Роль АСВ в процессе банкротства и санации банков.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Агентство по страхованию вкладов создано в январе 2004 года на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». В целях обеспечения функционирования системы страхования вкладов, Агентство осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая; ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов; контролирует формирование фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков; управляет средствами фонда страхования вкладов.                                                                                    С принятием Федерального закона от 20 августа 2004 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в России введен институт корпоративного конкурсного управляющего несостоятельными банками, функции которого возложены на Агентство.                                                                   27 октября 2008 года был принят Федеральный закон №175-Ф3 «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года».

    С этого момента Агентство по страхованию вкладов, помимо выполнения функций страховщика банковских вкладов и корпоративного конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитных организаций, стало активным участником осуществления мер по предупреждению банкротства банков[10].                                                                                                       Для построения эффективно работающей системы необходимо четко определить, какие цели перед ней ставятся. От этого во многом зависит ее внутренняя структура, т. е. принципы, формы деятельности и объем полномочий органов, управляющих системой, а также процедуры взаимодействия ее различных элементов.                                  Согласно Закону, одной из основных целей государственной политики в области предупреждения банкротства кредитных организаций стало поддержание стабильности банковской системы. Вторая, но не менее важная цель – защита интересов вкладчиков и иных кредиторов банков.

Участие Агентства в предупреждении банкротства банков строится на трех базовых принципах.                                                                                         Во-первых, это рыночная направленность. Помощь оказывается не банкирам, а банкам как экономическим субъектам, предоставляющим банковские услуги реальному сектору экономики и населению. Неэффективные собственники этих банков ограничиваются в правах либо вовсе отстраняются от ведения дел.                                                   Во-вторых, принцип избирательного воздействия. Очевидно, что финансовое оздоровление всех проблемных банков за счет государства невозможно. Тем более речь не может идти о полном покрытии за счет бюджета обязательств банков перед кредиторами. В соответствии с принципом избирательного воздействия помощь предоставляется исключительно тем банкам, которые обладают социальной и экономической значимостью для России в целом или для конкретного региона, т. е. воздействие оказывается на ключевые проблемные точки, влияющие на стабильность банковской системы.                                                       В-третьих, определение экономической целесообразности вмешательства. Активные действия государства возможны только в тех случаях, когда скорое банкротство банка обойдется обществу дороже, чем попытка его восстановления. При этом никаких твердых гарантий оказания помощи банкам государство не дает – принципы рыночной ответственности не должны размываться.                                                                   Стартовой точкой участия Агентства в мерах по предупреждению банкротства того или иного банка является решение Банка России о направлении в Агентство соответствующего предложения. Принципиально важно, что данное решение принимается именно Банком России как надзорным органом, обеспечивающим стабильность банковского сектора.

При наличии исходной целесообразности и возможности реструктуризации банка Агентство проводит оценку его финансового положения. По итогам данной оценки Агентство должно либо принять решение об участии в предупреждении банкротства, либо отказаться от участия в восстановлении банка. Основанием для отказа может стать неоправданно высокий уровень затрат Агентства. В случае, когда АСВ отказывается от работы с банком, у него отзывается лицензия на осуществление банковских операций.               Меры по финансовому оздоровлению осуществляются на основании специального плана участия, который разрабатывается Агентством и согласовывается с Банком России. Он должен содержать меры по восстановлению показателей финансового состояния банка до значений, установленных федеральными законами и нормативными актами Банка России.                                                                                                                За счет каких средств происходит восстановление банка?

В первую очередь, АСВ ориентировано на привлечение с рынка денег заинтересованных инвесторов.                                                         Естественно, предусмотрено и государственное софинансирование. Для этих целей из федерального бюджета Агентству выделено 200 млрд. руб. Кроме того, Законом предусмотрена возможность предоставления Агентству кредитов Банка России, а также использование средств фонда страхования вкладов для защиты интересов застрахованных вкладчиков[11].                    Агентство как корпоративный конкурсный управляющий призвано своей деятельностью усилить влияние государства, обеспечить реализацию принципа законности и персонификации ответственности в вопросе проведения ликвидации кредитной организации, не нарушив при этом прав и законных интересов всех участников рассматриваемого процесса.
Среди основных целей деятельности Агентства как корпоративного конкурсного управляющего можно выделить следующие:
- законное и наиболее полное составление реестра требований кредиторов; формирование конкурсной массы в максимально возможном размере; принятие обеспечительных мер по сохранению имущества ликвидируемого банка; проведение расчетов с кредиторами в кратчайшие сроки и в максимально возможном размере;                                                          - выявление и оспаривание кабальных, сомнительных и ущемляющих интересы кредиторов сделок с имуществом ликвидируемого банка, а также принятие мер по виндикации этого имущества у третьих лиц;
- разработка и реализация комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение банкротства субъектов банковской системы и т.д.                                                                                           Анализируя положения ФЗ, необходимо заметить, что процедура подачи заявления о признании кредитной организации банкротом, несмотря на корректировку законодателем, не претерпела кардинальных изменений. Введение нового лица в процедуру банкротства банка - Агентства по страхованию вкладов - осуществляется на стадии подачи заявления о признании банкротом кредитной организации в банк России, т.к. все копии необходимых документов направляются в АСВ. В дальнейшем Агентство является полноправным участником процедуры банкротства. Во всех случаях функции конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций осуществляются АСВ.                                                    К осуществлению своих функций в качестве конкурсного управляющего Агентство приступает со дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства и действует до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации кредитной организации.

Таким образом АСВ, наделенное статусом ликвидатора кредитных организаций вместо ГК "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (в настоящее время, находящегося в процессе добровольной ликвидации), призвано стать более "совершенным" гарантом возврата денежных вкладов населению, а ее состоятельность в рассматриваемом качестве не вызывает сомнения, т.к. Агентство получает полный контроль над кредитной организацией с первых признаков нестабильности банка, что, несомненно, поможет сохранить капиталы кредитной организации, а соответственно защитить права и обеспечить законные интересы клиентов.

 

 




ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проблема мирового финансового кризиса в настоящее время стала очень актуальной. Последствия кризиса сказались на всех отраслях экономики РФ. Не исключение банковская система РФ. С приходом кризиса в страну, в банковской системе произошел процесс консолидации, в ходе которого мелкие банки увеличили свои финансовые ресурсы за счет слияния. Образование более крупного банка с большими активами, набором услуг, и как следствие, увеличение числа клиентов. Уменьшился размер рублевых депозитов населения, однако, средние ставки по депозитам населения увеличились. Банки снизили вложения в ценные бумаги. Для поддержки банковской системы страны Центральный банк выдал коммерческим банкам кредит, увеличив тем самым активы банка на 2,9%. Объем выданных кредитов вырос на 2%; при этом, размер просроченной задолженности юридических и физических лиц вырос на 36% и 1,6% соответственно. В итоге прибыльность банковской системы снизилась; увеличился отток капитала из России за границу. Резко сократились поступления в бюджетную систему страны, в целом налоговые доходы сократились в 2 раза, что отрицательно сказывается на финансировании социальных программ. Большое количество банков обанкротилось. Во многих проводилась процедура санации. Большую роль в этих процессах имеет Агентство по страхованию вкладов.

Проведенное исследование показало, что эффективное управление в проблемных кредитных учреждениях на сегодняшний день особенно актуально.

Профилактические меры диагностики состояния коммерческих банков являются необходимыми, так как для поддержания устойчивости функционирования банковской системы нужны не столько кардинальные методы оздоровления, сколько исключение серьезных проблем в массовых масштабах у многих кредитных институтов.

Список литературы:

1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002г.

2. Федеральный закон «О Центральном банке (Банке России)» от 10 июля 2002г.

3. Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в Банках РФ» от 23 декабря 2003г.  

4. Инструкция ЦБР от 11 ноября 2005 г. N 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций».

5. Банковское дело. Жарковская Е.П. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Омегв-Л, 2006. — 452 с

6. www.asv.org.ru

7. www.banki.ru

8. www.bankir.ru

9. www.bdm.ru

10. www.cbr.ru

11. www.crizis.org

12. www.consultant.ru

13. www.iib.ru 

14. www.infox.ru

15. www.kommersant.ru

16. www.petrovskiybank.ru

17. www.rb.ru

18. www.rbc.ru


[1] Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ

[2] www.bdm.ru Мария МЕЛИХОВА, ведущий экономист Операционного управления Московского ГТУ Банка России

[3] www.bankir.ru

[4] http://www.rb.ru

[5] http://www.kommersant.ru

[6] http://globalist.org.ua/novosti/economic-news/banki-bankroty-v-rossii-no4850.html

[7] Международный банковский форум «Банки России – XXI век», Сочи 2010г.

[8] Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования

[9] http://www.crizis.org/bankcrisis/

[10] www.asv.org.ru

[11]  А. В. Турбанов, доктор юридических наук, Генеральный директор Государственной корпорации Агентство по страхованию вкладов»


Дата: 2019-12-22, просмотров: 195.