Для описания того, каким образом изменяются долговременные средние издержки с изменениями масштаба производства, используется специальная терминология. Если в какой либо точке выпуска долговременные средние издержки падают с ростом выпуска, то говорят, что фирма имеет экономию обусловленную масштабом производства. Если же в какой либо точке выпуска долговременные средние издержки растут, то говорят об ущербе нанесенном от роста масштабов производства и наконец, если в какой либо период долгосрочные средние издержки вообще не изменяются с ростом объема производства, то говорят, что предприятие имеет постоянный эффект от роста масштабов производства.
Так откуда же все-таки происходит экономия, обусловленная ростом масштабов производства. Дело в том, что по мере роста, предприятие изменяет свои производственные технологии и методы внутренней организации, для того чтобы реализовать преимущества крупного производства. В некоторой своей части экономия, обусловленная масштабом, проистекает из действия раннее упомянутого человеческого фактора. То есть речь идет о специализации и кооперации. Фирма может стать очень крупной пока она исчерпает весь эффект специализаций и коопераций. Например, в мелкой фирме директор может заниматься маркетингом всего около одного часа в день, а в крупной фирме создаются специальные отделы, в которых люди занимаются маркетингом все свое рабочее время.
Следующим источником экономий, являются технологии. В подавляющем своем большинстве, линии, способные сделать двойную работу по сравнению с меньшей, дешевле двух менее производительных линий. Так один “Server“ стоит дешевле, чем два обыкновенных компьютера. Мелкой фирме эффективней использовать менее внушительную технику, чем покупать дорогие, производительные линии, но по мере роста предприятие будет все ощутимее испытывать снижение средних издержек за счет роста масштабов производства.
Однако существуют и отрицательные стороны роста масштабов производства. С ростом предприятия начинает увеличиваться штат рабочих, в крупном предприятии становиться трудно управлять людьми. Рабочие перестают работать на цель всего предприятия, а начинают стремиться к успеху только своего отдела, не учитывая потребности и возможности остальных отделов. Резко возрастают расходы на содержание крупного управленческого аппарата. Еще один отрицательный момент, когда предприятие не учитывает в полной мере совокупный спрос и закупает оборудование больших масштабов, чем это необходимо, что ведет к существенным потерям.
Для достижения максимальной прибыли нужно определить необходимый размер выпуска продукции. Инструментом экономического анализа служит категория предельных издержек. Предельные издержки представляют собой дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом выпуска. Они рассчитываются вычитанием соседних значений валовых издержек. Другими словами, это приращение общих издержек, вызванное увеличением объема производства на одну единицу результата. Так как постоянные издержки не меняются, то предельные издержки фактически сводятся к увеличению переменных. Динамика предельных издержек является отражением и следствием закона убывающей производительности выражается в падении предельных издержек, а убывающая отдача – в их росте. Особенности изменения и взаимосвязи предельных и средних издержек, а убывающая отдача – в их росте. Особенности изменения и взаимосвязи предельных и средних издержек обуславливают правило, в соответствии с которым предельные издержки равняются средним валовым и переменным в том случае, когда величины средних издержек минимальны.
Концепция предельных издержек имеет для фирмы стратегическое значение, так как позволяет контролировать дополнительный расход (или экономию ресурсов) при увеличении или уменьшении объема производства на последнюю единицу.
Рассмотренная категория “предельные издержки” имеет принципиальное значение для определения приносящего максимальную прибыль объема производства и изучения эффективности распределения ресурсов. Пока в условиях совершенной конкуренции (множество мелких производителей, выпускающих идентичные товары, причем каждый из них не влияет на рыночную цену) доход от последней дополнительно проданной единицы товара превышает предельные издержки этой единицы товара, прибыль предприятия будет возрастать. Для любого предприятия наиболее прибыльным будет производство и реализация такого объема продукции, когда имеется равенство дополнительного дохода и предельных издержек. Последний произведенный и проданный товар будет выравнивать предельные издержки и цену за единицу товара, поскольку продажа дополнительного количества продукции не принесет дополнительной прибыли. При этом следует учитывать, что прирост суммы переменных издержек, связанных с увеличением объема производства на одну единицу, не является постоянным, так как динамика переменных издержек объективно ограничена действием закона убывающей производительности.
Предприятие будет стремиться к максимальной прибыли при производстве товаров, предельные издержки которых ниже рыночной цены, и прекратит производство товаров, имеющих превышение предельных издержек над рыночной ценой.
Каждое общество стремится к эффективной экономике, позволяющей оптимально распределить имеющиеся ресурсы для производства широкого спектра товаров (услуг), максимально удовлетворяющих потребности своим качеством и количеством. Заметный вклад в изучение этой проблемы внес В. Парето. Согласно концепции Парето, при совершенной конкуренции для роста выгодности одного предпринимателя, необходимо ухудшение дел у другого.
Соответствие между предельной полезностью и предельными издержками в каждой отрасли необходимо для роста эффективности и общественного благополучия. Эффективность распределения ресурсов достигается при выравнивании предельных издержек и рыночной цены (которой пропорциональна предельная полезность) в результате конкуренции.
В целом концепция эффективности распределения позволяет любому обществу двигаться к возрастающему объему продукции. В случае равенства предельных издержек и рыночных цен, продукция будет производиться с минимальными валовыми издержками.
В реальной производственной деятельности необходимо учитывать не только фактические денежные издержки, но и альтернативные издержки. Последние возникают из-за возможности выбора между теми или иными экономическими решениями. Например, владелец предприятия может потратить имеющиеся деньги различным способом: направит их на расширение производства или израсходовать на личное потребление и т.д. Измерение альтернативных издержек необходимо не только для рыночных отношений, но и для объектов, не являющихся товарами. На нерегулируемом рынке товаров, альтернативные издержки будут равны текущей установившейся на данный момент рыночной цене. Если на рынке существует несколько разных (обычно близких между собой) цен, то альтернативные издержки продажи товара по, естественно, наивысшей из предложенных продавцу покупателями цен, будут равны наибольшей из всех оставшихся (кроме наивысшей) предложенных цен.
Концепция альтернативных издержек необходима и в непосредственной производственной деятельности. Предположим, машиностроительное предприятие изготавливает само одну из деталей для своего сборочного производства себестоимостью 5100 руб., причем переменные издержки равны 3900 руб., а постоянные - 1200 руб. Какое решение примет предприятие, если другое предприятие предложит первому эту деталь по 4600 руб. Несмотря на кажущуюся привлекательность, выгодность поступившего предложения, решение проблемы сложно. Для принятия решения необходимо:
- сравнить не итоговые значения (5100 и 4600 руб.), а 3900 и 4600 руб., поскольку постоянные издержки первого предприятия не зависят от покупки на стороне или собственного производства данной детали;
- определить, насколько прибыльным будет возможное использование высвобождающегося производственного оборудования первого предприятия для производства других деталей, если рассматриваемая деталь будет покупаться на стороне.
В первом сравнении при предпочтительности собственного производства альтернативные издержки использования денежных средств предприятия на покупку единицы данной детали (по сравнению с собственным производством) равны 4600 руб. Здесь не учитывается возможность второго сравнения. В случае второго сравнения, решение о переводе производственного оборудования на производство других деталей будет выгодно только в случае, если рост прибыли покроет суммарные потери от покупки данной детали на стороне - 700 руб.(4600-3900), умноженные на число прежде производившихся на собственном оборудовании деталей. При реальной выгодности, высокоприбыльности перевода оборудования на производство других деталей, их общие экономические издержки будут складываться из обычных издержек производства (постоянные и переменные) и “суммарных потерь” (альтернативные издержки). В частном случае, при равной доле прибыли в цене и одинаковом количестве производимых деталей “реальная выгодность” достигается, если величина переменных издержек “других деталей” менее 3200 руб.(3900-700 руб.).
Альтернативные издержки производства являются главным препятствием, с которым сталкивается фирма в процессе реализации своих возможностей максимизации прибыли. В число альтернативных издержек, с которыми сталкиваются фирмы, входят выплаты рабочим, инвесторам, а так же владельцам природных ресурсов; все эти выплаты осуществляются с целью привлечь факторы производства, отвлекая их тем самым от альтернативных вариантов применения и т.д. Эти издержки можно классифицировать множеством способов:
- явные
- неявные издержки
Явные издержки - это альтернативные издержки, принимающие форму прямых (денежных) платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата, выплачиваемая рабочим, жалованье менеджеров, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых услуг, гонорары за юридические консультации, оплата транспортных расходов и т.д.
Существуют также неявные издержки. К их числу относятся альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы (или находящиеся в собственности фирмы, как юридического лица). Эти издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и поэтому остаются недополученными (в денежной форме). Обычно фирмы не отражают неявные издержки в своей бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными.
Однако, даже понятие «неявные затраты» не дает полного представления об истинных затратах на производство. Это объясняется тем, что из множества возможных вариантов использования ресурсов мы осуществляем один определенный выбор.
Под «издержками упущенных возможностей» понимаются потери дохода, которые возникают при выборе одного из вариантов производственной или реализационной деятельности, что означает отказ от других возможных вариантов.
Первым экономистом, который построил теорию издержек на основании этих соображений, был Визер. Закон издержек, названный его именем, можно сформулировать так: «Реальная стоимость какой-либо вещи есть неполученные полезности других вещей, которые могли быть произведены с помощью ресурсов, пошедших на производство данной вещи». По мнению Визера, издержки производства есть не что иное, как уточненные (в том числе потенциальные) полезности. «Тот, кто думает о «полезности», забывая об «издержках», просто думает о полезности лишь одного производства, забывая о полезности других». Ограниченность ресурсов, которыми располагает общество, ставит границы расширению производства в каждой отрасли. В безграничной административно-командной экономике это проявляется в виде дефицита – перерасход ресурсов в одном направлении вызывает нехватку их в другом. В рыночной экономике дефицит не возникает.
Рынок сам регулирует распределение регулирует распределение ресурсов. Абстрагируемое здесь от фактора спроса и от убывающей предельной полезности. При этих условиях попытка чрезмерного расширения производства в одной отрасли неизбежно вызовет возрастание цены предложения и стоимости (цены равновесия между спросом и предложением). Во-первых, на начальном этапе расширения («краткосрочный срез» Маршалла) в производстве надо будет пустить в ход дополнительные, менее эффективные чем уже имеющиеся, производственные мощности и ресурсы. Во-вторых, хотя на последующих этапах эти издержки можно будет снизить путем нового строительства, переквалификации и перелива ресурсов, начнут страдать интересы производства в других отраслях. Общественные издержки производства продукции в данной отрасли возрастут.
Ограниченность ресурсов означает, что всегда приходится выбирать, а выбор означает отказ от одного в пользу другого. В итоге экономические издержки – это оплата поставщику, осуществляемая фирмой, или доходы поставщика ресурсов, а также внутренние издержки на то, чтобы ресурсы были применены именно данной фирмой и для определенного варианта производства.
Выделяются внешние и внутренние издержки. Первые связаны с тем, что фирма оплачивает труд работников, топливо, комплектующие изделия, т.е. всё то, что она не производит сама для создания данного изделия. В зависимости от специализации величина внешних издержек для производства одной и той же продукции колеблется. Так, на сборочных заводах удельный вес внешних издержек больше.
Внутренние издержки: владелец собственного предприятия или магазина не платит самому себе заработную плату, не получает арендной платы за здание, в котором находится магазин. Если он вкладывает денежные средства в торговлю, то не получает тех процентов, которые он бы имел, положив их в банк. Но владелец данной фирмы получает нормальную прибыль. В противном случае он не будет заниматься этим делом. Получаемая им прибыль (нормальная) составляет элемент издержек. Принято выделять чистую, или экономическую прибыль, которая равна общей выручке за вычетом внешних и внутренних издержек, включая и нормальную прибыль. В отличие от экономической прибыли бухгалтерская прибыль равна общей выручке минус внешние издержки.
В конкретной практике применения расчета издержек для анализа деятельности предприятий в России и в западных странах имеются как сходства, так и различия. В России широко используется категория себестоимость, представляющая собой суммарные затраты на производство и реализацию продукции.
Говоря об издержках и о себестоимости, необходимо различать их значение для всего объема продукции, выпускаемой предприятием за определенный период, и в расчете на единицу этой продукции. Более представительны для оценки деятельности предприятия издержки (себестоимость) в расчете на единицу производимой продукции. Так что когда говорят «себестоимость производства автомобиля», то обычно имеют в виду затраты на производство одного автомобиля.
Издержки производства исчисляются в денежном выражении.
Теоретически в себестоимость должны входить нормативные производственные затраты, но на практике к ней относят сверхнормативный расход сырья, материалов и т.д. Себестоимость определяют на основе сложения экономических элементов (однородных по экономическому назначению затрат) или путем суммирования статей калькуляции, характеризующих непосредственные направления тех или иных расходов. Как в СНГ, так и в западных странах, для калькулирования себестоимости, применяется классификация прямых и косвенных затрат (расходов). Прямые затраты - это затраты, непосредственно связанные с созданием единицы товара. Косвенные затраты необходимы для общего осуществления производственного процесса данного вида продукции на предприятии. Общий подход не исключает различий по конкретной классификации некоторых статей.
При расчете и учете издержек производства их принято делить на виды в зависимости от природы и предназначения расходов. К ним относятся: материальные затраты, заработная плата, амортизационные отчисления, дополнительные (накладные) расходы.
Отнесение издержек производства и обращения к той или иной позиции в известной степени условно и потому регулируется всякого рода инструкциями финансовых органов. Однако опытный бухгалтер всегда находит возможность отнести любые затраты к той или иной графе издержек. При этом зачастую в издержки производства данного вида продукции попадают затраты, не связанные ни с ее производством, ни с обращением. Делается это не только для «списания» расходов на производство, но и для «занижения» прибыли, которая в отличие от производственных издержек облагается налогом на прибыль.
Валовая прибыль – важнейший показатель хозяйственной деятельности предприятий. Разность между ценой продажи товара и его себестоимостью и есть валовая прибыль.
Относительную прибыль называют рентабельностью. Рентабельность исчисляется как отношение валовой прибыли к издержкам производства.
Кроме валовой прибыли известен показатель чистой прибыли, которая равна валовой за вычетом налога на прибыль. Чистую прибыль принято также называть прибылью, остающейся в распоряжении предприятия (остаточной).
Дата: 2019-12-22, просмотров: 235.