Введение.
Тифлопедагогика изучает закономерности и особенности обучения и воспитания детей (лиц) с нарушением зрения. Свое название тифлопедагогика получила от греческого tiphlos – слепой и как наука начала интенсивно развиваться еще в XVIII веке.
Увеличение числа детей с отклонениями в развитии и поведении, рост количества учащихся с социальной девиацией и школьной дезадаптацией привели к необходимости открытия дополнительного числа специальных (коррекционных) образовательных учреждений, к созданию в общеобразовательных школах классов выравнивания компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения. По свидетельству специальных психолого-педагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы, составляет около 20-30 % обучающихся, а около 70-80 % из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.
Структура и содержание образования в коррекционных классах и специальных учреждениях (учебных заведениях) имеют известные особенности, а характер усвоения учебного материала такими учащимися несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников. Это вызывает у педагогов, работающих с такими ребятами, соответствующие сложности в организации педагогического процесса, затрудняет проведение учебно-познавательной деятельности и воспитательной работы с учениками. Сложившиеся обстоятельства требуют внесения корректив в общепедагогическую и профессиональную подготовку тех, кому предстоит работать и воспитывать детей с соответствующими отклонениями, испытывающими трудности в освоении школьных учебных дисциплин, связанными с их болезнью и другими причинами.
В настоящее время проблема психофизического благополучия детей в условиях специальных детских учреждений приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Современная ситуация в России (отголоски экономического кризиса, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила положение исследуемой категории учреждений и семей, воспитывающих детей с ослабленным зрением. На первый план выходят проблемы экономического характера, бюджета и как вследствие этого – взаимоотношения в семьях. При этом немаловажное значение для лучшего понимания современных проблем данной научной дисциплины имеет раскрытие исторических основ становления тифлопедагогики как науки.
Научная новизна исследования состоит, на мой взгляд, в теоретическом анализе особенностей воспитания детей с ослабленным зрением; в выявлении факторов, обуславливающих позитивные взаимоотношения как между педагогами (воспитателями) и родителями, так и между ними и детьми; в изучении и использовании прогрессивного опыта зарубежной и отечественной педагогики в данных условиях; становлении тифлопедагогики как науки вообще.
Методологической основой исследования является – учение об историческом развитии тифлопедагогики как науки; учение о взаимодействии тифлопедагогов специальных детских учреждений с родителями, воспитывающими детей с ослабленным зрением, теория развития личности, а также изучение проблем правового характера.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в оптимизации воспитания детей с проблемами здоровья, связанных со зрением путем выработки рекомендаций для педагогов и родителей в указанных условиях; в выяснении взаимосвязи стиля воспитания с личностными качествами детей в процессе изучения развития и становления тифлопедагогики как науки.
Теоретическая значимость исследования содержится в анализе становления тифлопедагогики как науки, взаимоотношения тифлопедагога с родителями, воспитывающими детей с нарушением зрения, в установлении детерминанты негативных отношений в семье.
Объектом исследования является тифлопедагогика как наука в ее становлении, процесс ее развития, а также процесс воспитания детей с ослабленным зрением в специальных учреждениях в контексте их взаимодействия с родителями таких подопечных.
Предметом исследования являются как сама тифлопедагогика, так и дети с ослабленным зрением, воспитывающиеся в специальных детских учреждениях.
Задачи исследования:
- теоретически обосновать учение о тифлопедагогике с целью отыскания оптимальных путей воспитания и обучения детей с нарушением зрения, влияния взаимодействия тифлопедагога с родителями, воспитывающими детей с ослабленным зрением на процессы воспитания, обучения и общего их развития;
- изучить особенности взаимоотношений тифлопедагога с указанными семьями;
- на основе полученных данных разработать рекомендации в виде курса лекций для родителей и педагогов.
В качестве методов исследования использовались:
- анализ психолого-педагогических, социально-педагогических трудов по теме исследования;
- беседы;
- наблюдение.
Заключение.
Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы. В современной общей и коррекционной педагогике утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления отклонений в развитии. Особую значимость приобретает проблема подготовки педагогов дошкольных, школьных и специальных детских учреждений, воспитывающих детей с различными отклонениями, а в нашем случае – тифлопедагогов. Немаловажную роль в этом процессе должен иметь момент подготовки педагогов к встрече с такими детьми, правильное распознавание их недуга, своевременное их выявление и оказание им необходимой психолого-педагогической помощи. В связи с этим в последние годы в нашей стране успешно решается задача ориентированности всех педагогов в наиболее значимых дефектологических проблемах.
Долгое время в нашей стране использовался термин «дефектология». В последние годы с развитием международных связей наблюдается тенденция к унификации общей и специальной терминологии, в связи с чем чаще используются термины «коррекционная педагогика» или «специальная психология и педагогика».
Педагоги должны иметь представление об основных видах нарушений психофизического развития ребенка, о причинах их вызывающих, о путях преодоления возникающих при этом проблем во взаимоотношениях как с такими детьми, так и с их родителями. В совокупности эти сведения составляют основы коррекционной педагогики.
Во всех квалификационных характеристиках четко обозначено, что все педагогические работники работают в тесном контакте с учителями и воспитателями, со специалистами всех профилей, взаимодействуют друг с другом и с родителями учащихся. Наиболее ярко это взаимодействие отражено в квалификационной характеристике воспитателя. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога он планирует и проводит с обучающимися коррекционно-развивающую работу. Организует и проводит реабилитационно-коррекционную и культурно-массовую работу с детьми с советом образовательного учреждения, детскими организациями и родителями, а также лицами, воспитывающими детей с наличием тех или иных отклонений в развитии. Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек.
Таким образом, для воспитателя (педагога), работающего с учащимися, имеющими отклонения в развитии и поведении, вполне будет приемлемым тот перечень умений, который сформулирован для учителя-дефектолога. Нельзя не отметить, что нужна направленность на комплексный подход к изучению, преодолению и предупреждению у детей отклонений в развитии, что достигается совместными усилиями врачей, психологов, педагогов, дефектологов, родителей.
Настоящая работа преследует цель хоть в какой-то мере оказать практическую помощь в правильном применении указанных подходов во взаимодействии тифлопедагогов, специализированных детских учреждений с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения. Считаю, что исследование будет полезно и научным работникам, а также студентам при изучении спецкурса по тифлопедагогике, так как проблем много и их нужно разрешать в процессе обучения студентов и применения данных знаний на практике.
Список использованной литературы
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
2. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
3. Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. М. «Педагогика». 1983.
4. Григорьева Л.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушениях зрения // «Психологический журнал». 1998. № 2. с.97.
5. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.
6. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М. «Просвещение». 1990.
7. Ежегодный государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 2003 год» / Под ред. Г.Н. Кареловой. – М., 2004.
8. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Вестник образования. Справочно-информационное издание МО РФ. – 2002. - № 11.
9. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
10. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; под ред. Б.П. Пузанова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
11. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ.сред.пед.учеб. заведений / Под ред.Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
12. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов: Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.1997 // Вестник образования. – 1998. - №4.
13. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994.
14. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М. «Полиграф-сервис». 1997.
15. Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития: Книга в помощь родителям: Пер. с англ. / Под ред. Д.В. Колесова. – М.: Педагогика, 1988.
16. Шевченко С.И. Информационно-методическое письмо по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений // Начальная школа. – 1997. № 10.
17. Шибаева Л.В. Программа психологической реабилитации школьников с несформированной учебной деятельностью. – М., 1996.
18. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
(с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.). СЗ РФ от 27 ноября 1995г. № 48, ст.4563.
19. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1"Об образовании"(с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля 2005г.) ВВС РФ от 30 июля 1992г. № 30, ст.1797.
20. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утв. постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288) (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г.). СЗ РФ 17.03.1997г. № 11, ст. 1326.
21. Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005годы" (утв. постановлением Правительства РФ от 14 января 2000 г. N 36) СЗ РФ от 24 января 2000 г. № 4, ст. 393.
[1] Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994. с. 25.
Введение.
Тифлопедагогика изучает закономерности и особенности обучения и воспитания детей (лиц) с нарушением зрения. Свое название тифлопедагогика получила от греческого tiphlos – слепой и как наука начала интенсивно развиваться еще в XVIII веке.
Увеличение числа детей с отклонениями в развитии и поведении, рост количества учащихся с социальной девиацией и школьной дезадаптацией привели к необходимости открытия дополнительного числа специальных (коррекционных) образовательных учреждений, к созданию в общеобразовательных школах классов выравнивания компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения. По свидетельству специальных психолого-педагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы, составляет около 20-30 % обучающихся, а около 70-80 % из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.
Структура и содержание образования в коррекционных классах и специальных учреждениях (учебных заведениях) имеют известные особенности, а характер усвоения учебного материала такими учащимися несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников. Это вызывает у педагогов, работающих с такими ребятами, соответствующие сложности в организации педагогического процесса, затрудняет проведение учебно-познавательной деятельности и воспитательной работы с учениками. Сложившиеся обстоятельства требуют внесения корректив в общепедагогическую и профессиональную подготовку тех, кому предстоит работать и воспитывать детей с соответствующими отклонениями, испытывающими трудности в освоении школьных учебных дисциплин, связанными с их болезнью и другими причинами.
В настоящее время проблема психофизического благополучия детей в условиях специальных детских учреждений приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Современная ситуация в России (отголоски экономического кризиса, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила положение исследуемой категории учреждений и семей, воспитывающих детей с ослабленным зрением. На первый план выходят проблемы экономического характера, бюджета и как вследствие этого – взаимоотношения в семьях. При этом немаловажное значение для лучшего понимания современных проблем данной научной дисциплины имеет раскрытие исторических основ становления тифлопедагогики как науки.
Научная новизна исследования состоит, на мой взгляд, в теоретическом анализе особенностей воспитания детей с ослабленным зрением; в выявлении факторов, обуславливающих позитивные взаимоотношения как между педагогами (воспитателями) и родителями, так и между ними и детьми; в изучении и использовании прогрессивного опыта зарубежной и отечественной педагогики в данных условиях; становлении тифлопедагогики как науки вообще.
Методологической основой исследования является – учение об историческом развитии тифлопедагогики как науки; учение о взаимодействии тифлопедагогов специальных детских учреждений с родителями, воспитывающими детей с ослабленным зрением, теория развития личности, а также изучение проблем правового характера.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в оптимизации воспитания детей с проблемами здоровья, связанных со зрением путем выработки рекомендаций для педагогов и родителей в указанных условиях; в выяснении взаимосвязи стиля воспитания с личностными качествами детей в процессе изучения развития и становления тифлопедагогики как науки.
Теоретическая значимость исследования содержится в анализе становления тифлопедагогики как науки, взаимоотношения тифлопедагога с родителями, воспитывающими детей с нарушением зрения, в установлении детерминанты негативных отношений в семье.
Объектом исследования является тифлопедагогика как наука в ее становлении, процесс ее развития, а также процесс воспитания детей с ослабленным зрением в специальных учреждениях в контексте их взаимодействия с родителями таких подопечных.
Предметом исследования являются как сама тифлопедагогика, так и дети с ослабленным зрением, воспитывающиеся в специальных детских учреждениях.
Задачи исследования:
- теоретически обосновать учение о тифлопедагогике с целью отыскания оптимальных путей воспитания и обучения детей с нарушением зрения, влияния взаимодействия тифлопедагога с родителями, воспитывающими детей с ослабленным зрением на процессы воспитания, обучения и общего их развития;
- изучить особенности взаимоотношений тифлопедагога с указанными семьями;
- на основе полученных данных разработать рекомендации в виде курса лекций для родителей и педагогов.
В качестве методов исследования использовались:
- анализ психолого-педагогических, социально-педагогических трудов по теме исследования;
- беседы;
- наблюдение.
Глава 1. История оказания помощи лицам с нарушением зрения.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 387.