Состояние бухгалтерского учета и организации бухгалтерской отчетности ОАО «Серпуховский завод «Металлист»»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, План счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.     

Генеральный директор ОАО «Серпуховского завода «Металлист»» осуществляет общее управление предприятием, ему непосредственно подчиняется бухгалтерия, в состав которой входит: главный бухгалтер и два его заместителя и несколько бюро, осуществляющие соответствующие операции. Приказом № 118 от 01.01.2008 г. генеральным директором была утверждена учетная политика организации, которая представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности), составляется и утверждается целей бухгалтерского учета и налогообложения.

Каждое предприятие самостоятельно разрабатывает собственную учетную политику предприятия на очередной отчетный год согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина № 34н от 29.07.1998 г.; Приказу Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н, с изменениями от 07.05.2003 г. «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации» и Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета; Положению по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/98) утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 09.12.1998г. № 60н. В нем отражены методологические основы формирования и раскрытия учетной политики.

 Положению ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность предприятия» № 43н от 06.07.1999 г.; Федеральному закону РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 г.; Налоговому Кодексу и другим нормативным актам.

 В ней определены правила учета нематериальных активов, основных средств, товарно-материальных ценностей, порядок начисления амортизации и списания затрат по ремонту основных средств, порядок признания выручки от реализации услуг и отражения финансовых результатов по отдельным операциям.

В учетной политике отражено следующее:

- определяется форма бухгалтерского учета "Журнально-ордерная";

- в целях бухгалтерского учета и для целей налогообложения прибыли применяется порядок равномерного начисления амортизации по всем основным средствам в течение срока их полезного использования линейным способом по всем группам;

- затраты на производство всех видов ремонта (текущего, среднего, капитального) основных средств в целях бухучета включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а также относятся к прочим расходам, учитываемым при налогообложении прибыли, в отчетном периоде, в котором они были осуществлены без создания резерва. При этом для целей налогообложения расходы на ремонт амортизируемых основных средств принимают в размере 10 % их первоначальной (восстановительной) стоимости в отчетном периоде;

- для бухгалтерского учета и для целей налогового учета амортизацию нематериальных активов производят линейным способом, определяя срок полезного использования исходя из срока действия. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации устанавливаются в расчете на 20 лет для бухучета, а для налогового учета - 10 лет;

- материально-производственные запасы принимают к бухгалтерскому учету по учетной себестоимости с применением счета 16;

- списание выявленных отклонений фактических расходов по приобретению материально-производственных запасов от их учетной цены производят на основании расчета пропорционально учетной стоимости израсходованных материалов;

- на фактически израсходованные материалы, материально-ответственные лица составляют согласно норм расхода материальные отчеты, на основании которых списываются материалы с отнесением их стоимости на затраты производства;

- при определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) для целей налогообложения прибыли и для целей бухгалтерского учета применяют метод оценки сырья и материалов по средней себестоимости единицы запасов;

- учет покупных товаров отражают по продажным ценам с применением счета 42 "Торговая наценка". При реализации покупных товаров применяют метод оценки указанных товаров по стоимости приобретения единицы товара и для целей бухгалтерского учета и налогообложения прибыли;

- в целях налогового учета готовую продукцию на складах на конец месяца оценивают по прямым затратам с учетом движения готовой продукции. При этом сумма прямых расходов распределяется на остатки готовой продукции пропорционально плановой (учетной) себестоимости;

- устанавливается порядок признания доходов и расходов для целей бухгалтерского учета и целей налогового учета по методу начисления;

- расходы будущих периодов списываются равномерно в течение периода, к которому эти расходы относятся;

- в соответствии с действующим законодательством оплата очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск в суммах, фактически начисленных, включаются по статье "Расходы на оплату труда" в составе затрат на производство не создавая резерва на предстоящую оплату отпусков;

- устанавливается один из трех способов уплаты налога на прибыль: способ уплаты налога ежеквартально, исходя из прибыли, полученной в отчетном квартале;

- в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности производится инвентаризация имущества один раз в год в сроки, определяемые приказом по предприятию, а инвентаризацию основных средств - один раз в три года;

- систему налогового учета создается в рамках существующей системы бухгалтерского учета развивая и дорабатывая последнюю в соответствии с требованиями главы 25 Налогового Кодекса. За основу берут данные бухгалтерского учета и корректируют их для целей налогообложения, в унифицированные формы первичных документов вводят дополнительные реквизиты (ОС-1,ОС-4,ОС-6,оборотные ведомости и другие бухгалтерские регистры).

Согласно закону о бухучете № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. ст.6 п.4; Положению ПБУ 1/01 от 09.12.2001 г. № 60н п.16 основой ведения бухгалтерского учета является соблюдение последовательности применения избранной учетной политики в последующие годы с внесением в случае необходимости в нее изменений и дополнений. Причем дополнения не являются изменением учетной политики и применяются они с момента их утверждения.

Бухгалтерия отвечает за состояние бухгалтерского учета и организацию бухгалтерской отчетности ОАО «Серпуховского завода «Металлист»». Бухгалтерия ОАО «Серпуховского завода «Металлист»» обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и на их основе – составление отчетности (приложение 2).

Главный бухгалтер несет ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, выполнение требований всех действующих нормативных документов по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности предприятия, а также за получение достоверной информации об имущественном и финансовом положении предприятия на основании данных бухгалтерского учета. Общее бюро занимается учетом кассовых операций, банковских операций, подотчетных сумм, готовой продукции, арендных взаимоотношений, реализации, определением финансовых результатов, чистой прибыли, расчетом дивидендов, ведением главной книги. Бюро взаимозачетов и расчетов по НДС занимается ведением взаимных расчетов между предприятиями, книги покупок, книги продаж, журнала учета, полученных и выставленных счетов-фактур, расчетов с дебиторами и кредиторами, составление актов выверки по безналичным расчетам, ведением расчетов с дочерними предприятиями, учетом поступивших авансовых платежей и исполнение их.

Производственное бюро ведет учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, занимается  расчетом затрат по законсервированным объектам, расчетом незавершенного производства, формированием бюджетов отделов, учетом затрат по целевому финансированию, учетом и реализация услуг на сторону.

Бюро по расчетам с рабочими и служащими ведет расчеты с рабочими и служащими, занимается выдачей документов, согласно нормативным актам, для начисления пенсии и прочее. Расчетный отдел осуществляет документооборот, в этот отдел поступают документы, а также документы из этого отдела могут распределяться в цеха и отделы (документы для перечисления денежных средств по счету-фактуре и договора, журнал-ордер №10-14 и др.). Некоторые из них (больничные листы, отпускные записки) остаются в расчетном отделе для осуществления начислений по таким документам. Структура документооборота по бюро представлена в приложении 3. Материальное бюро ведет учет материальных ценностей. Предприятие «ОАО Серпуховский завод Металлист» собственный архив не имеет.

Бюро основных фондов занимается учетом основных фондов, драгоценных металлов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, специального инструмента, специальной оснастки, материальных ценностей в подразделениях.

В организации применяется две формы оплаты труда: повременная (предусматривающая оплату отработанного времени независимо от объема выполненных работ) и сдельная (предусматривающая оплату выполненных работ по установленным расценкам).

На ОАО «Серпуховский завод «Металлист»» учет бухгалтерских операций частично автоматизирован, в основном все документы заполняются вручную, данные вносятся в компьютер через специальное подразделение – ОАСУП - Информационно вычислительный центр (ИВЦ), и распределяются по программам, разработанным самими работниками ИВЦ. Надо отметить, что это достаточно неудобный и трудоемкий процесс. Программ типа 1С Предприятие, ИНФО – Бухгалтер, Парус и другие не используются.

В каждом из подразделений бухгалтерии для удобства работы имеются программы для ввода информации, написанные программистами ИВЦ, и для обобщения всей информации передаются на ИВЦ, а затем опять по отделам.

Аудиторская проверка планируется на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования - организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита. Аудиторское заключение представлено в приложении 4.

В ОАО «Серпуховский завод «Металлист»» финансово-хозяйственная деятельность отражается на счетах бухгалтерского учета на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н, с изменениями от 07.05.2003 г.

Учет «Основных средств» организация ведет, руководствуясь ПБУ 6/01 от 30.03.2001 г. № 26н (с изменениями от 18.05.2002 г., 12.12. 2005 г., 18 сентября,27 ноября 2006 г.); учет «Нематериальных активов» - в соответствии с ПБУ 14/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г.N91н) (с изменениями от 18 сентября 2006 г.); учет «Учет материально-производственных запасов» - ПБУ 5/01 РФ от 9 июня 2001 г. N 44н
(с изменениями от 27 ноября 2006 г.).

На предприятие создан резервный капитал, предназначенный для покрытия убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств. Размер резервного капитала ОАО «Серпуховский завод «Металлист» составляет 20% от уставного капитала.

Для составления бухгалтерской отчетности ОАО «Серпуховского завода «Металлист»» за основу был взят баланс 2006, 2007 гг.

ОАО «Серпуховский завод «Металлист»» составляет годовую и квартальную бухгалтерскую отчетность и предоставляет ее в органы налоговой службы и органы статистики. Квартальную отчетность организация предоставляет в сроки не позднее 25 числа следующего месяца после окончания квартала. Годовую – до 25 января нового года.

Каждая из форм бухгалтерской отчетности должна содержать: наименование; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; наименование организации с указанием ее организационно- правовой формы; формат предоставления числовых показателей бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность состоит из «Бухгалтерского баланса» (ф. № 1). «Отчета о прибылях и убытках» (ф. № 2), приложений к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации. Аудиторское заключение включается в годовую отчетность в том случае, если организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Обычно приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительную записку называют пояснениями к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Приложения включают: «Отчет об изменениях капитала» (ф. № 3), «Отчет о движении денежных средств» (ф. № 4), «Приложение к бухгалтерскому балансу» (ф. № 5), «Отчет о целевом использовании полученных средств» (ф. № 6).

Бухгалтерский баланс (форма №1) является способом группировки и обобщенного отражения в денежном выражении хозяйственных средств предприятия по составу и размещению, а также по источникам их образования на определенную дату. Графически бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая делится по вертикали на две части для раздельного отражения видов средств и их источников. В левой части таблицы показывают средства по составу и размещению, а в правой – по источникам их образования. Левая часть называется актив, правая – пассив. Каждый отдельный вид средств в активе и их источников в пассиве называется «статьей баланса». Итоги сумм статей актива и пассива баланса всегда равны между собой, так как в них отражаются одни и те же средства (приложения 5,6).

Правила оценки статей баланса установлены положением по бухгалтерскому учету, бухгалтерской отчетности и инструкциями (указаниями) по составлению бухгалтерской отчетности.

   Отчет о прибылях и убытках (форма №2) содержит в своих разделах сведения за отчетный и предыдущий периоды:

- о прибыли (убытках) от продажи товаров, продукции, работ услуг;  

- об операционных доходах и расходах с выделением процентов к получению и уплате;

- о внереализационных доходах и расходах и чистой    (нераспределенной) прибыли (убытках) отчетного периода (приложение 7,8). В отчете приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды о дивидендах, приходящихся на одну привилегированную и обычную акцию.

В расшифровке отдельных прибылей и убытков приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды об отдельных видах прибылей и убытков.

 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 356.