Весь дошкольный возраст считается классическим возрастом игровой деятельности. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
В такой деятельности наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.
Соподчинение мотивов, о котором говорилось выше, впервые возникает и наиболее ярко проявляется в игровой деятельности. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия.[8]1
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.
Игровая деятельность оказывает большое влияние на умственное развитие ребенка. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон, Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению. [9]
Общение ребенка со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игровой деятельности. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период
В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды
деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Постройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, независимое от игры.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность. Учение вводит воспитатель, оно не появляется непосредственно из игры. Ребенок начинает учиться, играя. К учению он относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами. Выполняя эти правила, он овладевает элементарными учебными действиями.
Огромное значение игровой деятельности для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в возрасте до 3 лет ведущей.
Заключение
Игровая деятельность, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского развития. Игровая деятельность подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра для детей в возрасте до 3 лет – любимая форма деятельности. В игровой деятельности, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях. Развитие творческого начала детей в возрасте до 3 лет средствами игры будет эффективно при условии: систематического использования игровых методов и приемов; учета возрастных и психологических особенностей детей в возрасте до 3 лет; создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности. Игровой метод включения детей в возрасте до 3 лет в деятельность предполагает личностный подход. Игровая деятельность – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от педагогов. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков детей, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п.
Список использованной литературы
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987 г.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2001 г.
3. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей/Сост. Л. В. Ковинько. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 г.
4. Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. – М.., 2005. – С. 40.
5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1966 г.
6. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996 г. №6.
7. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М.: Просвещение, 2006 – С.56.
8. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. – 2004. - № 2.
9. Курилова Е. Развиваем память. № 12, 2004.
10. М. М. Кашапов. Психология педагогического мышления. Автор. М. М. Кашапов. Издательство. Алетейя, 2000.
11. Леушина Л.А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста” /Москва “Просвещение” 1974
12. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. – СПб.: Питер, 2008
13. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 4.
14. Немов Р.С. Психология в 3 кн. Книга 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: Книга, 2005. – С.327.
15. Психология детства. //Под редакцией А.А. Реана. – СПб.: Питер, 2005. – С.116.
16. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
17. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (до 3 лет): Ранняя диагностика умственного развития // Альманах института коррекционной педагогики PAO . - M., 2005 –№ 4.– С.122-145.
18. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньска школа, 1969 г.
19. Эльконин Д. Б. «Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание» 1966 г. № 3.
20. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989 г.
21. Эльконин Д. Б. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999 г.
22. Янушко Е. Что-то будет. Книжка восторга и удивления. – М: Карапуз, 2007.
Приложение
Виды игр
Для реализации всех общих условий, простимулировать этот процесс могут специальные упражнения и игры. Как только малыш произнес первые слова, с ним можно обсуждать все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, чем занимались утром, что кушали на завтрак, с какими игрушками возились в песочнице. Сначала, конечно, перечислять все это будут взрослые, но постепенно кроха присоединится к игре. Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов – все это необходимо для общего развития.
Читая с малышом книгу или заучивая стишок, мы тем самым развиваем его словесно-смысловую память. Особое внимание стоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за сюжетом, пропуская подробности и описание персонажей, явлений, поэтому читать им одну и ту же сказку, стишок, рассказ придется неоднократно. Затем можно задавать вопросы о прочитанном: что происходило в сказке? Кто что делал? Как выглядел? Что плохо, что хорошо? и т.д. Важно, чтобы ребенок рассказывал об описываемых событиях последовательно и логично. Уже в 1,5-2 года дети с удовольствием перечисляют героев стишка или сказки. К 5 годам задачу можно усложнить, побуждая малыша пересказывать рассказы.
Для детей самого младшего возраста (10 месяцев – 1,5 года) существуют игры, например, «Найди игрушку». Сначала на глазах у ребенка кладут игрушку под одну из двух лежащих перед ним пеленок. Малыш начнет изучать их, как бы стараясь сообразить, под какой же игрушка? Сосредоточенное выражение его лица покажет, что он старается вспомнить, куда же ее спрятали. Наконец, он сдернет пеленку и обрадуется, что не ошибся. Этот опыт повторяется несколько раз, причем, игрушку всегда кладут под одну и ту же пеленку. А потом, под наблюдением малыша, ее прячут под другую. И, хотя карапуз все прекрасно видел, какое-то время он все же будет искать игрушку на прежнем месте. Так происходит потому, что именно этот вариант зафиксирован в его памяти. Позже, от 1 до 1,4 года, время поиска сокращается: теперь малыш помнит, куда вы кладете игрушку, или даже замечает выпуклость и может сообразить, что под пеленкой.
Игра «Прятки» хорошо помогает развитию памяти у маленьких детишек, начиная с 8-10 месяцев. Самый простой вариант – набросить на свое лицо платок и спросить: «Где мама?», а потом открыть лицо или позволить малышу стянуть ткань. С ребенком чуть постарше, около года, можно попробовать на несколько секунд спрятаться за кресло или спинку кровати. Когда мама «исчезает», память крохи сохраняет ее образ, а когда появляется вновь, малыш испытывает неподдельную радость от совпадения этого образа и маминого облика наяву.
Ребят старше 2 лет прекрасно развивает игра «Чего не стало?» («Чего не хватает»). На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек). Ответные действия детей могут быть разными. В зависимости от готовности, малыш может найти игрушку на другом столе, в комнате, на более удаленном расстоянии, выбрать табличку с названием игрушки и т.д. Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить место расположения игрушки среди других, а после того, как взрослый за ширмой нарушит этот порядок, вернуть ее на прежнее место. Возможна и обратная версия – игра «Кто к нам пришел?», когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов за ширмой.
Есть и еще одна игра на запоминание – «Ящик». В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно, и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается (к старшему дошкольному возрасту до 12 штук). В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ему предлагают найти предмет.
Для детей (2-3 года) существует упрощенный вариант игры – «Чудесный мешочек». В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.
Дополнительные игры
Найди куклу для детей 1,5—3 лет. Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, а взрослый в это время прячет куклу, потом говорит: Кукла Ляля убежала. Ах, куда она пропала? Маша, Маша (имя ребенка), поищи, С нашей Лялей попляши! (А. Ануфриева)
Ребенок находит куклу, пляшет с ней. Вместо куклы можно использовать любую игрушку.
Кто больше запомнит? для 2-3 летних.
Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество. 1
___________________________________________
1 Курилова Е. Развиваем память. № 12, 2004.
Ходьба восьмеркой . Развиваем координацию, учимся видеть препятствия. Расставьте кегли или большие кубики в цепочку на расстоянии 40 – 50 см. друг от друга. Для начала используйте всего 2 штуки. Ребенок должен пройти «восьмеркой» между ними. Когда кеглей целый ряд, то проходить нужно, то направо, то налево, описывая волнистую линию.
Прищепки. Разноцветные прищепки прикрепите на круглую картонку. Изучаем таким образом цвета и тренируем пальчики.
Разноцветный мир. Надуйте разноцветные воздушные шарики и смотрите сквозь них. Пусть ребенок расскажет, что он видит. Также можно раскрасить акварелью оконное стекло, смотреть через цветные пленки или стекла.
Что нового? Нарисуйте несложный рисунок, например дом, а затем покажите его ребенку. Потом попросите малыша закрыть глаза и отвернуться, и быстро дорисуйте что-то на рисунке (например, дым из трубы). А потом спросите «Что нового появилось на рисунке?».
Вспомним день . В конце дня вспомните с ребенком, что произошло в этот день? Какой момент был самым существенным? Может быть, вы ходили в гости, или что-то вкусное приготовили? Давайте прошедшему дню названия. Вспоминайте не только хорошие события, но и печальные.
Интуиция . Возьмите в одно руку конфетку и спрячьте ее за спиной, попросите ребенка угадать в какой она руке. Практически всегда ребенок угадывает правильно.
Ходим на руках. Положите ребенка животиком на мячик (диаметром примерно 20 см.), держите за ножки и, слегка, толкайте вперед, а потом назад. Это упражнение для развития ручек и пальчиков.
[1] Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (до 3 лет): Ранняя диагностика умственного развития // Альманах института коррекционной педагогики PAO . - M., 2005 –№ 4.– С.122-145.
[2] Немов Р.С. Психология в 3 кн. Книга 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: Книга, 2005. – С.327.
[3] Психология детства. //Под редакцией А.А. Реана. – СПб.: Питер, 2005. – С.116.
[4] Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. – М.., 2005. – С. 40.
[5] Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М.: Просвещение, 2006 – С.56.
[6] Немов Р.С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М. 2005. – С. 59.
1 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньска школа, 1969 г. С. 137.
1 Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1996. С. 117.
1 Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 4. С. 43 – 45.
1 Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. – 2004 г. - № 2. С. 75
1 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2001 г. С. 79.
[7] Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1996. С. 318
1 Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6. С. 93.
[9] Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6. С. 97.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 267.