Пользователи бухгалтерской отчетности, адреса и сроки ее предоставления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Формирование современной системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране происходит под активным влиянием процесса распространения во всем мире международных стандартов финансовой отчетности – МСФО, разрабатываемых Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности – КМСФО.

С целью проведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и МСФО, формирования системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов, обеспечения увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне, оказания методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета была разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Одним из непременных требований к бухгалтерской отчётности в рыночной экономике являются её открытость для всех заинтересованных пользователей. Развитие рыночных отношений, международные, хозяйственные и финансовые связи выдвинули в число актуальных вопрос о совершенствовании бухгалтерского учета и отчетности, приближении их содержания и методов к международно-принятым нормам.

Отчетность предприятия является логическим продолжением процедур финансового учета и представляет собой систему показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату. Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.

Рассмотрев значение бухгалтерской отчетности, как важнейший источник информации о финансовом состоянии предприятия для всех пользователей можно сказать, что избранная тема курсовой работы весьма актуальна.

Цель курсовой работы – изучение и оценка бухгалтерской отчетности и порядка заполнения форм бухгалтерской отчетности, а также анализ основных финансовых показателей.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить пользователей бухгалтерской отчетности, качественные характеристики и сроки сдачи отчетности ОАО «Серпуховский завод «Металлист»»;

- рассмотреть общую характеристику анализируемого предприятия;

- исследовать состояние бухгалтерского учета ОАО «Серпуховский завод «Металлист»»;

- раскрыть порядок составления бухгалтерской отчетности ОАО «Серпуховский завод «Металлист»»;

- проанализировать финансовое состояние ОАО «Серпуховский завод «Металлист»».

Источниками информации для написания курсовой работы послужили нормативно-правовые акты в области бухгалтерского учета, учебно-методическая литература, различные информационные программы, журнальные статьи Российских экономистов.

Объектом исследования является ОАО «Серпуховский завод «Металлист»».

Предметом исследования является бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО «Серпуховский завод «Металлист»», а именно баланс за 2005, 2006, 2007 гг.

В проекте использовались следующие методы исследования: монографический; метод сравнения.

 

1. Пользователи бухгалтерской информацией и предъявляемые ими требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности

      Перечень форм, входящих в состав бухгалтерской отчетности, утвержден приказом Минфина России от 22 ию­ля 2003 г. № 67н.

Бухгалтерская отчетность организаций (кроме бюджетных и страховых организаций и банков) состоит из:

- бухгалтерского баланса (форма № 1);

- отчета о прибылях и убытках (форма № 2);

- пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, включающих: отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), отчет о целевом использовании полученных средств  (форма № 6), пояснительная записка и другие формы отчетов, предусмотренные нормативными актами. Названный приказ предусматривает также аудиторское заключе­ние, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности орга­низации, если она в соответствии с федеральными законами подле­жит обязательному аудиту. В случае если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтер­ской отчетности, также может быть включено в состав бухгалтер­ской отчетности [14, стр. 41-42].

При составлении бухгалтерской отчетности необходимо выполнять следующие требования:

- соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики отражения хозяйственных операций и оценки имущества и обязательств, исходя из порядка, установленного законодательством;

- достоверное и полное представление информации об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности;

- обеспечить нейтральность информации; данное требование является элементом принципа надежности информации и предусматривает отражение в отчетности только нейтральной, т.е. непредвзятой информации. Отчетность не может быть использована в интересах одних групп пользователей с целью достижения ими выгодных для себя результатов;

- включение показателей деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы;

- исходить из данных унифицированных форм первичной учетной документации синтетического и аналитического учета;

- чтобы данные вступительного баланса соответствовали показателям утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. В случае изменений вступительного баланса следует объяснить причины такого изменения;

- всякое исправление ошибок обязательно подтверждать подписью лиц, их осуществляющих, с указанием даты исправления;

- составление его на русском языке и в валюте Российской Федерации;

- подписание руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организация. Если учет в организациях осуществляется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, то обязательна подпись лица, ведущего учет [16, стр. 537-538].

 

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 3

Активы   Пассивы
1. Наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги)) А 1 1. Наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность, а также ссуды, не погашенные в срок). П 1
2. Быстрореализуемые активы (краткосрочная дебиторская задолженность и прочие активы) А 2 2. Краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и заемные средства) П 2
3. Медленнореализуемые активы А 3 3. Долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты и заемные средства) П 3
4. Труднореализуемые активы А 4 4. Постоянные пассивы П 4

 

Используя коды строк полной формы баланса за 2007 г. (форма №1), можно записать следующее:

А1 = стр. 250 + стр. 260;                      П1 = стр. 620;

А 1 = 128 + 30 = 158 тыс.руб.               П 1 = 220 тыс.руб.

А2 = стр. 290 – А1;                               П2 = стр. 690 – П1;

А 2 = 953 – 158 = 795 тыс.руб.;            П 2 = 586 – 220 = 366 тыс.руб.; 

А3 = стр. 210;                                        П3 = итог IV раздела;

А3 = 442 тыс.руб.;                                П 3 = 0 тыс.руб.;

А4 = стр. 190;                                        П4 = итог III раздела;

А 4 = 241 тыс.руб.                                  П 4 = 608 тыс.руб.

Для определения ликвидности баланса следует сравнить величины приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается ликвидным при условии следующих соотношений:

А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4.

Баланс является не ликвидным, т.к. не выполняется условие первого показателя, а именно, наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность, а также ссуды не погашенные в срок) превышают наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги).

Заключение

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результате ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. В ней содержатся сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах по стоимостным показателям и составляется на основании данных бухгалтерского учета.

Делая вывод о проделанной работе, хочется еще раз отметить важность наиболее полного и достоверного изложения в бухгалтерской отчетности необходимой информации. Несоблюдение этих требований может привести к весьма существенным негативным последствиям, как для самого предприятия, так и для заинтересованных лиц и организаций – кредиторов, акционеров и др.

Целью курсовой работы является изучение бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности; адреса, сроки ее предоставления; требования, предъявляемые к бухгалтерской (финансовой) отчетности; качественные ее характеристики.

Во второй главе курсовой работы рассмотрены вопросы организации бухгалтерской отчетности и состояние бухгалтерского учета организации, на примере ОАО «Серпуховский завод «Металлист»». Также рассмотрены вопросы структуры и содержания форм бухгалтерской (финансовой) отчетности в ОАО «Серпуховский завод «Металлист»», раскрыта общая характеристика финансово – хозяйственной деятельности данного предприятия, рассмотрен порядок составления отчета об «Изменении капитала».

В третьей главе курсовой работы проведен анализ финансового состояния и анализ ликвидности ОАО «Серпуховского завода «Металлист»»; проведены подсчеты необходимых показателей и сделаны выводы.

Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса. Отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности. В настоящее время организации представляют в обязательном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность. 

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также внутренними пользователями для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем, она необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования.   Бухгалтерская отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.

Организационная система предприятия ОАО «Серпуховский завод «Металлист»» включает в себя две подсистемы: первая — обеспечивающая и перерабатывающая ресурсы, реализующая процесс их преобразования в готовую продукцию, вторая — управляющая, задачей которой является координация и контроль деятельности первой. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель.

Организация бухгалтерского учета базируется на учетной политике предприятий, которая разрабатывается в соответствии с положением ПБУ 1/98 «Учетная политика организаций», утвержденным приказом Минфина РФ от 09.12.98 № 60н.

На ОАО «Серпуховский завод «Металлист»» учет бухгалтерских операций частично автоматизирован. Программ типа 1С Предприятие, ИНФО – Бухгалтер, Парус и другие не используются. В каждом из подразделений бухгалтерии для удобства работы имеются программы для ввода информации, написанные программистами ИВЦ, и для обобщения всей информации передаются на ИВЦ, а затем опять по отделам.

По данным бухгалтерского баланса предприятия ОАО «Серпуховский завод «Металлист»» за 2006 г. и 2007 г. был проведен анализ финансового состояния организации. В результате данного анализа было выявлено, что организация ОАО «Серпуховский завод «Металлист»» имеет неустойчивое финансовое состояние. Организация испытывает недостаток живых денег, что влечет за собой возникновение задержек при выплате обязательных платежей и расчетов, образуются долги перед работниками по заработной плате. Испытывается недостаток собственных оборотных средств, а также собственных и долгосрочных заемных средств. Такое финансовое состояние может привести к финансовому кризису предприятия. Для восстановления нормальной устойчивости следует увеличивать показатели собственных оборотных средств, собственных и долгосрочных заемных средств. Также необходимо, чтобы предприятие испытывало достаточность нормальных источников формирования запасов и затрат и стремилось к увеличению количества этих источников, но вместе с тем организация должна стремиться к тому, чтобы количество запасов и затрат в незавершенном состоянии при ведении нормальной финансово – хозяйственной деятельности не увеличивалось. Соблюдая все эти необходимые требования, предприятие будет иметь абсолютно устойчивое финансовое положение.

Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. нормативно-правовая система «Гарант»;

2. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, I и II части;

3. Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208 –ФЗ от 26.12.1995 г. (ред. От 24.02.2004 г.); 

4. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ;

5. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14- ФЗ от 08.02.1998 г. (ред. От 21.03.2002 г.);

6. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» № 283 от 06 марта 1998 г.;

7. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом Минфина России от 06 июля 1999 г. № 43- н;

8. Приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организации» № 67- н от 22.07.2003 г.;

9. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н, с изменениями от 07.05.2003 г.;   

10. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие/ Г.В. Савицкая. – 7-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2002. – 704 с. – (Экономическое образование);

11. . Безруких П.С. Бухгалтерский учет. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 568 с.;

12. Бухгалтерский учет. Под ред. Богатая И.Н. Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 250 с.;

13. Бухгалтерский учет: Учебник для студентов вузов/ Ю.А. Бабаев, И.П. Комисарова, В.А. Бородин; Под ред. проф Ю.А. Бабаева, проф. И.П. Комисаровой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 527 с.

14. Бухгалтерская финансовая отчетность: составление и анализ/ П.И. Камышанов, А.П. Камышанов. – 7-е изд., испр. – М.: Омега – Л, 2008. – 283 с. – (В помощь бухгалтеру и руководителю); 

15. Домбровская Е.Н.Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие – М.:ИНФРА – М, 2007 – 279 с.;

16. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 640 с. – (Серия «Высшее образование»).

 

 

 

 

 

Введение

 

Формирование современной системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране происходит под активным влиянием процесса распространения во всем мире международных стандартов финансовой отчетности – МСФО, разрабатываемых Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности – КМСФО.

С целью проведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и МСФО, формирования системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов, обеспечения увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне, оказания методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета была разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Одним из непременных требований к бухгалтерской отчётности в рыночной экономике являются её открытость для всех заинтересованных пользователей. Развитие рыночных отношений, международные, хозяйственные и финансовые связи выдвинули в число актуальных вопрос о совершенствовании бухгалтерского учета и отчетности, приближении их содержания и методов к международно-принятым нормам.

Отчетность предприятия является логическим продолжением процедур финансового учета и представляет собой систему показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату. Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.

Рассмотрев значение бухгалтерской отчетности, как важнейший источник информации о финансовом состоянии предприятия для всех пользователей можно сказать, что избранная тема курсовой работы весьма актуальна.

Цель курсовой работы – изучение и оценка бухгалтерской отчетности и порядка заполнения форм бухгалтерской отчетности, а также анализ основных финансовых показателей.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить пользователей бухгалтерской отчетности, качественные характеристики и сроки сдачи отчетности ОАО «Серпуховский завод «Металлист»»;

- рассмотреть общую характеристику анализируемого предприятия;

- исследовать состояние бухгалтерского учета ОАО «Серпуховский завод «Металлист»»;

- раскрыть порядок составления бухгалтерской отчетности ОАО «Серпуховский завод «Металлист»»;

- проанализировать финансовое состояние ОАО «Серпуховский завод «Металлист»».

Источниками информации для написания курсовой работы послужили нормативно-правовые акты в области бухгалтерского учета, учебно-методическая литература, различные информационные программы, журнальные статьи Российских экономистов.

Объектом исследования является ОАО «Серпуховский завод «Металлист»».

Предметом исследования является бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО «Серпуховский завод «Металлист»», а именно баланс за 2005, 2006, 2007 гг.

В проекте использовались следующие методы исследования: монографический; метод сравнения.

 

1. Пользователи бухгалтерской информацией и предъявляемые ими требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Пользователи бухгалтерской отчетности, адреса и сроки ее предоставления

 

 

В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.

Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ « О бухгалтерском учете». Данным законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Правительство Российской Федерации предоставило право регулирования бухгалтерского учета Министерству Финансов Российской Федерации, другим ведомствам и организациям.

Названный закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами [4].

В Законе о бухгалтерском учете дается определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Несколько статей этого Закона непосредственно посвящены более конкретным вопросам состава и содержания отчетности.

В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие законы, например, Закон «Об акционерных обществах» № 208 ФЗ от 26.12.1995 г. (ред. от 24.02.2004г.)[3], Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14 ФЗ от 08.02.1998 г. (ред. от 21.03.2002г.)[5], Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, например Постановление от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности [6]. Важным нормативным актом первого уровня является Гражданский Кодекс Российской Федерации, принятый Государственной думой 21 октября 1995 г., в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности, в частности, наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятие дочерних и зависимых обществ[2].

Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях.

Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Многие положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности – это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 06 июля 1999г. № 43н.[7].

Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой. Документы третьего уровня регулируют конкретные операции, к таким относится Приказ Минфина России от 22.07.2003г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [8].

Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции выпускаемые самой организацией: план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учётная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/98, являются документами четвертого уровня. Чтобы правильно составить бухгалтерскую и налоговую отчетность, необходимо иметь под рукой информацию, учитывающую все требования действующего законодательства. Отчетность является завершающим этапом учетной работы [9].

В получении бухгалтерской информации заинтересованы адми­нистрация предприятия, внешние (сторонние) пользователи с пря­мым и косвенным финансовым интересом.

Администрацию представляет аппарат управления, менеджеры, руководители и специалисты подразделений, учредители (участни­ки), собственники, совет директоров и трудовой коллектив.

Руководство относится к числу основных пользователей инфор­мации. Собственников, учредителей и администрацию больше все­го интересуют прибыльность и ликвидность (соотношение платеж­ных средств и обязательств). Для менеджеров важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности отдельных изделий и дру­гих данных, необходимых для планирования, анализа, контроля и оценки финансового положения. Трудовой коллектив интересует стабильность деятельности организации и возможность получения дивидендов.

Сторонними пользователями бухгалтерской информации с прямым финансовым интересом являются инвесторы,  заимодавцы, банки, поставщики, конкуренты, правительства и их органы, общественность. По собранным данным они делают выводы о финансовых перспективах организации, ее ликвидности и платежеспособности.

К сторонним пользователям бухгалтерской информации с косвенным финансовым интересом относятся органы, уполномоченные управлять федеральным и муниципальным имуществом, налоговые, финансо­вые органы, органы статистики, аудиторские фирмы и др. Налоговые и финансовые (казначейство) органы, в отличие от других сторонних пользователей информации, имеют право получать не только отчет­ную, но и другую учетную информацию, необходимую для проверки правильности уплаты налогов и сборов. Учетная информация исполь­зуется и аудиторами, осуществляющими проверку организации.

В лице государства в получении достоверной информации о хозяйствующем субъекте заинтересованы: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Центральный банк Российской Федерации и иные кредитные учреждения. Министерство государственного имущества Российской Федерации. Государственный комитет Российской Федерации по статистике и прочие [14, стр. 38-39].

Сторонние пользователи обязаны хранить коммерческую тайну организации. Перечень сведений, составляющих такую тайну, опре­деляет руководитель организации на основе законодательства.

Отчетность организаций классифицируют по видам, периодич­ности составления, степени обобщения отчетных данных. По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, стати­стическую и оперативную. Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.

Статистическая отчетность составляется по данным статистиче­ского, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Оперативная отчетность составляется на основе данных опера­тивного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени — сутки, пятидневку, неделю, дека­ду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реа­лизации продукции.

По периодичности составления различают внутригодовую и го­довую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую — промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность — это отчеты за год.

По степени обобщения отчетных данных различают отчеты пер­вичные, составляемые организациями, и сводные, которые состав­ляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов [16, стр. 533-534].

Отчетный год для всех организаций - с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Первый отчетный год для создаваемых организаций считается с даты их государственной регистрации по 31 декабря; для организаций, созданных после 1 октября, - с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

Организации, за исключением бюджетных, в обязательном порядке представляют годовую и квартальную отчетность:

- участникам или собственникам их имущества;

- территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации;

- другим органам исполнительной власти, банкам, финансовым органам налоговой инспекции и иным пользователям, на которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации возложена проверка отдельных сторон деятельности организации и получение соответствующей отчетности [12, стр. 118-119].

Государственные и муниципальные унитарные организации представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Организации обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в указанные адреса бесплатно по одному экземпляру. Все они, за исключением бюджетных, представляют квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней после окончания отчетного года. Годовая и квартальная бухгалтерская отчетность до представления в вышеуказанные адреса рассматривается и утверждается в порядке, установленном учредительными документами. При наличии технических возможностей бухгалтерская отчетность может быть представлена на дискете или ином машинном носителе отчетной информации.

Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.

Датой представления бухгалтерской отчетности для одногородней организации считается день фактической передачи ее по принадлежности, а для иногородней - дата ее почтового отправления. В тех случаях, когда дата представле­ния отчетности совпадает с выходным (нерабочим) днем, срок представления отчетности переносится на следующий за ним первый рабочий день. Организации публикуют бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского за­ключения, если это предусмотрено законодательством России. Публикация производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, в газетах, журналах либо путем распространения среди пользователей брошюр, буклетов и дру­гих изданий. Организации, включая дочерние и зависимые общества (если таковые имеются), составляют сводную бухгалтерскую отчетность в порядке, устанавливаемом Минфином РФ, которая подписывается руководителем и главным бухгалтером.

Министерства и другие федеральные органы исполнительной власти РФ составляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по унитарным организациям и отдельно по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей вклада), которых находится в федеральной собственности (независимо от размера доли) [14, стр. 52-53].

Министерства и ведомства РФ представляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по подведомственным им организациям Министерству финансов РФ, Министерству экономики и развития торговли РФ и Государственному комитету РФ по Статистике в следующие сроки:

- по унитарным организациям - не позднее 25 апреля года, следующего за отчетным;

- по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли) - не позднее 1 августа года, следующего за отчетным.

Сводная годовая бухгалтерская отчетность объединения юридических лиц, созданного на добровольных началах, представляется в порядке и в сроки, предусмотренные в учредительных документах объединения, если иное не установлено законодательством РФ.

Министерства и иные органы исполнительной власти представляют сводную месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность об исполнении смет расходов организаций, состоящих на бюджете, соответственно Министерству финансов РФ и финансовым органам в установленные ими сроки. Сводная бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером [14, стр. 120].

 

Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности

      Перечень форм, входящих в состав бухгалтерской отчетности, утвержден приказом Минфина России от 22 ию­ля 2003 г. № 67н.

Бухгалтерская отчетность организаций (кроме бюджетных и страховых организаций и банков) состоит из:

- бухгалтерского баланса (форма № 1);

- отчета о прибылях и убытках (форма № 2);

- пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, включающих: отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), отчет о целевом использовании полученных средств  (форма № 6), пояснительная записка и другие формы отчетов, предусмотренные нормативными актами. Названный приказ предусматривает также аудиторское заключе­ние, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности орга­низации, если она в соответствии с федеральными законами подле­жит обязательному аудиту. В случае если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтер­ской отчетности, также может быть включено в состав бухгалтер­ской отчетности [14, стр. 41-42].

При составлении бухгалтерской отчетности необходимо выполнять следующие требования:

- соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики отражения хозяйственных операций и оценки имущества и обязательств, исходя из порядка, установленного законодательством;

- достоверное и полное представление информации об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности;

- обеспечить нейтральность информации; данное требование является элементом принципа надежности информации и предусматривает отражение в отчетности только нейтральной, т.е. непредвзятой информации. Отчетность не может быть использована в интересах одних групп пользователей с целью достижения ими выгодных для себя результатов;

- включение показателей деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы;

- исходить из данных унифицированных форм первичной учетной документации синтетического и аналитического учета;

- чтобы данные вступительного баланса соответствовали показателям утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. В случае изменений вступительного баланса следует объяснить причины такого изменения;

- всякое исправление ошибок обязательно подтверждать подписью лиц, их осуществляющих, с указанием даты исправления;

- составление его на русском языке и в валюте Российской Федерации;

- подписание руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организация. Если учет в организациях осуществляется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, то обязательна подпись лица, ведущего учет [16, стр. 537-538].

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 243.