Исходы конфликта (формы его разрешения) очень разнообразны. Снять конфликт можно двумя путями: через снятие инцидента и через разрешение конфликтной ситуации.
Снятие инцидента — это попытка каким-то образом приглушить конфликт. Его можно либо перевести на стадию осознания (без конфликтных действий), либо на стадию неосознаваемой конфликтной ситуации. Это можно сделать несколькими способами.
1. Обеспечить выигрыш одной из сторон. В этом случае конфликт полностью решается, конечно, если проигравшая сторона принимает свое поражение, что на практике встречается крайне редко. Победа одной стороны — это всегда временное состояние, которое сохраняется до ближайшего серьезного инцидента.
2. Снятие конфликта с помощью лжи. Это может перевести конфликт в неосознаваемую форму и таким образом дает сторонам отсрочку в решении своих проблем.
Более кардинальные возможности для разрешения конфликта предполагают пути разрешения самой конфликтной ситуации. Этого можно добиться при помощи:
1. Полного физического или функционального разведения его участников. Таким образом исчезает сама почва для конфликта. Однако конфликтные отношения между бывшими оппонентами могут сохраняться еще очень долго из-за того, что они так и не были разрешены. Кроме того, такой путь редко удается реализовать в реальной практике.
2. Внутреннее переструктирование образа ситуации. Смысл данного приема состоит в изменении внутренней системы ценностей и интересов участников взаимодействия. Этим можно добиться того, что объект конфликта становится менее важен для них, либо становятся более важными взаимоотношения с оппонентом. Это достаточно сложная работа и требует помощи со стороны специалиста- психолога, однако именно этот путь может привести к конструктивному разрешению супружеских или семейных конфликтов.
3. Разрешение конфликта через конфронтацию к сотрудничеству. По своему содержанию близок к предыдущему, но касается, как правило, деловых конфликтов. Он не затрагивает глубинные отношения людей, а относится к их социальным или материальным интересам. Подобные конфликты решаются путем нахождения общих интересов и целей, путем сужения зоны разногласий до минимума и заключения договоров о сотрудничестве. Большую роль в разрешении таких конфликтов играет участие посредника — человека, владеющего специальными навыками ведения переговоров и разрешения споров.
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
В процессе конфликта все люди ведут себя по-разному. Патриция Якубовски и Артур Ланж предложили следующие определения разных типов поведения.
Открытое поведение. Вы действуете открыто, уверенно — когда вы встаете на защиту своих прав и выражаете свои мысли, чувства, убеждения, мнения прямо, честно, открыто, не нарушая прав других людей. Вы выражаете себя больше своими поступками, чем словами. Ваши слова и действия передают другим людям: «Вот что я думаю. Вот что я чувствую. Вот как я вижу (оцениваю) ситуацию». Вы передаете информацию, не возвышая себя и не унижая других, — вы общаетесь на равных.
Открытое поведение основано на уважении себя и уважении других людей. Защищая свои права, всегда следует помнить о желаниях и правах других людей. Цель открытого поведения — давать и получать уважение, просить о справедливости и оставлять место для компромиссов, когда ваши права и потребности вступают в конфликт с правами и потребностями других. Такие компромиссы позволяют уважать целостность обеих сторон и дают возможность удовлетворять их интересы. Такой подход позволяет избежать соблазна использовать открытое поведение, чтобы добиваться своих целей, манипулируя другими людьми. Сотрудничество с другими — лучший путь получать максимальные выгоды для обеих сторон.
Зависимое поведение. Когда вы разрешаете другим делать из вас жертву, не говорите открыто о своих чувствах, желаниях, мнениях или выражаете их неподходящим образом (неуверенно, извиняясь, стушевываясь) и другие люди могут легко не считаться с ними — значит, ваши права нарушаются и ваше поведение не открытое.
Зависимое поведение отражает недостаток уважения к самому себе, к своим правам. А это влияет на неуважение вас другими — они воспринимают вас как ненадежного партнера, не желающего брать на себя ответственность и не умеющего решать проблемы. Цель такого поведения — быть приятным для других и избегать всяческих конфликтов.
Агрессивное поведение. Когда вы отстаиваете свои права и выражаете свои мысли, чувства, мнения, не считаясь с правами других — вы ведете себя агрессивно. Такое поведение несет в себе следующее сообщение: «Вот что Я думаю — вы глупы, чтобы думать по-другому. Вот что Я хочу — что вы хотите неважно. Вот что Я чувствую — ваши чувства не имеют значения». Цель — превосходство, доминировать и побеждать, когда другие теряют.
Основой для различия всех этих типов поведения являются личные права человека.
Чтобы ваши действия (поступки) были успешными — они должны быть убедительными. Вы должны верить в то, что вы делаете или собираетесь сделать. Это означает, что необходимо иметь ясное представление о своих правах и правах других людей в каждой ситуации.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 230.