Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В соответствии с Федеральный законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
(с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.) существуют следующие понятия:

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нельзя обойти вниманием и то, что в целях реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и усиления социальной поддержки инвалидов Правительство Российской Федерации приняло федеральную целевую программу "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы" согласно которой, требуется решить следующие задачи: 

создание современной научно-методической базы деятельности учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, предприятий реабилитационной индустрии;

развитие инфраструктуры учреждений государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, предприятий реабилитационной индустрии, совершенствование их организационного, правового, информационного и кадрового обеспечения;

обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки и трудового устройства инвалидов как одного из основных инструментов социальной интеграции инвалидов в общество в современных социально-экономических условиях;

создание единой информационной системы по проблемам инвалидности и инвалидов;

совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов служб медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии;

усиление государственной поддержки общественных организаций инвалидов;

повышение эффективности расходования бюджетных средств на социальную поддержку инвалидов.

Программа предусматривает поэтапное решение проблемы развития государственной службы медико-социальной экспертизы, государственной службы реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии. При этом имеется в виду создание новых организационных структур, сохранение и развитие рабочих мест для инвалидов, внедрение современных медико-социальных технологий в работу учреждений указанных служб, методическое, информационное, кадровое обеспечение их деятельности, что в конечном итоге должно привести к усилению социальной защиты, улучшению качества жизни инвалидов и наиболее полной интеграции их в общество.

Планируется создание реабилитационных учреждений Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, развитие их материально-технической базы, организация и проведение фестивалей, конкурсов и спортивных мероприятий для инвалидов, создание специальных телевизионных программ и системы оказания услуг по сурдопереводу, что имеет значение для обеспечения доступа инвалидов к информации, более активного участия в культурной, спортивной и иных сферах жизни общества.

В правах инвалидов говорится о том, что инвалиды, в том числе дети-инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами и т.д. на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку.

                  

2.3.3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения:

специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад;

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии.

Настоящее Типовое положение распространяется также на специальные классы, группы (в том числе для детей со сложными дефектами) и группы продленного дня, создаваемые в установленном порядке в образовательном учреждении.

В соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288, направляются для использования в работе методические разъяснения специфики образовательного процесса, направлений деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также уровней реализуемых образовательных программ в каждом виде специального (коррекционного) образовательного учреждения.

 

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида        

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида       

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV вида и IV видов                                                           

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида        

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида       

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида      

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида     

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов. Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.

При необходимости может быть организовано совместное (в одном коррекционном учреждении) обучение незрячих и слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией.

Для формирования у воспитанников компенсаторных процессов проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия по развитию осязательного (III вид) и зрительного восприятия, речи, социально-бытовой и пространственной ориентировке, ритмике, лечебной физкультуре, формированию навыков общения.

2. В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.

3. В 1 класс (группу) коррекционного учреждения III вида принимаются дети 6 - 7лет, допускается также прием детей свыше указанного возраста на 1 - 2 года.

4. Количество воспитанников в классе (группе), группе продленного дня в коррекционном учреждении III вида - до 8 человек.

5. Коррекционное учреждение III вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 - 5 лет);

2 ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 - 6 лет);

3 ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года).

Общий срок обучения - 12 лет.

6. В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи), форма и течение патологического процесса. Также могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии.

Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения зрения.

7. В 1 класс (группу) коррекционного учреждения IV вида, как правило, принимаются дети 6 - 7-летнего возраста.

8. Количество воспитанников в классе (группе), группе продленного дня в коррекционном учреждении IV вида - до 12 человек.

9. Коррекционное учреждение IV вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года);

2 ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 6 лет);

3 ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года).

10. На 1 ступени общего образования выявляются индивидуальные возможности воспитанников. Коррекционная направленность образовательного процесса осуществляется на уроках по общеобразовательным предметам, а также занятиях по социально-бытовой ориентировке, развитию зрительного и осязательного восприятия, речи, по пространственной ориентировке, ритмике, лечебной физкультуре, логопедии, по формированию навыков общения. Это способствует приобретению воспитанниками специфических умений и навыков, приемов самоконтроля и самопроверки, осуществляются занятия по элементарной социально-бытовой ориентировке. Восполняются пробелы дошкольного образования, расширяются знания об окружающем мире специфическими для данной категории воспитанников способами.

На 2 ступени общего образования проводится работа по дальнейшему формированию коррекционно-компенсаторных навыков в соответствии с возрастом воспитанников, продолжаются коррекционные занятия, увеличивается объем занятий по развитию навыков общения, социально-бытовой ориентировке и ориентировке в пространстве, способствующих их социальной реабилитации, адаптации и интеграции в среду зрячих.

На 3 ступени общего образования завершается обучение по общеобразовательным предметам (в соответствии с учебной программой), совершенствуются навыки воспитанников по ориентировке в пространстве и создаются условия для сознательного и активного включения их в жизнь общества.

11. Обучение воспитанников с нарушениями зрения осуществляется с широким использованием тифлоприборов и специального оборудования с учетом структуры зрительного дефекта, степени и характера нарушения зрения. При этом обучение незрячих базируется на использовании осязательного и зрительно-осязательного восприятия. Основой обучения является система Брайля.

Используется нестандартный дидактический материал и особые средства наглядности, позволяющие расширить рамки доступности учебной и другой информации.

12. Для детей 5 - 7 лет могут быть организованы дошкольные группы или подготовительные классы.

13. В штаты коррекционных учреждений III-IV видов вводится должность логопеда из расчета не менее 1 единицы на 20 воспитанников с нарушениями речи.

14. В штаты коррекционных учреждений III-IV видов вводится должность сестры-ортоптистки из расчета не менее 1 единицы на 20 воспитанников с глазными заболеваниями.

Таким образом, мы рассмотрели основы государственной системы коррекционной поддержки и социальной защиты детей с нарушением зрения, а также правовые основы и анализ соответствия действующих законов РФ в области защиты прав детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии, с нарушением зрения, в частности. На основе данного анализа можно сделать вывод о том, что не все принятые законы и подзаконные акты действуют эффективно, что связано с существующими объективными и субъективными причинами: отсутствием денежных средств, нехваткой квалифицированных кадров и т.д.

 

 



Заключение.

    Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы. В современной общей и коррекционной педагогике утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления отклонений в развитии. Особую значимость приобретает проблема подготовки педагогов дошкольных, школьных и  специальных детских учреждений, воспитывающих детей с различными отклонениями, а в нашем случае – тифлопедагогов. Немаловажную роль в этом процессе должен иметь момент подготовки педагогов к встрече с такими детьми, правильное распознавание их недуга, своевременное их выявление и оказание им необходимой психолого-педагогической помощи. В связи с этим в последние годы в нашей стране успешно решается задача ориентированности всех педагогов в наиболее значимых дефектологических проблемах.

    Долгое время в нашей стране использовался термин «дефектология». В последние годы с развитием международных связей наблюдается тенденция к унификации общей и специальной терминологии, в связи с чем чаще используются термины «коррекционная педагогика» или «специальная психология и педагогика».

    Педагоги должны иметь представление об основных видах нарушений психофизического развития ребенка, о причинах их вызывающих, о путях преодоления возникающих при этом проблем во взаимоотношениях как с такими детьми, так и с их родителями. В совокупности эти сведения составляют основы коррекционной педагогики.

    Во всех квалификационных характеристиках четко обозначено, что все педагогические работники работают в тесном контакте с учителями и воспитателями, со специалистами всех профилей, взаимодействуют друг с другом и с родителями учащихся. Наиболее ярко это взаимодействие отражено в квалификационной характеристике воспитателя. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога он планирует и проводит с обучающимися коррекционно-развивающую работу. Организует и проводит реабилитационно-коррекционную и культурно-массовую работу с детьми с советом образовательного учреждения, детскими организациями и родителями, а также лицами, воспитывающими детей с наличием тех или иных отклонений в развитии. Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек.

    Таким образом, для воспитателя (педагога), работающего с учащимися, имеющими отклонения в развитии и поведении, вполне будет приемлемым тот перечень умений, который сформулирован для учителя-дефектолога. Нельзя не отметить, что нужна направленность на комплексный подход к изучению, преодолению и предупреждению у детей отклонений в развитии, что достигается совместными усилиями врачей, психологов, педагогов, дефектологов, родителей.     

    Настоящая работа преследует цель хоть в какой-то мере оказать практическую помощь в правильном применении  указанных подходов во взаимодействии тифлопедагогов, специализированных детских учреждений с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения. Считаю, что исследование будет полезно и научным работникам, а также студентам при изучении спецкурса по тифлопедагогике, так как проблем много и их нужно разрешать в процессе обучения студентов и применения данных знаний на практике.

 

        

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.

2. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

3. Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. М. «Педагогика». 1983.

4. Григорьева Л.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушениях зрения // «Психологический журнал». 1998. № 2. с.97.

5. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.

6. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М. «Просвещение». 1990.

7. Ежегодный государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 2003 год» / Под ред. Г.Н. Кареловой. – М., 2004.

8. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Вестник образования. Справочно-информационное издание МО РФ. – 2002. - № 11.

9. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

10. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; под ред. Б.П. Пузанова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

11.  Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ.сред.пед.учеб. заведений / Под ред.Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.

12.  О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов: Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.1997 // Вестник образования. – 1998. - №4.

13.  Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994. 

14. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М. «Полиграф-сервис». 1997.

15.  Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития: Книга в помощь родителям: Пер. с англ. / Под ред. Д.В. Колесова. – М.: Педагогика, 1988.

16.  Шевченко С.И. Информационно-методическое письмо по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений // Начальная школа. – 1997. № 10.

17.  Шибаева Л.В. Программа психологической реабилитации школьников с несформированной учебной деятельностью. – М., 1996.

18.  Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
(с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.). СЗ РФ от 27 ноября 1995г. № 48, ст.4563.

19. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1"Об образовании"(с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля 2005г.) ВВС РФ от 30 июля 1992г. № 30, ст.1797.

20. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утв. постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288) (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г.). СЗ РФ 17.03.1997г. № 11, ст. 1326.

21. Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005годы" (утв. постановлением Правительства РФ от 14 января 2000 г. N 36) СЗ РФ от 24 января 2000 г. № 4, ст. 393.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       

 

        

 


[1] Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994. с. 25.




Дата: 2019-12-22, просмотров: 354.