Основные типы трудных ситуаций.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Трудные ситуации деятельности:

· Проблемные ситуации деятельности.

· Критические (аварийные) ситуации.

· Экстремальные ситуации.

Трудные ситуации взаимодействия:

· Проблемные ситуации взаимодействия.

· Предконфликтные ситуации.

· Конфликтные ситуации.

Трудные внутриличностные ситуации:

· Внутриличностные затруднения.

· Внутриличностные конфликты.

· Внутриличностные кризисы.

Трудные бытийные ситуации:

· Ситуации неизвестности.

· Ситуации опасности.

· Ситуации потери.

Существует и другая классификация конфликтов:

· по горизонтали – между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг у друга;

· по вертикали – между людьми, находящимися в подчинении друг к другу;

· смешанные – представлены и те, и другие участники.

Источники конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его. Источники конфликта могут быть объективными и субъективными.

Объективные источники, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми, лишь поводом, придуманным человеком.

Субъективные источники начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор путей (конфликтного или одного из неконфликтных) разрешения конфликта. В конфликте объективные и субъективные источники сложно разграничить.

К числу наиболее часто встречающихся объективных источников можно отнести следующие:

Ø естественное столкновение материальных и духовных интересов субъектов в процессе жизнедеятельности;

Ø слабую разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем;

Ø недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности субъектов материальных и духовных благ.

Отдельную группу составляют объективные источники конфликтов, происходящих в рамках взаимодействия субъектов, которые объединены в организацию. Этим источникам по сравнению с другими объективными источниками элемент субъективизма присущ в несколько большей степени.

Организационно-управленческие источники конфликтов связаны с созданием и функционированием групп, коллективов, организаций.

Структурно-организационные источники конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается.

Функционально-организационные источники конфликтов – неоптимальность функциональных связей организации с внешней средой, а также связей между структурными элементами организации и между отдельными работниками.

Личностно-функциональные источники конфликтов связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам занимаемой должности.

К ситуативно-управленческим источникам конфликтов относятся ошибки, допускаемые руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач.

Социально-психологические источники конфликтов связаны с потерей и искажением информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации.

Личностные источники конфликтов – индивидуально-психологические особенности его участников, специфика процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.

Предпосылкой для возникновения конфликта является конфликтная ситуация. Она появляется при несовпадении интересов сторон, стремлении к противоположным целям, использовании разных средств их достижения и т.п. Конфликтная ситуация — это условие конфликта. Чтобы ситуация перешла в конфликт, нужен толчок.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так назы­ваемые конфликтогены – слова, действия (или бездействия), способ­ствующие возникновению и развитию конфликта, то есть – приводя­щие к конфликту непосредственно.

Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Эта особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и поэтому не так строго следим за своими словами и действиями (то есть, не особенно задумываясь, «запускаем на орбиту» своих взаимоотношений с окружающими нас людьми различные конфликтогены).

Однако сам по себе «одиночный» конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть «цепочка конф­ликтогенов» — их, так называемая, эскалация.

Эскалация конфликтогенов – на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто макси­мально сильным среди всех возможных.

Какова же общая схема этого процесса «обмена любезностями»? Все происходит до невозможного просто. Получив в свой адрес кон­фликтоген, «пострадавший» хочет компенсировать свой психологи­ческий проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от воз­никшего раздражения, ответив «обидой на обиду». При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с «запасом». Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтоб впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стре­мительно нарастает.

Выделяют три основных типа конфликтогенов:

· стремление к превосходству;

· проявления агрессивности;

· проявления эгоизма.

В процессе вызревания конфликта можно выделить 4 стадии:

1. Скрытую стадию — обусловленную неравным положением групп индивидов в сферах «иметь» и «мочь». Она охватывает все аспекты жизненных условий: социальный, политический, экономический, моральный, интеллектуальный.    

    Главная ее причина — стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству.

2. Стадию напряженности, степень которой зависит от позиции противоборствующей стороны, имеющей большую мощь, превосходство. Например, напряженность равна нулю, если доминирующая сторона занимает позицию сотрудничества, напряженность понижена — при примиренческом подходе, очень сильна — при непримиримости сторон.

3. Стадию антагонизма, которая проявляется как следствие высокой напряженности.

4. Стадию несовместимости, являющуюся следствием высокой напряженности. Это собственно и есть конфликт.

 

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КОНФЛИКТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ

 

I.  Конфликтная личность — демонстративный тип.

1. Хочет быть в центре внимания.

2. Любит хорошо выглядеть в глазах других.

3. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся.

4. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется сво­ими страда-ниями и стойкостью.

5. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям.

6.  Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоцио-нальное.

7.  Планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь.

8. Кропотливой систематической работы избегает.

9.  Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаи­модействия чувствует себя неплохо.

10. Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.

II. Конфликтная личность — ригидный тип.

1. Подозрителен.

2. Обладает завышенной самооценкой.

3. Постоянно требуется подтверждение собственной значимости.

4. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств.

5. Прямолинеен и негибок.

6. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень счи-тается с их мнением.

7. Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как долж-ное.

8. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринима-ется им как обида.

9. Малокритичен по отношению к своим поступкам.

10. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мни-мым или действительным несправедливостям.

III. Конфликтная личность — неуправляемый тип.

1. Импульсивен, недостаточно контролирует себя.

2. Поведение такого человека плохо предсказуемо.

3. Ведет себя вызывающе, агрессивно.

4. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы.

5. Характерен высокий уровень притязаний.

6. Несамокритичен.

7. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других.

8. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последова-тельно претворить планы в жизнь.

9. Недостаточно развита способность соотносить свои поступ­ки с целями и обстоятельствами.

10. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на будущее.

IV. Конфликтная личность — сверхточный тип.

1. Скрупулезно относится к работе.

2. Предъявляет повышенные требования к себе.

3.  Предъявляет повышенные требования к окружающим, при­чем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что к ним придираются.

4. Обладает повышенной тревожностью.

5. Чрезмерно чувствителен к деталям.

6. Склонна придавать излишнее значение замечаниям окру­жающих.

7. Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели.

8. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас рас-плачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.).

9. Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях.

10. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

V. Конфликтная личность — бесконфликтный тип.

1. Неустойчив в оценках и мнениях.

2. Обладает легкой внушаемостью.

3. Внутренне противоречив.

4. Характерна некоторая непоследовательность поведения.

5. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях.

6. Недостаточно хорошо видит перспективу.

7. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров.

8. Излишне стремится к компромиссу.

9. Не обладает достаточной силой воли.

10. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и при-чинами поступков окружающих.

 

СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

 

Разрешение конфликтов конструктивным способом может привести к более высокой степени сближения и более высокому качеству взаимоотношений.

Управляя конфликтами, необходимо:

· признавать, что они всегда имеют место;

· рассматривать конфликты как часть более крупной «картины»;

· не давать конфликтам затихнуть, использовать их для продвижения к намеченным целям.

 


 


Дата: 2019-12-09, просмотров: 245.