Мировое хозяйство (мировая экономика) - это совокупность национальных экономик, их взаимодействующих частей (отраслей, секторов, регионов), связанных сочетанием подвижных факторов производства. Национальные экономики, входящие в состав мировой экономики, имеющие международные экономические связи с другими странами, характеризуются как открытые.
Под открытой экономикой понимается такое хозяйство, направление развития которого определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве, внешнеэкономические связи усиливаются.
В настоящее время мировое хозяйство м-б представлено следующей структурой:
- мировой рынок товаров и услуг;
- мировой рынок капиталов;
- мировой рынок рабочей силы;
- международная валютная система;
- международная кредитно-финансовая система.
Главным внешним признаком существования мирового хозяйства является передвижение товаров и услуг между странами.
Международная торговля - сфера международных торгово-деловых отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.
Международная торговля состоит из двух встречных потоков товаров: экспорта и импорта - и характеризуется торговым сальдо и •торговым оборотом.
Экспорт - продажа товара, предусматривающая его вывоз за границу.
Импорт - покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за границы.
Торговое сальдо - разность стоимостных объемов экспорта и импорта.
Торговый оборот - сумма стоимостных объемов экспорта и импорта.
Под внешнеторговой политикой государства обычно понимается деятельность, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами. У большинства современных государств существует обширный набор инструментов, позволяющих осуществлять торговую политику.
Соотношение между экспортом и импортом регулируется государством путем проведения политики протекционизма и фритредерства.
Протекционизм - это политика, направленная на защиту национальной экономики от иностранных товаров и ограничивающая импорт.
Фритредерство - это политика свободной торговли.
Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях - при экспорте из данной страны.
Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы, который повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. Таможенные тарифы позволяют осуществлять защиту национальных производителей от иностранной конкуренции. Одновременно таможенные тарифы широко используются для обеспечения условий доступа товаров на иностранные рынки. Для этого заинтересованные страны проводят переговоры о сопоставимом снижении ставок своих таможенных тарифов по товарам, представляющим интерес для взаимной торговли. Таможенная пошлина также служит во многих странах важным источником поступления средств в государственный бюджет.
В политическом плане нетарифные методы торговой политики зачастую считаются предпочтительными для правительств, поскольку не накладывают дополнительное налоговое бремя на население. Количественные ограничения являются основным нетарифным методом торговой политики и включают:
· Квоты (или контингенты) определяют количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.
· Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования внешней торговли. Лицензионная система предполагает, что государство через специально уполномоченное ведомство выдает разрешение на внешнюю торговлю определенными, включенными в списки лицензируемых по экспорту и импорту товарами.
· «Добровольное» ограничение экспорта представляет собой экспортную квоту, в одностороннем порядке вводимую правительством экспортирующей страны под политическим давлением со стороны импортера.
· технические барьеры — требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм; внутренние налоги и сборы (НДС, акцизы, налог на продажу); государственные закупки преимущественно местной продукции и дискриминация против иностранной; требование о включении местных компонентов в производимые товары, с тем чтобы поддержать занятость и ограничить импорт.
Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг. Субсидии -денежные выплаты, направленные на поддержку национальных экспортеров и косвенную дискриминацию импорта. Субсидирование национального производства считается предпочтительной формой торговой политики по сравнению с импортным тарифом или квотой. Экспортные субсидии стимулируют отечественные экспортные отрасли посредством льготного налогообложения или льготного кредита, выдаваемого национальными банками под ставку процента ниже рыночной. Кредитование - государственный кредит, выдаваемый иностранным импортером при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит. Демпинг -продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня, существующего в этих странах, а иногда и по цене ниже себестоимости.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 275.