Введение
Формирование современной системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране происходит под активным влиянием процесса распространения во всем мире международных стандартов финансовой отчетности – МСФО, разрабатываемых Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности – КМСФО.
С целью проведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и МСФО, формирования системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов, обеспечения увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне, оказания методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета была разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Одним из непременных требований к бухгалтерской отчётности в рыночной экономике являются её открытость для всех заинтересованных пользователей. Развитие рыночных отношений, международные, хозяйственные и финансовые связи выдвинули в число актуальных вопрос о совершенствовании бухгалтерского учета и отчетности, приближении их содержания и методов к международно-принятым нормам.
Отчетность предприятия является логическим продолжением процедур финансового учета и представляет собой систему показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату. Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.
Рассмотрев значение бухгалтерской отчетности, как важнейший источник информации о финансовом состоянии предприятия для всех пользователей можно сказать, что избранная тема курсовой работы весьма актуальна.
Цель курсовой работы – изучение и оценка бухгалтерской отчетности и порядка заполнения форм бухгалтерской отчетности, а также анализ основных финансовых показателей.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить пользователей бухгалтерской отчетности, качественные характеристики и сроки сдачи отчетности ОАО «Серпуховский завод «Металлист»»;
- рассмотреть общую характеристику анализируемого предприятия;
- исследовать состояние бухгалтерского учета ОАО «Серпуховский завод «Металлист»»;
- раскрыть порядок составления бухгалтерской отчетности ОАО «Серпуховский завод «Металлист»»;
- проанализировать финансовое состояние ОАО «Серпуховский завод «Металлист»».
Источниками информации для написания курсовой работы послужили нормативно-правовые акты в области бухгалтерского учета, учебно-методическая литература, различные информационные программы, журнальные статьи Российских экономистов.
Объектом исследования является ОАО «Серпуховский завод «Металлист»».
Предметом исследования является бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО «Серпуховский завод «Металлист»», а именно баланс за 2005, 2006, 2007 гг.
В проекте использовались следующие методы исследования: монографический; метод сравнения.
1. Пользователи бухгалтерской информацией и предъявляемые ими требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности
Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности
Перечень форм, входящих в состав бухгалтерской отчетности, утвержден приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н.
Бухгалтерская отчетность организаций (кроме бюджетных и страховых организаций и банков) состоит из:
- бухгалтерского баланса (форма № 1);
- отчета о прибылях и убытках (форма № 2);
- пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, включающих: отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6), пояснительная записка и другие формы отчетов, предусмотренные нормативными актами. Названный приказ предусматривает также аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. В случае если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности [14, стр. 41-42].
При составлении бухгалтерской отчетности необходимо выполнять следующие требования:
- соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики отражения хозяйственных операций и оценки имущества и обязательств, исходя из порядка, установленного законодательством;
- достоверное и полное представление информации об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности;
- обеспечить нейтральность информации; данное требование является элементом принципа надежности информации и предусматривает отражение в отчетности только нейтральной, т.е. непредвзятой информации. Отчетность не может быть использована в интересах одних групп пользователей с целью достижения ими выгодных для себя результатов;
- включение показателей деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы;
- исходить из данных унифицированных форм первичной учетной документации синтетического и аналитического учета;
- чтобы данные вступительного баланса соответствовали показателям утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. В случае изменений вступительного баланса следует объяснить причины такого изменения;
- всякое исправление ошибок обязательно подтверждать подписью лиц, их осуществляющих, с указанием даты исправления;
- составление его на русском языке и в валюте Российской Федерации;
- подписание руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организация. Если учет в организациях осуществляется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, то обязательна подпись лица, ведущего учет [16, стр. 537-538].
Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
Активы | Пассивы | |
1. Наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги)) А 1 | ≤ | 1. Наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность, а также ссуды, не погашенные в срок). П 1 |
2. Быстрореализуемые активы (краткосрочная дебиторская задолженность и прочие активы) А 2 | ≥ | 2. Краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и заемные средства) П 2 |
3. Медленнореализуемые активы А 3 | ≥ | 3. Долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты и заемные средства) П 3 |
4. Труднореализуемые активы А 4 | ≤ | 4. Постоянные пассивы П 4 |
Используя коды строк полной формы баланса за 2007 г. (форма №1), можно записать следующее:
А1 = стр. 250 + стр. 260; П1 = стр. 620;
А 1 = 128 + 30 = 158 тыс.руб. П 1 = 220 тыс.руб.
А2 = стр. 290 – А1; П2 = стр. 690 – П1;
А 2 = 953 – 158 = 795 тыс.руб.; П 2 = 586 – 220 = 366 тыс.руб.;
А3 = стр. 210; П3 = итог IV раздела;
А3 = 442 тыс.руб.; П 3 = 0 тыс.руб.;
А4 = стр. 190; П4 = итог III раздела;
А 4 = 241 тыс.руб. П 4 = 608 тыс.руб.
Для определения ликвидности баланса следует сравнить величины приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается ликвидным при условии следующих соотношений:
А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4.
Баланс является не ликвидным, т.к. не выполняется условие первого показателя, а именно, наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность, а также ссуды не погашенные в срок) превышают наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги).
Заключение
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результате ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. В ней содержатся сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах по стоимостным показателям и составляется на основании данных бухгалтерского учета.
Делая вывод о проделанной работе, хочется еще раз отметить важность наиболее полного и достоверного изложения в бухгалтерской отчетности необходимой информации. Несоблюдение этих требований может привести к весьма существенным негативным последствиям, как для самого предприятия, так и для заинтересованных лиц и организаций – кредиторов, акционеров и др.
Целью курсовой работы является изучение бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности; адреса, сроки ее предоставления; требования, предъявляемые к бухгалтерской (финансовой) отчетности; качественные ее характеристики.
Во второй главе курсовой работы рассмотрены вопросы организации бухгалтерской отчетности и состояние бухгалтерского учета организации, на примере ОАО «Серпуховский завод «Металлист»». Также рассмотрены вопросы структуры и содержания форм бухгалтерской (финансовой) отчетности в ОАО «Серпуховский завод «Металлист»», раскрыта общая характеристика финансово – хозяйственной деятельности данного предприятия, рассмотрен порядок составления отчета об «Изменении капитала».
В третьей главе курсовой работы проведен анализ финансового состояния и анализ ликвидности ОАО «Серпуховского завода «Металлист»»; проведены подсчеты необходимых показателей и сделаны выводы.
Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса. Отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности. В настоящее время организации представляют в обязательном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность.
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также внутренними пользователями для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем, она необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Бухгалтерская отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.
Организационная система предприятия ОАО «Серпуховский завод «Металлист»» включает в себя две подсистемы: первая — обеспечивающая и перерабатывающая ресурсы, реализующая процесс их преобразования в готовую продукцию, вторая — управляющая, задачей которой является координация и контроль деятельности первой. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель.
Организация бухгалтерского учета базируется на учетной политике предприятий, которая разрабатывается в соответствии с положением ПБУ 1/98 «Учетная политика организаций», утвержденным приказом Минфина РФ от 09.12.98 № 60н.
На ОАО «Серпуховский завод «Металлист»» учет бухгалтерских операций частично автоматизирован. Программ типа 1С Предприятие, ИНФО – Бухгалтер, Парус и другие не используются. В каждом из подразделений бухгалтерии для удобства работы имеются программы для ввода информации, написанные программистами ИВЦ, и для обобщения всей информации передаются на ИВЦ, а затем опять по отделам.
По данным бухгалтерского баланса предприятия ОАО «Серпуховский завод «Металлист»» за 2006 г. и 2007 г. был проведен анализ финансового состояния организации. В результате данного анализа было выявлено, что организация ОАО «Серпуховский завод «Металлист»» имеет неустойчивое финансовое состояние. Организация испытывает недостаток живых денег, что влечет за собой возникновение задержек при выплате обязательных платежей и расчетов, образуются долги перед работниками по заработной плате. Испытывается недостаток собственных оборотных средств, а также собственных и долгосрочных заемных средств. Такое финансовое состояние может привести к финансовому кризису предприятия. Для восстановления нормальной устойчивости следует увеличивать показатели собственных оборотных средств, собственных и долгосрочных заемных средств. Также необходимо, чтобы предприятие испытывало достаточность нормальных источников формирования запасов и затрат и стремилось к увеличению количества этих источников, но вместе с тем организация должна стремиться к тому, чтобы количество запасов и затрат в незавершенном состоянии при ведении нормальной финансово – хозяйственной деятельности не увеличивалось. Соблюдая все эти необходимые требования, предприятие будет иметь абсолютно устойчивое финансовое положение.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. нормативно-правовая система «Гарант»;
2. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, I и II части;
3. Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208 –ФЗ от 26.12.1995 г. (ред. От 24.02.2004 г.);
4. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ;
5. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14- ФЗ от 08.02.1998 г. (ред. От 21.03.2002 г.);
6. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» № 283 от 06 марта 1998 г.;
7. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом Минфина России от 06 июля 1999 г. № 43- н;
8. Приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организации» № 67- н от 22.07.2003 г.;
9. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н, с изменениями от 07.05.2003 г.;
10. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие/ Г.В. Савицкая. – 7-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2002. – 704 с. – (Экономическое образование);
11. . Безруких П.С. Бухгалтерский учет. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 568 с.;
12. Бухгалтерский учет. Под ред. Богатая И.Н. Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 250 с.;
13. Бухгалтерский учет: Учебник для студентов вузов/ Ю.А. Бабаев, И.П. Комисарова, В.А. Бородин; Под ред. проф Ю.А. Бабаева, проф. И.П. Комисаровой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 527 с.
14. Бухгалтерская финансовая отчетность: составление и анализ/ П.И. Камышанов, А.П. Камышанов. – 7-е изд., испр. – М.: Омега – Л, 2008. – 283 с. – (В помощь бухгалтеру и руководителю);
15. Домбровская Е.Н.Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие – М.:ИНФРА – М, 2007 – 279 с.;
16. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 640 с. – (Серия «Высшее образование»).
Введение
Формирование современной системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране происходит под активным влиянием процесса распространения во всем мире международных стандартов финансовой отчетности – МСФО, разрабатываемых Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности – КМСФО.
С целью проведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и МСФО, формирования системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов, обеспечения увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне, оказания методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета была разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Одним из непременных требований к бухгалтерской отчётности в рыночной экономике являются её открытость для всех заинтересованных пользователей. Развитие рыночных отношений, международные, хозяйственные и финансовые связи выдвинули в число актуальных вопрос о совершенствовании бухгалтерского учета и отчетности, приближении их содержания и методов к международно-принятым нормам.
Отчетность предприятия является логическим продолжением процедур финансового учета и представляет собой систему показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату. Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.
Рассмотрев значение бухгалтерской отчетности, как важнейший источник информации о финансовом состоянии предприятия для всех пользователей можно сказать, что избранная тема курсовой работы весьма актуальна.
Цель курсовой работы – изучение и оценка бухгалтерской отчетности и порядка заполнения форм бухгалтерской отчетности, а также анализ основных финансовых показателей.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить пользователей бухгалтерской отчетности, качественные характеристики и сроки сдачи отчетности ОАО «Серпуховский завод «Металлист»»;
- рассмотреть общую характеристику анализируемого предприятия;
- исследовать состояние бухгалтерского учета ОАО «Серпуховский завод «Металлист»»;
- раскрыть порядок составления бухгалтерской отчетности ОАО «Серпуховский завод «Металлист»»;
- проанализировать финансовое состояние ОАО «Серпуховский завод «Металлист»».
Источниками информации для написания курсовой работы послужили нормативно-правовые акты в области бухгалтерского учета, учебно-методическая литература, различные информационные программы, журнальные статьи Российских экономистов.
Объектом исследования является ОАО «Серпуховский завод «Металлист»».
Предметом исследования является бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО «Серпуховский завод «Металлист»», а именно баланс за 2005, 2006, 2007 гг.
В проекте использовались следующие методы исследования: монографический; метод сравнения.
1. Пользователи бухгалтерской информацией и предъявляемые ими требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности
Пользователи бухгалтерской отчетности, адреса и сроки ее предоставления
В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.
Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ « О бухгалтерском учете». Данным законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Правительство Российской Федерации предоставило право регулирования бухгалтерского учета Министерству Финансов Российской Федерации, другим ведомствам и организациям.
Названный закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами [4].
В Законе о бухгалтерском учете дается определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Несколько статей этого Закона непосредственно посвящены более конкретным вопросам состава и содержания отчетности.
В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие законы, например, Закон «Об акционерных обществах» № 208 ФЗ от 26.12.1995 г. (ред. от 24.02.2004г.)[3], Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14 ФЗ от 08.02.1998 г. (ред. от 21.03.2002г.)[5], Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, например Постановление от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности [6]. Важным нормативным актом первого уровня является Гражданский Кодекс Российской Федерации, принятый Государственной думой 21 октября 1995 г., в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности, в частности, наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятие дочерних и зависимых обществ[2].
Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях.
Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Многие положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности – это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 06 июля 1999г. № 43н.[7].
Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой. Документы третьего уровня регулируют конкретные операции, к таким относится Приказ Минфина России от 22.07.2003г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [8].
Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции выпускаемые самой организацией: план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учётная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/98, являются документами четвертого уровня. Чтобы правильно составить бухгалтерскую и налоговую отчетность, необходимо иметь под рукой информацию, учитывающую все требования действующего законодательства. Отчетность является завершающим этапом учетной работы [9].
В получении бухгалтерской информации заинтересованы администрация предприятия, внешние (сторонние) пользователи с прямым и косвенным финансовым интересом.
Администрацию представляет аппарат управления, менеджеры, руководители и специалисты подразделений, учредители (участники), собственники, совет директоров и трудовой коллектив.
Руководство относится к числу основных пользователей информации. Собственников, учредителей и администрацию больше всего интересуют прибыльность и ликвидность (соотношение платежных средств и обязательств). Для менеджеров важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности отдельных изделий и других данных, необходимых для планирования, анализа, контроля и оценки финансового положения. Трудовой коллектив интересует стабильность деятельности организации и возможность получения дивидендов.
Сторонними пользователями бухгалтерской информации с прямым финансовым интересом являются инвесторы, заимодавцы, банки, поставщики, конкуренты, правительства и их органы, общественность. По собранным данным они делают выводы о финансовых перспективах организации, ее ликвидности и платежеспособности.
К сторонним пользователям бухгалтерской информации с косвенным финансовым интересом относятся органы, уполномоченные управлять федеральным и муниципальным имуществом, налоговые, финансовые органы, органы статистики, аудиторские фирмы и др. Налоговые и финансовые (казначейство) органы, в отличие от других сторонних пользователей информации, имеют право получать не только отчетную, но и другую учетную информацию, необходимую для проверки правильности уплаты налогов и сборов. Учетная информация используется и аудиторами, осуществляющими проверку организации.
В лице государства в получении достоверной информации о хозяйствующем субъекте заинтересованы: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Центральный банк Российской Федерации и иные кредитные учреждения. Министерство государственного имущества Российской Федерации. Государственный комитет Российской Федерации по статистике и прочие [14, стр. 38-39].
Сторонние пользователи обязаны хранить коммерческую тайну организации. Перечень сведений, составляющих такую тайну, определяет руководитель организации на основе законодательства.
Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных. По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную. Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.
Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени — сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.
По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую — промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность — это отчеты за год.
По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов [16, стр. 533-534].
Отчетный год для всех организаций - с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Первый отчетный год для создаваемых организаций считается с даты их государственной регистрации по 31 декабря; для организаций, созданных после 1 октября, - с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.
Организации, за исключением бюджетных, в обязательном порядке представляют годовую и квартальную отчетность:
- участникам или собственникам их имущества;
- территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации;
- другим органам исполнительной власти, банкам, финансовым органам налоговой инспекции и иным пользователям, на которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации возложена проверка отдельных сторон деятельности организации и получение соответствующей отчетности [12, стр. 118-119].
Государственные и муниципальные унитарные организации представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Организации обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в указанные адреса бесплатно по одному экземпляру. Все они, за исключением бюджетных, представляют квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней после окончания отчетного года. Годовая и квартальная бухгалтерская отчетность до представления в вышеуказанные адреса рассматривается и утверждается в порядке, установленном учредительными документами. При наличии технических возможностей бухгалтерская отчетность может быть представлена на дискете или ином машинном носителе отчетной информации.
Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.
Датой представления бухгалтерской отчетности для одногородней организации считается день фактической передачи ее по принадлежности, а для иногородней - дата ее почтового отправления. В тех случаях, когда дата представления отчетности совпадает с выходным (нерабочим) днем, срок представления отчетности переносится на следующий за ним первый рабочий день. Организации публикуют бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения, если это предусмотрено законодательством России. Публикация производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, в газетах, журналах либо путем распространения среди пользователей брошюр, буклетов и других изданий. Организации, включая дочерние и зависимые общества (если таковые имеются), составляют сводную бухгалтерскую отчетность в порядке, устанавливаемом Минфином РФ, которая подписывается руководителем и главным бухгалтером.
Министерства и другие федеральные органы исполнительной власти РФ составляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по унитарным организациям и отдельно по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей вклада), которых находится в федеральной собственности (независимо от размера доли) [14, стр. 52-53].
Министерства и ведомства РФ представляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по подведомственным им организациям Министерству финансов РФ, Министерству экономики и развития торговли РФ и Государственному комитету РФ по Статистике в следующие сроки:
- по унитарным организациям - не позднее 25 апреля года, следующего за отчетным;
- по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли) - не позднее 1 августа года, следующего за отчетным.
Сводная годовая бухгалтерская отчетность объединения юридических лиц, созданного на добровольных началах, представляется в порядке и в сроки, предусмотренные в учредительных документах объединения, если иное не установлено законодательством РФ.
Министерства и иные органы исполнительной власти представляют сводную месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность об исполнении смет расходов организаций, состоящих на бюджете, соответственно Министерству финансов РФ и финансовым органам в установленные ими сроки. Сводная бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером [14, стр. 120].
Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности
Перечень форм, входящих в состав бухгалтерской отчетности, утвержден приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н.
Бухгалтерская отчетность организаций (кроме бюджетных и страховых организаций и банков) состоит из:
- бухгалтерского баланса (форма № 1);
- отчета о прибылях и убытках (форма № 2);
- пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, включающих: отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6), пояснительная записка и другие формы отчетов, предусмотренные нормативными актами. Названный приказ предусматривает также аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. В случае если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности [14, стр. 41-42].
При составлении бухгалтерской отчетности необходимо выполнять следующие требования:
- соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики отражения хозяйственных операций и оценки имущества и обязательств, исходя из порядка, установленного законодательством;
- достоверное и полное представление информации об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности;
- обеспечить нейтральность информации; данное требование является элементом принципа надежности информации и предусматривает отражение в отчетности только нейтральной, т.е. непредвзятой информации. Отчетность не может быть использована в интересах одних групп пользователей с целью достижения ими выгодных для себя результатов;
- включение показателей деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы;
- исходить из данных унифицированных форм первичной учетной документации синтетического и аналитического учета;
- чтобы данные вступительного баланса соответствовали показателям утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. В случае изменений вступительного баланса следует объяснить причины такого изменения;
- всякое исправление ошибок обязательно подтверждать подписью лиц, их осуществляющих, с указанием даты исправления;
- составление его на русском языке и в валюте Российской Федерации;
- подписание руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организация. Если учет в организациях осуществляется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, то обязательна подпись лица, ведущего учет [16, стр. 537-538].
Дата: 2019-12-22, просмотров: 273.