Физические явления в русской художественной литературе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Туман у Пушкина в поэме «Евгений Онегин»:

Уж небо осенью дышало

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман...

Хорошо, продолжим дальше. Никитин ”Утро”

 

“Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается...”

 

Что это за белый пар? А почему туман чаще всего образуется в низинах? (Ответ) (В низких местах застаивается холодный воздух.)

 

Продолжим дальше это стихотворение.

 

“По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается

Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом,–

На лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.”

 


А здесь, какой физический процесс? Как образуется роса? (---)

 

А вот Тютчев, всем известное:

 

“Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром....”

 

или Пушкин “О Кавказе.”

 

Шум табунов, мычанье стад,

уж гласом бури заглушались,

И вдруг на долы дождь и град

Из туч сквозь молний извергались...

 

Почему в летнее время осадки выпадают в виде дождя или града? (В летнее время температура воздуха у поверхности земли больше 0 С. В высоких и холодных слоях атмосферы образуются кристаллы льда, падая, они проходят нижние теплые слои воздуха, тают, и осадки выпадают в виде дождя, а если кристаллы крупные, то за время падения они не успевают растаять и доходят до поверхности земли в виде града.)

А вот ещё одно очень интересное явление и стихотворение не менее известное: А.С. Пушкин ”Зимнее утро”. В этом стихотворении столько всяких явлений. Вот, например:

 

“Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском трещит затопленная печь.”

 

или Пушкин А.С.”Евгений Онегин”

 


В избушке, распевая, дева

Прядет. И, зимних друг ночей

Трещит лучинка перед ней...

 

А скажите мне, почему горящие дрова потрескивают? (При нагревании влага, содержащаяся в дереве, испаряется, водяной пар увеличивает свое давление, разрывая древесные волокна, появляется треск.)

Так, например, изучение материала о солнечных затмениях (факультатив 8 класс) можно использовать описание этого явления В Г. Короленко ("На затмении") "Круглое, тёмное враждебное тело, точно паук, впилось в яркое солнце, и они несутся вместе в заоблачной вышине. Какое - то слияние, льющееся изменчивыми переливами из-за темного щита придаёт зрелищу движение и жизнь, а облака еще усиливают эту иллюзию своим бесшумным бегом.".

Интересен приём, заключающийся в том, что с точки зрения физики оценивают и разбирают достоверность и правильность описания в литературе тех или иных физических явлений. Соответствующие примеры можно найти в 'Занимательной физике" Я. Перельмана и в книге К Н Власовой "Мир научной фантастики на уроках физики".

В 8 классе перед показом кинофильма "Молния" зачитывают отрывок из книги А.С.Серафимовича 'Три друга": " А ночью случилась гроза, - недаром так припекало днём и низко летали ласточки. Ванятка всегда спал крепко ... и вдруг сквозь веки почуял, кто - то заглянул, ярко - синий, режущий. И опять заглянул, да так нестерпимо, что он открыл глаза. Сквозь щели ставней лился свет дрожа, потом погас, и стало непроглядно черно, глухо. Ванятка зажмурился, а сквозь веки опять заглянул ослепительный свет и погас. Он вскочил ничего не видя. Стало невыносимо страшно - не от того, что вспыхивал этот ослепительный свет, а от того, что вспыхивал он молча... заворчал гром. Упали тяжелые капли. Густо посыпал дождь. Гром раскатывался, заполняя все: сквозь мелькавшую мутно - белёсую сетку дождя ничего не было видно. Отдавшись отчаянию весь мокрый, Ванятка как стоял, сел на корточки, не зная, где он, и горько всхлипывал, глотая слезы вместе со сбегающими по лицу дождём. А гром то оглушал, потрясающим треском, то ровно, как множество колёс раскатывал во все направления, то глухо ворча, смолкал."

Этот отрывок из книги нужно читать по частям, задавая при этом сопутствующие вопросы. Например, почему Ванятка видит сначала только свет молнии и не слышит грома? (гроза была слишком далеко)

- Какова скорость света и скорость звука?

- Как возникает молния?

- Почему Ванятка даже через закрытые веки видел свет? и т.д.

Чтение этого отрывка заставляет вспомнить свои наблюдения над грозой, свои ощущения и при просмотре кинофильма "Молния", быть более внимательными и сопереживать вместе с героями попавшими в дождь, следить за опытами ученых в лаборатории.

На факультативных занятиях по оптике в 7 классе зачитывается отрывок из книги для внеклассного чтения "Девочка и птицелет": "Я не плакса, но сегодня, когда физик поставил двойку, за то что я не сделала домашнего задания, у меня закапали слезы. Тогда я наклонилась над партой и положила голову на руки. Нечаянно я посмотрела на мокрое выпуклое пятно, которое получилось на черном лаке парты, когда капнула слеза, и вдруг увидела, как это пятнышко стало меняться, словно маленький цветной экран, при этом картинки, которые я увидела получались не по моему желанию и сменяли одна другую, без моего участия, как в кино. Сначала это был дом с белыми колонами у входа, со стеной увитой плющом или диким виноградом, а слева рос один кипарис или тополь. Затем дом повернулся как бы спиной, и зато открылась боковая аллея, обсаженная деревьями, кустарниками, а справа от аллеи канава... Затем появился деревенский колодец с журавлём, а мимо него прошло две коровы... Я думаю это явление имеет физическое объяснение, что я невольно двигала глазом, и при этом световое пятнышко в капельке солёной воды на чёрном фоне создавало какое - то подобие черных картин, а я уже воображала их дальше".

После этого показывают опыт с мыльными пузырями, с каплей керосина на воде и т. д. Если подобная работа проводится с 7 класса, то данный отрывок они приводят уже сами.

На факультативных занятиях при изучении темы "зеркальное и рассеянное отражения" приводится еще один отрывок из той же книги:" ...Я всегда знала, что наш химический кабинет самый лучший в мире. Но теперь я заметила в нем еще одну замечательную штуку... Над столом Евгении Лаврентьевны висит большой портрет Менделеева. Если посмотреть на этот портрет, то оказывается в стекло видно то, что делается сзади… Я посмотрел в портрет Менделеева на Колю. Он сидел опустив голову и скручивал трубочку из промокашки... Коля опёрся головой на руку и улыбнулся... и т.д." Ставится проблемный вопрос: "Можно ли увидеть своё отражение не только в зеркале, но и в простом стекле? При каких условиях это возможно?"

В 9 и 7 классах при изучении темы „Трение"зачитывается отрывок из сказки "Волшебное кольцо": "Пошла мать к царю. Только ступила на мост, на хрусталь на самый, а хрусталь скользкий, тут ветер подул на неё сзади, она присела от страха да так и покатилась до самого царского крыльца..."

9 класс. Тема "Реактивное движение. Отдача при выстреле ", В Катаев ("Сын полка"):"... и не успел Ваня опомниться, сообразить, что происходит, как наводчик Ковалев со злым выражением лица, коротко рванул за колбаску, отбросив руку назад, чтобы её не оттолкнуло замком... Пушка ахнула, но это уже не так ошеломило мальчика Твёрдо помня свою боевую задачу, он проворно оббежал орудие - ствол, которое после отдачи назад теперь плавно накатывало вперёд, на прежнее место, - и успел подхватить горячую стреляную гильзу в тот самый миг, когда она выскакивала из пушки."

Этот отрывок рассматривается и комментируется очень хорошо в книге "Девочка и птицелёт": "Этого не могло быть, так как фосфор на воздухе не только светится, но и загорается - собака просто изжарилась бы, если бы её шерсть была смазана раствором фосфора в летучей жидкости или опылена фосфором.

Кроме того фосфор ещё и ядовит. И достаточно было в пасть этой собаке попасть одной десятой доле грамма, чтобы она отравилась и немедленно погибла Фосфор для людей более ядовит, чем для собак"

При изучении интерференции света уделялось большое внимание получению когерентных источников и интерференционной картины, поэтому урок выходит обычно достаточно сложным. Здесь для разрядки можно прочитать отрывок из стихотворения С. Я. Маршака "Мыльные пузыри":

 

"Сияя гладкой пеной,

Растягиваясь вширь,

Выходит нежный, тонкий

Раскрашенный пузырь.

Горит как хвост павлиний.

Каких цветов в нем нет!

Лиловый, красный, синий,

Зеленый, желтый цвет.

Взметаем шар надутый

Прозрачнее стекла

Внутри его как - будто

Сверкают зеркала

Он воздухом надутый по воздуху плывёт

Но ни одной минуты на свете не живёт

Нарядный, разноцветный, пропал он на всегда,

Рассыпался незаметно, распался без следа..."

 

Умение художника в обыкновенном явлении найти нечто особенное, красивое - дар творческий и редкий. Не просто донести до учеников эту красоту они не сразу вступают на путь поэтического восприятия природы, тем более, что в этом велика роль субъективного фактора - учителя, его внутреннего лица, умения вовлечь ребят. Но если этот эмоциональный фон систематически поддерживать, то со временем возникает то сотрудничество учителя и учеников, которое сегодня так необходимо.

Например, проводя закрепление знаний по теме "Испарение",задаём вопрос о причине явления, описанного в книге А.С. Серафимовича "Лесная жизнь": ”Торопливо мальчик послюнявил палец и, подняв, стал медленно поворачивать. С той стороны, откуда неумолимо тянул ветерок, в пальце почувствовалось ощущение холода "и т.д.

В рассказе Алексея Кожевникова В повести этого же автора «Парень с большим именем» можно найти материал для урока по теме «Теплопроводность» в 8 классе: « Вокруг печи был нестерпимый жар и свет, но рабочие подбегали к самому жерлу и кидали в него лопатами куски железа. Все они были в валенках, в брезентовой одежде, на головах носили широкополые валяные шляпы, а глаза прикрывали синими очками». Здесь же есть описание расплавленного металла, применимое на уроке по теме «Плавление».

М.В. Ломоносов, литературное дарование которого общеизвестно, писал о северном сиянии, кстати описание его есть и в упомянутом книге Ж. Верна. В Севастопольских рассказах Л.Н. Толстого, в книжке Д. Джерома «Трое в одной лодке» находим примеры диффузии, в повести «Черное море»К.Г. Паустовского есть описание флуоресценции и т.д. и т.п.

С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала…

(Максим Горький «Макар Чудра»)

Здесь нам показывают на примере мелодии звуковые волны, т. е. механические явления.

Волны на поверхности озера или хлебного поля можно увидеть глазами. Однако большинство механических волн невидимы, как, например, звуковые волны. Звуки — это то, что слышит ухо. Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса в ветреную погоду, шум прибоя морских волн, гром во время грозы. Звучат работающие машины, движущийся транспорт. Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется акустикой. (Слово «акустика» образовано от греческого слова akustikos — звуковой.)

Источники звука — это колеблющиеся тела, что видно хотя бы из наблюдения за звучащей струной музыкального инструмента. Кажется, что она как бы утолщается, особенно в середине. Вид струны меняется именно вследствие ее колебаний. Человек воспринимает в качестве слышимого звука волны с частотами от 16 Гц до 20 кГц. Упругие волны с частотами более 20 000 Гц называются ультразвуками, с частотами менее 16 Гц — инфразвуками. Так как волны исходят с частотой от 16 Гц до 20 кГц, то человек слышит их.

«Нагнувшиеся от тяжелых плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш.

(Н.В. Гоголь «Сорочинская ярмарка»)

Здесь перед нами предстает механическое явление.

Так как плоды на ветвях достаточно тяжелые + земное притяжение, ветки не выдерживают и гнуться под силой тяжести. Fтяж=mg

Fтяж – сила тяжести, Н

g – коэффициент силы тяжести, Н/кг

m – масса тела, кг

Если бы дерево находилось в невесомости, то ветки бы не гнулись.

Молекулярно-кинетическая теория

Где-где начинал сверкать огонек, и благовонный пар от варившихся галушек разносился по утихающим улицам.

(Н.В. Гоголь «Сорочинская ярмарка»)

Это явление, называющиеся диффузией.

Взаимное проникновение частиц одного вещества между частицами другого вещества при их соприкосновении называется диффузией (слово «диффузия» образовано от латинского слова diffusion – распространение, растекание).

Это явление естественно объясняется на основе молекулярно-кинетической теории. Дело в том, что молекулы обоих газов, двигаясь беспорядочно и сталкиваясь друг с другом, попадают в промежутки между соседними молекулами, что приводит к проникновению одного газа в другой. Постепенно возникает смесь двух газов с одинаковой концентрацией обоих сортов молекул.

Тепловые явления

Тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом…

(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» ч. 2 «Княжна Мери»)

Данное явление относится к тепловым явлениям.

Так как на большой высоте давление резко возрастает, температура падает, становится холодно. Молекулы воздуха совершают медленное движение и образуется снег.

Это явление называется кристаллизацией.

Все сильнее стучало, гремело по крыше вагона, вьюжно ударяли нахлесты ветра, все плотнее забивало снегом едва угадываемое оконце над нарами.

(«Горячий снег» Юрий Бондарев)

Здесь перед нами так же предстает тепловое явление, кристаллизация, о которой было сказано ранее.


Долго длится ночь. Но засветился

Утренними зорями восток.

Уж туман над полем заклубился

(«Слово о полку Игореве» Часть первая, пункт 6)

 

В данном отрывке представлено световое явление, которое называется дисперсия.

Дисперсия света (от лат. dispergo – разбрасываю) – зависимость показателя преломления света от его цвета. Этот закон вывел Ньютон. Цвет, видимый и воспринимаемый глазом, определяется частотой световой волны.

 

Дуга, раскалываясь, плещет,

То выныряя, то пропав,

Не заворожит, не обманет

Твой разукрашенный рукав.

(Есенин «Опять рассеклись узоры»)

 

В данном отрывке показано явление дисперсии, т. е. спектрального разложения.

Спектральное разложение света — это пространственное разделение сложной световой волны (например, белого света) на ее монохроматические составляющие.

Она хотела решительно сдуть гостя в траву, но вдруг случайный переход взгляда от одной крыши к другой открыл ей на синей морской щели уличного пространства белый корабль с алыми парусами.

 

(Грин «Алые паруса»)

Это также оптическое явление.

Подивился Игорь на светило:

Середь бела – дня ночная тень

Ополченья русские покрыла.

(«Слово о полку Игореве» Часть первая, пункт 3)

 

В данном отрывке представлено оптическое явление, солнечное затмение.

Возникновение солнечного затмения может объяснить закон прямолинейного распространения света. Закон прямолинейного распространения света: в прозрачной среде свет распространяется по прямым линиям.

Представим себе, что Солнце, Луна и Земля оказались на одной прямой. Луна намного меньше Солнца, но ее видимый диаметр почти равен видимому диаметру Солнца, поскольку Луна гораздо ближе к Земле, чем Солнце (380 000 км по сравнению со 150 000 000 км). Пусть Луна находится между Солнцем и Землей. В этом случае произойдет солнечное затмение.

Как видно, за Луной образуется конус, куда свет ни от одного участка Солнца не попадает, т. е. в этом конусе образуется полная тень. В тех участках Земли, которые оказываются в конусе полной тени, наблюдается полное солнечное затмение. Кроме конуса полной тени, имеются еще участки, куда свет попадает лишь от части поверхности Солнца, а остальная часть Солнца перекрыта Луной. Здесь в области полутени наблюдается частое солнечное затмение.

Свойства веществ

 

Днепр мой славный! Каменные горы

В землях половецких ты пробил.

 

(«Слово о полку Игореве» Часть третья, пункт1)

Нам показывают жидкое состояние тела, а именно реки Днепр.

Итак, отличительным признаком жидкости является текучесть – способность изменять форму за малое время под действием даже малой силы. Благодаря этому свойству все жидкости льются в виде струй, разбрызгиваются каплями, принимают форму того сосуда, в который их нальют.

Строение жидкостей. В молекулярно-кинетической теории считается, что в жидкостях, как и в аморфных телах, нет строгого порядка в расположении частиц; в разных частях тела они расположены неодинаково плотно. Поэтому межмолекулярные промежутки имеют различные размеры, в том числе и такие, что туда может поместиться еще одна молекула. Это позволяет частицам перескакивать в близлежащие "дырки". Такие перескоки частиц в жидкостях происходят очень часто: несколько миллиардов раз в секунду.

В случае, если на жидкость подействует какая-нибудь внешняя сила, например, сила тяжести, перескоки частиц будут происходить, в основном, в направлении ее действия (то есть вниз). Это приведет к тому, что жидкость примет форму вытягивающейся капли или льющейся струи. Следовательно, текучесть жидкостей объясняется частыми перескоками их частиц из одного устойчивого положения в другое.

 




Дата: 2019-12-22, просмотров: 414.