Влияния профсоюзов и других факторов на рынок труда.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Приведенные выше различные модели рынков труда не совсем точно отражают взаимодействия субъектов рыночных отношений: продавцов рабочей силы и ее покупателей. Поскольку, рыночное предложение рабочей силы и рыночный спрос на него задает фактически единственное значение равновесной заработной платы.

Профсоюзы, которые представляют на рынке труда интересы работников, преследуют две цели: увеличение спроса на рабочую силу и повышение заработной платы.

Если спрос на рабочую силу увеличится, то ставки заработной платы возрастут, а число нанятых работников увеличится.

Спрос на рабочую силу профсоюзы могут увеличить следующими способами:

- увеличением спроса на производимые товары или услуги с помощью рекламы “товаров с профсоюзной маркировкой”;

- требованием у правительства увеличения финансирования производств, интересы работников, которых они защищают;

- влиянием на повышение производительности труда через участие в совместных рабоче-административных комитетах и др.

Профсоюзы могут воздействовать на рост ставок заработной платы через ограничение предложения рабочей силы следующими способами:

- путем борьбы за сокращение детского труда;

- поддержки обязательного выхода на пенсию лиц пенсионного возраста;

- сокращение рабочей недели;

- нанимать только работников - членов данного профсоюза и др.

Уменьшение предложения на рабочую силу ведет к росту ставок заработной платы, но при этом уменьшается число нанятых работников. Такое воздействие характерно для профсоюзов, которые объединяют работников только какой-то одой профессии. Путем давления на работодателей создают искусственное сокращение предложения рабочей силы, что ведет к увеличению заработной платы.

Отраслевые профсоюзы, которые объединяют всех работников одной отрасли, не ограничивают число своих членов. Они наоборот, заинтересованы в максимальном охвате работников отрасли. Это позволяет им оказывать сильнее давление при установлении ставок заработной платы путем угрозы забастовок и лишения предприятия предложения рабочей силы. Профсоюз, который объединил всех работников и контролирует предложение рабочей силы, навязывает фирме ставки заработной платы. Она выше конкурентной ставки. Количество нанятых работников сокращается.

В реальной действительности, даже в условиях совершенной конкуренции, все работы отличаются одна от другой не только уровнем заработной платы, но и по другим факторам.

Так, будучи врачом, можно работать, например, в больнице маленького сибирского городка или в приморском санатории - условия разные в зависимости от региона. Тем более отличаются условия работы для людей разных профессий - шахтер рискует жизнью каждый день, спускаясь в шахту, а работа продавца или секретаря вряд ли таит в себе смертельную угрозу.

Есть работы творческие и интересные (художник или ученый), а есть скучные или однообразные (сборщик у конвейера или операционистка в банке). Есть работы грязные и неприятные (вывоз мусора или уборка помещений), есть работы требующие огромной ответственности и напряжений (например, авиапилот).

Таким образом, можно сказать, что все виды труда неодинаковы, и поэтому, у каждой работы, помимо заработной платы, существуют некоторые положительные или отрицательные характеристики, делающие ее более или менее привлекательной для потенциального работника.

Идею о том, что эти характеристики работы участвуют в формировании равновесия на рынке труда, высказал еще Согласно А.Смиту, не только заработная плата как таковая выравнивается в результате действия рыночных механизмов. Если рынок труда функционирует нормально, то достигается равенство общей суммы выгод и невыгод для различных приложений труда и капитала. А именно, если работодатель предлагает худшие условия труда, то он вынужден предложить и более высокую заработную плату, иначе не найдет работников. И наоборот, работодатель, предоставляющий своим работникам определенные льготы (например, бесплатное питание, путевки в оздоровительные центры и др., может позволить платить им меньше.

Отсюда следует, что работник выбирает работу не только по одному параметру - заработной плате, но и принимает во внимание наличие или отсутствие тех или иных характеристик работы.

Особенности товара «труд».

Продажа труда может иметь место лишь при условии, если работник юридически свободен и может по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду. С другой стороны, юридическая свобода не вынуждает его продавать свой труд; эта необходимость появляется лишь тогда, когда он не имеет всего необходимого для ведения своего собственного хозяйства как источника получения всех нужных для жизни благ.

Появление на рынке продавца, в свою очередь, еще не гарантирует продажи его товара – для этого нужен покупатель. Таким покупателем становится предприниматель, располагающий всем необходимым для ведения своего хозяйства, кроме наемных работников. Здесь надо иметь в виду одно важное обстоятельство: предприниматель, покупая рабочую силу, вместе с этим предлагает работнику трудиться на определенном рабочем месте. В свою очередь и работник, продавая свой труд предъявляет спрос на определенное рабочее место.

После купли-продажи обычного товара продавец и покупатель в большинстве случаев прекращают свои взаимоотношения. Отношения же купли-продажи труда непрерывны с момента найма работников до их увольнения. Поэтому не правы те, кто считает, что рынок труда существует лишь за пределами предприятия, а те работники, которые заняты на фирме, уже не состоят в отношениях купли-продажи своего труда с предпринимателем. Предъявляя спрос, предприниматель адресует его не только тем, кто ищет работу, но занятым на других предприятиях, предлагая им более выгодные условия найма. В то же время и среди занятых работников немало тех, кто ищет работу на других предприятиях с более выгодными условиями найма.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие основные особенности товара «труд»:

· собственник и носитель этого товара – человек со всеми его правами и обязанностями, охраняемыми законом. Предприниматель не может произвольно использовать работника, он должен соблюдать общественные и правовые нормы, регулирующие рынок труда.

· труд – это товар производственного назначения, но, в отличие от вещественных факторов производства, он несет на себе личностную нагрузку и поэтому является решающим.

Есть еще одна сторона этого приоритета, которая выявлена мировой экономической наукой, в т.ч. трудовой теорией стоимости К. Маркса. В соответствии с этой теорией, продукт создается двумя факторами: трудом и средствами производства. Однако новую стоимость, заключенную в произведенном товаре, создает живой труд работника, тогда как стоимость вещественных факторов лишь переносится на производимый товар как составная часть издержек его производства. Вся вновь созданная живым трудом в течение года стоимость образует национальный доход, который является источником дохода всех слоев населения.

Экономико-математические исследования предельной производительности труда, проведенные в США экономистом П. Дугласом и математиком Ч. Коббом, показали зависимость объемов производимой продукции от капитала и труда. Ими было выведено уравнение, согласно которому объем произведенной продукции на 3/4 создается трудом наемных работников и на 1/4 – капиталом, т.е. применительно к теории предельной производительности, 1% увеличения затрат труда увеличивает объем производства в 3 раза больше, чем 1% прироста капитала. Это подтверждается и официальной статистикой стран с развитой рыночной экономикой.

Особенность товара «труд» заключается также в том, что его невозможно хранить, как другие товары. Более того, если работник не продал свои способности и навыки, он не будет иметь дохода, а следовательно, и средств к существованию, которые нужны ему постоянно. А количество этих жизненных средств и их цена на рынке не зависят от того, продал работник свой труд или нет. Эта особенность имеет огромное значение для рыночной экономики в целом.

Существенная особенность товара труд заключается также в его полезности после начала использования. Он не уничтожается при использовании, а, напротив, создает или участвует (по теории предельной производительности) в создании благ.

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 231.