Материалы к уроку «Финансово-кредитная система»
(раздел 2 «Экономическая жизнь общества»)
Методические рекомендации для учителя:
При определении целей и задач учебного занятия по новому материалу необходимо учитывать, что критериальной основой для оценки результатов учебно-познавательной деятельности учащихся по данной теме (согласно учебной программе) являются следующие планируемые результаты.
Учащиеся научатся:
1) понимать и правильно использовать понятия «ценная бумага», «финансово-кредитная система»;
2) давать определения понятий «банк», «кредит»;
3) характеризовать виды ценных бумаг (акция, облигация, вексель, чек);
4) характеризовать виды и функции банков;
5) сравнивать разные формы кредита и объяснять взаимосвязь принципов кредитования (возвратность, платность, срочность, гарантированность);
6) характеризовать разные виды вкладов.
Подчеркнём, что личностные результаты освоения содержания учебной программы, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, в учебной программе определены как прогнозируемые и не подлежат промежуточной и итоговой проверке.
План работы над темой
1. Банки, их виды и функции. Виды вкладов.
2. Ценные бумаги, их разновидности.
3. Кредит и его формы.
В процессе планирования и подготовки уроков по всему разделу «Экономическая жизнь общества» учителю рекомендуется внимательно ознакомиться со структурой и содержанием следующих электронных ресурсов:
Название ресурса, режим доступа | Возможности, образовательный потенциал |
1. Единый интернет-портал по финансовой грамотности населения: http://fingramota.by/ru/about | · предоставление населению базовых финансовых знаний в простой и интересной форме; · размещение на Интернет-портале книг, статей и брошюр по финансовой грамотности и эффективному управлению личными финансами, а также видеоматериалов); · осуществление информационной поддержки и размещение оперативной информации о мероприятиях и событиях в финансовой сфере. |
2. Сайт «Моя зарплата в Беларуси» http://mojazarplata.by/main | · предоставление информации по 1600 профессиям в 20 отраслях; · востребованный сервис Калькулятор зарплат ; · юридические консультации по трудоустройству (онлайн и оффлайн). |
Материалы для учащихся
Что включает в себя банковская система?
Банковская система включает в себя центральный (в Республике Беларусь – Национальный банк) и другие банки (коммерческие, ипотечные, инвестиционные и др.).
Таблица. Банковская система.
Банковская система
Банковские вклады делятся на три основные категории: до востребования, срочные и условные.
Банковские вклады
Название вклада | Описание |
условные | вклад, по которому сумма вклада с начисленными процентами возвращается вкладчику при наступлении/ненаступлении определенного в заключенном договоре обстоятельства (события). Применяется достаточно редко. |
до востребования | по условиям вклада до востребования срок или иное условие возврата вклада не устанавливаются. Вклад находится в банке столько времени, сколько посчитает нужным вкладчик, то есть до расторжения вкладчиком договора банковского вклада и закрытия счета по вкладу. Деньги со вклада до востребования можно снимать в любое время без потери в процентах. Но ставка по такому виду вклада обычно низкая. |
срочный вклад (депозит) | открывается на условиях возврата вклада по истечении определенного договором срока. Срочный вклад удобен для хранения сбережений и получения дохода. Размер устанавливаемых банком процентов по вкладу может зависеть от суммы, срока и иных условий вклада. Например, чем больше сумма вклада и длительней срок, тем выше проценты. |
Основные виды ценных бумаг
Акция | ценная бумага, которая свидетельствует о внесении пая в капитал акционерного общества и дает ее владельцу определенные права (на получение доходов, на участие в управлении). Владелец акции – акционер (совладелец предприятия), а часть прибыли предприятия, которую он получает – дивиденд. |
Облигация | ценная бумага, удостоверяющая факт получения денег в долг и содержащая обязательство вернуть эти деньги в установленный срок и заплатить некоторую сумму за использование одолженных денег. Владелец облигации является кредитором организации, которая выпустила ценную бумагу в обращение. Например, долговое государственное обязательство – билет государственного займа. |
Ценными бумагами являются также вексель (ценная бумага, удостоверяющая письменное денежное обязательство должника о возврате долга) и чек (ценная бумага, удостоверяющая письменное поручение чекодателя банку уплатить чекополучателю указанную в ней сумму денег в течение срока ее действия).
Принципы кредитования
Название принципа | Описание |
Принцип возвратности | в определённый договором срок вся сумма кредита должна быть возвращена полностью |
Принцип платности | предполагает, что заемщик должен внести кредитору определенную плату за временное заимствование у него денежных средств для своих нужд. Процентная ставка по кредиту — это плата, получаемая банком-кредитором от кредитополучателя за пользование заемными средствами, включая оказанные при выдаче кредита услуги. |
Принцип срочности | кредит выдается на определенный срок, предусмотренный договором кредита. |
Довольно часто банки прибегают к дополнительным мерам для гарантии выплаты кредита (например, залог имущества кредитополучателя или поручительство другого лица).
Поручительство по кредиту – это письменное обязательство поручителя взять на себя ответственность за исполнение полностью или частично обязательств по кредитному договору, который заключается между банком и кредитополучателем, если это не сможет сделать последний.
Условия задачи:
Финансы фирмы на 1 ноября 2015 года составляли:
· в сейфе: 30000000 б. р., 1000 евро;
· на банковских счетах: 270000000 б.р., 4000 евро;
· в чеках: 2 неоплаченных чека на сумму 2000000 б.р.;
· в векселях: 1 вексель на сумму 1000000 б.р.;
· в облигациях: 4 непогашенные облигации государственного займа (срок истекает через 1 год) на сумму 40000000 б.р.;
· в акциях: 10 акций автомобильного завода.
Вопросы :
1. Можно ли подсчитать, какими суммами наличных и безналичных денег располагает фирма в настоящий момент? Почему?
2. Для закупки нового импортного оборудования фирме необходимо 10000 долларов. Достаточно ли у фирмы собственных средств для финансирования расходов или необходимо брать кредит? Аргументируйте.
Домашнее задание:
§ 10, вопросы и задания № 6,7 (с. 96).
Индивидуальные задания по вопросу: «Может ли владелец одной акции управлять акционерным обществом?»
Материалы к уроку «Финансово-кредитная система»
(раздел 2 «Экономическая жизнь общества»)
Методические рекомендации для учителя:
При определении целей и задач учебного занятия по новому материалу необходимо учитывать, что критериальной основой для оценки результатов учебно-познавательной деятельности учащихся по данной теме (согласно учебной программе) являются следующие планируемые результаты.
Учащиеся научатся:
1) понимать и правильно использовать понятия «ценная бумага», «финансово-кредитная система»;
2) давать определения понятий «банк», «кредит»;
3) характеризовать виды ценных бумаг (акция, облигация, вексель, чек);
4) характеризовать виды и функции банков;
5) сравнивать разные формы кредита и объяснять взаимосвязь принципов кредитования (возвратность, платность, срочность, гарантированность);
6) характеризовать разные виды вкладов.
Подчеркнём, что личностные результаты освоения содержания учебной программы, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, в учебной программе определены как прогнозируемые и не подлежат промежуточной и итоговой проверке.
План работы над темой
1. Банки, их виды и функции. Виды вкладов.
2. Ценные бумаги, их разновидности.
3. Кредит и его формы.
В процессе планирования и подготовки уроков по всему разделу «Экономическая жизнь общества» учителю рекомендуется внимательно ознакомиться со структурой и содержанием следующих электронных ресурсов:
Название ресурса, режим доступа | Возможности, образовательный потенциал |
1. Единый интернет-портал по финансовой грамотности населения: http://fingramota.by/ru/about | · предоставление населению базовых финансовых знаний в простой и интересной форме; · размещение на Интернет-портале книг, статей и брошюр по финансовой грамотности и эффективному управлению личными финансами, а также видеоматериалов); · осуществление информационной поддержки и размещение оперативной информации о мероприятиях и событиях в финансовой сфере. |
2. Сайт «Моя зарплата в Беларуси» http://mojazarplata.by/main | · предоставление информации по 1600 профессиям в 20 отраслях; · востребованный сервис Калькулятор зарплат ; · юридические консультации по трудоустройству (онлайн и оффлайн). |
Дата: 2019-12-09, просмотров: 231.