ГЛАВА 1. ВОЗМОЖНОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ВОЗМОЖНОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Возможности воплощения научных знаний в художественном произведении

1.2 «Точки пересечения» физики и литературы

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

2.1 Физические явления в русской художественной литературе

2.2 Физические явления в зарубежной художественной литературе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 



ВВЕДЕНИЕ

В 60-х годах прошлого века много внимания уделялось так называемому конфликту физиков и лириков. И.А.Полетаев, крупный специалист в области кибернетики, написал однажды в шестидесятые годы шутливую статью, в которой противопоставил физику лирике. Однако, статья эта была принята всерьёз некоторыми писателями и поэтами. Более того, Илья Сельвинский (1899-1968) написал стихотворение «Физики и лирики», а Борис Слуцкий - два стихотворения «Физики и лирики» и «Лирики и физики». На самом же деле между физиками и лириками нет никаких противоречий, а наоборот, глубокая внутренняя связь. Её существование ещё Н. Бор объяснял тем, что настоящий художник всегда полагается на «общечеловеческий фундамент», на котором строят гипотезы также и ученые. «Наука и искусство также тесно связаны между собой, как лёгкое и сердце» - вот высказывание Л. Толстого. Об этом же говорил и А. Эйнштейн, указывая, что в научном мышлении всегда должен присутствовать «Элемент поэзии». С другой стороны, научное знание в существенной степени обогащает поэтическое восприятие природы. Знание физики природных явлений позволяет ещё сильнее ощущать их внутреннюю гармонию и красоту; в свою очередь, ощущение этой красоты есть дополнительный и мощный стимул к дальнейшему исследованию.

Актуальность исследования. Человек живет в тесной связи с природной средой. Он воздействует на нее, изменяя и приспосабливая к своим потребностям, создавая в своей практической деятельности как бы «вторую» природу, микросреду. И естественно, используя чисто утилитарные предметы материальной культуры, достижения науки и техники, человек испытывает к ним определенное отношение. И это отношение к различным физическим явлениям, происходящим вокруг человека, в мире, в котором он живет, нередко выражается образно и эмоционально в поэтическом или прозаическом художественном тексте. То есть, проще говоря, в произведении художественной литературы.

Наиболее показательным в этом отношении изображения различных физических явлений служит, прежде всего, конечно же фантастическая литература, точнее то ее направление, которые принято называть «твердой научной фантастикой». Характерно то, что исторически процесс проникновения науки (научных представлений, понятий, элементов научного видения мира и пр.) в художественную литературу начинается именно через посредство фантастики.

Однако, изображение различных физических явлений мы наблюдаем также и в классической русской и зарубежной литературе и в поэзии, что лишний раз дает нам повод говорить о не только о тесной связи науки и искусства на примере физики и литературы, но и о важности и необычности затронутой нами проблемы исследования.

Цель работы: рассмотреть примеры и способы описания физических явлений в художественной литературе.

Объект изучения – пути описания данных явлений различными авторами.

Предмет - художественные тексты русских и зарубежных писателей.

Задачи работы:

- определить возможные «точки пересечения» науки и литературы;

- выявить возможности художественного текста для изображения физических явлений;

- привести конкретные примеры описания физических явлений в художественных произведениях;

- сделать выводы о роли описанных явлений в литературном тексте.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность изучаемого вопроса, ставятся цель и задачи исследования, описываются объект и предмет изучения. В первой главе рассматривается возможность и необходимость пересечения плоскостей науки и искусства на примере физики и литературы, приемы перенесения научных знаний в художественное произведение. Во второй главе анализируются конкретные приемы описания физических явлений у различных русских и зарубежных авторов. В заключении делаются основные выводы о роли данных явлений литературном произведении.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что:

- материал, изложенный в ней, может быть использован на занятиях как по литературному направлению, так и при изучении физики – для иллюстрации различных тем курса;

- также данная работа позволяет расширить познания об окружающем мире через призму не только искусства, но и научных знаний, изложенных в эмоциональной доступной форме;

- изучение физических явлений с помощью художественных произведений не только открывает нам совершенство и закономерность физического бытия, но и помогает увидеть красоту природы, языка, художественного слова.

художественная литература физическое явление



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ВОЗМОЖНОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Возможности воплощения научных знаний в художественном произведении

1.2 «Точки пересечения» физики и литературы

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

2.1 Физические явления в русской художественной литературе

2.2 Физические явления в зарубежной художественной литературе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 



ВВЕДЕНИЕ

В 60-х годах прошлого века много внимания уделялось так называемому конфликту физиков и лириков. И.А.Полетаев, крупный специалист в области кибернетики, написал однажды в шестидесятые годы шутливую статью, в которой противопоставил физику лирике. Однако, статья эта была принята всерьёз некоторыми писателями и поэтами. Более того, Илья Сельвинский (1899-1968) написал стихотворение «Физики и лирики», а Борис Слуцкий - два стихотворения «Физики и лирики» и «Лирики и физики». На самом же деле между физиками и лириками нет никаких противоречий, а наоборот, глубокая внутренняя связь. Её существование ещё Н. Бор объяснял тем, что настоящий художник всегда полагается на «общечеловеческий фундамент», на котором строят гипотезы также и ученые. «Наука и искусство также тесно связаны между собой, как лёгкое и сердце» - вот высказывание Л. Толстого. Об этом же говорил и А. Эйнштейн, указывая, что в научном мышлении всегда должен присутствовать «Элемент поэзии». С другой стороны, научное знание в существенной степени обогащает поэтическое восприятие природы. Знание физики природных явлений позволяет ещё сильнее ощущать их внутреннюю гармонию и красоту; в свою очередь, ощущение этой красоты есть дополнительный и мощный стимул к дальнейшему исследованию.

Актуальность исследования. Человек живет в тесной связи с природной средой. Он воздействует на нее, изменяя и приспосабливая к своим потребностям, создавая в своей практической деятельности как бы «вторую» природу, микросреду. И естественно, используя чисто утилитарные предметы материальной культуры, достижения науки и техники, человек испытывает к ним определенное отношение. И это отношение к различным физическим явлениям, происходящим вокруг человека, в мире, в котором он живет, нередко выражается образно и эмоционально в поэтическом или прозаическом художественном тексте. То есть, проще говоря, в произведении художественной литературы.

Наиболее показательным в этом отношении изображения различных физических явлений служит, прежде всего, конечно же фантастическая литература, точнее то ее направление, которые принято называть «твердой научной фантастикой». Характерно то, что исторически процесс проникновения науки (научных представлений, понятий, элементов научного видения мира и пр.) в художественную литературу начинается именно через посредство фантастики.

Однако, изображение различных физических явлений мы наблюдаем также и в классической русской и зарубежной литературе и в поэзии, что лишний раз дает нам повод говорить о не только о тесной связи науки и искусства на примере физики и литературы, но и о важности и необычности затронутой нами проблемы исследования.

Цель работы: рассмотреть примеры и способы описания физических явлений в художественной литературе.

Объект изучения – пути описания данных явлений различными авторами.

Предмет - художественные тексты русских и зарубежных писателей.

Задачи работы:

- определить возможные «точки пересечения» науки и литературы;

- выявить возможности художественного текста для изображения физических явлений;

- привести конкретные примеры описания физических явлений в художественных произведениях;

- сделать выводы о роли описанных явлений в литературном тексте.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность изучаемого вопроса, ставятся цель и задачи исследования, описываются объект и предмет изучения. В первой главе рассматривается возможность и необходимость пересечения плоскостей науки и искусства на примере физики и литературы, приемы перенесения научных знаний в художественное произведение. Во второй главе анализируются конкретные приемы описания физических явлений у различных русских и зарубежных авторов. В заключении делаются основные выводы о роли данных явлений литературном произведении.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что:

- материал, изложенный в ней, может быть использован на занятиях как по литературному направлению, так и при изучении физики – для иллюстрации различных тем курса;

- также данная работа позволяет расширить познания об окружающем мире через призму не только искусства, но и научных знаний, изложенных в эмоциональной доступной форме;

- изучение физических явлений с помощью художественных произведений не только открывает нам совершенство и закономерность физического бытия, но и помогает увидеть красоту природы, языка, художественного слова.

художественная литература физическое явление



ГЛАВА 1. ВОЗМОЖНОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Дата: 2019-12-22, просмотров: 295.