Часть 3. Экспрессивная пауза
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ребенку предлагается изобразить страхи пантомимическими и мимическими средствами.

Упражнение «Веселый страх»

Цель: коррекция тревожности, страхов.

Психолог рассказывает сказку: «Жил – был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него. Надоело Страху всех пугать, и решил он стать веселым и смешным. Что сделать Страху, чтобы детям стало весело?…». Дети предлагают свои варианты.

Стресс - одна из самых болезненных примет нашего времени. Долгое время стресс рассматривался как проблема взрослого человека. Но сегодня она все больше и больше распространяется на детский мир. Дети, также как и взрослые, страдают от избыточных физиологических и информационных нагрузок и непосильного для них психологического давления. Неслучайно психологами выделяется термин “школьный стресс”. Поэтому сегодня актуальной стала проблема профилактики школьных стрессов. Стресс в условиях школы невозможно понять и тем более управлять им без глубокого знания его психологического механизма. А значит, педагогу важно знать причины стресса у младших школьников в учебно-воспитательном процессе и пути его преодоления и профилактики.

Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907 – 1982). Медик по образованию, биолог с мировой известностью на протяжении почти полувека разрабатывал проблемы стресса. Наиболее полно его учение изложено в известном труде “Стресс без дистресса”.

Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) - термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающий в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Стрессоры – факторы, вызывающие состояние стресса. Стресс обычно понимается как неблагоприятный опыт недостаточной или избыточной стимуляции, который сейчас или в будущем приведет к нарушению здоровья.

Наука делит стрессы на:

· эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;

· кратковременные и долгосрочные (острые и хронические);

· физиологические и психологические (информационные, эмоциональные и коммуникативные).

Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов. Например, когда ребенок долго или часто испытывает чувство голода, холода, жажды, физические перегрузки.

Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением, например, когда школьника обманули, обидели, угрожали физически или морально, если он испытывает сильные информационные перегрузки.

Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда ребенок, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения.

Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности школьника, его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (семейные проблемы, ссоры и т. п.).

Коммуникативный стресс возможен при неспособности ребенка общаться с одноклассниками или учителями, при неумении налаживать межличностные отношения.

Основоположник теории стресса Г. Селье выделяет три стадии его развития:

· реакция тревоги, которая выражается в мобилизации всех ресурсов организма;

· сопротивление, когда организму удается успешно справится с вредными воздействиями (в этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость);

· истощение, наступающее, если действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть.

 

 

Биологическое строение человека таково, что он воспринимает стрессоры и реагирует на них. Однако современные условия изобилует такими внешними раздражителями, физическая реакция на которые уже не обеспечивает равновесие нашего организма. Будучи явлением реальной действительности, стрессоры трансформировались и теперь наряду с физическими реакциями требуют психических.

Стресс может также означать совокупность мелких стрессов, которые в результате приводят к эмоциональным нарушениям, таким как чрезмерная тревога и напряжение, нарушение ясности мышления и широкий спектр поведенческих реакций.

Стресс не всегда результат повреждающего внешнего влияния на психику человека. Так в повседневной учебной деятельности стрессы у детей возникают по разным причинам: на уроке, во время соревнований, школьных олимпиад, в общении с учителями и одноклассниками, публичном признании успеха и т. д. В стрессологии выделяют два термина – “эустресс” и “дистресс”. Первый термин означает желательный эффект, второй – негативный.

Дистресс (от англ. distress – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) – сильный стресс неприятной направленности, вызываемый стрессорами.

Учеными доказано как стресс серьезно влияет на здоровье людей. Доказана и связь между пережитыми в детстве и юности стрессами с частотой несчастных случаев.

Стресс у детей во многом отличается от стресса у взрослых, особенно в его проявлении.

Стресс является постоянной проблемой в детстве также потому, что жизнь и опыт ребенка контролируется взрослыми. Дети часто чувствуют, что они ничего не могут поделать, что они бессильны что-то изменить. Это приводит к апатии и потере всякой мотивации. Иногда это повышенная возбудимость, иногда агрессивность и неспособность сосредоточиться на каком-либо предмете. Порой стресс вызывает чисто физическое недомогание, например, головную боль, рези в желудке и повышенную чувствительность. Стресс у ребенка не опознают, а сам ребенок не способен с этим справится, что заставляет его чувствовать себя неспособным и неадекватным.

Как же определить состояние стресса у младшего школьника?

Прежде всего, это продолжительность. Если у ребенка плохое настроение в течение одного дня, то в определенной мере это является нормальным. Но, если состояние нервозности и напряжения длится на протяжении недели, а то и более, то это должно стать поводом для волнения.

Возрастные соответствия. Когда трехлетний ребенок плачет и хватает за одежду уходящую мать, то эта ситуация вполне нормальная. Но, если девятилетний школьник ведет себя подобным образом, то родители и педагоги должны более внимательно присмотреться к данному ребенку.

Интенсивность реакции и отклонение от возрастной нормы также является сигналом для взрослого человека.

Если есть подозрение, что ребенок переживает стресс, необходимо выяснить, почему. Дети не всегда могут словами выразить то, что их беспокоит, поэтому психологи создали специальный путеводитель по симптомам, возможным причинам и способам преодоления детских стрессов. Например, у младшего школьника появились необъяснимые боли и расстройства, включая рвоту, повышенную озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и от прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи, нервные движения, низкая самооценка, нарушение сна и питания, отставание в школе, возможно, развился стресс.

Вот примерный список стрессоров, который встречается в жизни младшего школьника в учебно-воспитательном процессе:

1. Обидные высказывания со стороны одноклассников.

2. Обидные высказывания со стороны старшеклассников.

3. Негативная оценка со стороны учителя.

4. Участие в соревнованиях.

5. Ссоры с одноклассниками.

6. Переход в другой класс или другую школу.

7. Контрольная или тестовая работа.

8. Сообщение дома о плохой отметке.

9. Выход к доске или любое публичное выступление.

10. Опоздание в школу.

11. Конфликтное общение с учителем.

12. Пропуск уроков по болезни.

13. Боязнь быть отстающим.

Психологи подметили, что один и тот же стресс может вызывать у разных людей неодинаковые реакции. Существуют факторы, которые могут тормозить или усиливать проявления стрессового состояния. Это и генетическая предрасположенность человека, пол, возраст, реактивность организма, его состояние в данный момент и др. Таким образом, один и тот же раздражитель действует на разных детей по-разному, следовательно, одни дети более беззащитны перед стрессами, чем другие. Обнаружено, что стресс не затрагивает достижения детей с высоким IQ и разрушает достижения детей с низким IQ.

Устойчивость к стрессам обеспечивает и социабельность, предполагающая доброжелательное внимание окружающих и коммуникативные навыки, благодаря которым взрослые оказывают ребенку поддержку в случае необходимости.

Для детей младшего школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых и, прежде всего, учителя. В любой стрессогенной ситуации ребенок устремляет свой взор в сторону учителя и ждет от него помощи, поддержки. Для него потрясение, если его ожидания не оправдываются, если его оставляют с переживаниями один на один. И еще хуже, когда вместо помощи от учителя, ребенок получает порицание или равнодушие.

Последствия стресса могут быть различными. Стрессы могут вызывать неврозы, депрессии и другие душевные расстройства и заболевания. Ситуативные проявления стресса бывают во время открытых уроков, когда у школьника дрожит голос, речь становится сумбурной, кружится голова. Сегодня хорошо известен стресс “конца года”, который провоцирует детей на простудные заболевания, в это время возможно развитие аллергического кашля и астмы.

Как помочь ребенку, находящемуся в состоянии стресса?

Во-первых, необходимо узнать, какова причина стресса. Выяснить это лучше всего во время прогулки, похода в парк, кино, т. е. тогда, когда ребенок находится далеко от стрессоров. Часто рисунки и игры позволяют узнать причину беспокойства ребенка. Во-вторых, подобрать наиболее приемлемый способ вывода младшего школьника из состояния стресса. Здесь на помощь педагогу может прийти школьный психолог. Ролевые игры, физические упражнения, дыхательная гимнастика, психогимнастика, музыкотерапия, упражнения на релаксацию, цветотерапия. А самое главное - поддерживать ребенка, показывать значимость его в ваших глазах, больше общаться с ним, применять тактильные приемы в общении, соблюдать такт и не забывать, что детство – это самое лучшее время и, по возможности, сделать все, чтобы знакомство со стрессовой ситуацией наступило как можно позже.

Большую помощь младшему школьнику может оказать учитель, если наладит связь с родителями. Настроит их на необходимость понимания, что воспитательно-образовательный процесс требует терпения. Что каждый ребенок неповторим, что нельзя требовать больших результатов, зная, например, что ребенок физически слаб или имеются другие причины, указывающие наегонеуспешность в учебе. Управлять стрессами ребенка учитель может с позиции поддержки, в соответствии с индивидуальным подходом, т. к. знает его жизненные проблемы, его семью, природные особенности организма ученика. Кроме того, педагог может помочь ребенку: обучить его умениям справляться со стрессом, научить, как можно менее болезненно переживать стресс или, по возможности, избегать его.

Правильная, позитивная педагогическая политика может повышать способность учащихся противостоять стрессам и уменьшать их последствия. Сегодняшний учитель начальных классов должен знать причины стресса у младшего школьника, учить, как можно избежать стрессовую ситуацию, воспитывать стрессоустойчивую позицию ученика. И самое главное, современный педагог сам не должен выступать в роли очередного стрессора для ребенка. Чувствуя проблемы детей и проявляя гибкость и понимание, учитель может уменьшить влияние дистрессов на учащихся.

Второй блок тренинговые и игровые методики направленные на преодоление тревожности младших школьников.

Одной из актуальных задач в системе дошкольного образования на современном этапе является совершенствование психологической помощи детям.



Приложение 2

 

Мы отличаем тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность – это устойчивое состояние. Тревожность не связана с какой –либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности.

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности.

Считается, что у старших дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.

Коррекционную работу с тревожными детьми я проводила в трех направлениях:

1. Повышение самооценки ребенка.

2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Работа по коррекции тревожности проводится в тесной взаимосвязи с родителями и педагогами.

Почему дети, приходящие в школу, зачастую испытывают страхи? Они страдают oт повышенной тревожности, беспокоятся при появлении учителя, боятся отвечать на уроках. Стpax является естественной реакцией активизации инстинкта самосохранения в ответ на угрожающие обстоятельства жизни. Младший школьник мало что знает об окружающем мире, поэтому все неизведанное ею беспокоит и пугает. Нахождение в состоянии хронического беспокойства, тревоги и страха изнуряет нервную систему ученика начальных классов, он находится в постоянном напряженном ожидании чего-то плохого, часто пугается, не может полностью расслабиться. У тревожных детей снижена работоспособность, повышена утомляемость, беспокойный сон. От страхов страдает в первую очередь эмоциональная сфера ребенка. Страх влияет, прежде всего, на самооценку младшего школьника, он перестает быть уверенным в себе, сомневается в собственных силах. Теряя настойчивость и упорство, ученик испытывает трудности в достижении поставленных целей. Под воздействием страха деформируются все психические познавательные процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение.

Тема: “Охотники зa привидениями”.

Цель: Снятие избытка возбуждения и торможения, связанных с чувством cтpaxa, актуализация образов страха, обучение способам преодоления реальных страхов, конструктивному взаимодействию со страхом, развитие чувства юмора, совершенствование творческих способностей, способности к имитации, техники речи с помощью театрализованной и изобразительной деятельности.

Оборудование:

Видеоряд: темный экран размером 100 ? 80 см., символизирующий ночное небо, бумажные месяц, привидения: картинки с изображением страхов, теневой театр с атрибутами, белые листы А4, карандаши, маски животных.обручи, спорт, туннель, мольберт, коробка, очки из цветной бумаги, картонные медали для детей.

Аудиоряд: магнитофон, легкая тихая музыка.

Ход занятия

Приветствие

Педагог: Здравствуйте, девочки! (Девочки хлопают в ладоши.) Здравствуйте, мальчики! (Мальчики хлопают в ладоши.) Настал день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе.

Педагог предлагает детям подойти к темному экрану, на котором прикреплены звезды.

Педагог: Я хочу вам рассказать одну историю. Однажды ночью с неба вдруг исчезли месяц и звезды (снимает их с экрана), стало совсем темно. Неожиданно появилось (медленно открывает коробку) настоящее привидение! (Прикрепляет фигурку к экрану). А за ним явились еще три! (Прикрепляет фигурки). Привидения летали, ухали, заглядывали в окна и пугали детей. И представьте, они разбудили всех людей! Чтобы нам с вами было не так страшно, давайте спрячемся каждый в свой домик-обруч.

Дeти разбегаются и встают внутрь обруча.

Педагог: Ребята, давайте попробуем вместе с вами перечислить, чего боятся дети. Темноты, прививок, остаться дома одному... Если я что-то забыла, продолжи ты ...(Дети по очереди дополняют “список” страхов).

“Игра-перевоплощение”.

Педагог: Сейчас я вам раздам маски и вы превратитесь в разных зверей, которые чего-нибудь да боятся. (Пeдагог раздает маски зайца, белки, рыбки, кошки, собаки и т.п.)

Расскажите, звери, как выглядит ваш страх? Когда он обычно появляется?

Дети: Я – кошка, я боюсь, когда на меня лает собака.

Я – мышка, я боюсь кота и т.п.

Психогимнастика.

Педагог: А теперь давайте позволим себе побояться всласть! Пусть зубы ваши стучат как барабанные палочки (дети стучат зубами), а по спине мечутся 40 000 мурашек! У cтpaxa глаза велики, а ваши глаза пусть станут еще больше (дети округляют глаза), кричите громче от страха на всю Ивановскую “Ма-а-ма-а!” (Дети кричат). Ребята, я думаю, что раньше вы и не умели как следует бояться, страх был вовсе и не страх, а так – легкое беспокойство.

Куклотерапия с использованием теневого театра. Этюд “Веселый страх”

Педагог сопровождает свою речь показом теневых изображений: Дети, а вы знаете куклу, которая всего боялась? Однажды кукла ложилась спать, и вдруг ... в темном углу появилось что-то страшное, что? (Дети сами называют персонаж). Кукла дрожит, боится, а потом с помощью мамы-куклы зажигает свет, и тут оказывается, что страшное чудовище – это всего-навсего цветочный горшок!

Упражнение “Рисуем страх”

(Звучит легкая музыка)

Педагог: А теперь, ребята, возьмите УЖАСНО белый лист бумаги, ЖУТКО много цветных карандашей, и СМЕЛО приступайте рисовать свой страх. Вы рисуйте свой cтpax, а я буду читать вам стихотворение:

Вот как мы взялись за дело,

Страх берет, а в комнате

Уж совсем, совсем стемнело.

Я рисую, я держусь

Из последней мочи.

Свет зажег бы, да боюсь

Чудовище прискочит!

Расскажите, ребята, о своих страхах, кто что нарисовал? (Дети комментируют рисунки).

Упражнение: “Превращалки”

Педагог: А я знаю верный способ избавления от страха: “страшилку” превратить в “смешинку”. Прямо скажем, ваши чудовища – пренеприятные особы. Но их злодейское достоинство снижают бородавки или смешные шляпы и башмаки с помпонами. Подрисуйте своим страшилам то, в чем они смешно будут смотреться.(Дети рисуют.) А теперь посмотрите на свои рисунки и скажите, стоит ли их бояться, смешных, неуклюжих, оборванных? Если так дальше пойдет, если у всех великанов, людоедов, Бармалеев бородавки на носу считать, то совсем, пожалуй, страх потеряешь!

Упражнение: “Жалелки”

Педагог: Ребята, я знаю, что вы добрые и всякого злыдня, страшилу, задиру сможете пожалеть. Ведь им тоже, наверняка, хочется, чтобы их любили и жалели.Давайтe утешим, успокоим свои страхи. (Дети вслух называют страхи добрыми словами, предлагают им свою дружбу.)

Игра с моделированием ситуации “А что тогда?”

Педагог: Ребята, я хочу проверить, насколько вы умеете быть смелыми в различных ситуациях. Я вам по очереди буду называть ситуации, когда вам бывает страшно, а вы должны сказать, что будете делать, если вы вдруг окажетесь в такой ситуации. (Педагог может предъявить детям картинки с изображением собаки, темной комнаты, шприца и т.п.)

– Если встретилась собака, что тогда?

– Если в комнате темно, что тогда? И т.п.

(Дети предлагают свои варианты решения ситуации)

Игра “Смелые путешественники”

Педагог: А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие. Но двигаться будем по одному, преодолевая различные препятствия, а остальные ребята поддерживают товарища фразой: “Смелей!”. (Дети под веселую музыку перепрыгивают “речку”, залезают на “горку”, в “пещеру” и т.п.)

Игра “Охотники за привидениями”

Педагог: Дорогие ребята, вы прошли настоящее испытание на смелость и теперь по праву можете стать охотниками за привидениями. В этой комнате спрятались различные привидения. Скорее надевайте волшебные очки и отправляйтесь на охоту! (Дети надевают очки, ищут в комнате спрятанные изображения привидений и складывают их в коробку со страхами.) Молодцы”! А теперь я раздам вам медали самых смелых и отважных охотников за привидениями. (Педагог вешает на шею детям медали.)

Третий блок методики и игры направленные на повышения уровня самоактуализации у учащихся начальных классов.

Следует работать над тем, чтобы каждый ребенок в детском коллективе чувствовал себя востребованной личностью, ощущал психологический комфорт от своего пребывания здесь, получал необходимую поддержку от своих товарищей.

 



Приложение 3

 

Занятие №1.

Игры, настраивающие детей на совместную деятельность и общение.

Игра “Пожалуйста”. Дети стоят у своих мест. Педагог называет действие, которое дети должны выполнить только в том случае, если произнесено слово “пожалуйста” (например:“Пожалуйста, поднимите руки вверх” и т.п.).

Игра “Ласковое имя”. Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить, как его ласково называют дома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает, называет своё ласковое имя. После того, как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.

Занятие №2. Самоподдержка.

Игра “Я справлюсь”. Ведущий предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что сможет справиться с ситуацией, поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода, прячет руки за спину.

Обсуждение. Дети рассказывают, как будут себя вести. Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в коробочку “Я справился”.

Занятие №3. Мысли управляют поступками.

Игра “Я сильный”. Ведущий предлагает детям проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. Он подходит по очереди к каждому ребёнку и просит его вытянуть вперёд руку. Затем он старается опустить руку ребёнка вниз, нажимая на неё сверху. Ребёнок должен удержать руку, говоря при этом вслух: “Я сильный!”. На втором этапе выполняются те же самые действия, но уже со словами: “Я слабый”.

Попросите детей произносить слова с соответствующей их смыслу интонацией. Затем обсудите, в каком случае им было легче удерживать руку и почему.

Постарайтесь подвести детей к выводу о том, что поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.

Занятие №4. Игры с пальцами и на пальцах.

Детям нравиться двигать пальцами и разговаривать. Эти игры помогают развивать речь, формируют навыки общения, учат гармонии жестикуляции и просто вызывают улыбку.

Игра “Воробьи”. Пять воробьёв на заборе сидели (руки перед собой, пальцы растопырены). Участники игры захватывают друг друга любым пальцем (по договору правой или левой руки) и тянут в свою сторону. Победитель тот, кто притянет соседа ближе к себе.

Занятие №5. Игры с пальцами и на пальцах.

Игра “Луноход”. Ведущий читает стихотворение:

Посмотрите: луноход

По Луне легко идёт,

Он шагает очень важно,

В нём герой сидит отважный.

Дети держат руки на столе, пальцы передвигают по поверхности, имитируя движение лунохода.

Игра “Управляя пальцами”. Играют 4 человека. Двое должны сесть друг напротив друга с закрытыми глазами и вытянуть навстречу друг другу указательные пальцы (можно начать с ладоней). Двое других игроков становятся позади сидящих. Затем по очереди каждый из них начинает “управлять” рукой сидящего, давая словесные команды. Цель – свести пальцы (ладони) друзей.

Группа занятий по развитию воображения и творческого взаимодействия.

Игра “Мостик дружбы”.

Педагог просит детей по желанию образовать пары и “построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками).

Игра “Человекомашины”.

Важно объяснить детям, что результат их работы будет зависеть от того, как слаженно будут работать все “части” машины.

Разделите детей на группы и предложите спроектировать свою машину (например, стиральную, миксер и т.п.).

Можно продемонстрировать одну из машин, например, стиральную. Попросите двух детей держаться за руки, чтобы третий свободно мог крутиться посередине, изображая “бельё”.

Предложенные формы работы психолога в младших классах средней школы нами опробованы в практической деятельности. Мы наблюдали в ходе работы с детьми, как постепенно они становились более открытыми, раскрепощенными, доброжелательными, контактными. Использование игр, в которых подвижны руки, развивает моторику мелких мышц, которая влияет на активность головного мозга, скорость мыслительных процессов, что, в свою очередь, сказывается и на учебной деятельности школьников.

 

 


[1]Андреева Г. М. Актуальные проблемы социальной психологии // Мир психологии. -1998. - № 2. С. 113-118.

[2] Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений- М: «Академия», 2000.- 440с.

[3] Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов высших пед. учеб.заведений - М: «Академия», 2000.- 440с.

[4]Болотова А.К. Самораскрытие личности: функции, временные границы и последствия в межличностном общении.//Психологические аспекты социальной нестабильности. - 1995 - С. 59 - 72.

[5]Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. - СПБ: Речь, 2001.- 216 с.

[6] Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов высших пед. учеб.заведений - М: «Академия», 2000.- 440с.

[7]АгеевB. C. Психология межгрушговых отношений - М.: Просвещение, 1983. – 311 с.

[8]Агеев B. C. Психология межгрушговых отношений - М.: Просвещение, 1983. – 311 с.

[9]Бодалев А. А., Ковалев Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление  // Педагогика. – 1992. - № 5. – С. 6.

[10] ЛеонтьевА. Н. Деятельность. Сознание. Личность, - М.: Смысл, 2005. – 431 с.

[11]Галагузова М. А. Социальная педагогика – М.: Педагогическая книга, 2000. - 416 с.

[12]Бубер М. Проблема человека. Перспективы // Воспитание школьников. - 1989. - С. 88 - 97.

[13] Гуров В.Н. «Открытая» школа и социально-педагогическая работа с детьми // Воспитание школьника. 2004. - № 2. - С. 23-45.

[14] Гусева Т. И. Психология личности - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. - 160с.

[15] Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога - М.: Просвещение, 1991. – 324 с.

[16] Гусева Т.И. Психология личности: конспект лекций. - Республика Белорусь: Изд-во ЭКСМО, 2008. - 160с.

[17]Гусева Т.И. Психология личности: конспект лекций. - Республика Белорусь: Изд-во ЭКСМО, 2008. - 160с.

[18] Гусева Т.И. Психология личности: конспект лекций. - Республика Белорусь: Изд-во ЭКСМО, 2008. - 160с.

[19] Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога - М.: Просвещение, 1991. – 324 с.

[20]Копьев А. Ф. Особенности индивидуального психологического консультирования как диалогического общения // Автореферат дис. д. психол. н. — М.: АПН СССР, 1991. – 47 с.

[21]Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности - М.: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 240с.

[22]Захаров А. И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье // Вопросы психологии. - 1981. - №3. - С. 58-68.

[23]Захаров А. И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье // Вопросы психологии. - 1981. - №3. - С. 58-68.

[24]Арутунян М.Ю., Петровская Л.А. Обратная связь в системевосприятия человека человеком // Психология межличностного познания - М.: ИОСО РАО 1981. - С. 42-53.

[25] Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. - М: «Академия», 2000.- 440с.

[26]Горностай П. Психология личности: словарь-справочник– Киев: УНК, 2001. – 189 с.

[27]Горностай П. Психология личности: словарь-справочник – Киев: УНК, 2001. – 189 с.

[28]Фельдштейн Д. И. «Психология развития личности в онтогенезе» - М.: Педагогика, 1989. - 208с.

[29]Тадевосян,Е. В. Социология. Учебное пособие - М.: Знание, 1995. – 239 с.

[30] Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия – СПб.: «Питер», 1-е издание, 2002. – 480 с.

[31] Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику.– М.: Пенза, 1994.-180 с.

[32] Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. – М.: Пенза, 1994.-180 с.

[33]Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога- М.: Просвещение, 1991. – 324 с.

[34] Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику.– М.: Пенза, 1994.-180 с.

[35][35]Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога- М.: Просвещение, 1991. – 324 с.

[36] Орлов А.Б. Тексты лекций по «Методологическим основам индивидуального психологического консультирования» — М.: МГУ, 1997. – 210 с.

[37] Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности - М.: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 240с.

[38]Немов Р. С. Психология. Учеб.для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд.– М.: ВЛАДОС, 1995. – 413 с.

[39]Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога- М.: Просвещение, 1991. – 324 с.

[40]Хьелл Л.Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. - CПб: «Питер», 2008. - 607 с.

[41]Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе – М.: ГФ “Полиграф.ресурсы”, 2002. – 267 с

[42] ВасильковаЮ.В. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов высших пед. учеб.заведений - М: «Академия», 2000.- 440с.

[43]Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. – М.: ГФ “Полиграф.ресурсы”, 2002. – 267 с

[44] Гусева Т. И. Психология личности - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. - 160с.

[45][45] Гусева Т. И. Психология личности - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. - 160с.

[46][46] Гусева Т. И. Психология личности - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. - 160с.

[47]Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М: Изд-во МГУ, 1990. - 367с.

[48]Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога– М.: ТЦ. Сфера,2002. – 480с.

[49]Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике– М.: РОСМЕН, 1999. – 312 с.


Дата: 2019-12-22, просмотров: 327.