Для интегральной оценки качества отработавших газов (ОГ) любого автомобиля используется комплексный показатель опасности автомобиля (КОА), который отражает совокупность количества выбросов всех примесей, содержащихся в отработавших газах, а также класс опасности и токсичность:
m m
КОАj = ∑ КОВi = ∑ (Mi / ПДКi)ά (i) (1)
i=1 i=1
где Мi - количество выбросов i-й примеси в атмосферу, г/с;
ПДКi - максимально-разовая предельно допустимая концентрация г/м3 ;
ά (i) - безразмерная константа, позволяющая соотнести степень вредности i-го вещества с вредностью диоксида серы (III степень опасности).
Использование КОА дает то преимущество, что позволяет сравнивать между собой опасность автомобиля (передвижного источника) и промышленного предприятия (стационарного источника загрязнения атмосферы).
Но КОА не позволяет судить о соответствии ОГ данного автомобиля действующим нормам по выбросам.
Поэтому необходимо модифицировать критерий КОА, т. е. выработать критерий экологической безопасности автомобиля (Кa), который позволит сопоставить его с некоторым эталоном.
Предлагается в качестве эталона выбрать категорию опасности автомобиля, сертифицированного по правилам № 83 ЕЭК ООН (иначе ЕВРО).
Тогда критерий экологической безопасности автомобиля будет определяться по формуле:
Ка = КОАj /КОАЕВРО (2)
где КОАj, - категория опасности автомобиля, определяемая для реальных условий эксплуатации;
КОАЕВРО - категория опасности автомобиля удовлетворяющего ЕВРО.
Из формулы (2) очевидно, что если Ка > 1, то техническое состояние такого автомобиля с позиции экологической безопасности следует считать неудовлетворительным.
Для расчёта категории опасности автомобиля выбросы примесей представляются в виде потока частиц вещества (в единицах массы, отнесенной к единице времени).
В свою очередь, значение предельных выбросов вредных веществ в нормах ЕВРО представляется в единицах массы, отнесенных к расстоянию.
Пересчет рекомендуется выполнять по формуле:
Мit = MiL ∙ Lц /tц,
где MiL - удельный выброс i-го вещества на 1 км пробега, г/км;
Lц = 11 км - протяженность цикла;
tц = 1220 с - время цикла.
Далее, используя полученные по формулам (1) и (2) коэффициенты рассчитывается значение критерия экологичности Кai, на основании которого строится таблица уровней экологической безопасности автомобиля (табл. 4).
Таблица 4. Границы уровней экологической безопасности автомобилей
ЕВРО (i) | Уровень экологической безопасности автомобиля | Значение Кai |
0 | Чрезвычайно опасные | >10 |
I | Высоко опасные | 4-10 |
II | Умеренно опасные | 2-4 |
III | Мало опасные | 1-2 |
IV | Не опасные | <1 |
В качестве эталонного норматива следует использовать уровень экологической безопасности (Ка ≤ 1) автомобиля, удовлетворяющего четвертой поправке к правилу ЕЭК ООН, а именно - ЕС 2005 ЕЭК ООН (ЕВРО IV) (табл. 5)
Таблица 5. Величины выбросов вредных веществ с отработанными газами для разных автомобилей.
Марка автомобиля
| Количество выбросов вредных веществ | |||||||||
N0х | СО | СН | РМ | Итого | ||||||
Г/км | % | Г/км | % | Г/км | % | Г/км | % | Г/км | % | |
К 5320 | 29, 81 | 3, 8 | 430, 49 | 55, 5 | 314, 78 | 40, 6 | 0, 443 | 0, 1 | 775, 52 | 100 |
ГАЗ 3102 | 1, 004 | 5, 0 | 17, 892 | 89, 0 | 1, 234 | 6, 0 | - | - | 20, 130 | 100 |
ВАЗ 2105 | 1, 073 | 5, 4 | 17, 102 | 85, 9 | 1, 727 | 8, 7 | - | - | 19, 902 | 100 |
ВАЗ 2 1103 | 0, 161 | 12, 2 | 1, 014 | 76, 8 | 0, 146 | 11, 0 | - | - | 1, 321 | 100 |
М2141 | 1, 258 | 14, 8 | 5, 108 | 60, 2 | 2, 122 | 25, 0 | - | - | 8, 488 | 100 |
На основании данных табл. 5 по предложенной выше схеме расчета вычислены интегральные характеристики экологической опасности отработавших газов автомобилей (КОВ и КОА) (табл. 6).
Таблица 6. Зависимость экологической опасности от марки автомобиля
Марка автомобиля
| Категории опасности различных компонентов отработавших газов | Категория опасности автомобиля | ||||||||
N0х | СО | СН | РМ | |||||||
М3/с | % | М3/с | % | М3/с | % | М3/с | % | М3/с | | % | |
К 5320 | 33979, 8 | 95, 0 | 631, 7 | 1, 8 | 890, 23 | 2, 4 | 297, 86 | 0, 8 | 33799, 0 | 100 |
М2141 | 282, 58 | 95, 5 | 7, 1 | 2, 5 | 6, 0 | 2, 0 | — | _ | 295, 7 | 100 |
ВАЗ 2105 | 230, 0 | 89, 8 | 21, 0 | 8, 2 | 5, 14 | 2, 0 | — | _ | 256, 0 | 100 |
ГАЗ 3102 | 211, 2 | 89, 2 | 21, 9 | 9, 2 | 3, 79 | 1, 6 | — | _ | 2237, 0 | 100 |
ВА3 21103 | 39, 95 | 91, 7 | 2, 72 | 6, 3 | 0, 89 | 2, 0 | _ | 43, 56 | 100 |
Если значения табл. 6 подставить в уравнение (2), то получим значения критерия экологической безопасности (табл. 7)
Таблица 7. Критерии экологической безопасности автомобилей
Марка автомобиля | Уровень экологической безопасности | Марка автомобиля | Уровень экологической безопасности |
ВАЗ 2 1103 | 1, 6 | М2141 | 10, 95 |
ГАЗ 3102 | 8, 8 | КАМАЗ 5320 | 13, 5 |
ВАЗ 2105 | 9, 5 |
Дата: 2019-12-22, просмотров: 289.