Анализ объёма оказываемых услуг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Объем оказанных услуг – это основной показатель, характеризующий деятельность предприятия. Объем оказанных услуг крайне важен для установления нормированных статей затрат – расходов на рекламу, представительских расходов, а также для исчисления целого ряда налогов.

По своему экономическому содержанию объем оказанных услуг характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.

Анализ начинается с изучения динамики оказания услуг, расчета темпов роста. Этот анализ показывает, как изменился объем оказания услуг за определенное количество лет. Динамика оказания услуг представлена в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 ─ Динамика оказания услуг

Наименование показателей Ед. измерения 2007 2008 Темп роста, % 2009 Темп роста, %
Выручка от реализации товаров, работ, услуг (с налогами), в том числе: млн. р. 20519 25806 125,8 33426 129,5
Перевозки млн. р. 19523 24578 125,9 31540 128,3
ПВД млн. р.  996  1228 123,3  1886 153,6

 

Из таблицы 2.1 видно, что объём оказываемых услуг в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличился на 25,8 %, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. – на 29,5 %. Наибольшую часть в структуре объёма оказываемых услуг занимают перевозки, наблюдается динамика увеличения перевозок. В 2007 г. выручка от перевозок составила 19523 млн. р., в 2008 ─ 24578 млн.р., в 2009 г. ─ 31540 млн.р. Темп роста выручки по подсобно-вспомогательной деятельности в 2009 году по сравнению с 2008 значителен и составляет 153,6 %.

На рост объема оказываемых услуг повлияли:

- улучшение качества оказываемых услуг за счет использования новых более эффективных технологий (совершенствование парка подвижного состава, повышение квалификации работников);

- расширение рынков оказания услуг.

 



Себестоимость продукции

Себестоимость продукции (работ, услуг) – это выраженные в денежной форме текущие затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость выполняемой работы, оказываемой услуги рассчитывается дважды по статьям и по элементам затрат.

Расходы дороги подразделяются:

- по эксплуатационной деятельности (перевозкам);

- по подсобно-вспомогательной деятельности.

Себестоимость оказания услуг РУП «Главный расчётный информационный центр» БЖД в 2007-2009 гг. по элементам затрат представлена в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 ─ Себестоимость товарной продукции

Показатели

2007

2008

2009

Всего, млн. р. Уд. вес с/с, % Всего, млн. р. Уд. вес с/с, % Всего, млн. р. Уд. вес с/с, %

Себестоимость работ, услуг всего

16547

 100

21579

100

28584

100

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Расходы по эксплуатации

15805

95,52

20677

95,82

27218

95,34

из них:

 

 

 

 

 

 

материалы

 187

 1,13

 222

 1,03

 225

 0,79

топливо

 10

 0,06

 10

 0,05

 6

 0,02

электроэнергия

 223

 1,35

 265

 1,23

 319

 1,12

Фонд оплаты труда

 5467

33,04

 6334

29,35

 8130

28,48

Отчисления на соц. страх

 2192

13,25

 2600

12,05

 2945

10,32

Амортиз. отчисления

 4916

29,71

 7567

35,07

 9719

34,04

Прочие расходы

 2810

16,98

 3679

17,05

 5874

20,58

Себестоимость работ, услуг по ПВД

 742

 4,48

 902

 4,18

 1366

 4,76

 

Из таблицы 2.2 можно сделать вывод, что себестоимость услуг на предприятии имеет тенденцию увеличиваться. Значительный рост расходов за последние два года связан с проведением работ по развитию информационных систем дорожного уровня: «Информационно-аналитической системы поддержки управленческих решений для грузовых перевозок» (ИАС ПУРГП), «Экспресс-3», включающих затраты:

- на оказание услуг ООО «САП СНГ и стран Балтии» по сопровождению программных продуктов SAP;

- на обучение специалистов в компании SAP;

- на приобретение лицензий, обеспечивающих права использования продуктов SAP.

Рассмотрим структуру себестоимости реализуемой предприятием продукции в 2009 г. Она представлена на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1 ─ Структура себестоимости продукции за 2009 г.

 

Из рисунка 2.1 видно, что наибольший удельный вес в структуре себе- стоимости составляют амортизация и отчисления в фонд оплаты труда. Такие показатели как топливо, материалы и электроэнергия незначительны, так как организация работает в сфере услуг, а не занимается производством продукции.

В таблице 2.3 приведен план объема расходов, сумма расходов в отчетном и базовом периоде в разбивке по основному и подсобно-вспомогательному виду деятельности (ПВД).

 


Таблица 2.3 ─ Динамика расходов

Расходы 2007 г., млн. р. 2008 г., млн. р. Темп роста, % План на 2009 г. 2009 г., млн. р. Выполнение плана,  % Темп роста, млн. р. Темп роста, %
Перевозки 15805

20677

130,8

28176

27218

 96,6

6541

131,6

ПВД  742

 902

121,6

 1084

 1366

126,0

 464

151,4

Всего 16547

21579

130,4

29260

28584

 97,7

7005

132,5

 

Анализируя данные таблицы 2.3 можно сделать вывод, что совокупные расходы Белорусской железной дороги в отчетном периоде составили 28584 млн. р. или 97,7 % к плану. Рост расходов в 2009 г. по сравнению с запланированными показателями наблюдается по подсобно-вспомогательной деятельности - 126,0 %. По сравнению с 2008 г. расходы дороги выросли на 7005 млн. р. или на 32,5 %, в том числе по перевозкам - на 6541 млн.р. или 31,6 %, по ПВД – на 464 млн.р. или 51,4 %. В 2008 г. так же наблюдалось увеличение расходов на 30,4 % по сравнению с 2007 г. Удельный вес расходов от перевозок и ПВД в общей сумме расходов по дороге показан на рисунке 2.2.

 

Рисунок 2.2 ─ Удельный вес расходов от перевозок и ПВД в общей сумме расходов по дороге

 

Удельный вес расходов от перевозок составляет – 95,34 %.

Удельный вес расходов от ПВД составляет – 4,76 %.

В таблице 2.4 приводятся данные по динамике объемов расходов и себестоимости перевозок.


Таблица 2.4 ─ Динамика объемов расходов и себестоимости перевозок

Вид перевозок

2008

2009

Темп роста, %

Объем Себестоим., р. на 1 пасс-км/т-км Расходы, млн. р. Объем Себестоим., р. на 1 пасс-км/т-км Расходы, млн. р. Объем Себестоим., р. на 1 пасс-км/т-км Расходы, млн. р.
Пассажирские, млн. пасс-км

241,8

34,2

 8270

251,8

46,5

11703

104,1

135,9

141,5

Грузовые, млн. т-км

465,4

26,7

12406

611,5

25,4

15514

131,7

 95,1

125,1

Приведенные, т-км

707,2

29,2

20677

863,3

31,5

27218

122,1

107,9

131,6

 

Из таблицы 2.4 видно, что за отчетный период произошло увеличение объемов перевозок на 4,1 % и в то же время резкое увеличение себестоимости пассажирских перевозок на 35,9 %. Общее увеличение объемов перевозок и увеличение себестоимости по пассажирским перевозкам привело к росту расходов. Расходы по пассажирским перевозкам увеличились на 141,5 млн. р. По грузовым перевозкам наблюдается снижение себестоимости, в отчётном 2009 г. данный показатель составляет 95,1 % от себестоимости 2008 г., что является положительным фактором и приводит к уменьшению затрат на грузовые перевозки. Однако, по причине увеличения объёма перевозок, в целом возросли и расходы в отчётном периоде на 25,1 %. В целом, себестоимость в 2009 г. выросла на 7,9 %. Это объясняется увеличением себестоимости и общего объёма перевозок на 22,1 %.

Необходимо отметить, что на Белорусской железной дороге уделяется много внимания планированию эксплуатационных расходов, что предполагает глубокий и комплексный анализ хозяйственной деятельности дороги с целью выявления резервов снижения эксплуатационных расходов.

Для анализа эксплуатационных расходов используют информацию о затратах на перевозки в предыдущем периоде, о темпах роста грузооборота и пассажирооборота и показателей работы подвижного состава, данные калькуляции расходов по видам перевозок и типам тяги, ряд других сведений, сообщаемых Управлению дороги отделениями в виде справок.

Данные о расходах ежеквартально и в целом за год приводятся в отчете о производственно – финансовой деятельности дороги и ее отделений. В этом отчете расходы сгруппированы по хозяйствам, статьям и элементам затрат. В процессе доаналитической обработки исходной информации они подвергаются дополнительной группировке: выделяют расходы, зависящие от размеров движения, группируют их по видам перевозок (грузовые, пассажирские), затем из расходов по каждому виду перевозок выделяют затраты, связанные с определенным типом тяги, и общие для всех типов тяги. После чего зависящие от размеров движения расходы группируют по измерителям работы подвижного состава, а расходы, независящие от размеров движения, показывают по каждому хозяйству по статьям и элементам затрат.

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 280.