Организация бухгалтерского учета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

За организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении банковских операций ответственность несет Председатель Правления Банка. За формирование Учетной политики (Приложение 4), ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность несет Главный бухгалтер Банка. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых операций законодательству Российской Федерации, указаниям Банка России, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Главный бухгалтер филиала подчиняется непосредственно директору филиала, а по вопросам ведения и методологии бухгалтерского учета Главному бухгалтеру Банка.

Требования Главного бухгалтера по документальному оформлению операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников Банка. Без подписи Главного бухгалтера или уполномоченных им должностных лиц денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства, оформленные документами, считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Старший бухгалтер Банка подчиняется непосредственно Управляющему, а по вопросам ведения и методологии бухгалтерского учета Главному бухгалтеру Банка.

Старший бухгалтер подчиняется непосредственно Управляющему Банка, а по вопросам ведения и методологии бухгалтерского учета Главному бухгалтеру Банка.

Все бухгалтерские операции, совершенные в предыдущем дне, в течение следующего рабочего дня должны быть полностью проверены на основании первичных документов, записей в лицевых счетах, в других регистрах бухгалтерского учета. Контроль осуществляется путем визуальной проверки документов, оформленных на бумажных носителях, а также обеспечивается программными средствами.

Главный бухгалтер Банка, его заместители, работники последующего контроля и лица, уполномоченные руководителем структурного подразделения, осуществляют текущие и последующие проверки бухгалтерской и кассовой работы, цель которых состоит в выявлении нарушений Правил совершения операций и ведения бухгалтерского учета.

Главный бухгалтер, его заместители, начальники и специалисты структурных подразделений Банка (филиала, дополнительного офиса) систематически осуществляют внутрибанковский контроль совершенных бухгалтерских и кассовых операций и проводят последующие проверки бухгалтерской и кассовой работы с целью выявления и предотвращения нарушений правил совершения банковских операций и ведения бухгалтерского учета.

Осуществление контрольных функций закрепляется в должностных инструкциях старших по должности сотрудников, наделенных правом контрольной подписи в образцах подписей.

Контроль за осуществлением кассовых операций проводит Главный бухгалтер (заместитель Главного бухгалтера), либо уполномоченный отдельным приказом (указанием) по Банку, филиалу (дополнительному офису) сотрудник.

Составляющими внутрибанковского контроля являются текущий и последующий контроль.

Текущий контроль способствует минимизации (исключению) ошибок при открытии счетов, при приеме документов к исполнению, оформлении соответствующими документами совершаемых операций.

При осуществлении ежедневного текущего контроля, направленного на соблюдение клиентами положений по оформлению документов сотрудник банка (операционный работник) при приеме расчетных, кассовых документов осуществляет их проверку в соответствии с требованиями, установленными правилами ведения бухгалтерского учета и другими нормативными актами Банка России.

Ежедневный текущий контроль, направленный на обеспечение сохранности средств, своевременное исполнение распоряжений клиентов на перечисление (выдачу) средств, перечисление и зачисление средств в точном соответствии с реквизитами, указанными в расчетных документах, принимаемых к исполнению в Банке осуществляется тремя методами:

Метод программного контроля. Контроль обеспечивается программным путем по следующим видам расчетных документов:

- документам юридических лиц, поступившим по системе «Банк-клиент»;

- документам на прием платежей (переводов) от граждан и организаций без открытия банковского счета, зачисляемых в кредит балансового счета 40911 «Транзитные счета»;

- документам по экспресс - кредитованию;

- документам, прошедшим обработку ввода в АС «ЦФТ-банк» через Bi-printer.

Метод дополнительного контроля. По операциям, требующим дополнительного контроля (Приложение 5 Положения №205-П, Требования Учетной политики Банка), бухгалтерские записи совершаются работниками ведущим и соответственно дебетуемый и кредитуемый счета, только после проверки уже оформленного документа специально выделенным сотрудником (контролером). При этом проконтролированный документ удостоверяется подписью контролера.

Метод визуального контроля. Ответственный сотрудник — старший по должности, на которого возложены контрольные функции должностной инструкцией, либо приказом (указанием) по Банку, филиалу (дополнительному офису) осуществляет контроль путем визуальной проверки расчетных и кассовых документов, оформленных на бумажном носителе, с последующим подтверждением их провода в АС «ЦФТ-банк».

При этом проверяется:

- наличие на расчетных и кассовых документах соответствующих подписей сотрудников, уполномоченных совершать те или иные операции.

- правильность формирования номеров лицевых счетов на момент их открытия уполномоченными сотрудниками подразделений, построение номера счета требованиям Приложения 1 к Правилам 205-П и Учетной политики Банка.

- соблюдение клиентами и сотрудниками подразделений требований нормативных документов по оформлению расчетных и кассовых документов, внутренних документов Банка;

- исполнение распоряжений клиентов на перечисление (выдачу) средств в течение операционного времени в день поступления документов в Банк; документы, поступившие во внеоперационное время, отражаются по счетам на следующий рабочий день.

- перечисление и зачисление средств в точном соответствии с реквизитами, указанными в расчетных документах, распоряжениях принимаемых к исполнению;

- наличие и правильность указания кассовых символов в кассовых документах.

Последующий контроль предназначен для анализа и ревизии процедур совершения бухгалтерских и кассовых операций, проверки оформления надлежащим образом документов дня и других банковских документов в соответствии с нормативными документами и внутренними Порядками Банка.

Систематическое осуществление последующего контроля способствует обнаружению ошибок учета и оформления операций, не выявленных при текущем контроле, позволяет принять необходимые меры для недопущения нарушений в дальнейшем, оценить качество работы сотрудников подразделений Банка (филиала, дополнительного офиса).

При последующем контроле проверяется:

- по лицевым счетам - все ли записи подтверждены соответствующими документами, прошедшими контроль со стороны уполномоченных сотрудников Банка (филиала, дополнительного офиса) и подписанными ими при оформлении операций, правильно ли перенесены в лицевые счета соответствующие реквизиты и суммы документов, правильно ли перенесены из предыдущего дня входящие остатки и выведены исходящие остатки - соответствие их ведомости остатков по счетам;

- правильность оформления документов, послуживших основанием для отражения операций по счетам;

- соблюдение правил выдачи клиентам выписок по счетам;

- правильность совершения исправительных записей;

- наличие подписи контролирующего работника на бухгалтерских документах по операциям, требующим дополнительного контроля;

- наличие разрешающей визы уполномоченных специалистов подразделения валютного контроля Банка (филиала, дополнительного офиса) на бухгалтерских документах по операциям, связанным с движением средств клиентов в иностранной валюте, а также средств в рублях по счетам клиентов- нерезидентов;

- исполнение заявлений клиентов на перечисление платежей в день поступления документов в Банк, при поступлении заявлений в операционное время и на следующий день — при поступлении заявлений во внеоперационное время;

- правильность оформления и закрытия депозитных и кредитных договоров физических и

юридических лиц, своевременное закрытие лицевых счетов по данным операциям;

- исполнение договоров по хозяйственной и финансовой деятельности Банка (филиала, дополнительного офиса) не позднее следующего рабочего дня после поступления копии договора в бухгалтерию;

- проведение операций и оформление бухгалтерских записей в строгом соответствии с требованиями нормативных документов и внутренних Порядков Банка;

- правильность формирования и свода бухгалтерских и кассовых документов дня;

- постановка платежных документов в картотеки к внебалансовым счетам 90901 и 90902 в день их регистрации в Банке;

- списание документов из картотек к внебалансовому счету 90901 — на следующий день после истечения срока акцепта или не позже рабочего дня, следующего за днем приема заявления; к внебалансовому счету 90902 — в пределах наличия средств на счете плательщика на начало дня и по возможности с учетом текущих поступлений за день в или в пределах суммы «овердрафт», определенной договором;

- наличие на заявлениях, распоряжениях, договорах, счетах, счетах-фактурах, актах и других аналогичных документах всех необходимых подписей уполномоченных лиц;

- правильность отражения доходов и расходов Банка, филиала (дополнительного офиса) по соответствующим символам;

- оформление и отправка сообщений об открытии (закрытии) счетов налоговым органам, клиентам в течение 5-ти рабочих дней с даты открытия (закрытия) счета;

- исполнение писем, рекламаций клиентов, учреждений банка, налоговых и других органов в течение 5 дней с даты получения запроса;

- передача документов между структурными подразделениями Банка в день совершения операции или даты поступления документов в Банк.

Последующие проверки проводятся согласно плану, утвержденному директором филиала (заместителем директора), управляющим (заместителем управляющего) дополнительного офиса, руководителем структурного подразделения Банка, в котором осуществляются бухгалтерские операции.

План последующих проверок составляется Главным бухгалтером (заместителем) Банка (филиала), начальником управления Операционного департамента, старшим бухгалтером дополнительного офиса (структурного подразделения Банка) ежеквартально с указанием темы проводимой проверки, метода проверки, срока исполнения, ответственных лиц и фактической даты исполнения проверки.

Планы последующих проверок доводятся до всех ответственных исполнителей под роспись.

Последующим проверкам подлежат бухгалтерские и кассовые документы дня, а также другие документы и операции, указанные в плане проверки.

Проведение последующих проверок бухгалтерских и кассовых документов дня возлагается на ответственного сотрудника Банка, старшего по должности, в должностную инструкцию которого включается обязанность проведения последующих проверок.

При проверках контролируется правильность учета и оформления надлежащими документами совершенных операций.

В процессе последующих проверок должны вскрываться причины выявленных нарушений правил совершения операций и ведения бухгалтерского учета и приниматься меры к устранению недостатков.

Последующие проверки подразделяются на: целевые и тематические.

Метод проверок — выборочный или сквозной - устанавливается в планах проверок.

Целевые проверки проводятся с таким расчетом, чтобы работа каждого операциониста (специалиста, бухгалтера) была проверена не реже одного раза в год.

Тематические проверки проводятся по мере необходимости по заданию Главного (старшего) бухгалтера, руководителя структурного подразделения, включаются в план проверок по каждой теме не реже одного раза в год.

Тематические проверки проводятся по следующим направлениям:

- проверка наличия и правильности оформления карточек с образцами подписей и оттиска печати клиентов, отметок о получении чеков, чековых книжек;

- правильность указания сроков акцепта на документах в картотеке к внебалансовому счету 90901;

- проверка правильности хранения документов по внебалансовым счетам, соблюдение очередности расположения документов в картотеке к внебалансовому счету 90902.

- проверка правильности исполнения долгосрочных заявлений на перечисление коммунальных и иных платежей;

- проверка правильности сверки аналитического учета с синтетическим;

- проверка правильности учета заготовок и эмбоссированных банковских карт;

- проверка правильности хранения и использования штампов Банка;

- проверка правильности заполнения книг покупок и продаж;

- проверка оформления и своевременного исполнения договоров по хозяйственной деятельности банка;

- проверка правильности оформления мемориальных исправительных ордеров;

- проверка наличия образцов подписей сотрудников Банка, уполномоченных подписывать те или иные документы;

- проверка правильности отражения в бухгалтерском учете операций с собственными и учтенными векселями, порядка начисления и отражения процентов по ним;

- проверка правильности отнесения на соответствующие счета доходов Банка сумм комиссий за предоставленные услуги.

Перечень тематических проверок может быть расширен и утвержден в соответствующем плане проверок.

Результаты последующих проверок оформляются справками (Приложение 1 к Порядку внутрибанковского контроля за совершаемыми операциями).

Справки оформляются сотрудниками, проводившими проверки, в сроки, указанные в плане проверок.

В справках указываются:

- тема проверки;

- наименование проверяемого структурного подразделения;

- период проверки;

- фамилия, имя, отчество сотрудников, чьи документы и операции были проверены;

- замечания, обнаруженные в ходе проверки,

- либо отметка об их отсутствии;

- общие замечания;

- причины выявленных нарушений;

- рекомендации.

Справки подписываются ответственными исполнителями, сотрудниками, в документах которых обнаружены замечания Главным бухгалтером (заместителем Главного бухгалтера) Банка (филиала), начальником управления Операционного департамента, старшим бухгалтером дополнительного офиса, структурного подразделения Банка.

Справки последующих проверок в пятидневный срок рассматриваются и визируются директором (заместителем директора) Банка (филиала), директором Операционного департамента, управляющим (заместителем управляющего) Банка, руководителем структурного подразделения Банка, в котором осуществляются бухгалтерские операции.

Руководитель (заместитель руководителя) Банка (филиала, дополнительного офиса, структурного подразделения) обязан принять необходимые меры для устранения причин, вызвавших отмеченные недостатки.

При наличии замечаний руководитель (заместитель руководителя) Банка (филиала, дополнительного офиса), структурного подразделения Банка оформляет на справке запись о необходимости предоставления в определенный срок отчета об устранении замечаний и выполнении рекомендаций.

Главному бухгалтеру (заместителю Главного бухгалтера) Банка (филиала), старшему бухгалтеру дополнительного офиса, структурного подразделения Банка.

Контроль за устранением недостатков, отмеченных проверками, возлагается на Главного бухгалтера (заместителя Главного бухгалтера), старшего бухгалтера, директора Операционного департамента.

Справки дополнительных офисов Банка высылаются в электронном виде Главному бухгалтеру (заместителю Главного бухгалтера) Банка не позднее следующего дня, после получения резолюции руководителя.

Отчеты подписываются руководителями подразделения (ответственными сотрудниками), в документах, чьих сотрудников были обнаружены замечания.

Отчеты дополнительных офисов банка высылаются в электронном виде Главному бухгалтеру (заместителю) Банка не позднее дня, следующего за днем, указанным в справке проверки.

Главный бухгалтер (заместитель Главного бухгалтера) Банка (филиала), старший бухгалтер дополнительного офиса, структурного подразделения Банка контролирует устранение недостатков, выявленных последующими проверками. В необходимых случаях организует повторную проверку устранения отмеченных недостатков и выполнения рекомендаций, указанных в справках проверок, о чем делает запись на отчетах об устранении замечаний и выполнении рекомендаций.

Планы, справки и отчеты по последующим проверкам хранятся у Главного бухгалтера (заместителя Главного бухгалтера) Банка (филиалов), старшего бухгалтера в отдельном деле.

 

Аудит учетной политики

 

Учетная политика банка (Приложение 5) определяет совокупность способов ведения бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 1996г. N2 129-Ф3 «О бухгалтерском учете» для обеспечения формирования достоверной информации о результатах деятельности банка.

ОАО «Северная Казна» в своей деятельности руководствуется Федеральным законом Российской Федерации от 2 декабря 1990г.№ 395-1 (ред. 28.04.2009, с изм. от 27.07.2006, 03.06.2009) «О банках и банковской деятельности» с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и нормативными актами, действующими на территории Российской Федерации, Уставом банка, решениями Правления банка.

Для большей наглядности аудит учетной политики принято оформлять в виде таблице, в которой показывают положение учетной политики, альтернативные варианты и непосредственно положение учетной политики организации (см. табл. 13).

Таким образом, проведя аудит учетной политики можно сделать вывод, что она соответствует всем действующим законам и нормам. В кредитной организации соблюдаются в полном объёме все положения, указанные в учетной политики.

 


Таблица 13 – Аудит учетной политики

Положения учетной политики Альтернативные варианты Положение учетной политики организации
1 2 3
1. Учет имущества 1. Обособленно от материальных ценностей. 2. В валюте РФ. 3. На основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения. +
2. Амортизация основных средств Способ уменьшаемого остатка   +
3. Амортизация нематериальных активов По первоначальной оценке. +
4. Оценка материальных запасов Материальные запасы отражаются по их фактической себестоимости   +
5. Оценка финансовых вложений По покупной стоимости акций (долей) после получения Банком документов, подтверждающих переход к нему права собственности на акции (доли)   +
6. Оценка вложений в ценные бумаги сторонних эмитентов 1. По покупной стоимости и не переоцениваются. 2. Котируемые ценные бумаги по рыночным ценам   +
7. Оценка дебиторской задолженности В сумме фактической задолженности   +
8. Учет финансовых требований 1. В денежной форме в валюте РФ – в сумме фактически возникших требований. 2. В иностранной валюте – по официальному курсу на дату постановки требований. По поставке ценных бумаг – по цене приобретения.     +
9. Учет обязательств банка 1. Собственные ценные бумаги – по номинальной стоимости. 2. Кредиторская задолженность – в сумме фактической задолженности. 3. Финансовые обязательства – в сумме возникших обязательств; по стоимости продажи.     +
10. Метод признания доходов и расходов По кассовому методу   +
11. Учет доходов и расходов будущих периодов. По фактическому (кассовому) их получению.   +
12. Учет расчетно-кассовых операций Строится в полном соответствии с Положениями Банка России: от 9 октября 2002 г. №2 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации»; от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» и Приложением к нему №33 «Рекомендуемый порядок отражения основных операций в бухгалтерском учете кредитных организаций при совершении расчетов через счета ЛОРО, НОСТРО и через счета межфилиальных расчетов»; от 01 .04.2003 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации».   +
13. Прибыль и убыток банка Определяются нарастающим итогом в течение отчетного года. +
14. План счетов бух. учета В соответствии с требованиями современности и полноты учета и отчетности. +
15. Форма бух. учета. Унифицированные формы первичной учетной документации +

 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 223.