Учебная мотивация. Процесс формирования личности будущего специалиста, который отвечает структуре мотивов и системе целей, идет с первых дней пребывания студента в вузе. Однако эффективность его может быть разной в зависимости от мотивации. В результате проведенного исследования Р.Р.Бибрих и И.О.Васильев пришли к выводу, что "в процессе адаптации к вузу происходит не простое приспособление старой структуры учебных мотивов и системы целей к новым требованиям, но их коренная перестройка. Как показал анализ, структура целей в начальный период адаптации дестабилизировал. Это оказывается в отсутствии концентрации целей, в появлении множества неопределенных целей, в неразработанности отдельных общих целей. В процессе перестройки находится и структура мотивов. Широкие социальные, познавательные и профессиональные мотивы, что оказываются у подавляющего большинства студентов, чаще всего как бы находятся в латентном состоянии, еще не превратились в реально действующие" [11]. Последующий анализ динамики учебной мотивации, проведенный В.А.Якуниним [62], позволил установить, что она обычно все снижается от курса к курсу. При анализе динамики в структуре учебной мотивации было обнаружено, что на всех курсах ведущее место занимают профессиональные мотивы, мотивы социальной идентификации и утилитарные. На младших курсах отношения к профессии влияет на активность и результативность учебной деятельности в основном опосредствовано, то есть через профессиональную и познавательную мотивацию, а на старших курсах оно прямо связано с эффективностью учебной деятельности. Таким образом, отношение к избранной профессии влияет на ход и результат процесса адаптации.
Профессиональный интерес. Г.Д.Бабушкин [7] рассматривает профессиональный интерес как сложное личностное образование, которое возникло в процессе профессионального самоопределения и являет собой мотивировано субъективное отношение к конкретной профессиональной деятельности, которое осознается и переживается личностью. Профессиональный интерес содержит в себе следующие компоненты: эмоциональный, мотивационный, интеллектуальный, волевой. Низкая удовлетворенность профессией в процессе профессиональной учебы вероятнее всего приводит к ее освоению на поверхностном уровне. А это, в свою очередь, вызывает психические перегрузки даже при умеренно напряженной профессиональной деятельности, допускает О.О.Реан. По данным социологического исследования [43], приблизительно 93,6% первокурсников довольны выбором профессии, до 2 курса удовлетворенность падает до 72,2%. Разочарование в избранной профессии, которая возникает в процессе учебы, в большинстве случаев связанное с тем, что студенты первого курса не имеют достаточно полного представления о своей профессии.
4. Стиль деятельности. Р.В.Габдриев, Г.В.Икрин отмечают, что деятельность студентов является своеобразной за своими целями и заданиями, содержанием, внешними и внутренними условиями, средствами, трудностями, особенностям протекания психических процессов, проявлениями мотивации, состояний личности и коллектива, за осуществлением управления и руководства.
Специфические особенности учебы студента на разных курсах. Особенности деятельности студента ярко оказываются уже на первом курсе. Переход от учебы в средней школе к учебе в вузе характеризуется резким изменением условий, в которых осуществляется деятельность. Беспрестанно изменяется учебный материал, состав преподавателей, происходит изменение окружающей обстановки в аудитории, учебном заведении, по месту жительства и так далее Все изменения определенным образом влияют на психическое состояние тех, кого учат, и в конце концов отражаются на поступи учебной и общественной деятельности. Отсюда, как отмечают М.И.Дьяченко и Л.О.Кандибович, возникают существенные разногласия в деятельности, а особенно ее результатах при учебе того же человека в школе и вузе. Соответственно, чем быстрее первокурсник производит свой индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, тем более легко будет осуществляться процесс адаптации к новой учебной ситуации.
Индивидуальный стиль, под которым обычно понимают стойкую систему способов и приемов деятельности. В зависимости от типологических свойств нервной деятельности, замечает В.О.Якунин, могут складываться полностью полярные индивидуально стойкие приемы деятельности, которые позволяют людям достигать одинаково высоких результатов. Вместе с тем, как подчеркивали В.С.Мерлин [30] и Е.О.Климов [24], любой индивидуальный стиль выступает одновременно и как определен способ выявления отношения личности к реально осуществляемой ею деятельности, и как условие формирования в дальнейшем у субъекта активно творческого к ней отношения. Выходит, от индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности зависит характер не только протекания процесса адаптации, но и его следствия, в дальнейшем - профессионального становления специалиста.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 237.