Теоретические и методологические основы управления кредитоспособностью предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курсовая работа

«Управление кредитоспособностью предприятия»

(на примере ООО «Мебекс»)

 

 

                                                                                     Выполнена:

                                                                        студенткой

                                                                        Романовой С.Д. ,
                                                                         Группа ФК-501з

 Проверил:

                                                                         к.э.н., доцент Савченко Н.Л.

 

                                                                                                

 

                                                  

                                           Екатеринбург 2011

 


Содержание.

 

Введение……………………………………………………………….…... .....3

1. Теоретические и методологические основы управления кредитоспособностью предприятия.

1.1 Понятие и значение кредитоспособности предприятия……………..5

1.2 Ключевые показатели кредитоспособности предприятия…………..9

2. Анализ кредитоспособности предприятия

2.1 Характеристика предприятия…………………………………………15

 2.2 Определение кредитоспособности заемщика банка............................20

3. Меры по совершенствованию управления кредитоспособностью предприятия……………………………………………………………………25

Заключение……………………………………………………………………..27

Список использованной литературы………………………………………....29

Приложение №1………………………………………………………………..31

Приложение №2………………………………………………………………..34

 

Введение

Кредитные отношения имеют древнюю историю, такую же древнюю, как и обмен в человеческом обществе. Ещё до развития товарно-денежных отношений кредит процветал в натуральной форме — примерно то, что в нынешних условиях является коммерческим кредитом. Много позднее с появлением денег, как эквивалента в обменных отношениях, кредит развернулся в форме ростовщичества. Так с развитием товарно-денежных отношений кредит выступал двигателем обмена, затем торговли и, наконец, производства товаров и услуг. Кредитные отношения развивались неизменно успешно, потому как имели прочную основу — несоответствие потребностей имеющимся возможностям, порождающее сначала долг, затем необходимость его возвращать. Влияние цивилизации на эту область экономических отношений отразилось в появлении кредитно-сберегательных учреждений — банков и других.

Кредитоспособность предприятия — это способность экономических субъектов своевременно и в полном объёме рассчитываться по своим обязательствам в связи с возвратом кредита. Оценивается данная категория с помощью критериев, соответствие или несоответствие которым повышает или понижает вероятность возврата предприятием кредита. Эта проблема имеет два аспекта: первый — определение кредитоспособности заемщика с позиций банка-кредитора.

Актуальность указанной темы обуславливается тем, что на определённых этапах производственного процесса почти все предприятия испытывают недостаток средств для осуществления тех или иных хозяйственных операций, то есть возникает необходимость в привлечении средств извне. В такой ситуации самый, казалось бы, логичный выход — получение банковского кредита, однако на практике такая задача оказывается для предприятий зачастую непосильной.

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении требований к кредитоспособности заемщика с позиций предприятия.

Задачи, которые необходимо рассмотреть для достижения данной цели, следующие:

- изучить критерии кредитоспособности предприятия, содержащиеся в нормативно-правовых актах по этому вопросу;

- оценить в соответствии с ними кредитоспособность конкретного предприятия;

- выработать предложения по укреплению кредитоспособности.

Объект исследования: управление кредитоспособностью предприятия.

Предмет исследования: кредитоспособность предприятия ООО «Мебекс»

Методы исследования: метод сравнительного анализа, метод табличной информации.     

 

Теоретические и методологические основы управления кредитоспособностью предприятия

Коэффициенты ликвидности

1.Коэффициент абсолютной ликвидности =(Денежные средства + Краткосрочные вложения) / Краткосрочные обязательства = (стр. 260 ф. №1 + стр. 250 ф. №1) / стр. 690 ф. №1 (0,2-0,5)

2. Коэффициент критической ликвидности (промежуточный коэффициент покрытия)=(Денежные средства + краткосрочные фин. Вложения + краткосрочная дебиторская задолженность) / Краткосрочные фин. Обязательства = (стр. 260 ф. №1 + стр. 250 ф. №1 + стр. 240 ф. №1) / стр. 690 ф. №1 (0,8-1)

3. Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия)= Оборотные активы / Краткосрочные обязательства = стр. 290 ф. №1/ стр. 690 ф. №1 (1,5–2)

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена на дату составления баланса.

Коэффициент критической ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет, как имеющихся денежных средств, так и ожидаемых поступлений от дебиторов.

Коэффициент текущей ликвидности – позволяет оценить, в какой степени оборотные активы покрывают краткосрочные обязательства.

Коэффициенты рентабельности

1.Коэффициент рентабельности продаж = Прибыль от реализации /Выручка от реализации = Стр. 050 ф. №2 / Стр. 010 ф. №2 (23)

2. Коэффициент рентабельности активов (всего капитала) = Чистая прибыль / Баланс = Стр. 190 ф. №2 / Стр. 300 ф. №1

3. Коэффициент рентабельности собственного капитала = Чистая прибыль / Источники собственных средств = Стр. 190 ф. №2 / Стр. 490 ф. №1

Коэффициенты прибыльности (рентабельности) характеризуют эффективность работы собственного и привлеченного капитала предприятия. Они являются существенным дополнением к коэффициентам финансовой устойчивости. Например, при повышении прибыльности работы предприятия ухудшение коэффициентов финансовой устойчивости не означает понижение класса кредитоспособности. Динамика коэффициентов прибыльности капитала имеет прямо пропорциональную связь с изменением уровня кредитоспособности клиента .

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на 1 руб. реализованной продукции. Уменьшение свидетельствует о снижении спроса на продукцию предприятия.

Рентабельность активов показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение свидетельствует о падении спроса на продукцию и о перенакоплении активов.

Предприятие считается низкорентабельным, если Rа находится в пределах от 1 до 5%, среднерентабельным при Rа от 5 до 20%, высокорентабельным при Rа от 20 до 30%. Значение Rп свыше 30% характеризуется как сверхрентабельность.

Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика коэффициента оказывает влияние на уровень котировки акций предприятия

Анализ ликвидности

Таблица1.1- Коэффициенты ликвидности

Показатель На начало года  На конец года Изменения
Коэффициент абсолютной ликвидности(>0,2) 0,50 0,94 0,44
Коэффициент текущей (общей) ликвидности(>2) 1,191 1,852 0,66
Коэффициент критической ликвидности (0,8-1) 0,571 1,028 0,454

 

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена на дату составления баланса , данный коэффициент в пределах нормы( 0,5 на начало года и 0,94 на конец года ) ,к концу года произошло увеличение на 0,44 .Это связано с ростом ростом денежных средств и краткосрочных вложений к концу периода.

Коэффициент текущей ликвидности показывает в какой степени оборотные активы покрывают краткосрочные обязательства. Из расчетов видно ,что показатели ниже нормы (1,19 и 1,82), при норме (>2). Следовательно, оборотных активов недостаточно для покрытия краткосрочных обязательств.

Коэффициент критической ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет ,как имеющихся денежных средств , так и ожидаемых поступлений от дебиторов. На начало года этот показатель составляет 0,57< 0,8. Это связано с низким показателем денежных средств и ожидаемых поступлений от дебиторов ,а также высокой долей кредиторской задолженности. Но к концу периода ситуация изменилась, и показатель стал составлять (1,02>1), это говорит о том ,что произошло снижение кредиторской задолженности и увеличения денежных средств ,краткосрочных финансовых вложений в 1,5 раза.

Анализ платежеспособности

Таблица 2 – Коэффициенты платежеспособности

Показатель На начало года На конец года Изменения
Общая платежеспособность организации (≥ 2) 1 1,288 0,288
Степень платежеспособности общая 2,62382 2,935 0,311
Коэффициент задолженности по кредитам банков и займам 0,907 1,610 0,702
Коэффициент задолженности другим организациям 1 0,488 -0,512
Коэффициент внутреннего долга 0,636 0,579 -0,057

 

Анализируя данные таблицы можно сделать следующие выводы: предприятие не способно покрыть все свои обязательства (краткосрочные и долгосрочные ) всеми своими активами ,об этом свидетельствует коэффициент общей платежеспособности, который 1< 2 и 1,288 <2. На предприятии недостаточно активов, хотя к концу периода происходит увеличение общей платежеспособности , но этого недостаточно для покрытия всех обязательств, долгосрочные обязательства к концу периода возросли 2,6 раза.

Коэффициент задолженности по кредитам банков и займов составляет на начало года 0,9 , а на конец увеличивается 1,28 , за счет увеличения долгосрочных пассивов.

Коэффициент задолженности другим организациям на начало года составляет 1, а на конец года уменьшается на 0,51, это связано за счет уменьшения кредиторской задолженности перед поставщиками.

Анализ доходности заемщика

Таблица 3  – Коэффициенты рентабельности

Показатель На начало года На конец года Изменения
Рентабельность продаж(коммерческая рентабельность), (>15%) 33,78% 35,66%   1,89%  
Рентабельность активов(эк. Рентаб.) ( >5 %) 90,22%   91,89%   1,67%  
Рентабельность собственного капитала(фин.рент) 321,88%   410,13%   88,25%  
Рентабельность производства 42,83%   46,11%   3,28%  

Расчет данных показателей свидетельствует о том, что рентабельность продаж составляет 33,78% и 35,66% на начало и конец года соответственно, столько прибыли приходится на 1 рубль реализованной продукции.

Рентабельность активов показывает эффективность использования всего имущества предприятия , к концу года рентабельность активов увеличивается на 1,67%, что свидетельствует о увеличении спроса на продукцию. Рентабельность активов выше 30% ,это значит предприятие сверхрентабельное.

Поскольку в нашем случае значение рентабельности оказалось больше 0,5 , то  предприятие «Мебель-дизайн» следует отнести к группе заемщиков, которые выполняют условия договора. При этом под «выполнением условий» подразумевается погашение ссуды.

Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования собственного капитала. На начало года- 321,88% ,а на конец -410,13% , увеличилась на 88,25%.

 Анализ собственного капитала заемщика

Таблица 4 - Коэффициенты финансовой устойчивости

Показатель На начало года На конец года Изменения
Коэффициент финансовой независимости(автономии)(≥0,5) 0,28 0,22 -0,06
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств(задолж) (≤1) 2,57 3,46 0,90
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (≥0,1) -0,073 -0,020 0,052
Коэффициент концентрации заемного капитала(≤0,5) 0,72   0,78 0,06
Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности (≥ 1)   0,095 0,117 0,022

 

По данным таблицы можно отметить ,что коэффициент финансовой независимости ниже нормы (0,28 и 0,22) ,при норме ≥0,5. Чем выше для заемного капитала в общем капитале заемщика ,тем ниже класс кредитоспособности клиента. Если предприятие на каждый рубль собственных средств привлекает более рубля заемных , это свидетельствует о снижении его финансовой устойчивости.

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств должен быть ≤1, что также имеет отклонения в данном случае(2,57 и 3,46). Долги собственным капиталом покрыть невозможно.

Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности показывает, какая величина дебиторской задолженности приходится на 1 рубль кредиторской задолженности. Данный коэффициент так же имеет отклонения от нормы (0,095 и 0,117) на начало и конец периода соответственно. К концу периода произошло увеличение показателя на 0,022

Это связано с снижением кредиторской задолженности перед поставщиками к концу года на 13тысяч.

Двухфакторная модель

Таблица 6 - Расчет суммы баллов

Показатель Фактическое значение Вес показателя Расчет суммы балов
1 2 4 5
К1 1,85 0,2614

Z=1,1032

К2 0,22 1,0595

Z= 0,3872+0,2614К1+1,0595К2

К1- коэффициент текущей ликвидности

К2 –коэффициент финансовой независимости

Сумма баллов:

Z < 1,3257 — вероятность банкротства очень высокая;

1,3257 < Z < 1,5457 — вероятность банкротства высокая;

1,5457 < Z < 1,7693 — вероятность банкротства средняя;

1,7693 < Z < 1,9911 — вероятность банкротства низкая;

Z > 1,9911 — вероятность банкротства очень низкая

Z=1,1032< 1,3257 , вероятность банкротства очень высокая

Модель Лиса

Таблица 7 - Расчет суммы баллов

Показатель Фактическое значение Вес показателя Расчет суммы балов
1 2 4 5
Х1 1,848 0,116

Z = 0,377

Х2 1,457 0,134
Х3 2,233 0,127
Х4 0,2887 0,00028

 

Z = 0,063Х1 + 0,092Х2 + 0,057Х3 + 0,001Х4

Х1 - оборотный капитал / сумма активов

Х2 - прибыль от реализации / сумма активов

Х3 - нераспределенная прибыль / сумма активов

Х4 - собственный капитал / заемный капитал

Сумма баллов:

Z < 0,037 — вероятность банкротства высокая;

Z > 0,037 — вероятность банкротства малая.

Z = 0,377  > 0,037 , вероятность банкротства малая.

Заключение

Целью данной работы явилось изучение вопросов анализа кредитоспособности и платежеспособности в том виде, который универсален для всех предприятий, независимо то рода их деятельности.

Однако специализация предприятия накладывает свои особенности на задачи и результаты анализа его кредитоспособности. Группировка показателей кредитоспособности, данная в этой работе, достаточно условна. Речь идет о том, какие финансовые показатели представляют интерес для тех или иных юридических и физических лиц, имеющих с ним экономические отношения, в конечном итоге. Но для того, чтобы правильно оценить уровень и динамику каждого показателя, определяющего кредитоспособность, необходимо представлять себе все финансовое состояние полностью. Все показатели взаимозависимы: нельзя, например, правильно оценить сложившийся уровень дивидендов на акции, не проанализировав динамику балансовой прибыли, рентабельности и оборачиваемости капитала, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Уровень и динамика каждого показателя обеспечиваются уровнем и динамикой других показателей. Анализируя кредитоспособность, необходимо оценить качественную и количественную взаимозависимость всех финансовых показателей.

В условиях нестабильной экономики (например, спад производства), высоких темпов инфляции фактические показатели за прошлые периоды не могут являться единственной базой оценки способности клиента погасить свои обязательства, включая ссуды банка, в будущем. В этом случае должны использоваться либо прогнозные данные для расчета названных коэффициентов, либо рассматриваемый способ оценки кредитоспособности предприятия (организации) дополнится другими. Проанализировав бухгалтерскую отчетность ООО "Мебекс" за 2009 год можно говорить об относительной кредитоспособности предприятия.

Коэффициент текущей ликвидности показывает, в какой степени оборотные активы покрывают краткосрочные обязательства. Из расчетов видно ,что показатели ниже нормы (1,19 и 1,82), при норме (>2). Следовательно, оборотных активов недостаточно для покрытия краткосрочных обязательств.

Предприятие не способно покрыть все свои обязательства (краткосрочные и долгосрочные ) всеми своими активами ,об этом свидетельствует коэффициент общей платежеспособности, который 1< 2 и 1,288 <2

Рентабельность активов показывает эффективность использования всего имущества предприятия , к концу года рентабельность активов увеличивается на 1,67%, что свидетельствует о увеличении спроса на продукцию. Рентабельность активов выше 30% ,это значит предприятие сверхрентабельное.

В ходе исследования я выяснила, что кредитоспособность организации складывается из ряда показателей финансового состояния, из показателей качественного анализа заемщика. По данным анализа мы определили высокую зависимость предприятия от заемного капитала, низкую финансовую устойчивость, низкую обеспеченность собственными оборотными средствами и низкую степень покрытия долгов собственным капиталом. Кроме того, предприятие является убыточным. Причем за исследуемый период финансовая устойчивость, деловая активность предприятия снизилась.

Также в целях повышения собственной кредитоспособности, предприятие должно заботиться о своем благоприятном имидже в деловых кругах и формировать положительную кредитную историю.

 

Список используемой литературы

1. Баканов, М.И., Шеремет, А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2002 – 416 с.
2. Бланк, И.А. Управление активами. – Киев: Ника-Центр, 2002 – 720 с.
3. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – Киев: Ника-Центр, 2007 – 653 с.
4. Бригхем, Ю., Гапенски, Л. Финансовый менеджмент: полный курс: в 2-х т./ пер. с англ. под ред. В.В. Ковалева. - СПб.: Экономическая школа, 2001г., т.1 – 497 с., т.2 – 669 с.
5. Ван Хорн. Основы управления финансами. – М.: Финансы и статистика, 2003 – 800 с.
6. Ионова, А.Ф., Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 624 с.
7. Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2007 – 768 с.
8. Крейнина, М.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003 – 400 с.
9. Низовкина, Н.Г. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005– 120 с.
10. Павлова, Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятий: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002 – 572 c.
11. Ревинский, И.А. Инвестиционный бизнес: мировой опыт. Учебное пособие. – Издательство Новосибирского университета, 2000 – 437 с.
12. Рубинштейн, Т.Б. Планирование и расчеты денежных средств фирм и компаний. – М.: Ось-89, 2001 – 608 с.
13. Рындин, А.Г., Шамаев Г.А. Организация финансового менеджмента на предприятии. – М.: Русская Деловая Литература, 2004 – 415 с.
14. Рынок ценных бумаг: Учебник/ Под. ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 448с.
15. Рыночная экономика региона. Под. ред. Профессоров В.В. Сафронова, В.А. Чемыхина. - Новосибирск: Новосибинформпечать, 2001. - 264с.
16. Теплова, Т. В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями: учебник для вузов / Т. В. Теплова. М. : ГУ-ВШЭ, 2000. 504 с.
17. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник./ Под. ред. Е.С. Стояновой. – М.: Изд. Перспектива, 2003. – 655с.
18. Хелферт, Э. Техника финансового анализа. – СПб.: Питер, 2003 – 640 с.


















Приложения №1

Итого по разделу III

490

53757

48127

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты 510

29638

78308

Отложенные налоговые обязательства

515

0

0

Прочие долгосрочные обязательства

520

0

0

Итого по разделу IV

590

29638

78308

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты 610

18121

13114

Кредиторская задолженность,

620

78114

65113

в том числе: поставщики и подрядчики

621

29178

15019

задолженность перед персоналом организации

624

21340

22780

задолженность перед государствеными внебюджетными фондами

625

11890

12710

задолженность по налогам и сборам

626

15200

14300

прочие кредиторы

628

506

304

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов 630

0

0

Доходы будущих периодов

640

0

0

Резервы предстоящих расходов

650

0

0

Прочие краткосрочные обязательства

660

12152

10132

Итого по разделу V

690

108387

88359

БАЛАНС

700

191782

214794

Приложение№2

Курсовая работа

«Управление кредитоспособностью предприятия»

(на примере ООО «Мебекс»)

 

 

                                                                                     Выполнена:

                                                                        студенткой

                                                                        Романовой С.Д. ,
                                                                         Группа ФК-501з

 Проверил:

                                                                         к.э.н., доцент Савченко Н.Л.

 

                                                                                                

 

                                                  

                                           Екатеринбург 2011

 


Содержание.

 

Введение……………………………………………………………….…... .....3

1. Теоретические и методологические основы управления кредитоспособностью предприятия.

1.1 Понятие и значение кредитоспособности предприятия……………..5

1.2 Ключевые показатели кредитоспособности предприятия…………..9

2. Анализ кредитоспособности предприятия

2.1 Характеристика предприятия…………………………………………15

 2.2 Определение кредитоспособности заемщика банка............................20

3. Меры по совершенствованию управления кредитоспособностью предприятия……………………………………………………………………25

Заключение……………………………………………………………………..27

Список использованной литературы………………………………………....29

Приложение №1………………………………………………………………..31

Приложение №2………………………………………………………………..34

 

Введение

Кредитные отношения имеют древнюю историю, такую же древнюю, как и обмен в человеческом обществе. Ещё до развития товарно-денежных отношений кредит процветал в натуральной форме — примерно то, что в нынешних условиях является коммерческим кредитом. Много позднее с появлением денег, как эквивалента в обменных отношениях, кредит развернулся в форме ростовщичества. Так с развитием товарно-денежных отношений кредит выступал двигателем обмена, затем торговли и, наконец, производства товаров и услуг. Кредитные отношения развивались неизменно успешно, потому как имели прочную основу — несоответствие потребностей имеющимся возможностям, порождающее сначала долг, затем необходимость его возвращать. Влияние цивилизации на эту область экономических отношений отразилось в появлении кредитно-сберегательных учреждений — банков и других.

Кредитоспособность предприятия — это способность экономических субъектов своевременно и в полном объёме рассчитываться по своим обязательствам в связи с возвратом кредита. Оценивается данная категория с помощью критериев, соответствие или несоответствие которым повышает или понижает вероятность возврата предприятием кредита. Эта проблема имеет два аспекта: первый — определение кредитоспособности заемщика с позиций банка-кредитора.

Актуальность указанной темы обуславливается тем, что на определённых этапах производственного процесса почти все предприятия испытывают недостаток средств для осуществления тех или иных хозяйственных операций, то есть возникает необходимость в привлечении средств извне. В такой ситуации самый, казалось бы, логичный выход — получение банковского кредита, однако на практике такая задача оказывается для предприятий зачастую непосильной.

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении требований к кредитоспособности заемщика с позиций предприятия.

Задачи, которые необходимо рассмотреть для достижения данной цели, следующие:

- изучить критерии кредитоспособности предприятия, содержащиеся в нормативно-правовых актах по этому вопросу;

- оценить в соответствии с ними кредитоспособность конкретного предприятия;

- выработать предложения по укреплению кредитоспособности.

Объект исследования: управление кредитоспособностью предприятия.

Предмет исследования: кредитоспособность предприятия ООО «Мебекс»

Методы исследования: метод сравнительного анализа, метод табличной информации.     

 

Теоретические и методологические основы управления кредитоспособностью предприятия

Дата: 2019-12-22, просмотров: 239.