Глава 1. Психолого-педагогические характеристики детей от рождения до 3-х лет
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Психолого-педагогические характеристики детей от рождения до 3-х лет. 6

1.1 Развитие психических процессов детей до 3 лет.. 6

1.2 Основные личностные новообразования возраста 21

Глава 2. Игровая деятельность детей от рождения до 3-х лет.. 27

1.1 Исторические предпосылки возникновения игровой деятельности.. 27

2.2 Характеристика основных видов игр и их классификация.. 28

2.3 Этапы развития игровой деятельности детей от рождения до 3-х лет.. 36

2.4 Значение игровой деятельности для социально-психологического развития ребенка данного возраста. 42

Заключение. 45

Список использованной литературы... 41

Приложение...................................................................................….........................................49

 

 

 

Введение

Актуальность исследования .

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игровой деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По - этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "

Игровая деятельность влияет на развитие творческих способностей детей, личностных качеств, игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.

Она вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

В психолого-педагогической литературе имеется немало исследований, посвященных изучению игровой деятельности у детей, например: Аникеева Н.П., Выготский Л.С., Леушина Л.А., Микадзе Ю.В., Монтессори М., Сухомлинский В.А., Эльконин Д.Б. и многие другие психологи и педагоги.

Объект исследования: игровая деятельность детей от рождения до 3-х лет.

Предмет исследования: особенности игровой деятельности детей от рождения до 3-х лет.

Цель исследования: рассмотреть особенности игровой деятельности детей от рождения до 3-х лет.

В соответствии с поставленной целью нашего исследования решаются следующие задачи:

1. Представить психолого-педагогические характеристики детей от рождения до 3-х лет.

2. Выявить исторические предпосылки возникновения игровой деятельности.

3. Охарактеризовать основные виды игр и их классификации.

4. Определить этапы развития игровой деятельности детей от рождения до 3-х лет.

Ребенок играет, когда, например, манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым (особенно если это действие выполняется не с настоящим предметом, а с игрушкой). Но настоящее игровое действие будет только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом — другой. Игровое действие носит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формирующаяся знаковая функция сознания ребенка. Ее проявление в игре имеет свои особенности. Игровые заместители предметов могут иметь с ними значительно меньшее сходство, чем, например, сходство рисунка с изображаемой действительностью. Однако игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета - заместителя. Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития.

Кризис 3-х лет

 

Трехлетний возраст характеризуют как «трудный». Вообще, понятие «кризис 3 лет» - понятие условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У одних детей он может начаться в 2 года 10 месяцев, а у других – в 3,5 года. В этот период ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми.

Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, т.е. когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрослых. С одной стороны, попытки отделить свое «Я» и формирование своих собственных желаний – это очень хорошо, но с другой стороны, при отсутствии умения высказывать свое мнение, малыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребенка – дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться. Также для ребенка становится важной его успешность или неуспешность в делах и играх, он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учится самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Он становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить. Огромное желание получить положительную оценку со стороны взрослых, желание опередить сверстника часто толкают детей на то, что они сильно преувеличивают свои успехи. Здесь важно знать, что если малыш начал откровенно фантазировать, то это значит, что его реальные успехи мало кто замечает – этим он компенсирует свое желание получить хоть какую-то положительную оценку со стороны взрослых. Вообще, все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Это важный этап в эмансипации ребенка; не менее бурный этап ждет его в дальнейшем – в подростковом возрасте.

Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.

На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика:

острый интерес к своему изображению в зеркале;

ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.

Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет.

Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.

Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнить, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Вообще негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали. На первый взгляд, кажется, что ведет себя так непослушный ребенок любого возраста. Но при обычном непослушании от чего-то не делает потому, что именно это ему делать и не хочется - возвращаться домой с улицы, чистить зубы или ложиться вовремя спать. Если же ему предложить другое занятие, интересное и приятное для него, он тут же соглашается. При негативизме события развиваются иначе. Л. С. Выготский приводит такой пример из своей клинической практики. Девочка, переживающая кризис 3 лет, очень хотела, чтобы ее взяли на конференцию где взрослые 'обсуждают детей', но, получив разрешение, на заседание не пошла. Это была негативная реакция на предложение взрослого. На самом деле ей так хотелось пойти, как и ранее до своего отказа, и, оставшись одна, девочка горько плакала.

Еще два примера, описанных Л. И. Божович. Мальчик с затянувшимся кризисом решил рисовать, но вместо ожидавшегося отказа получил одобрение родителей. С одной стороны, рисовать ему хочется, с другой - еще больше хочется сделать наоборот. Мальчик нашел выход из этого сложного положения: расплакавшись, он потребовал, чтобы рисовать ему запретили. После исполнения этого желания он с удовольствием принялся за рисунок. Другой ребенок читал 'наоборот' известные строки Пушкина: 'И не по синим, и не по волнам, и не океана, и не звезды, и не блещут, и не в небесах'. Из этих примеров видно, как меняется мотивация поведения ребенка. Раньше в наглядной ситуации у него возникал аффект - непосредственное желание что-то сделать; импульсивные действия ребенка соответствовали этому желанию. В 3 года он впервые становится способен поступить вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Конечно, негативизм - кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в 3 года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступить исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоеванием в его развитии.

Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.

Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет продолжать кружить по двору, чем бы его не соблазняли (игрушкой, десертов, гостями) хотя и с совершенно унылым видом.

Строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.

Она направлена не против конкретного взрослого, а против сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, чтоб ему предлагают и делают другие. 'Да ну!' - самая распространенная реакция в таких случаях.

Своеволие. Стремится все делать сам.

Протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.

Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.

В глазах ребенка обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.

Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Все эти явления свидетельствуют о том, о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Это важный этап в эмансипации ребенка; не менее бурный этап ждет его в дальнейшем - в подростковом возрасте. В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность - предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают примитивные игры. К трем годам появляются личные действия и сознание 'я сам' - центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная самооценка. В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношением с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением 'я' ребенка

Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Кризис протекает, как кризис социальных отношений, и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция "Я сам". Ребенок познает различие между "должен" и "хочу".

Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, которую Э.Эриксон назвал автономией (независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.

Зона ближайшего развития ребенка состоит в обретении "могу": он должен научиться соотносить свое "хочу" с "должен" и "нельзя" и на этой основе определить свое "могу". Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции "хочу" (вседозволенность) или "нельзя" (запреты). Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность.

Эта сфера деятельности – в игре. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем "безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность" (Э.Эриксон).

Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего 'я' по Д. Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда - со сверстниками).

 

1.2 Основные личностные новообразования возраста

 

После младенчества начинается новый этап развития человека – раннее детство (от 1 года до 3 лет). В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. Ребенок начинает овладевать телом, управлять движениями рук.

На первом году жизни у младенца сформировались начальные формы психических действий, свойственных человеку. Предыстория психического развития теперь уступила место его подлинной истории. Следующие два года – период раннего детства – приносят ребенку новые принципиальные достижения. Трехлетний ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, умеет употреблять многие предметы обихода и испытывает ценностное отношение к предметному миру. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения[3].

В отношениях со взрослыми ребенок проявляет выраженную подражательность, что является простейшей формой идентификации. Идентификационные отношения ребенка со взрослым и взрослого с ребенком готовят малыша к эмоциональной причастности к другому, к людям. На фоне идентификации у ребенка появляется так называемое чувство доверия к людям (чувство базового доверия, Э. Эриксон), а также, так называемая, готовность к присвоению материальной, психической и духовной культуры.

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении; в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления; в развитии воображения и памяти; в чувствовании себя источником воображения и воли; в выделении своего «Я» и в появлении так называемого чувства личности. Общая сензитивность к развитию осуществляются за счет неудержимости онтогенетического потенциала к развитию, а также психологического вхождения ребенка в социальное пространство человеческих отношений, где происходят развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным[4].

Психологические новообразования раннего возраста (смысловое строение сознания, символическая функция, система «я») приходят в несоответствие с положением ребенка среди других людей как маленького. Возникает самый яркий кризис развития – кризис трех лет – с симптомами упрямства, негативизма, строптивости, чувства гордости за свои достижения и др. Разрешается кризис трех лет переходом к другому положению среди людей, которое достигается путем изменения отношения взрослых к ребенку.

Дети раннего возраста обладают рядом психологических, поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их диагностического обследования. К этим особенностям, прежде всего, относится низкий уровень сознания и самосознания.

Когда мы говорим о сознании в контексте психодиагностики, то имеем в виду произвольность, внутренний волевой контроль и опосредованность речью основных познавательных процессов ребенка, его восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Как сознательно регулируемые, эти процессы у детей до 3 лет находятся на достаточно низком уровне развития, так как когнитивное развитие в данном возрасте еще далеко не завершено. Приобретение произвольности познавательными процессами начинается у ребенка примерно с трех - четырехлетнего возраста и завершается только к концу подросткового возраста. Поэтому, осуществляя психодиагностику детей раннего возраста, следует иметь в виду, что тестовые задания не должны требовать от ребенка высокоразвитого произвольного управления своими познавательными процессами[5].

Чтобы правильно судить об уровне развития, достигнутом ребенком, необходимо диагностические задания подбирать таким образом, чтобы они одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы. Это позволит адекватно оценить степень произвольности познавательных процессов и реальный уровень их развития в том случае, если они еще не являются произвольными.

Дети в возрасте до четырех лет, еще весьма слабо осознают собственные личностные качества, не в состоянии дать правильную оценку своего поведения. Самооценка и уровень притязаний у них еще не оформились настолько, чтобы иметь четкое представление о себе, о своих достоинствах и недостатках. Из сказанного следует, что методы личностной и поведенческой диагностики детей до четырехлетнего возраста не должны включать в себя такие задания и вопросы, которые ориентированы на самосознание ребенка и предполагают с его стороны осознанную, взвешенную оценку собственных личностных качеств. Нарушение этого правила может привести к тому, что ребенок или не будет отвечать на поставленные вопросы, или даст ответы на них механически, без должного понимания сути самих вопросов.

Дети раннего возраста лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т.е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психологического развития, когда сами методики и имеющиеся в них задания вызывают и поддерживают к себе интерес на протяжении всего времени диагностики. Поэтому, если мы хотим выявить действительный уровень развития ребенка и его возможности, например, зону потенциального развития, необходимо заранее, составляя инструкцию и методику, позаботиться о том, чтобы все это вызывало со стороны ребенка непроизвольное внимание и было достаточно интересно для него[6].

Наконец, следует учитывать особенности самих непроизвольных познавательных процессов, к примеру, непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость детей данного возраста, вызываемую прежде всего, психогенными факторами. В этой связи серию предлагаемых им тестовых заданий не следует делать слишком длинной, требующей большого количества времени. Оптимальным для детей дошкольного возраста считается время выполнения тестовых заданий, находящееся в пределах от одной до пяти минут, причем, чем меньше возраст ребенка, тем более коротким оно должно быть.

В связи со сказанным, при проведении личностной и поведенческой психодиагностики детей раннего возраста рекомендуется чаще обращаться к методу внешней, экспертной оценки, используя в качестве экспертов независимых, профессионально подготовленных взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка.

 

Заключение

 

Игровая деятельность, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского развития. Игровая деятельность подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра для детей в возрасте до 3 лет – любимая форма деятельности. В игровой деятельности, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях. Развитие творческого начала детей в возрасте до 3 лет средствами игры будет эффективно при условии: систематического использования игровых методов и приемов; учета возрастных и психологических особенностей детей в возрасте до 3 лет; создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности. Игровой метод включения детей в возрасте до 3 лет в деятельность предполагает личностный подход. Игровая деятельность – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от педагогов. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков детей, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п.

Список использованной литературы

 

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987 г.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2001 г.

3. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей/Сост. Л. В. Ковинько. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 г.

4. Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. – М.., 2005. – С. 40.

5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1966 г.

6. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996 г. №6.

7. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М.: Просвещение, 2006 – С.56.

8. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. – 2004. - № 2.

9. Курилова Е. Развиваем память. № 12, 2004.

10. М. М. Кашапов. Психология педагогического мышления. Автор. М. М. Кашапов. Издательство. Алетейя, 2000.

11. Леушина Л.А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста” /Москва “Просвещение” 1974

12. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. – СПб.: Питер, 2008

13. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 4.

14. Немов Р.С. Психология в 3 кн. Книга 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: Книга, 2005. – С.327.

15. Психология детства. //Под редакцией А.А. Реана. – СПб.: Питер, 2005. – С.116.

16. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.

17. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (до 3 лет): Ранняя диагностика умственного развития // Альманах института коррекционной педагогики PAO . - M., 2005 –№ 4.– С.122-145.

18. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньска школа, 1969 г.

19. Эльконин Д. Б. «Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание» 1966 г. № 3.

20. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989 г.

21. Эльконин Д. Б. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999 г.

22. Янушко Е. Что-то будет. Книжка восторга и удивления. – М: Карапуз, 2007.

 

Приложение

Виды игр

Для реализации всех общих условий, простимулировать этот процесс могут специальные упражнения и игры. Как только малыш произнес первые слова, с ним можно обсуждать все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, чем занимались утром, что кушали на завтрак, с какими игрушками возились в песочнице. Сначала, конечно, перечислять все это будут взрослые, но постепенно кроха присоединится к игре. Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов – все это необходимо для общего развития.

Читая с малышом книгу или заучивая стишок, мы тем самым развиваем его словесно-смысловую память. Особое внимание стоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за сюжетом, пропуская подробности и описание персонажей, явлений, поэтому читать им одну и ту же сказку, стишок, рассказ придется неоднократно. Затем можно задавать вопросы о прочитанном: что происходило в сказке? Кто что делал? Как выглядел? Что плохо, что хорошо? и т.д. Важно, чтобы ребенок рассказывал об описываемых событиях последовательно и логично. Уже в 1,5-2 года дети с удовольствием перечисляют героев стишка или сказки. К 5 годам задачу можно усложнить, побуждая малыша пересказывать рассказы.

Для детей самого младшего возраста (10 месяцев – 1,5 года) существуют игры, например, «Найди игрушку». Сначала на глазах у ребенка кладут игрушку под одну из двух лежащих перед ним пеленок. Малыш начнет изучать их, как бы стараясь сообразить, под какой же игрушка? Сосредоточенное выражение его лица покажет, что он старается вспомнить, куда же ее спрятали. Наконец, он сдернет пеленку и обрадуется, что не ошибся. Этот опыт повторяется несколько раз, причем, игрушку всегда кладут под одну и ту же пеленку. А потом, под наблюдением малыша, ее прячут под другую. И, хотя карапуз все прекрасно видел, какое-то время он все же будет искать игрушку на прежнем месте. Так происходит потому, что именно этот вариант зафиксирован в его памяти. Позже, от 1 до 1,4 года, время поиска сокращается: теперь малыш помнит, куда вы кладете игрушку, или даже замечает выпуклость и может сообразить, что под пеленкой.

Игра «Прятки» хорошо помогает развитию памяти у маленьких детишек, начиная с 8-10 месяцев. Самый простой вариант – набросить на свое лицо платок и спросить: «Где мама?», а потом открыть лицо или позволить малышу стянуть ткань. С ребенком чуть постарше, около года, можно попробовать на несколько секунд спрятаться за кресло или спинку кровати. Когда мама «исчезает», память крохи сохраняет ее образ, а когда появляется вновь, малыш испытывает неподдельную радость от совпадения этого образа и маминого облика наяву.

Ребят старше 2 лет прекрасно развивает игра «Чего не стало?» («Чего не хватает»). На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек). Ответные действия детей могут быть разными. В зависимости от готовности, малыш может найти игрушку на другом столе, в комнате, на более удаленном расстоянии, выбрать табличку с названием игрушки и т.д. Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить место расположения игрушки среди других, а после того, как взрослый за ширмой нарушит этот порядок, вернуть ее на прежнее место. Возможна и обратная версия – игра «Кто к нам пришел?», когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов за ширмой.

Есть и еще одна игра на запоминание – «Ящик». В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно, и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается (к старшему дошкольному возрасту до 12 штук). В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ему предлагают найти предмет.

Для детей (2-3 года) существует упрощенный вариант игры – «Чудесный мешочек». В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

Дополнительные игры

Найди куклу для детей 1,5—3 лет. Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, а взрослый в это время прячет куклу, потом говорит: Кукла Ляля убежала. Ах, куда она пропала? Маша, Маша (имя ребенка), поищи, С нашей Лялей попляши! (А. Ануфриева)

Ребенок находит куклу, пляшет с ней. Вместо куклы можно использовать любую игрушку.

Кто больше запомнит? для 2-3 летних.

Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество. 1

___________________________________________

1 Курилова Е. Развиваем память. № 12, 2004.

Ходьба восьмеркой . Развиваем координацию, учимся видеть препятствия. Расставьте кегли или большие кубики в цепочку на расстоянии 40 – 50 см. друг от друга. Для начала используйте всего 2 штуки. Ребенок должен пройти «восьмеркой» между ними. Когда кеглей целый ряд, то проходить нужно, то направо, то налево, описывая волнистую линию.

Прищепки. Разноцветные прищепки прикрепите на круглую картонку. Изучаем таким образом цвета и тренируем пальчики.

Разноцветный мир. Надуйте разноцветные воздушные шарики и смотрите сквозь них. Пусть ребенок расскажет, что он видит. Также можно раскрасить акварелью оконное стекло, смотреть через цветные пленки или стекла.

Что нового? Нарисуйте несложный рисунок, например дом, а затем покажите его ребенку. Потом попросите малыша закрыть глаза и отвернуться, и быстро дорисуйте что-то на рисунке (например, дым из трубы). А потом спросите «Что нового появилось на рисунке?».

Вспомним день . В конце дня вспомните с ребенком, что произошло в этот день? Какой момент был самым существенным? Может быть, вы ходили в гости, или что-то вкусное приготовили? Давайте прошедшему дню названия. Вспоминайте не только хорошие события, но и печальные.

Интуиция . Возьмите в одно руку конфетку и спрячьте ее за спиной, попросите ребенка угадать в какой она руке. Практически всегда ребенок угадывает правильно.

Ходим на руках. Положите ребенка животиком на мячик (диаметром примерно 20 см.), держите за ножки и, слегка, толкайте вперед, а потом назад. Это упражнение для развития ручек и пальчиков.


[1] Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (до 3 лет): Ранняя диагностика умственного развития // Альманах института коррекционной педагогики PAO . - M., 2005 –№ 4.– С.122-145.

[2] Немов Р.С. Психология в 3 кн. Книга 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: Книга, 2005. – С.327.

[3] Психология детства. //Под редакцией А.А. Реана. – СПб.: Питер, 2005. – С.116.

[4] Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. – М.., 2005. – С. 40.

[5] Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М.: Просвещение, 2006 – С.56.

[6] Немов Р.С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М. 2005. – С. 59.

1 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньска школа, 1969 г. С. 137.

1 Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1996. С. 117.

1 Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 4. С. 43 – 45.

1 Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. – 2004 г. - № 2. С. 75

1 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2001 г. С. 79.

[7] Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1996. С. 318

1 Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6. С. 93.

[9] Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6. С. 97.


Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Психолого-педагогические характеристики детей от рождения до 3-х лет. 6

1.1 Развитие психических процессов детей до 3 лет.. 6

1.2 Основные личностные новообразования возраста 21

Глава 2. Игровая деятельность детей от рождения до 3-х лет.. 27

1.1 Исторические предпосылки возникновения игровой деятельности.. 27

2.2 Характеристика основных видов игр и их классификация.. 28

2.3 Этапы развития игровой деятельности детей от рождения до 3-х лет.. 36

2.4 Значение игровой деятельности для социально-психологического развития ребенка данного возраста. 42

Заключение. 45

Список использованной литературы... 41

Приложение...................................................................................….........................................49

 

 

 

Введение

Актуальность исследования .

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игровой деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По - этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "

Игровая деятельность влияет на развитие творческих способностей детей, личностных качеств, игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.

Она вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

В психолого-педагогической литературе имеется немало исследований, посвященных изучению игровой деятельности у детей, например: Аникеева Н.П., Выготский Л.С., Леушина Л.А., Микадзе Ю.В., Монтессори М., Сухомлинский В.А., Эльконин Д.Б. и многие другие психологи и педагоги.

Объект исследования: игровая деятельность детей от рождения до 3-х лет.

Предмет исследования: особенности игровой деятельности детей от рождения до 3-х лет.

Цель исследования: рассмотреть особенности игровой деятельности детей от рождения до 3-х лет.

В соответствии с поставленной целью нашего исследования решаются следующие задачи:

1. Представить психолого-педагогические характеристики детей от рождения до 3-х лет.

2. Выявить исторические предпосылки возникновения игровой деятельности.

3. Охарактеризовать основные виды игр и их классификации.

4. Определить этапы развития игровой деятельности детей от рождения до 3-х лет.

Ребенок играет, когда, например, манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым (особенно если это действие выполняется не с настоящим предметом, а с игрушкой). Но настоящее игровое действие будет только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом — другой. Игровое действие носит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формирующаяся знаковая функция сознания ребенка. Ее проявление в игре имеет свои особенности. Игровые заместители предметов могут иметь с ними значительно меньшее сходство, чем, например, сходство рисунка с изображаемой действительностью. Однако игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета - заместителя. Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития.

Глава 1. Психолого-педагогические характеристики детей от рождения до 3-х лет

Дата: 2019-12-22, просмотров: 275.