели, расширяют границы сбора, обработки и использования информации для принятия соответствующих управленческих решений. Тем самым увели­чивается зона охвата всеми видами учета производственных операций и хозрасчетных взаимоотношений структурных под­разделений. В настоящее время сферы воздействия управленче­ского и финансового учета разграничены и определяются объ­ектами и методологией планирования объема и номенклатуры производства и затрат на производство товарной продукции

Расширение зоны обслуживания информацией разных служб предприятия и, в первую очередь технологических, требует из­менения методологии учета, его содержания и согласованности с механизмом внутреннего взаимодействия подразделений

Рис.5.Уровни управления промышленным предприятием.

Приведем пример классификации видов управленческих решений (см. таблицу 1).

Стратегические управленческие решения являются основополагающими решениями, имеют особое значение для развития организации, направлены на ее перспективу и сопряжены со значительной неопределенностью из-за влияния неконтролируемой внешней среды. Они принимаются высшим уровнем управления (см. рисунок 6), требуют особой ответственности, так как связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь серьезные долгосрочные последствия для организации.

Рис.6.Методика организации системы управленческого учета.

Виды управленческих решений.

Методика организации управленческого учета на предприятии, рассматриваемая в данном разделе, уже содержит в себе систему управления рисками в виде жесткой организационной и информационной регламентации всех функций каждого звена бизнес-процесса. Такой подход к управленческому учету может использоваться как инструмент эффективной хозяйственной деятельности предприятия и как средство оценки качества управления.

Результат стратегического управленческого решения чаще всего зависит больше от качества решения, нежели от быстроты его принятия. Они действуют в долгосрочной перспективе и принимаются относительно редко. Являются основой для принятия тактических и оперативных решений.

Для подготовки информации для стратегических решений должен использоваться стратегический управленческий учет.

Тактические и оперативные решения отличаются от стратегических тем, что принимаются в более определенной среде, направлены на задачи настоящего, а не на перспективу (хотя могут оказать влияние и на будущее предприятия). Они принимаются менеджерами среднего и низшего уровня управления организацией, носят ситуационный характер, действуют в краткосрочной перспективе, зависят от принятой в результате стратегического планирования ассортиментной политики, структуры управления организацией, структуры производственных мощностей и т.п.

Для разработки и принятия оперативных и тактических управленческих решений необходима организация первичного учета и оперативного анализа исполнения производственных программ, планов по снабжению и продажам, данные по отклонениям в разрезе центров ответственности и т.п.

Информационное содержание управленческого учета для целей тактического и оперативного управления делится на функциональные составляющие:

1. управленческий учет снабженческо-заготовительной деятельности;

2. управленческий учет производственной деятельности;

3. управленческий учет финансово-сбытовой деятельности;

4. управленческий учет организационной деятельности.

В большей части для принятия оперативных и тактических решений необходима информация настоящего и прошлого периода деятельности организации.

Методики управленческого учета.

При постановке (организации) управленческого учета на предприятии необходимо учитывать влияние существенных характеристик управления: функции, процессы, уровни управления и т.д. Уровень управления - стратегический, тактический или оперативный определяет цели и соответственно выбор инструментария управленческого учета.

Рассматриваемая нами методика организации системы управленческого учета 2-уровневая:

1-й уровень: методика организации стратегического управленческого учета;

2-й уровень: методика организации системы регулярного управленческого учета.

Данные методики различны в организационном, методологическом и техническом аспектах.

При организации стратегического управленческого учета:

ü информационное обеспечение формируется для разработки стратегических управленческих решений;

ü целью организации является снижение опасности принятия ошибочных

ü стратегических управленческих решений и уменьшение возможных негативных последствий нежелательного развития событий в ходе их реализации;

ü используется больше прогнозной информации, чем информации о

ü прошлом и настоящем в хозяйственной деятельности экономического субъекта;

ü используется больше внешней, чем внутренней информации, относительно предприятия;

ü используются методы экономико-математического моделирования,

ü математической статистики, функционального анализа, методы экспертных оценок.

При организации системы регулярного управленческого учета:

ü формируемое информационное обеспечение ориентировано на разработку и принятие оперативных и тактических решений, а также для эффективного выполнения функций управлений: контроль, организация, мотивация и др.;

ü используется больше информации о прошлом и настоящем деятельности экономического субъекта;

ü используется больше внутренней, чем внешней информации относительно предприятия;

ü используются элементы метода бухгалтерского учета, методы планирования (бюджетирования), методы экономического и финансового анализа.

При использовании данной методики в компании следует руководствоваться принципами ответственности, управляемости, достоверности, взаимозависимости, релевантности.

Таблица 1

Уровень управления Низший Средний Высший
УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Оперативный Тактический Стратегический
Виды управленческих решений Оперативные решения по выполнению текущих производственных задач: контроль за точным выполнением планов и программ, конкретных производственных задач. Примеры решений: остановка станка на ремонт, в случае возникновения неполадок; переместить рабочих с одного места на другое.   Управленческие решения, вытекающие из функциональной специфики: 1. выбор оптимального метода закупок (величина партий и периодичность поставок, в т.ч.с учетом временной ценности денег, альтернативных вариантов вложения оборотных средств); 2. выбор поставщиков; 3. выбор альтернативы: покупать комплектующие изделия или производить собственными силами; 4. выбор между приобретением нового оборудования или модернизацией старого; 5. выбор между заменой находящегося в эксплуатации оборудования новым; 6. расширение оптовых закупок; 7. уровень запасов; 8. решения об объеме и структуре выпуска (ассортимент продукции, товаров, работ, услуг); 9. установление цен на продукцию, товары, работы, услуги; 10. решения, связанные с упаковкой; 11. рекламный бюджет, медиа-план; 12. решения, связанные с необходимостью изменения производственного плана в ответ на изменение окружающей среды (н-р, спроса); 13. решения производства заказа по ценам, не превышающим себестоимость при наличии свободной мощности; 14. решения, связанные с мотивацией сотрудников; 15. оценка эффективности организационной структуры. Управленческие решения в области инвестиционной, инновационной, учетной политик: 1. стратегия предприятия; 2. реконструкция, техническое перевооружение предприятия; 3. внедрение новой продукции; 4. внедрение или изменение технологии; 5. изменение структуры предприятия; 6. выход на новые рынки сбыта; 7. слияние или разделение предприятия; 8. инвестиции в новое строительство; 9. инвестиции в расширение; 10. развитие нового вида деятельности.
УРОВЕНЬ РИСКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ низкий Средний высокий

Рис.7.Организационная структура управления предприятием ОАО «Автосервис».

Ознакомимся теперь с имущественным положением предприятия.

Для этого необходимо провести анализ динамики имущества предприятия и источников его образования.

Таблица 2

Таблица 3

Рис.8.Динамика показателей характеризующих результативность деятельности предприятия ОАО «Автосервис»

Необходимо отметить, что эффективность деятельности предприятия незаметна по абсолютным показателям деятельности предприятия, поэтому проведенный анализ нужно дополнить анализом относительных показателей (рентабельности).

Расчет показателей рентабельности можно проследить по данным «Отчета о прибылях и убытках», а также «Бухгалтерскому балансу».



Таблица 4

Рис.9.Динамика показателей рентабельности ОАО «Автосервис»

Таблица 5

Таблица 6

Заключение

На российских предприятиях управленческий учет еще не нашел широкого распространения. Этот вид учета является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятия выявить оптимальные пропорции между постоянными и переменными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, пользуясь данными управленческого учета, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия. Оценить по достоинству аналитические возможности управленческого учета могут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства.

Необходимо отметить наличие на рассматриваемом предприятии его элементов. Так, например методика учета затрат на производство по своим характеристикам идентична принятой на западе методике «стандарт-костинг».

На данном предприятии возможно дальнейшее внедрение элементов управленческого учета. Одним из таких элементов является учет затрат по центрам ответственности. Целесообразно внедрить на предприятии учет по центрам прибыли, что позволит выявить наиболее рентабельные услуги, предоставляемые предприятием, и, соответственно низкорентабельные. Таким образом, руководство предприятием будет иметь возможность анализировать эффективность каждой отдельной предоставляемой предприятием услуги.

Список литературы

1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. от 23 июля 2003г.);

2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н;

3. Богатая И.Н., Хаханова Н.Н. Бухгалтерский учет. Серия «Высшее образование». 2-е изд., доп. и перераб.- Ростов Н/Д: «Феникс», 2003.-608с.;

4. Бухгалтерский учет: Учебник/А.С.Бакаев, П.С. Безруких, Н.Д.Врублевский и др./ Под ред. Безруких.-4-е изд. перераб. доп.-М.: бухгалтерский учет, 2002. – 389с.;

5. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Ю.А.Бабаева.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-.394с.;

6. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие для вузов по экон. спец. М.: Финстатинформ: МЦУПЛ, 2000 – 457с.;

7. Валебникова Н.В., Василевич И.П. Современные тенденции управленческого учета. // Бухгалтерский учет. 2000. №18. С.53-59.;

8. Ивашкевич В.Б. Управленческий учет в информационной системе предприятия // Бух. учет. – 1999. - №4. – с.99-102.;

9. Карпова Т.П.Управленческий учет: Учебник для вузов.-М.:ЮНИТИ,2003.-355с.;

10. Козлова Е.П, Парашутин Н. В.,. Бабченко Т.Н. Галанина Бухгалтерский учет -3-е изд., доп.-М.: Финансы и статистика, 2002. – 556с.;

11. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 592 с.;

12. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие.-4-е изд., перераб, и доп.-М.: .: ИНФРА , 2002. – 532 с.;

13. Корчагина Л.М. Управленческие аспекты бухгалтерского учета на предприятии // Бух. учет. – 2001. - №7. – с.73.;

14. Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2002. – 372с.;

15. Палий В.Ф., Палий В.В. Счета управленческого учета.// Бухгалтерский учет. 2001. №7. С.73-78.;

16. Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Цели и задачи управленческого учета. // Бухгалтерский учет. 2000. №19. С.63-65.;

17. Соколов Я.В. Управленческий учет: миф или реальность. // Бухгалтерский учет. 2000. №18. С.51-59.;

18. Справочная правовая система «Гарант».

Приложения

Приложение №1.

Бухгалтерский баланс

 

 

 

 

Коды

Форма № 1 по ОКУД

710001

на 1 января 2003 Дата (год, месяц, число)    

Организация: ОАО "Автосервис"

 

Отрасль (вид деятельности): транспортные услуги, перевозки

 

Организационно-правовая форма: открытое акционерное общество

 

Орган управления государственным имуществом:

 

Единица измерения: тыс.руб.

 

Контрольная сумма

 

АКТИВ Код стр.

На начало года

На конец года

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ  

 

 

Нематериальные активы (04, 05) 110

72

76

патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы 111

 

 

организационные расходы 112

 

 

деловая репутация организации

113

 

 

Основные средства (01, 02, 03) 120

367 887

387921

земельные участки и объекты природопользования 121

 

 

здания, сооружения, машины и оборудование 122 367 887 387 921 Незавершенное строительство (07, 08, 16, 61) 130

 

 

Долгосрочные финансовые вложения (06,82) 140

0

0

инвестиции в дочерние общества 141

 

 

инвестиции в зависимые общества 142

 

 

инвестиции в другие организации 143

 

 

займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев 144

 

 

прочие долгосрочные финансовые вложения 145

 

 

Прочие внеоборотные активы 150

 

 

ИТОГО по разделу I 190 367 959 387 997 II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ  

 

 

Запасы 210 2 312 2 415 сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10, 15, 16) 211

2 312

2415

животные на выращивании и откорме (11) 212

 

 

затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) (20, 21, 23, 29, 30, 36, 44) 214

 

 

готовая продукция и товары для перепродажи (40, 41) 215

 

 

товары отгруженные (45) 216

 

 

расходы будущих периодов (31) 217

 

 

прочие запасы и затраты 218

 

 

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19) 220

 

 

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230 167 121 покупатели и заказчики (62, 76, 82) 231

167

121

векселя к получению (62) 232

 

 

задолженность дочерних и зависимых обществ (78) 233

 

 

авансы выданные (61) 234

 

 

прочие дебиторы 235

 

 

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 2 760 3 665 покупатели и заказчики (62, 76, 82) 241

1684

1548

векселя к получению (62) 242

 

 

задолженность дочерних и зависимых обществ (78) 243

 

 

задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал (75) 244

 

 

авансы выданные (61) 245

 

1086

прочие дебиторы 246

1076

1031

Краткосрочные финансовые вложения (56,58,82) 250 0 0 займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев 251

 

 

собственные акции, выкупленные у акционеров 252

 

 

прочие краткосрочные финансовые вложения 253

 

 

Денежные средства 260 637 802 касса (50) 261

12

15

расчетные счета (51) 262

625

787

валютные счета (52) 263

 

 

прочие денежные средства (55, 56, 57) 264

 

 

Прочие оборотные активы 270

 

 

ИТОГО по разделу II 290 5 876 7 003 БАЛАНС (сумма строк 190 + 290 ) 300 373 835 395 000 ПАССИВ Код стр.

На начало года

На конец года

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ  

 

 

Уставный капитал (85) 410 250000 250000 Добавочный капитал (87) 420 15600 15600 Резервный капитал (86) 430

 

 

резервы, образованные в соответствии с законодательством 431

 

 

резервы, образованные в соответствии с учредительными документами 432

 

 

Фонд социальной сферы (88) 440

 

 

Целевые финансирование и поступления (96) 450

 

 

Нераспределенная прибыль прошлых лет (84) 460

19485

 

Нераспределенный убыток прошлых лет (84) 465

 

 

Нераспределенная прибыль отчетного года (84) 470

 

21564

Нераспределенный убыток отчетного года (84) 475

 

 

Нераспределенная прибыль отчетного года в части дооценки выбывших ОС  

 

 

ИТОГО по разделу III 490 285085 287164 IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА  

 

 

Займы и кредиты (67) 510

 

 

кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты 511

 

 

прочие займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты 512

 

 

Прочие долгосрочные пассивы 520

 

 

ИТОГО по разделу IV 590 0 0 V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА  

 

 

Займы и кредиты (66) 610 52160 44871 кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты 611

52160

44871

займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты 612

 

 

Кредиторская задолженность 620 36254 61968 поставщики и подрядчики (60, 76) 621

548

35012

векселя к уплате (60) 622

 

 

задолженность перед дочерними и зависимыми обществами (78) 623

 

 

заложенность перед персоналом организации (70) 624

 

 

заложенность перед государственными внебюджетными фондами (69) 625

1155

326

задолженность перед бюджетом (68) 626

2051

 

авансы полученные (64) 627

88

612

прочие кредиторы 628

32412

26018

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов (75) 630

 

97

Доходы будущих периодов (98) 640

 

 

Резервы предстоящих расходов и платежей (96) 660

148

 

Прочие краткосрочные пассивы 670

188

900

ИТОГО по разделу V 690 88750 107836 БАЛАНС (сумма строк 490 + 590 + 690) 699 373835 395000

 


 


Бухгалтерский баланс

 

 

 

 

Коды

Форма № 1 по ОКУД

710001

на 1 января 2004    

 

Организация: ОАО "Автосервис"

 

Отрасль (вид деятельности): транспортные услуги, перевозки

 

Организационно-правовая форма: открытое акционерное общество

 

Орган управления государственным имуществом:

 

Единица измерения: тыс. руб.

 

Контрольная сумма

 

АКТИВ Код стр.

На начало года

На конец года

 
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ  

 

 

 
Нематериальные активы (04, 05) 110

76

78

 
патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы 111

 

 

 
организационные расходы 112

 

 

 

деловая репутация организации

113

 

 

 
Основные средства (01, 02, 03) 120

387921

410231

 
земельные участки и объекты природопользования 121

 

 

 
здания, сооружения, машины и оборудование 122 387 921 410 231  
Незавершенное строительство (07, 08, 16, 61) 130

 

 

 
Долгосрочные финансовые вложения (06,82) 140

0

0

 
инвестиции в дочерние общества 141

 

 

 
инвестиции в зависимые общества 142

 

 

 
инвестиции в другие организации 143

 

 

 
займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев 144

 

 

 
прочие долгосрочные финансовые вложения 145

 

 

 
Прочие внеоборотные активы 150

 

 

 
ИТОГО по разделу I 190 387 997 410 309  
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ  

 

 

 
Запасы 210 2 415 1 797  
сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10, 15, 16) 211

2415

1797

 
животные на выращивании и откорме (11) 212

 

 

 
затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) (20, 21, 23, 29, 30, 36, 44) 214

 

 

 
готовая продукция и товары для перепродажи (40, 41) 215

 

 

 
товары отгруженные (45) 216

 

 

 
расходы будущих периодов (31) 217

 

 

 
прочие запасы и затраты 218

 

 

 
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19) 220

 

 

 
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230 121 118  
покупатели и заказчики (62, 76, 82) 231

121

118

 
векселя к получению (62) 232

 

 

 
задолженность дочерних и зависимых обществ (78) 233

 

 

 
авансы выданные (61) 234

 

 

 
прочие дебиторы 235

 

 

 
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 3 665 3 429  
покупатели и заказчики (62, 76, 82) 241

1548

987

 
векселя к получению (62) 242

 

 

 
задолженность дочерних и зависимых обществ (78) 243

 

 

 
задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал (75) 244

 

 

 
авансы выданные (61) 245

1086

656

 
прочие дебиторы 246

1031

1786

 
Краткосрочные финансовые вложения (56,58,82) 250 0 0  
займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев 251

 

 

 
собственные акции, выкупленные у акционеров 252

 

 

 
прочие краткосрочные финансовые вложения 253

 

 

 
Денежные средства 260 802 1701  
касса (50) 261

15

14

 
расчетные счета (51) 262

787

1687

 
валютные счета (52) 263

 

 

 
прочие денежные средства (55, 56, 57) 264

 

 

 
Прочие оборотные активы 270

 

 

 
ИТОГО по разделу II 290 7 003 7 045  
БАЛАНС (сумма строк 190 + 290 ) 300 395 000 417 354  
ПАССИВ Код стр.

На начало года

На конец года

 
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ  

 

 

 
Уставный капитал (85) 410 250000 250000  
Добавочный капитал (87) 420 15600 15600  
Резервный капитал (86) 430

 

 

 
резервы, образованные в соответствии с законодательством 431

 

 

 
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами 432

 

 

 
Фонд социальной сферы (88) 440

 

 

 
Целевые финансирование и поступления (96) 450

 

 

 
Нераспределенная прибыль прошлых лет (84) 460

21564

 

 
Нераспределенный убыток прошлых лет (84) 465

 

 

 
Нераспределенная прибыль отчетного года (84) 470

 

24519

 
Нераспределенный убыток отчетного года (84) 475

 

 

 
Нераспределенная прибыль отчетного года в части дооценки выбывших ОС  

 

 

 
ИТОГО по разделу III 490 287164 290119  
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА  

 

 

 
Займы и кредиты (67) 510

 

 

 
кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты 511

 

 

 
прочие займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты 512

 

 

 
Прочие долгосрочные пассивы 520

 

 

 
ИТОГО по разделу IV 590 0 0  
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА  

 

 

 
Займы и кредиты (66) 610 44871 41254  
кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты 611

44871

41254

 
займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты 612

 

 

 
Кредиторская задолженность 620 61968 85254  
поставщики и подрядчики (60, 76) 621

35012

36817

 
векселя к уплате (60) 622

 

 

 
задолженность перед дочерними и зависимыми обществами (78) 623

 

 

 
заложенность перед персоналом организации (70) 624

 

450

 
заложенность перед государственными внебюджетными фондами (69) 625

326

28

 
задолженность перед бюджетом (68) 626

 

203

 
авансы полученные (64) 627

612

111

 
прочие кредиторы 628

26018

47645

 
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов (75) 630

97

 

 
Доходы будущих периодов (98) 640

 

 

 
Резервы предстоящих расходов и платежей (96) 660

 

 

 
Прочие краткосрочные пассивы 670

900

727

 
ИТОГО по разделу V 690 107836 127235  
БАЛАНС (сумма строк 490 + 590 + 690) 699 395000 417354  

 



Приложение №2.

2003

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010 112015 118964

124513

в том числе от продажи: основной продукции 011    

 

товаров 012    

 

подсобно-вспомогатеьная деятельность 013    

 

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 85 478 84 721

87 597

в том числе проданных: основной продукции 021  

 

 

товаров 022  

 

 

подсобно-вспомогатеьная деятельность 023    

 

Валовая прибыль 030 26 537 34 243

36 916

Коммерческие расходы 030 119 1654

894

Управленческие расходы 040    

 

Прибыль (убыток) от продажи (строки (010 - 020 - 030 - 040)) 050 26 418 32 589

36 022

Введение

В процессе повседневной хозяйственной деятельности предприятия возникает значительное количество оперативной информации, которая представляет собой “исходный материал” для принятия соответствующих управленческих решений.

Наибольшее значение для управления имеет экономическая информация, базирующаяся в основном на учетных данных. Расчеты показывают, что на долю бухгалтерской информации приходится свыше 70 % общего объема экономической информации. Именно системный бухгалтерский учет фиксирует и накапливает всестороннюю синтетическую (обобщающую) и аналитическую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества предприятия и источниках его образования, хозяйственных процессах, конечных результатах финансовой и производственно-хозяйственной деятельности.

Бухгалтерская информация широко используется в оперативно-техническом и статистическом учете, а также в планировании, прогнозировании, выработке тактики и стратегии деятельности предприятия.

На всех этапах деятельности предприятия к бухгалтерской информации предъявляются такие требования, как объективность, достоверность, своевременность и оперативность. Однако на современном этапе совершенствования управления, становления рыночной экономики к бухгалтерской информации предъявляются повышенные требования. Она должна быть высокого качества и эффективной, должна удовлетворять потребности внешних и внутренних пользователей информации. Это означает, что бухгалтерская информация должна содержать минимальное количество показателей, но удовлетворять максимальное число ее пользователей на разных уровнях управления. Информация должна быть необходимой и целесообразной, исключающей лишние показатели. Кроме того, необходимо, чтобы бухгалтерская информация формировалась с наименьшими затратами труда и времени. Очевидно, что для удовлетворения всех перечисленных выше требований необходимо использовать различные методы сбора, обработки и учета информации. В экономически развитых странах эта проблема решена благодаря делению всей системы бухгалтерского учета на финансовый и управленческий.

Цель данной работы – ознакомится с организацией управленческого учета на реально существующем предприятии, и рассмотреть дальнейшее внедрение его элементов в организационную структуру бухгалтерского учета.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1) ознакомится с сущностью и объектами управленческого учета;

2) рассмотреть взаимосвязь финансового (бухгалтерского) и управленческого учета предприятия;

3) ознакомится с одной из методик внедрения управленческого учета;

4) изучить с организацией управленческого учета на реально существующем предприятии;

5) рассмотреть возможности дальнейшего внедрение элементов управленческого учета.

Объектом практического исследования является ОАО «Автосервис», основной вид деятельности которого грузовые и пассажирские перевозки.

Методологические основы организации управленческого учета на предприятии

Дата: 2019-12-22, просмотров: 236.