Понятие «производственная группа»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Эффективность работы в современной организации, в значительной мере определяется не только результатами работы отдельных индивидов, сколько результативностью отдельных рабочих групп и команд, деятельность которых направлена на реализацию общих целей компании. Поэтому современные персонал - технологии имеют своей основой максимальное использование не только личностных ресурсов, сколько возможности построения рабочих коллективов, высшей формой которых становятся команды.

Исходя из определения Шоу, можно считать, что организация любого размера состоит из нескольких групп.

Руководство создает группы по своей воле, когда производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и по вертикали (уровни управления).

В каждом из многочисленных отделов большой организации может существовать десяток уровней управления. Производство на заводе можно разделить на более мелкие подразделения, например, механообработки, окраски, сборки. Эти производства в свою очередь можно делить и дальше. Например, производственный персонал, занимающийся механообработкой можно разделить на 3 различных коллектива по 10 —16 человек, включая мастера. Таким образом, большая организация может состоять буквально из сотен или даже тысяч малых групп.

Эти группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса, называются формальными группами. Как бы малы они ни были, это — формальные организации, чьей первейшей функцией по отношению к организации в целом является выполнение конкретных задач и достижение определенных, конкретных целей. В организации существует три основных типа формальных групп: группы руководителей, производственные группы и комитеты.

Командная (соподчиненная) группа руководителя состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Президент компании и старшие вице-президенты — вот типичная командная группа. Такую же группу образуют директор магазина розничной торговли и заведующие различными его отделами, либо заведующий каким-либо отделом и его или ее продавцы. Однако, несмотря на то, что они входят в его или ее цепь команд, продавцы не являются членами командной группы президента компании, потому что они не подчинены ему напрямую. Другим примером командной соподчиненной группы являются командир авиалайнера, второй пилот и бортинженер.

Второй тип формальной группы — это рабочая (целевая) группа. Она обычно состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. Хотя у них есть общий руководитель, эти группы отличаются от командной группы тем, что у них значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда. В этой компании руководство считает, что целевые группы ломают барьеры недоверия между руководителями и рабочими. Кроме того, предоставляя рабочим возможность самим думать о своих производственных проблемах и решать их, они могут удовлетворять потребности рабочих более высокого уровня. Третий тип формальной группы — комитет — будет рассмотрен ниже.

Все командные и рабочие группы, а также комитеты должны эффективно работать — как единый слаженный коллектив. Однако, как мы увидим далее, имеется множество факторов, которые влияют на поведение отдельной личности в коллективе. К сожалению, руководители этих групп не всегда считают своим долгом повышать свой личный вклад в достижение общих целей. Однажды в зимнее время при обсуждении вопроса о том, как плохое руководство рабочими группами и совместными заданиями привело к катастрофам, (или на грань катастрофы) было высказано следующее замечание.

Команда, как правило, небольшое количество людей (как правило, от 4 до 7 человек) с комплементарными, то есть взаимозаменяющими навыками, которые привержены единым намерениям, эффективным целям и общему подходу к работе, в рамках которого они считают себя взаимоответственными.

Идея командных методов работы была заимствована из большого спорта и стала внедряться в практику управления с 60-70 годов XX века. в настоящее время time - building (построение команды) представляет собой одну из перспективных моделей корпоративного и менеджмента и является сущностной системой технологического подхода к управлению персоналом в компании. Командное строительство направлено на создание групп равноправных специалистов различной специализации, сообща несущих солидарную ответственность за результаты собственной деятельности и на паритетной основе несущих и осуществляющих разделение труда.

Современные команды значительно отличаются от команд прошлого по содержанию и направленности собственной деятельности. Если первоначально основное внимание уделялось развитию товарищества, то в настоящее время превалирует акцент на решении комплексных задач и достижении соответствующего уровня результативности командной работы.

Развитие командных форм также позволяет объединить специфические знания и опыт работников для решения достаточно сложных проблем, стоящих перед организацией и дать адекватный ответ на все агрессивные вызовы внешнего окружения.

Команда - это небольшая группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Организация команды строится на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными процедурами взаимодействия.

Несмотря на разнообразие видов команд и выполняемой ими деятельности, все же можно выделить несколько основных качеств, которые присущи большинству эффективных команд.

Колер (1989) выявил три такие характеристики:

1. Эффективные команды не только понимают свои собственные цели, но и осознают, каким образом их достижение повлияет на эффективность деятельности всей организации.

2. Они знают, что хотя для достижения каких-то целей и достаточно индивидуального подхода, большинство из них требует совместных усилий по их достижению.

3. Члены такой команды способны не только понять, но и оценить и использовать личностные и профессиональные особенности каждого из них.

Mэй и Шоуэр (1994) также разработали список черт, присущих эффективной команде. Он включает в себя:

- успешность выполняемой деятельности;

- формирование позитивного социального окружения;

- вербальное подкрепление и поощрение;

- интерпретацию и разрешение проблем, связанный со стрессом в ходе выполнения работы.

Что же может сподвигнуть команды на продуктивную деятельность? Для ответа на данный вопрос так же приведем точки зрения нескольких авторов.

Мак Кул (1995) обнаружил пять способов повышения продуктивности. Хотя и кажется сомнительным его уверения в том, что можно достигнуть высокого уровня продуктивности за 90-120 дней, тем не менее, эти пять способов, несмотря на некоторую безаппеляционность, представляют собой интерес.

Миссия, ценности и видения компании должны разделяться членами команды.



Дата: 2019-12-22, просмотров: 241.