Цель всей описанной выше работы – подготовка отчета об эффективности выставочных контактов.
Источник – анализ подтвержденных коммерческих итогов сотрудничества фирмы-экспонента с партнерами, первый контакт с которыми был установлен на выставке. Данный отчет готовится не ранее, чем через 4 месяца после выставки, за меньший срок большая часть контактов может просто не «проявиться». Обычной срок – 6–8 месяцев. Максимальный – год. Разумеется, выставочные связи могут «всплыть» и обернуться выгодными контрактами и через пять лет. Но это не правило, скорее – исключение. Календарный год – срок вполне достаточный, за это время абсолютное большинство тех, кто должен был «засветиться», сделает это. Общая стоимость участия в выставке складывается из следующих основных статей затрат: Аренда стенда, плата за электроэнергию и т.д. (основная статья затрат) , Монтаж / оснащение стенда, Обслуживание стенда, реклама и пользование средствами связи.
Названные статьи затрат более подробно перечислены в контрольном списке для определения стоимости участия в выставке, приводимом в конце данного раздела. В среднем, независимо от типа выставочных мероприятий, примерно 15% всех затрат составила арендная плата за стенд, около 5% — эксплутационные расходы; плата за электроэнергию т.д. На монтаж, оснащение и оформление стенда пришлось 39%, на обслуживание стенда и пользование средствами связи — около 12%, на транспорт и удаление отходов — около 3%. Заработная плата и командировочные составили 21%, прочие затраты — около 5%.
Так, затраты на монтаж и оформление стенда для фирм с числом штатных работников до 9 человек составляет в среднем 24%. а для предприятий с численностью занятых более 2500 человек - около 43%. На стендах площадью менее 25 квадратных метров доля монтажных затрат составляет 21%, а на стендах площадью более 250 квадратных метров — 46%
При подготовке к выставке руководству предприятия всегда необходимо знать какие расходы это за собой повлечет. Первоначальные затраты на на подготовку к выставке, планируемой в течении 2009 года приведены в Приложении 6. (См Приложение 6)
Согласно Приложению 5 рассчитаем единовременные затраты и затраты за год:
• итого единовременных затрат (изготовление рекламной продукции длительного пользования, изготовление расходной рекламной продукции (короткий срок пользования), ежемесячная аренда, ежемесячная оплата труда: (3000+4500+36000)+6300*3+5800*3+(7000+3000+1000)*2+(10000+1000)*2+(21000+11000+4500)*2+(11550+4500)*2+(2000+1280)*2+5000*2+100000+
+25000+10000*2+10200*2=414760.
• итого затрат за год (изготовление расходной рекламной продукции (короткий срок пользования), аренда выставочной площади, ежемесячная оплата труда):
6300*2+5800*2+7000+10000+21000+(11550+4500)+(2000+1280)+5000+
+10000+10200=106730.
Необходимо отметить два важнейших момента, без учета которых можно серьезно ошибиться в оценке выставки.
Заключение
Выставки — это своеобразное средство коммуникации, отличающееся и своими собственными возможностями. В отличие от газетной публикации, рекламного письма, проспекта или каталога, которые в конечном счете дают лишь абстрактное представление о предмете, на выставке сам товар выдвигается на передний план, ведь станки и установки показываются в действии. С профессиональным техническим представлением непосредственно и неразрывно связывается лично полученная информация.
Таким образом, по результатам проведенного анализ анкет и опроса участников выставок и руководителей ООО «Натали-турс» можно выявить ряд недостатков организации выставочной деятельности предприятия.
1. Слабый уровень предвыставчной подготовке при работе с клиентами. По результатам опроса сотрудников службы маркетинга и рекламы было выяснено, что неудовлетворительна была организована адресная рассылка приглашений на выставку.
2. Отсутствие четко разработанного плана выставочной деятельности, начиная от подготовительного этапа и заканчивая анализами результатов выставочной деятельности.
3. Минусом является так же недостаток средств, выделяемых на организацию выставочной деятельности.
Прежде чем принять решение об участии выставке « Туристический клуб-2009», сотрудникам отдела маркетинга и рекламы необходимо пройти несколько весьма важных этапов:
1) определить стратегический план развития выставочной деятельности на 2008 на год;
2) составить годовой план продаж;
3) сформировать рекламный бюджет на год, куда будут включены и затраты на организацию и проведение выставок;
Как минимум за месяц до начала выставки разрабатывается и утверждается идея оформления стенда. Для этого:
После учета названных двух групп факторов можно разрабатывать идеи по оформлению. Варианты макетов оформления стенда требуют также обсуждения (в данном случае, в ООО «Натали-турс» этим рекомендуется заняться специалисту по рекламе). Важно, чтобы стенд был не только эффектный и эффективный, но и удобный для работы.
Для разработки стандартов работы на выставке начальник отдела продаж совместно с отделом маркетинга делит всех возможных посетителей стенда на группы и определяем сферы их интересов.
Как минимум за неделю до выставки отдел маркетинга готовит для интересующих ООО «Натали-турс» групп клиентов раздаточные материалы, отвечающие на ожидаемые вопросы и дающие нужные им новости о фирме.
За 2-3 дня до начала выставки директору отдела маркетинга и рекламы необходимо провести общий сбор стендистов, рассказать им, что является показателями эффективной работы на выставке и как это повлияет на зарплату стендиста (см. следующий пункт). Объяснить задачи фирмы на выставке, принципы работы с различными группами клиентов.
Участие в выставке приведет к успеху прежде всего в том случае, если произойдет определенное согласование с другими составляющими инструментов маркетинга.
Что касаемо оформления выставочного стенда и работающего на нём персонала, – безусловно, это ещё один аспект удачного или неудачного «выступления» на выставке. Поэтому, в ходе работы не должно быть слабых звеньев, все они должны быть слаженными и последовательными.
Определяя статьи затрат, необходимо отметить, что основными являются: аренда выставочной площади и монтаж стенда. Действительно, затраты на участие велики, предприятию следует помнить, что участие в выставках всегда сопряжено со значительными расходами, которые могут быть осуществлены впустую.
Список литературы
1. Академия рынка: маркетинг/ под ред. Дайан А., Букерель Ф. – М.:Экономика, 2005. – 483 с.
2. Выставка с точки зрения PR / сайт компании «Выставка эффективных решений MOBYS
3. Выставочное оборудование/ сайт рекламного агентства «Байт-медиа»
4. «Оформление выставочных стендов» / сайт выставочной компании «Интерформ»
5. Борисович Э. Эффективно организуем выставку// Маткетинг. – 2007. - №21. – С.12 – 17.
6. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: учебник для вузов / И.Н. Герчикова. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ,
2006. – 432 с.
7. Гольман И.А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности - Москва. Издательство «Гелла-принт». 2006.
8. Грачёва А. Путеводитель по MITT 2001.//Эко– 2007 - №3.
9. Джанджугазова Е. А. Маркетинг в индустрии гостеприимства. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
10. Дурович А.П. Реклама в. – М.: Новое знание, 2005.
11. Дурович А.П., Копанёв А.С. Маркетинг: Учебное пособие/Под общей ред. З.М. Горбылёвой. – Мн.: «Экономпресс», -2006– 400с.
12. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов – сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке) - Москва. «Международные отношения». 2007
13. Захаренко Г.П. Выставка: техника и технология успеха. М.: Вершина, 2006.
14. И. Комаров. «Выставляемся!» / журнал «Менеджмент и Менеджер» №12 2007 г. / сайт «Менеджмент XXI» / Маркетинговые коммуникации
15. Как сделать участие в выставке эффективным Б. Рыбак \\ 2007. 16 июня№112.
16. Ланкар Р., Оллье Р. Выставочный маркетинг. – М., 2005.
17. Макшанцев Р.И. Психология рекламы: Учебное пособие/Научный редактор М.В. Удальцова. – М: Инфра-М, 2007 – 230с.
18. Маркетинг/ под. ред. Романова А.Н. Москва. «Банки и биржи. ЮНИТИ».2006.
19. Маркетинг/ под. ред. Уткина А.П. Москва. 2006
20. Маркетинг: Учебник/ А.Н. Романов, С.А. Красильников под ред. А.Н. Романова. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ – 2007 – 560с.
21. Павлова А. Организаторы MITT: успех выставки не повод почить на лаврах.//Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2007 - №5.
22. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К. Рекламная деятельность. Учебник для студентов ВУЗов. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2006 – 364 с.
23. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность - Москва. 2007
Таблица 1
Основные технико-экономические показатели
Показатели | Годы | Изменение (+-), %2008г к | |||
2006 | 2007 | 2008 | 2007 | 2008 | |
1. Выручка, тыс. руб. | 11067 | 12611 | 17045 | +54 | +35 |
2. Среднесписочная численность работников, чел. | 14 | 19 | 15 | +5 | +7 |
3. Выработка на одного работающего, тыс. руб./чел | 204 | 213 | 262 | +28 | +23 |
4. Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб. | 12165 | 11869 | 13909 | +14 | +17 |
5. Среднегодовая стоимость ОС тыс. руб. | 3945 | 4406 | 5517 | +39 | +25 |
6. Фондоотдача, руб | 2,8 | 2,9 | 3,1 | +0,3 | +0,2 |
7. Прибыль(убыток) от продаж, тыс. руб. | (1098) | 742 | 3136 | +285 | +422 |
8. Затраты на 1 руб. товарной продукции, | 1,10 | 0,94 | 0,82 | 74,5 | 87,2 |
9. Рентабельность продукции, % | -9,92 | 5,88 | 8,29 | 183,6 | 140,9 |
10. Рентабельность собственного капитала,% | 32,0 | 2,1 | 40,4 | +8,4 | +38,3 |
11. Коэффициент рентабельности производства | 0,91 | 1,06 | 1,18 | +0,27 | +0,12 |
Таблица 2
Характеристика туристической выставки « Туристический клуб-2009
Общая площадь экспозиции | более 60 000 кв.м. |
Количество участников | около 800 компаний |
Регионы РФ | более 40 |
Иностранные государства | 17 (Азербайджан, Аргентина, Белоруссия, Бельгия, Германия, Испания, Италия, Китай, Латвия, Литва, Португалия, Россия, Сирия, Турция, Украина, Швейцария, Япония) |
Количество посетителей | Планируется 50 000 человек. |
Приложение 1
Организационные мероприятия участия в выставке « Туристический клуб-2009»
Организационные мероприятия | Документальное обеспечение | Ответственный за мероприятие | Сроки |
Анализ коммерческой состоятельности проекта, определение стоимости кв.м. выставочной площади | Экспертное заключение | Начальник отдела маркетинга и рекламы | 1-10 сентября |
Заключение договора на аренду выставочной площади | Договор аренды | Юрист | 10-15 сентября |
Заключение договора на застройку с генеральным подрядчиком | Договор о застройке | Юрист | 10-15 сентября |
Разработка фирменного стиля проекта (логотип, бланк, визитка, фирменный цвет) | Константы фирменного стиля выставки | Отдел рекламы | 1-30 сентября |
Подготовка информационного письма о выставке, разработка программы мероприятий выставки | Информационное письмо, программа мероприятий | Юрист, менеджеры отдела маркетинга и рекламы. Начальник отдела маркетинга и рекламы | 1-30 сентября |
Подготовка заявочной документации по проекту | Бланк заявки-договора | Юрист, Начальник отдела маркетинга и рекламы | 1-30 сентября |
Приложение 2
Разработка рекламной кампании проекта
Организационные мероприятия | Документальное обеспечение | Ответственный за мероприятие | Сроки |
Разработка структуры Promotion проекта | План Promotion проекта | Сотрудники отдела маркетинга и рекламы | 1-10 сентября |
Формирование системы информационной поддержки проекта | Договоры об информационной поддержки проекта | Сотрудники отдела маркетинга и рекламы | 10-15 сентября |
Разработка рекламы, текстовое содержание | Макеты рекламы различных размеров, цветная и черно-белая | Сотрудники отдела маркетинга и рекламы | 10-15 сентября |
Определение комплекса полиграфической продукции, подготовка технического задания | Номенклатура полиграфической продукции, договор с базовой типографией на размещение заказа, техническое задание | Сотрудники отдела маркетинга и рекламы | 1-30 сентября |
Определение комплекса наружной рекламы по проекту, др. видов рекламы, рекламных акций | План-схема рекламных акций, техническое задание по изготовлению наружной рекламы | Сотрудники отдела маркетинга и рекламы | 1-30 сентября |
Подготовка и сдача в печать рекламных буклетов | Рекламные буклеты | Сотрудники отдела маркетинга и рекламы | 1-30 сентября |
Приложение 3
Этап Запуск выставки
Организационные мероприятия | Документальное обеспечение | Ответственный за мероприятие | Сроки |
Начало рекламной кампании: размещение в СМИ рекламы и информации о выставке, направленных на привлечение экспонентов | Рекламные модули в СМИ | Начальник отдела маркетинга и рекламы | 10-20 сентября 2008 г. |
прямая рассылка информационных писем по клиентским базам с последующим обзвоном (формы работы: факсовая, почтовая, электронная рассылка, телетайп, курьерская рассылка материалов) | Договоры на участие | Менеджер по работе с клиентами | 10-25 сентября 2008 г. |
Формирование агентской сети | Агентские договоры | Начальник отдела продаж | 25 сентября 30 октября |
Переговоры с отдельными компаниями | Договоры на участие | Начальник отдела продаж, Начальник отдела маркетинга и рекламы | 25 сентября -30 октября |
Подготовка мероприятий деловой программы (детализация. формирование тематик докладов, пресс-релизов, уточнение плана-графика проведения) | Программа деловых мероприятий, пресс-релизы по мероприятиям | Менеджер по работе с клиентами | 5 -20 сентября |
2.8 Работа с экспонентами по размещению информации и рекламы в рекламно-информационных приложениях проекта (Каталог, СD, справочники) | Коммерческая часть (прайсы реклама, информация) в рекламно-информационных приложениях | Сотрудники отдала маркетинга и рекламы | 15-30 сентября |
2.8 Подготовка рекламно-информационных приложений (компакт-диск, справочники) обработка видео-, фото-, текстовых материалов, режиссура и программное обеспечение) | Информационная художественная, программная часть рекламно-информационных приложений | Сотрудники отдала маркетинга и рекламы | 20сентября 20 октября |
Продолжение работы с экспонентами по всем направлениям этапа "запуска выставки" | Договоры на участие | Сотрудники отдала маркетинга и рекламы | 1-30 июня |
Проверка и корректировка экспозиционного плана выставки | Детализированный план для застройщика | Начальник отдела маркетинга и рекламы с помощью «наемного» стендиста | 1-30 июня |
Подготовка работы сервис -бюро на выставке | Организация сервис-бюро | Начальник отдела маркетинга | 1-8 ноября |
Подготовка оборудования сцены, звука в павильоне и конференц-зале, др. технические вопросы | Перечень оборудования сцены, павильона, конференц-залов, технические требования | Начальник отдела маркетинга и рекламы с помощью «наемного» стендиста |
Приложение 4
Проведение мероприятий в рабочие дни выставки
Организационные мероприятия | Документальное обеспечение | Ответственный за мероприятие | Сроки |
1. Застройка | |||
Застройка выставочного павильона (организация процесса въезда экспонентов, ввоза оборудования, контроль за состоянием стендов и оборудования, состоянием противопожарной безопасности и т.д.) | Договор с дирекцией «Крокус-экспо» | Инженерно-технический отдел | 1-8 ноября |
Организация оборудования сцены, звука, художественного оформления павильона | Договор с дирекцией «Крокус-экспо» | Инженерно-технический отдел | 1-8 ноября |
Организация сервис-бюро | Договор с дирекцией «Крокус-экспо» | Инженерно-технический отдел | 9-14 ноября |
Раздача бэджей, папок экспонентам (каталог, билеты, др. материалы) | «Папка экспонента» | Промоутры | 8 ноября |
2. Рабочие дни выставки | |||
Реализация деловой программы: | · Регистрационные листы · Социологическое исследование · Отчетные и рекламные материалы мероприятия | Менеджеры. Сотрудники отдела маркетинга и рекламы | 10-14 ноября |
Контроль над функционированием оборудования сцены, звуком и светом в выставочном павильоне | Договор с дирекцией «Крокус-экспо» | Инженерно технически отдел | 10-14 ноября |
Реализация презентационной программы и специальных проектов (лотереи, викторины. шоу-программы, концерты) на сценической площадке | Договор с дирекцией «Крокус-экспо» | Промоутеры | 10-14 ноября |
Формирование наборов сувенирной продукции, их распространение | Наборы рекламной продукции | Сотрудник отдела рекламы | |
Объявления по громкой связи в выставочном павильоне и на территории выставочного центра | График объявлений и тексты | Промоутеры | 10-14 ноября |
Организация графика встреч официальных лиц и партнеров | База данных и переговоры с партнерами и официальными лицами | Начальник отдела маркетинга и рекламы | 10-14 ноября |
Переговоры с партнерами, официальными лицами, ведущими СМИ | Договора и протоколы о намерениях, | Начальник отдела продаж и начальник отдела маркетинга и рекламы | 10-14 ноября |
3. Демонтаж выставки | Договор с дирекцией «Крокус-экспо» | Инженерно-технический отдел | 15 ноября |
Приложение 5
Таблица 9
План программы продвижения товаров для ООО «Натали-турс»
№ | Инструмент продвижения | Примечание | Продолж ительность, мес. | Сумма в месяц, руб. | |||
1 | Мобильный маркетинг | ||||||
А | SMS-рассылка | Покупателям будет разослано СМС-сообщение с информацией о проводимой выставке, ее целях, днях и месте участия. | 1 | Абонентская плата номера: 3000; рассылка СМС-сообщений: 4 500; общая сумма на номере для отчислений по 2% от 36 000 до 50 000. | |||
№ | Инструмент продвижения | Примечание | Продолж ительность, мес. | Сумма в месяц, руб. | |||
2 | Промоушен | ||||||
А | Демонстрация видео с различными турами | Место: торговый зал, 3 дня в неделю, 1 промоутер, 3 часа с 11:00 до 20:00. | Дни выставки | 6 300 | |||
Б | Акция | Место: входная зона выставки, место выкладки каталогов, количество промоутеров -1 человек на каждый вход, время работы: 11:00 до 19:00 чч., 3 дня в неделю. Промоуторы будут раздавать листовки с указанием действующих акций. | Дни выставки | 5 800 | |||
Продолжение таблицы 9
№ | Инструмент продвижения | Примечание | Продолж ительность, мес. | Сумма в месяц, руб. | |||
4 | Полиграфия | ||||||
А | Рассылка листовки | Печать листовки нового дизайна А5 (двухсторонняя), адресная рассылка, тираж 15000 экз. | 2 | Изготовление: 11 550; Распространение: 4 500. | |||
Б | Каталог | Увеличить тираж каталога с 6000 экз. до 7000 экз., с целью распространять по офисным зданиями | 2 | Изготовление: 2 000; Распространение: 1 280. | |||
5 | Техника и технология | ||||||
монтаж и оформление стенда | В среднем, независимо от типа выставочных мероприятий, примерно 15% всех затрат составила арендная плата за стенд, около 5% — эксплутационные расходы; плата за электроэнергию т.д. На монтаж, оснащение и оформление стенда пришлось 39%, на обслуживание стенда и пользование средствами связи — около 12%, на транспорт и удаление отходов — около 3%. Заработная плата и командировочные составили 21%, прочие затраты — около 5%. | Дни выставки | Привлечение специалистов: 5 000. Всего 9 человек 41 000 | ||||
Продолжение таблицы 9
№ | Инструмент продвижения | Примечание | Продолж ительность, мес. | Сумма в месяц, руб. | |||
7 | Программы лояльности | ||||||
А | Бонусы | При совершении покупки свыше 1000000 рублей, покупатель получает дисконтную карту, по которой он может совершить 10 покупок со скидкой 3%. При совершении покупки свыше 2000000 рублей, покупатель получает на свой выбор дисконтные карты, по которым он может совершить либо 5 покупок со скидкой 12%, либо 10 покупок со скидкой 6%, либо 15 покупок со скидкой 4%, либо 20 покупок во скидкой 3%. | 2 | 10 000. | |||
Б | Подарок за заключение контракта | При совершении покупки свыше 200 000 рублей, покупатель получает сувенир с логотипом «Натали-турс» | 2 | Изготовление: 10 200. | |||
Итого единовременных затрат (изготовление рекламной продукции длительного пользования, изготовление расходной рекламной продукции (короткий срок пользования), аренда, ежемесячная оплата труда). | 414 760 | ||||||
Итого затрат за год (изготовление расходной рекламной продукции (короткий срок пользования), аренда, ежемесячная оплата труда). | 106 730 | ||||||
Всего | 628 220 | ||||||
Приложение 6
Расчет бюджета затрат на подготовку к выставке в ООО «Натали-турс»
Статьи затрат | Сумма, руб. |
Разовые затраты при формировании департамента | |
Аренда выставочного места | 79 800,00 |
Мебель | 7 448,46 |
Вычислительная и офисная техника | 34 048,10 |
Средства связи | 5 958,40 |
Транспортные средства | 18 758,32 |
Всего | 146 013,28 |
Годовые затраты операционной деятельности | |
Палата за аренду помещений | 9 576,36 |
ГСМ | 14 236,98 |
Запчасти и ремонт автотехники | 563,00 |
Затраты на персонал (зарплата, страхование, командировки, обучение) | 44 156,00 |
Канцтовары и офисная бумага | 1 170,40 |
Хозтовары | 456,00 |
Услуги связи , интернет | 23 620,80 |
Обслуживание и ремонт основных средств | 1 915,20 |
Эксплуатационные и коммунальные услуги | 3 192,00 |
Представительские расходы | 6 584,00 |
Всего | 111 854,74 |
Итого | 257 868,02 |
Приложение 7
План выставки
Выставочные залы третьего павильона
Приложение 8
Планирование выставочного стенда ООО « Натали-Турс» на выставке в Крокус-экспо
Рабочий стол
Витрина
[2] Дурович А.П. Реклама в туризме. – М.: Новое знание, 2005 – с. 158
[3] Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. – М: Издательство Центр, 2006 , с. 167
[4]. Назаренко Л.Ф. «Выставка как инструмент маркетинга», М, 2007, с. 178
[5] Надо чаще встречаться. Б. Рыбак \\Коммерсант. 2005. 15 ноября. №214. с. 15
[6] Как сделать участие в выставке эффективным Б. Рыбак \\ 2007. 16 июня№112., с. 14
[7] Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело, М,. с 2006. с. 201
[8] Критсотакис Я.Г. «Торговые ярмарки и выставки. Техника участия и коммуникации. М,.2007. 178
[9] Семенцова Т. Современные технологии выставочного маркетинга // Вопросы экономики-2007-№3, с. 15
[10] Как сделать участие в выставке эффективным Б. Рыбак \\ 2007. 16 июня№112., с. 14
[11] Фридман С. Как показать товар лицом: Выставки и презентации. М.: Консэко: Х.Г.С., 2005.с.229
[12] Как сделать участие в выставке эффективным Б. Рыбак \\ 2007. 16 июня№112., с. 14
[13] Критсотакис Я.Г. Торговые ярмарки и выставки. Техника участия и коммуникации / Я. Г. Критсотакис. – М.: ДИС,2004. с. 267
[14] Назаренко Л.Ф. Выставка как инструмент маркетинга, М.. 2007 с. 167
[15] Академия рынка: маркетинг/ под ред. Дайан А., Букерель Ф., М., 2005, с. 207
[17] Назаренко Л.Ф. Выставка как инструмент маркетинга, М.2006 с. 167
[18] Критсотакис Я.Г. Торговые ярмарки и выставки. Техника участия и коммуникации / Я. Г. Критсотакис. – М.: ДИС,2004. – 521 с.
[19] Семенцова Т. Современные технологии выставочного маркетинга // Вопросы экономики-2007-№3, с. 17
[20] Фридман С. Как показать товар лицом: Выставки и презентации. М.: Консэко: Х.Г.С., 2005.с.229
[21] Как сделать участие в выставке эффективным Б. Рыбак \\ 2007. 16 июня№112., с. 14
[22] Надо чаще встречаться. Б. Рыбак \\Коммерсант. 2005. 15 ноября. №214. с. 15
[23] Критсотакис Я.Г. «Торговые ярмарки и выставки. Техника участия и коммуникации. М. 2004, с. 320
[24] Гольман И.А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности. М. 2005, с. 155
[25] Надо чаще встречаться. Б. Рыбак \\Коммерсант. 2005. 15 ноября. №214. с. 15
[26] Критсотакис Я.Г. Торговые ярмарки и выставки. Техника участия и коммуникации / Я. Г. Критсотакис. – М.: ДИС,2004. с. 268
[27] Захаренко Г.П. Выставка: техника и технология успеха. М.: Вершина, 2006. с. 195
[28] Критсотакис Я.Г. Торговые ярмарки и выставки. Техника участия и коммуникации / Я. Г. Критсотакис. – М.: ДИС,2004. с. 267
[30] Картер Г. Эффективная реклама, М.2005. 178
[31] Пасмуров А.Я. Как эффективно подготовить и провести конференцию, семинар, выставку: Event-менеджмент. СПб. [и др.]: Питер, 2007.с. 134
1 Данные с сайта www.mitt.km.ru.
1 Данные с сайта www.mitt.ru.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 296.