Основные выводы и результаты контент-анализа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Проведенное исследование привело к следующим результатам.

Исследование печатной прессы как федерального, так и регионального уровня выявило обширность тем, которые освещаются в современной прессе, по проблемам национальных, религиозных, культурных взаимоотношений в Республике Татарстан. Это как освещение проблем национального, религиозного характера, так и констатация факта изменения национальной политики РТ в русло стабильности и толерантности.

Исследование процесса формирования этнической идентичности, как составной части республиканской идентичности в Татарстане показало успешность конструктивистской деятельности элитных групп. Однако, она была бы неосуществима без «почвы», когда этнические ценности, культура и язык растворены в повседневности, когда для каких-то групп они являются частью «хабитуса» (по Бергеру и Лукману).

Сотрудники изданий, четко обозначающие собственную позицию, стремятся максимально широко раскрыть тему, используют для этого различны формы и жанры: корреспонденция, репортаж, отчет, аналитическая статья, читательская почта и т.д. В случае необходимости журналисты прибегают к эмоциональным оценкам, используют метод внушения, привлекают к обсуждении авторитетных экспертов, чье мнение значимо в обществе.

В целом, для газет федерального уровня характерен взвешенный подход к анализу ситуации в межнациональных отношениях: не отрицая наличия радикальных взглядов среди части русских националистов, газетные материалы не замалчивают и «обратную сторону медали», чем являются проявления радикального национализма среди отдельных этнических групп, проживающих на территории России.

В российской прессе федерального уровня прослеживается критика как общественных организаций, так и органов государственной власти в области недостаточности действий в проблемах национализма в России.

Репрезентация образа национализма в татарстанских печатных изданиях имеет ярко выраженную специфику.

Первое, что бросается в глаза при анализе материалов, – «замалчивание» данного явления в официальной и лояльной местным властям прессе. Что же касается более оппозиционных газет, например, «Вечерней Казани» и «Честного слова», то публикации, посвященные русскому национализму, встречаются гораздо чаще.

Из региональной прессы РТ прослеживается, что исполнительная власть Республики Татарстан позиционирует Татарстан не только как регион, который служит примером мирного взаимодействия представителей христианства и мусульманства, но и как регион, выполняющий некую историческую миссию. Татарстан является форпостом развития официально одобряемого властями направления развития ислама, называемого евроисламом (джадидизм), под которым понимается модернизированный ислам, адаптированный к реалиям современности.

Религиозная деятельность исполнительно власти рассматривается в СМИ достаточно подробно и позитивно. СМИ Республики Татарстан ориентированы на поддержку позиции исполнительной власти по религиозному вопросу. Если Республика Татарстан на российском и международном уровне позиционируется как просвещенная исламская республика, образец толерантности и веротерпимости, образец для исламского мира, то существует и другой аспект рассмотрения ситуации в исламе Татарстана. По мнению ряда СМИ, в Татарстане существует некая конфронтация среди мусульман, приверженцев разных взглядов на роль и место ислама.

Среди татарстанских СМИ есть сторонники различных взглядов, и вся борьба, соответственно, выплескивается на страницы газет, позволяя населению наблюдать и оценивать процессы происходящие в среде мусульманского духовенства.

Проблема поддержания светского характера российского государства становится весьма важной и принципиальной, в том число с точки зрения сохранения паритета и равенства религий. Законодательство, в особенности республиканское, предоставляет правовые возможности для достижения этого баланса интересов при строгом соблюдении принципа отделения религии от государства. Религиозная сфера Татарстана характеризуется не только ростом числа верующих и религиозных организаций, но и их активным участием в формировании здорового психологического климата, содействием государственным органам и общественным институтам в социальной работе. Все больший динамизм приобретает развитие принципа внутриконфессиональной саморегуляции и самообеспечения в исламе, православии и других религиях.

Религия и её институты занимают важное место в процессе становления гражданского общества РТ. Межнациональное и межконфессиональное согласие стало неотъемлемой составной частью понятия «модель Татарстана». Это не только непреходящая ценность сегодняшнего дня, но и источник надежд на лучшее будущее, базис успеха реформ всех сторон жизни общества. Практика государственно-конфессиональных отношений показывает, что в современных условиях требуется постоянный поиск оптимальных решений с учетом интересов всех взаимодействующих субъектов, взвешенный подход к новым явлениям в религиозной сфере.

 

 



Заключение

 

Революция в глобальных информационных технологиях изменила формирование внешней политики многих государств.

Нынешний мир, насыщенный СМИ, не отменил необходимости сильного политического руководства. Пожалуй, эта необходимость даже усилилась. Не заменяют СМИ и конфиденциальную дипломатию. Быстрая передача информации и вездесущность СМИ, имеющих наготове массу вопросов, означают, что официальные лица должны принимать решения и публично высказываться по политическим вопросам быстрее, чем им хотелось бы.

Одно из наиболее интересных явлений информационного века – это демократизация доступа к средствам массовой информации, означающая рост числа групп, способных влиять на внешнюю политику.

Сегодня меняется сама парадигма структурирования общества, произошел переход от пирамидального мира организации власти к миру сетевому, то есть от вертикального, централизованного мира к миру децентрализованному, распыленному. Однако и в этом мире стоит вопрос о власти и собственности, потому что существует, например, собственность на средства производства общественного мнения.

Среди ведущих общественно-политических направлений функционирования СМИ необходимо отметить функции обеспечения общества как конкретной политической информацией, так и информацией в различных политических целях, по разным направлениям и для разнообразных политических процессов; политическое манипулирование информацией. Средства массовой информации служат для сбора, распространения информации; формирования общественного мнения; легитимности политических структур; выступают важным атрибутом оппозиционной политической деятельности; служат источником стабильности или нестабильности общества.

С помощью СМИ создаются предпосылки для политической публичности, в рамках которой действуют политические акторы. В условиях публичности работа СМИ осуществляется под постоянным давлением со стороны различных внешних факторов, к которым относятся органы государственной власти, владельцы, аудитория СМИ.

Исследование печатной прессы как федерального, так и регионального уровня выявило обширность тем, которые освещаются в современной прессе, по проблемам национальных, религиозных, культурных взаимоотношений в Республике Татарстан. Это как освещение проблем национального, религиозного характера, так и констатация факта изменения национальной политики РТ в русло стабильности и толерантности.

Исследование процесса формирования этнической идентичности, как составной части республиканской идентичности в Татарстане показало успешность конструктивистской деятельности элитных групп.

В целом, для газет федерального уровня характерен взвешенный подход к анализу ситуации в межнациональных отношениях: не отрицая наличия радикальных взглядов среди части русских националистов, газетные материалы не замалчивают и «обратную сторону медали», чем являются проявления радикального национализма среди отдельных этнических групп, проживающих на территории России.

Репрезентация образа национализма в татарстанских печатных изданиях имеет ярко выраженную специфику.

По данным контент – анализа региональная пресса (РТ) уделяет внимание проблемам религии, толерантности и взаимодействия народов внутри РТ. В прессе подчеркивается, что населению РТ свойственно терпимое отношение к иным национальностям, большинство из них не вступали за последнее время в конфликтные отношения и не испытывали на себе недоброжелательного отношения из-за национальности.

Этническая самоидентификация для русских не так важна, как для представителей других национальностей.

Среди татарстанских СМИ есть сторонники различных взглядов, и вся борьба, соответственно, выплескивается на страницы газет, позволяя населению наблюдать и оценивать процессы происходящие в среде мусульманского духовенства.

Проблема поддержания светского характера российского государства становится весьма важной и принципиальной, в том число с точки зрения сохранения паритета и равенства религий.

Анализ региональной прессы показал, что религия и её институты занимают важное место в процессе становления гражданского общества РТ. Межнациональное и межконфессиональное согласие стало неотъемлемой составной частью понятия «модель Татарстана».

Мы смогли убедиться и в том, что часть современных татар ощущает неравенство, несмотря на то, что их социально-экономические характеристики сходны с русскими в Татарстане, да и по России в целом. Асимметричность статусов «высоких культур» болезненно переживается многими из тех, для кого татарская культура была родной, а ее язык – «материнским» языком. Сходный опыт и недовольство сложившейся ситуацией способны объединять людей в сообщество на основе ярко выраженной этнической идентичности, которая, в свою очередь, стимулирует усиление республиканской идентичности. Конфронтационность, или комплиментарность гражданской и этнической идентичностей, величина дистанции между ними зависят не только от политики российских и республиканских властей, но и от того, насколько адекватно будет реагировать на вызовы постиндустриального общества культура татар, продолжающая сохранять черты традиционализма.

Мусульманское пробуждение, последовавшее за атеистической советской эпохой, ознаменовалось в Татарстане строительством более тысячи мечетей – при коммунистическом господстве их было двадцать, – а также Исламского университета.

Внешне в Казани действительно ничто не говорит об исламизации, если не считать мечетей, самая великолепная из которых стоит в восстановленном Кремле – самом красивейшем месте столицы – и ее минареты с соломоновой мудростью сделаны такой же высоты, что и шпиль самой высокой русской башни. За два дня длительных поездок и прогулок по городу так и не удалось увидеть длинных бород и женщин в чадре, даже безобидных головных платков. Как и в далекой Москве, внешний вид местных жительниц в последние летние дни определяли мини-юбки и джинсы.

Одним из основных символов национальной самостоятельности Татарстана является татарский язык, который считается официальным наряду с русским языком. По воле Татарстана по-татарски придется писать с использованием модифицированного латинского алфавита, как это, например, имеет место в Турции, и было в двадцатые годы прошлого столетия при переходе с арабской письменности на кириллицу, когда он использовался в течение нескольких лет. Парламент Татарстана принял соответствующий закон, он подписан президентом Шаймиевым, но в силу документ, однако, не вступил в связи с резким протестом русских националистов.

Анализ печатных СМИ показал, что Татарстан является неотъемлемой частью России, однако при этом сохраняются как религиозные и культурные традиции данной республики, так и существуют определенный политический курс.

Для последних тенденций развития Республики Татарстан является активное взаимодействие как федеральным центром, так и с мировым сообществом, что выражается во всевозможных встречах, проведении различного рода мероприятий. По мнению некоторых печатных СМИ – Республика Татарстан несмотря на некоторые противоречия является определенным образцом стабильности национальной политики, историческим центром межкультурного диалога и проявления толерантности.

 

 



Список литературы

 

1. Агапитова С.Ю. Информационное вещание на ТВ. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2003.

2. Арутюнян Ю.В. Россияне: проблемы формирования национально-гражданской идентичности в свете данных этносоциологии // Обществ. науки и современность. – 2009. – №4. – С. 97.

3. Борисенков А.А. Особенности политического конфликта. // Социально – гуманитарные знания 2004. – №4. С. 101–113

4. Бурдье П. О телевидении и журналистике. – М., 2003

5. Витченко А.С. Теоретические проблемы исследования государственной власти. – М, 1992.

6. Габдрахманова Г.Ф. Этничность и миграция: становление исследовательских подходов в отечественной социологии // Социол. исслед. – 2007. – №1. – С. 122.

7. Глухова А.В. Политические конфликты и кризисы. Консенсус и политические методы его достижения. // Государство и право 1993. – №6. С. 3–14

8. Здравомыслов А.Г., С.Я. Матвеева Межнациональные конфликты в России. // Общественные науки и современность 1996 – №2. С. 153–164

9. Иванова Е.П. Специфика двуязычного телевещания в полиэтническом регионе // Глобализация и национальная самобытность. Форум языков. 2003. Ежегодник. – Казань: Экоцентр, 2004.

10. Комаровский В.С. Государственная служба и СМИ. – Воронеж.: ВГУ, 2003.

11. Косолапов Н. Конфликты постсоветского пространства. // МЭМО 1996. – №2. С. 5–16

12. Куприянова О.В. Образ женщины в СМИ в контексте гармонизации российского общества. // Автореферат на соискание ученой степени к.ф.н. – Улан – Уде, 2009.

13. Лопатин В.Н. Информационное оружие: правовые запреты. // Информационное право 2007. – №2. С. 83–89

14. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека // пер. с англ. В. Николаева – М.: Кучково поле, 2003.

15. Минеев А. О проблеме региональных менталитетов. // Россия и политика 1995. – №1. С. 90–96

16. Мирзанурова А.Ф. Особенности информационного пространства Республики Татарстан // Вестник казанского Технического университета 2006 – №4. С. 247–252

17. Паулов С.В. Медиатизация политики и место СМИ в системе политической коммуникации. // Вестник Читинского Государственного Университета 2008. – №1 (46). С. 26–30

18. Правовой статус Республики Татарстан // Под науч. ред. Лихачева В.Н., Железнова Б.Л. – Казань: татарское книжное изд-во, 1996.

19. Пушкарева Г.В. Власть как социальный институт. // Социально – политический журнал 1995. – №2. С. 11–17

20. Равью Ж-Р. Феномен Татарстана и федеративное строительство в России // Вестник Евразии 1998 – №1–2. С. 172–193

21. Сагитова Л.В. Региональная идентичность: социальные детерминанты и конструктивистская деятельность СМИ (на примере Республики Татарстан), К., 2006

22. Семенов В. Ислам и национальное татарское возрождение на рубеже тысячелетий // Власть 2009 – №9. С. 108–112

23. Симкачева М.В. Представление о профессионализме в профессиональном сознании регионального журналиста // Тонус: Социализация личности и проблемы развития общественных отношений. – Казань: Казан. гос. ун-т, 2006. – №15. С. 143.

24. Соловьев А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции // Политические исследования. -2001. – №2. С. 12

25. Строубел У. Влияние СМИ на внешнюю политику в информационный век. // США. Канада: экономика, политика, культура 2001. – №1.

26. Фатыхова М.К. Особенности развития регионального ТВ (на примере регионального телевидения Республики Татарстан) // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Гуманитарные науки 2008 Т. 150- №4. С. 175–181

27. Халитова С.Х. Роль этнических общин в решении проблем адаптации мигрантов в Республике Татарстан // Известия Вогоградского государственного педагогического университета 2007 – №4. С. 166–168

28. Чичановский А. Конфликты в пост СССР и национальная политика России. // Обозреватель 1999. – №8. С. 19–23

29. Чугров С. О региональной фрагментации российского политического сознания. // МЭМО 1998. – №1. С. 29–41

30. Шаймиев М.Ш. Стратегия развития Республики Татарстан // Вестник Поволжской академии государственной службы 2001 – №1. С. 16–24

31. Шурхало Д. СМИ в вооруженных конфликтах современности. – Киев 1999.

32. Филиппов С. СМИ как механизм формирования гражданского общества в переходных системах // Власть. – 2002. – №8. – С. 11.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 246.