Расчет t -критерия Стьюдента для исследования уровня тревожности у учащихся МОУ СОШ № 55 по методике по методики Тейлора адаптация Т. А. Немчинова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

M1

M2

Мин.1

Макс.1

Мин.2

Макс.2

23,2

15,7

2

5

2

5

Сигма1

Сигма2

m1

m2

t

0,7

0,7

0,1

0,1

38,1

Среднее арифметическое1

23,2

Среднее арифметическое2

15,7

Ошибка средней1

 0,14

Ошибка средней2

 0,14

t-критерий

38,1

Число степеней свободы f

56

Большее М больше меньшего М на, %

 48,02

В опыте > или < , чем в контроле на, %

 48,02

 

Расчет t-критерияСтьюдента для исследования уровня тревожности у учащихся МОУ СОШ № 55 по методике Тейлора адаптация Т. А. Немчинова представлен в таблице 3; t-критерия равен 38,1; число степеней свободы – 56.

Для данного числа степеней свободы имеем:

P 0,05 для 2,00

t P 0,01 для 2,66

P 0,01 для 3,46

 



Рис. 14. Ось значимости t -критерия Стьюдента для исследования уровня тревожности у учащихся МОУ СОШ № 55 по методике по методики Тейлора адаптация Т. А. Немчинова

 

Таким образом, на уровне 5% значимости первоначальное предположение подтвердилось: после апробации социально – педагогической программы уровень тревожности у учащихся 1-4 классов МОУ СОШ № 55 снизился. В терминах статистических гипотез полученный результат будет звучать так: на уровне 5% гипотеза H0 откланяется, и принимается гипотеза H1 – различиях.

В результате проведенного исследования выявлено что социально педагогическая программа оказала положительное влияние на учащихся младших классов как, наиболее уязвимую (в силу возраста) часть коллектива учеников, именно по этому в своем исследовании мы и охватили такое количество респондентов. В результате этого наше исследование обрело большею эффективность.

 

3.3 П рограмма социально – педагогической работы с личностью учащегося начальных классов в средней общеобразовательной школе

 

Программы направлена на профилактику тревожности и депрессивности младших школьников, поэтому рекомендуется для проведения со всеми учащимися младших классов школы.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на реализацию втечение двух - четырех месяцев.

Формы реализации программы:эмпирическое исследование, тренинги, беседы.

Целевая группа: программа рассчитана на учащихся 1-4 классов.

Краткое описание программы: в ходе проведения цикла эмпирического исследования и тренинговых программ предполагается снизить уровень тревожности и депрессивности и повысить уровень самоактуализации у учащихся начальных классов.

Цель программы: проанализировать особенности и эффективность работы социально педагогической службы с личностью учащегося младших классов.

Задачи программы:

· диагностировать личностные особенности каждого учащегося;

· расширить знания социального педагога о методиках и технологиях социально – педагогической деятельность с личностью;

· определить критерии эффективности деятельности социального педагога с личностью.

Предоставление результатов программы:

1. Методические материалы эмпирического исследования и тренингов.

2. Проектные разработки автора программы.

3. Модель реализации разработанной программы.

Факторы, обеспечивающие эффективную реализацию программы:

1. Наличие целевой аудитории.

2. Сложившиеся партнерские отношения с учащимися, устойчивые контакты с заинтересованными лицами и организациями.

3. Привлечение других специалистов (психологов), обладающих достаточной квалификацией для оказания консультационной помощи.

Оборудование: бланки опросников, анкет (либо программы компьютерной диагностики по данным методикам, карточки - бланки игровых и тренинговых мероприятий)

Этапы программы

Первый этап: Сбор информации, изучение нормативно – правовой базы, беседа с преподавателями.

Второй этап: Диагностический. На данном этапе проводится социально-педагогическая диагностика личностных особенностей учащихся начальных классов, использованием следующих методик: Методика «Опросник К. Юнга»; шкала депрессии Бека (BDI); опросник личностной ориентации Шострома (краткая форма, разработанная Джоунс и Крэндалл); методика измерения уровня тревожности Тейлораадаптация Т. А. Немчинова; методика определения локуса контроля поведения.

Третий этап:Состоял из 3 блоков:

Первый блок методики направленные на преодоление депрессивных состояний младших школьников использованы: упражнение «Пещера страхов», «Веселый страх». (Приложение 1).

Второй блок методики направленные на преодоление тревожности младших школьников, использованы: занятие“Охотники зa привидениями”;“Игра-перевоплощение”;упражнение “Рисуем страх”; “Превращалки” “Жалелки”; игра с моделированием ситуации “А что тогда?”. (Приложение 2)

Третий блок методики и игры направленные на повышения уровня самоактуализации у учащихся начальных классов, использованы: игры: “Пожалуйста”; “Ласковое имя”; “Я справлюсь”;“Я сильный”; “Воробьи”“Луноход”; “Управляя пальцами”;“Мостик дружбы”; “Человекомашины”.(Приложение 3)

Четвертый этап: Обобщение и заключение.

Подведение итогов разработки и апробации социально – педагогической программы.

В заключении третий главы отметим что, выдвинутая нами гипотеза о том, что социально – педагогическая деятельность с личностью будет успешной если: на основании анализа теоретических источников конкретизирована сущность и структура ключевых понятий по проблеме исследования;социальным педагогом используется комплекс методов и технологий диагностики личности клиента;в деятельности социально – педагогической службы применяются методы социально – педагогического моделирования. Это подтверждается как анализом результатов диагностических методик, так и методами математической статистики.

 



Заключение

 

Если обобщить определения понятия «личность», существующие в рамках различных психологических теорий (К.Юнг, Г.Олпорт, Э.Кречмер, Дж.Гилфорд, Г.Айзенк, А.Маслоу и других), то можно сказать, что личность традиционно понимается как «… синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде» и «… в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида».

Итак, можно сказать, что личность человека это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно- потребностных отношений, опосредующих взаимодействия субъекта и объекта.

Такое определение личности вполне соответствует её пониманию в частности в отечественной психологии, ориентировавшейся на марксизм (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).

Личность является атрибутивной характеристикой каждого человеческого субъекта, но не самим этим субъектом.

Также личность является такой психологической характеристикой субъекта, которая регулирует его отношения с объективной действительностью.

Общество формирует личность в интересах сохранения и развития общества. Личность – созидатель общественного богатства. Личность – сознательное существо, смиряться или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу или жить только личными интересами. Всё это зависит не только от общественного положения человека, но и от уровня осознания им объективных закономерностей и потребностей общественного развития.

Личность это система мотивационных отношений, которую имеет субъект.

Во-первых быть личностью значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные (в широком смысле контакты с миром). Психологические исследования личности как субъекта витальности – это изучение биологических предпосылок поддержания человеком своих взаимоотношений с миром. Уровень личности как «авторствования» человека применительно к построению им собственной жизни может быть зафиксирован в термине индивидуум или индивидуальный субъект.

Во-вторых, быть личностью – это значит быть субъектом предметной деятельности. Последняя может быть раскрыта как производство человеком предметов духовной и материальной культуры и представлена в виде процессов опредмечивания и распредмечивания человеческих «сущностных сил». Психологические исследования личности как субъекта предметной деятельности посвящены: зависимости протекания психических процессов человека от того места, которое он им придаёт в организации собственной деятельности.

В третьих, быть личностью – это быть субъектом деятельности общения. Необходимо различать собственно общение и коммуникацию. Общение же – это производство индивидами их общего (В.А.Петровский), что предполагает достижение взаимной идеальной представленности взаимодействующих сторон (в отличие от коммуникации, которая может иметь чисто инструментальный характер.

Строго говоря, быть личностью, как субъектом общения невозможно без той или иной степени идеальной репрезентированности (отражённости) человека в жизни других людей.

Таким образом, следует отметить, что в принципе верная идея о том что «личностью не рождаются», что личностью человек становится, «выделывается» послужила в отечественной психологии основанием для совершенно неверной, на наш взгляд, точки зрения, что не каждый человек – личность.

Следует сказать что в ходе выполнения выпускной квалификационной работы мы проанализировали основные научные подходы к проблемам изучения личности в социальной педагогики и психологии, а также структуру и особенности социально – педагогической деятельностью с личностью. Эмпирически подтвердили эффективность социально-педагогического моделирования в работе социального – педагога с личностью клиента.

В заключении выпускной квалификационной работы отметим что, выдвинутая нами гипотеза о том, что социально – педагогическая деятельность с личностью будет успешной если: на основании анализа теоретических источников конкретизирована сущность и структура ключевых понятий по проблеме исследования;социальным педагогом используется комплекс методов и технологий диагностики личности клиента;в деятельности социально – педагогической службы применяются методы социально – педагогического моделирования. Это подтверждается как анализом результатов диагностических методик, так и методами математической статистики.

 



Библиографический список

 

1. Агеев, B. C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В. С. Агеев - М.: Просвещение, 1990. – 235 с.

2. Агеев, B. C. Психология межгрушговых отношений / В. С. Агеев - М.: Просвещение, 1983. – 311 с.

3. Алмазов Б. Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися / Б. Н. Алмазов - М.: Педагогика, 1991. – 235 с.

4. Андреева, Г. М. Актуальные проблемы социальной психологии / Г. М. Андреева // Мир психологии. -1998. - № 2. С. 113-118.

5. Арутунян, М.Ю. Обратная связь в системевосприятия человека человеком. / М. Ю. Арутунян, Л. А. Петровская // Психология межличностного познания - М.: ИОСО РАО 1981. - С. 42-53.

6. Асмолов, А.Г. Психология личности: Учебник. / Г. М. Асмолова - М: Изд-во МГУ, 1990. - 367с.

7. Бобнева, М. И. Социальные нормы и регуляция поведения / Отв. ред. Е.В. Шорохова, М.И. Бобнева. // Психологические проблемы социальной регуляции поведения - М.: Просвещение, 1976. – 171 с.

8. Бевзова, Л. В. Социально-психологические трудности педагогического общения в системе "учитель-ученик" / Л. В. Бевзова // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. Ростов- на- Дону: Эксмо, 1990. – 219 с.

9. Болотова, А.К. Самораскрытие личности: функции, временные границы и последствия в межличностном общении. / А. К. Болотова //Психологические аспекты социальной нестабильности. - 1995 - С. 59 - 72.

10. Бодалев, А. А. Психологические трудности общения и их преодоление / А. А. Бодалев, Г. А. Ковалев Г.А. // Педагогика. – 1992. - № 5. – С. 6.

11. Брошусь, С. Б. К проблеме развития личности в зрелом возрасте /С. Б. Брошусь // Вестн. Моск. ун-та. Психология. — 1980. - № 2. - С. 3-13.

12. Бубер, М. Проблема человека. Перспективы / М. Бубер // Воспитание школьников. - 1989. - С. 88 - 97.

13. Бурлачук, Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций / Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. - СПБ: Речь, 2001.- 216 с.

14. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов – М.: РОСМЕН, 1999. – 312 с.

15. Василюк, Ф.Е. Жизненный мир и кризис; топологический анализ критических ситуаций / Ф. Е. Василюк //Психологический журнал. - 1995. - №3. - С. 90-101.

16. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов высших пед. учеб.заведений / Ю. В. Василькова - М: «Академия», 2000.- 440с.

17. Галагузова М. А., Социальная педагогика. / М. А. Галагузова – М.: Педагогическая книга, 2000. - 416 с.

18. Ганзен, В. А. Системные описания в психологии / В. А. Ганзен - Л.: ЛГУ 1984. – 167 с.

19. Гласе, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Д. Гласе, Д. Стенли - М.: Просвещение, 1976. - 279 с.

20. Гусева, Т.И. Психология личности: конспект лекций. / Т. И. Гусева, Т. В. Каратьян - Республика Белорусь: Изд-во ЭКСМО, 2008. - 160с.

21. Гуров, В.Н. «Открытая» школа и социально-педагогическая работа с детьми / Н. В. Гуров// Воспитание школьника. 2004. - № 2. - С. 23-45.

22. Гришина, Н. В. Нарушение этических норм межличностного взаимодействия: феномен "нечестной игры" / Н. В. Гришина // Общественные науки и современность, 2004. - №2. - С. 87-95.

23. Горностай, П. Психология личности: словарь-справочник / П, Горностай, Т. Титаренко – Киев: УНК, 2001. – 189 с.

24. Гусева, Т. И. Психология личности / Т. И. Гусева - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. - 160с.

25. Данилова, Е. Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Е. Е. Данилова – М.: Академия, 2000. – 160 с.

26. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А. Б. Добрович - М.: Просвещение, 1987. – 239 с.

27. Донцов, А. И. Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности / А. И. Донцов, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская // Введение в практическую социальную психологию - 2003. - № 5. - С. 7-21.

28. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной - М.: Просвещение, 1991. – 324 с.

29. Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев– СПб.: «Питер», 2-е издание, 2007. - 512с.

30. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 96 с.

31. Жутикова, Н. В. Учителю о практике психологической помощи / Н. В. Жутикова - М.: РОСМЭН, 1988. – 189 с.

32. Забродин, Ю. М. "Модель личности" в психодиагностике /Ю. М. Забродин - М.: Наука, 1994. – 190 с.

33. Закатова, И.Н. Социальная педагогика в школе. / И. Н. Закатова. – М.: ГФ “Полиграф.ресурсы”, 2002. – 267 с

34. Захаров, А. И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье / А. И. Захаров // Вопросы психологии. - 1981. - №3. - С. 58-68.

35. Зиммель, Г. Человек как враг / Г. Зиммель // Социологический журнал. - 1994. - №2. - С.114-119.

36. Кан, М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения / М. Кан — СПб.: Б.С.К., 1997. – 178 с.

37. Кейтнеп, Дж. Увядание посредничества / Д. Кейтнеп // Социальный конфликт. - 2004. - №4.- С. 52-64.

38. Козубовский, В.М. Общая психология. Личность. / В. М. Козубовский Республика Беларусь, Изд-во: Амалфея, 2006. - 448 с.

39. Котова, И. Б. Психология личности в России. Столетие развития / И. Б. Котова - Ростов н/Д.: Издательство Ростовского педагогического университета, 1994 – 294 с.

40. Копьев, А. Ф. Особенности индивидуального психологического консультирования как диалогического общения / А. Ф. Копьев // Автореферат дис. д. психол. н. — М.: АПН СССР, 1991. – 47 с.

41. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас — М.: Академический проект, 1999. - 345 с.

42. Куликов, Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / Л. В. Куликов – СПб.: «Питер», 1-е издание, 2002. – 480 с.

43. Куличенко, Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности / Р. М. Куличенко - М.: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 240с.

44. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев, - М.: Смысл, 2005. – 431 с.

45. Леонтьев, В. Г. Стиль руководства и социально-психологический климат педколлектива / В. Г. Леонтьев, Ю. С. Сыровецкий Новосибирск: ДРОФА, 1998. – 147 с.

46. Липман, П. Обучение с целью уменьшения насилия и развитие миролюбия / П. Липман // Вопросы философии. - 1995. - №2 - С. 110-121.

47. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов - М.: Просвещение, 1984. – 199 с.

48. Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова - М.: Социальная педагогика. – 2003. - №4. - С.6-8.

49. Мананикова, Е. Н. Психология личности. Учебное пособие для ВУЗов / Е. Н. Мананикова - М.: Издательский Дом "Дашков и К", 2008. - 218 с.

50. Мелибруда, Е. Я - Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения / Е. Мелибруда - М.: Прогресс, 1986. – 215 с.

51. Мироненко, В. В. Хрестоматия по психологии. Учеб.пособие для студентов / В. В. Мироненко – М.: «Просвещение», 2-е изд-е, 1987. - 447с.

52. Маслова, Ф. Н. Рабочая книга социального педагога / Ф. Н. Маслова – Орел.: Прогресс, 2005. – 245 с.

53. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику. / А. В. Мудрик– М.: Пенза, 1994.-180 с.

54. Немов, Р. С. Психология. Учеб.для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. / Р. С. Немов – М.: ВЛАДОС, 1995. – 413 с.

55. Пашукова, Т. И. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов / Т. И. Пашукова, А. И. Допира, Г. В. Дьяконов - М.: КАРО, 1996. – 376 с.

56. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова – М.: ТЦ. Сфера,2002. – 480с.

57. Олпорт Гордон, В. Становление личности / В. Олпорт Гордон – М.: Смысл, 2002. - 464 стр.

58. Орлов, А.Б. Тексты лекций по «Методологическим основам индивидуального психологического консультирования» / А. Б. Орлов — М.: МГУ, 1997. – 210 с.

59. Петровский, А. В. Быть личностью / А. В. Петровский - М.: «Педагогика» 1990. – 112 с.

60. Роджерс, К. Р. Клиентоцентрированная терапия / К. Р. Роджерс — М.: Ваклер, REFL-book, 1997. – 278 с.

61. Тадевосян, Е. В. Социология. Учебное пособие / Е. В. Тадевосян - М.: Знание, 1995. – 239 с.

62. Фельдштейн, Д. И. «Психология развития личности в онтогенезе» / Д. И. Фельдштейн - М.: Педагогика, 1989. - 208с.

63. Хьелл, Л. Теории личности. 3-е изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер - CПб: «Питер», 2008. - 607 с.

64. Энциклопедия социальной работы. Пер. с. Англ. Т.1-3. - М.: Центр общечеловеческих ценностей. – 1994. Т.3. 203с.

 



Приложение 1

Дата: 2019-12-22, просмотров: 307.