Экскаватор является одной из наиболее сложных машин, работающих к тому же в очень тяжелых условиях. Экскаватор работает обычно совместно с транспортными средствами, которые подают под погрузку и убирают после загрузки. Эти обстоятельства увеличивают возможность несчастных случаев, причинами которых может быть неправильная организация и содержания рабочего места экскаватора, забоя, неправильная эксплуатация самого экскаватора и обслуживающих его транспортных средств, а так же нарушение требований безопасности при ремонтах. Площадка на которой устанавливается для работы экскаватор, должен быть ровной и горизонтальной. Гусеницы экскаватора необходимо затормозить. Закрепить экскаватор подкладыванием под гусеничные ленты или катки гусениц досок, бревен, камней и других предметов запрещается. Устанавливать экскаватор нужно с таким расчетом, чтобы расстояние между забоем и кабиной при любом ее положении было не менее 1 м.
До начала работы экскаватора любого типа проверяют состояние грунта, а при работе обратной лопатой и драглайн - так же устойчивость откоса выемки или траншеи.
Перед перемещением экскаватора в забой предварительно выравнивают путь его следования и убирают все имеющиеся на нем препятствия.
Во время перемещения экскаватора в слабых грунтах к перекладке щитов на которые установлен экскаватор. Это осуществляется с помощью ковша экскаватора, для чего ковша экскаватора, для чего ковш снабжают специальным приспособлением.
Очертание забоя при экскаваторных работах зависит от вида применяемого сменного оборудования. Забой представляет собой стенку, возвышающуюся над поверхностью стояния экскаватора и наклоненную под углом естественного откоса грунта в сторону от экскаватора.
Вертикальные или близкие к ним стенки забоя допускаются лишь в плотных грунтах.
Забой от обратной лопаты представляет собой поверхность, находящуюся ниже поверхности стояния экскаватора и образующую торцовую стенку траншеи, на бровке которой находился экскаватор.
Высоту забоя прямой лопаты принимают равной максимальной высоте копания ковша. Обязательным условием является удаление свесов (козырьков), могущих при обрушении засыпать экскаватор или людей, обслуживающих его. Во избежании несчастных случаев при обрушении стенки забоя воспрещается нахождение людей на его бровке в пределах призмы обрушения или внизу вблизи стенки забоя.
Машинист экскаватора обязан следить за состоянием забоя и при возникновении опасности обрушения немедленно отвести экскаватор в безо-пасное место и поставить об этом в известность производителя работ.
Извлеченные из грунта крупные камни и предметы надо размещать так, чтобы они не мешали быстрому отходу экскаватора от забоя в случае необходимости. В зимнее время необходимо применять меры против промер-зания грунтов забоя, отогревать его пропариванием, рыхлить специальным оборудованием (шорами, клиньями).
- Ответственным за соблюдение правил техники безопасности и противопожарных правил при работе экскаватора является сменный машинист, который обязан следить за выполнением этих правил всеми рабочими., обслуживающими экскаватор и транспортные средства.
Во время работы машинист не должен оставлять экскаватор, а при необходимости кратковременной отлучки должен поручить наблюдение за ним ответственному лицу.
Каждый экскаватор необходимо оборудовать звуковой сигнализацией без чего эксплуатация запрещается. Сигнал нужно подавать перед началом работы машины, с изменением характера работы, а так же перед перемещением экскаватора. Таблицу со значением сигналов вывешивают на видном месте и ознакомляют с ней всех рабочих, обслуживающих экскаватор и транспортные средства. Для входа в кабину экскаватора устраивают лестницу с перилами высотой не менее 1 м. В зимнее время лестницу счищают от снега и льда и посыпают песком или золой. Для обслуживания механизмов, находящихся внутри кабины экскаватора, устанавливают в случае необходимости трапы, лестницы, ступеньки и прочее, которые - должны содержаться в исправном состоянии. Кабину экскаватора запрещается загромождать посторонними предметами. Пребывать в кабине экскаватора разрешается только лицам, занятым непосредственно управлением экскаватора и обслуживанием его механизмов, а так же лицам обучающимся этому.
В ночное время забой, место погрузки и кабина экскаватора должны: быть освещены.
Во избежание пожара запрещается хранить топливо в кабине экскаватора. Топливо должно храниться в плотно закрытых металлических бочках, расположенных на расстоянии не менее 20 метров от экскаватора.
До начала работы сменный машинист, принимающий машину дол-жен осмотреть экскаватор, обращая внимание на общее состояние машины, проверить надежность болтовых и заклепочных соединений. Машинист должен проверить достаточно ли воды в системе охлаждения и масла в картере двигателя. Затем проверяется состояние смазки экскаватора и наличие в необходимых местах ограждения вращающихся частей.
Перед пуском экскаватора в ход должен быть дан сигнал свистком или сиреной. Пуск экскаватора в ход заключается в пуске двигателя и последующем включении соответствующих механизмов. В процессе работы экскаватора, оборудованного прямой лопатой, необходимо соблюдать следующие требования техники безопасности.
Не допускать чрезмерного врезания ковша в грунт при наполнении.
Это создаст изменение нагрузки на его зубья, вследствие чего задняя часть на бок. Во время подъема ковша прямой лопаты не допускается упор блока ковша в блок стрелы.
При опускании ковша нельзя производить напорного движения, так как это вредно отражается на канатах. При опускании стрелы или ковша нельзя допускать ударов об их раму или гусеницу, а так же ударов ковша о грунт.
При пробивке траншеи экскаватором необходимо следить, чтобы при повороте на выгрузку хвостовая часть не задевала о стенку забоя. Имеющиеся в забое препятствия, могут вызвать перегрузку ковша или его повреждения.
Запрещается кому-либо находиться в зоне действия экскаватора, в частности запрещается вести разного рода подсобные работы и выравнивать площадку в радиусе 15 метров. По окончании работы машинист обязан: поставить поворотную платформу так, чтобы ковш был отведен от стенки забоя; повернуть стрелу вдоль оси экскаватора и опустить ковш на грунт, остановить двигатель к поставить все рычаги в нейтральное положение; очистить экскаватор от грязи и пыли; осмотреть механизмы и устранить все обнаруженные неисправности; уходя, передать машину сменщику или закрыть ее на замок.
Для уплотнения грунтов используют различные катки и трамбующие плиты. Начинать земляные работы, в местах где имеется подземное хозяйство (кабели, трубопроводы, и пр.) можно только при получении письменного разрешения соответствующих организаций.
В этих случаях принимают все меры предосторожности, усиливают технический надзор и дополнительно инструктируют рабочих. В местах проложения электрических кабелей, высоконапорных водопроводных магистралей и газопроводов не разрешается применять металлические инструменты, так как они могут вызвать повреждение кабеля. Надо использовать деревянные лопаты, окованные листовой сталью.
При обнаружении на разрабатываемых участках коммуникаций и сооружений, не предусмотренных проектом организации 'работ, необходимо приостановить работы впредь до точного выяснения и принятия соответствующих мер предосторожности.
Рабочие должны быть проинформированы о методах борьбы с вредными газами, способах индивидуальной защиты. Для защиты от газов рабочие должны быть обеспечены достаточным количеством противогазов и индикаторов. При неожиданном обнаружении газов работы должны быть немедленно прекращены, а рабочие удалены от пораженного места.
Крепления откосов земляного полотна, выемок, стенок ежедневно до начала работ осматриваются ответственными лицами. Обнаруженные дефекты исправляют, а слабые места усиливают до начала работы.
За участками, где возможны сдвиги и оползни земляных масс, устанавливают ежедневные наблюдения.
При прокопке траншей и котлованов в местах общественного пользования, вблизи мест работ, а так же вдоль рельсовых путей устанавливают ограждения с предупреждающими надписями. В ночное время огражденные места освещаются. Во время прогрева грунта пропариванием паровыми иглами или турбинами должны приниматься меры против ожогов рабочих паром. Размещение штабелей материалов допускается не ближе 0, 5 метров от бровки выемки. Разравнивают грунт автогрейдерами и бульдозерами, уплотнять грунт можно трамбовкой или укаткой. Опасные моменты во время работы прицепных пневмокатков могут возникнуть при прицепке одноосного пневмокатка к тягачу и при загрузке катка балластом. Прицепка одноосного пневмоколесного катка к тягачу разрешается только при незагруженном кузове. При этом переднюю часть катка поднимают только при помощи подъемного устройства. Нахождение кого-либо во время прицепки сзади кузова катка запрещается. Загружать катки балластом нужно до снятия домкратов. В процессе укатки прицепным катком запрещается движение тягача задним ходом. Во время укатки высокой насыпи расстояние между краем насыпи и ходовыми частями тягача должно быть не менее 1, 5 метров. Отцеплять катки можно только после полной остановки трактора.
Безопасность при укрепительных работах достигается соблюдением осторожности во время подачи камня, плит, а так же других материалов. Подачу материалов необходимо максимально механизировать. При подаче на укрепляемый откос материалов необходимо прекратить доступ рабочих в зону, где возможно падение материалов. Для прохода рабочих и подноски материала откосы должны быть оборудованы стремянками. При сварке концов арматуры, выступающих из плит, нужно соблюдать требования безопасности при сварочных работах и принимать меры, предупреждающие возможность падения сварщика с откоса.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 263.