Внедрение системы качества на предприятии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В условиях рыночной экономики, когда качество продукции (услуг) - обязательное условие благополучия и процветания любого предприятия, повышение уровня профессионализма в области обеспечения качества выполняемых работ и предоставляемых услуг становится ключевым фактором конкурентоспособности организации.

В целях решения перспективных задач развития и улучшения деятельности предприятия, а также для укрепления позиций предприятия на рынке предоставления услуг по ремонту и техническому обслуживанию нефтегазового оборудования компрессорных и насосных станций в мае 2004 года руководством ЗАО «Эверест-турбосервис» было принято решение о необходимости создания, внедрения и сертификации системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000.

Программа по разработке и внедрению системы менеджмента качества (СМК) включала в себя следующие основные этапы:

- планирование и подготовка внедрения СМК;

- разработка и внедрение документации СМК;

- сертификация СМК.

Внедрение системы менеджмента качества в компании ЗАО «Эверест-турбосервис» заняло около года и осуществлялось силами специалистов компании. Для этого на предприятии проведено обучение основам менеджмента качества в целом и разработки СМК в частности. Целью такого обучения было общее ознакомление сотрудников со стандартами ИСО серии 9000. Особое внимание уделялось принципам менеджмента качества и процессному подходу. Один сотрудник предприятия прошел специальное обучение в ООО «Интерсертифика Р» по курсу "Подготовка менеджеров систем качества", три внутренних аудитора прошли обучение в учебно-консультативном центре «Интермаркет».

Для успешной разработки СМК была создана рабочая группа, состоящая из представителей основных подразделений. Возглавляемая представителем руководства по качеству, эта группа стала основным инструментом создания и внедрения СМК, а также координации работы всех подразделений.

Рассмотрим основные этапы внедрения СМК в компании.

Работа над внедрением СМК началась с описания существующих и разработки новых бизнес-процессов, которые потребовались в соответствии с ISO 9001:2000.

Для упрощения внедрения процессного подхода в корпоративной информационной системе был создан справочник «Процессы», в котором приводятся характеристики процессов: наименование, код, краткое описание, владелец. Из этого справочника можно попасть в другие справочники, в которых хранится следующая информация:

- нормативные документы, описывающие каждый процесс;

- записи по качеству, которые необходимо вести в рамках каждого процесса;

- данные о навыках и знаниях, которыми должны обладать сотрудники, выполняющие работы по каждому из процессов;

- перечень требований, предъявляемых к каждому процессу;

- описание целей, которых следует достичь по каждому процессу;

- информация о «входах» и «выходах» каждого процесса (материалы для переработки и документы, которые используются для того, чтобы начать процесс, и продукты, получаемые в результате его функционирования) и т. д.

Затем были разработаны «Руководство по качеству» и инструкции по его применению. Для этого имеющаяся в компании документация, а также документация из типовой системы качества франчайзи, которую разработала фирма «1С» для своих партнеров, была проанализирована на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2000. В результате был составлен перечень изменений в работе компании, который условно можно разделить на следующие группы:

- новые процессы (например, анализ со стороны руководства, управление нормативной документацией, внутренний аудит и др.);

- новые бланки (документы, которые необходимо заполнять сотрудникам при выполнении работ);

- дополнительные этапы выполнения процессов (анализ контракта и документирование его результатов; анализ, проверка и утверждение проектов и др.).

Для обеспечения унификации документов по СМК для каждого типа документов были прописаны правила их создания, а также шаблоны.

Описание процессов, процедур и составление рабочих инструкций было поручено наиболее опытным специалистам - непосредственным исполнителям данных процессов. Это позволило выполнить работу быстро и точно, а также уменьшить трудности при внедрении СМК, поскольку сотрудники описывали процесс именно так, как им было бы удобно выполнять его (или как они его выполняют).

Затем для каждого процесса были созданы бланки записей, в которые исполнители заносят информацию о прохождении процесса. После этого в информационной системе компании появился электронный документ «Руководство сотрудника», который позволяет не только получать сведения о процессах, относящихся к компетенции специалиста, требованиях и целях в области качества по ним, но и открывать связанные с этими процессами инструкции и бланки записей непосредственно из базы данных.

На этапе внедрение СМК были созданы условия для работы персонала в соответствии с утвержденным «Руководством по качеству»:

- было объявлено, что компания начала работать с использованием СМК;

- сотрудникам был обеспечен доступ к нормативным документам, которые необходимы для выполнения работы по новой технологии («Руководство сотрудника» и другие документы в базе данных компании);

- внутренний аудит проводился специально назначенным сотрудником из службы качества  через определенные периоды (на первоначальном этапе - через неделю);

- в процессе внутреннего аудита выявлялись, а затем корректировались несоответствия между функционированием процессов, работой сотрудников и нормативными документами.

Такой подход позволил в любой момент получать информацию о работе всех процессов, выявлять требования, которые не выполняются, и устранять возникающие несоответствия путем обучения сотрудников, переработки нормативных документов и даже изменения требований. Например, одна из проблем состояла в том, что сотрудники компании несвоевременно отвечали на обращения заказчиков. Теперь каждый запрос заказчика регистрируется в базе данных. Это позволяет контролировать количество запросов и оперативно на них реагировать.

Для внедрения процессов, относящихся непосредственно к службе качества, работа сотрудников этой службы сразу была автоматизирована, поэтому они приступили к выполнению своих обязанностей без задержек. Сейчас данные о показателях СМК - удовлетворенности заказчиков, жалобах, несоответствиях, корректирующих и предупреждающих действиях, результатах аудитов и т. д. - регистрируются в автоматическом режиме.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 239.