Введение
Актуальность. На современном этапе развития, в условиях глобализирующегося мира, проблема национальных отношений является одной из важнейших. События 2010 г. о массовых выступлениях молодежи акцентировали внимание исследователей на проблему национализма и сохранения принципа толерантности в развитии общественных отношений.
В постсоветской России этнические общности столкнулись с определенными вызовами, активизировавшими некоторые компоненты их коллективного самосознания. В первую очередь это относится к нормативно-солидаристским составляющим, инициировавшим формирование и максимально широкое распространение этнических идеологий. Императивным стержнем почти всех таких идеологий, распространявшихся на территории СССР, были представления о будущем общности, скрывающем в себе угрозы и перспективы, а также неразрывно связанным с ним прошлым, воплощающем надежду на успешное преодоление препятствий и будущее благополучие.
Представления об основополагающих интересах этнической группы переместились у индивидов в практическую плоскость, иными словами, поступки, совершаемые членом группы, даже если они не затрагивают сферу внутриэтнических взаимоотношений, стали с ними соотноситься. Наивысшая степень этнической мобилизации, отмеченная в России на рубеже 80–90-х гг., характеризовалась не только индивидуальным усвоением определенных коллективно предписанных форм поведения, но и полным включением поведенческой составляющей в структуру этнической идентичности. По существу, это явилось временным возвращением к наиболее архаичным образцам социальной практики, предполагающим неразрывную связь поведения и сознания.
Мощный импульс, идущий со стороны практики, обусловил все возрастающий интерес как зарубежных, так и отечественных СМИ к проблеме национальных и общественных отношений.
Республика Татарстан является уникальной, это сосредоточение различных культур, традиций, концессий. Именно здесь накоплен богатейший опыт сосуществования различных народов, при этом со временем не утрачиваются исконно национальные традиции и уклады.
Целью данной работы является изучение национальных и общественных процессов Республики Татарстан в оценках СМИ.
Основными задачами работы являются:
· изучить СМИ как инструмент политики России и Татарстана,
· выявить особенности национальных и общественных процессов в Республике Татарстан и их отражение в СМИ
· провести контент – анализ СМИ по национальным проблемам Республики Татарстан.
Предмет исследования – печатные СМИ Республики Татарстан и частично СМИ федерального уровня (РФ).
Современные региональные конфликты, с одной стороны, можно рассматривать как проявление кризиса, отражающего общемировую тенденцию диффузии власти (количественное увеличение центров эффективной силы на мировой арене), с другой – как процесс обратный западному варианту глобализации, претендующему на универсальность.
Проблема региональной идентичности как причина межрегиональных конфликтов нала свое отражение в теоретических разработках таких ученых как: А.А. Борисенков, А.В. Глухова, А.Г. Здравомыслов, С.Я. Матвеева, Н. Косолапов, А. Минеев, А. Чичановский, С. Чугров, и других.
Современное состояние исследований межэтнических отношений представляют научные и теоретико-методологические разработки, представленные в теоретических подходах и методических принципах к исследованию феноменов межэтнических взаимодействий. Среди них материалы:
1) содержащие исследования социальных аспектов межэтнических отношений – Л.М. Дробижева, О.А. Болдецкая, Л.Р. Низамова;
2) по изучению межэтнической напряженности и конфликтности – А.А. Борисенков; А.Г. Здравомыслов, Г.У. Солдатова, А. Чикановский;
3) по изучению культурно – психологических аспектов межэтнических отношений – Н.М. Лебедева, В.А. Тишков, С.О. Чугров.
Научная ценность этих работ заключается в постановке вопроса о проблемах и способах отношений между местным населением и мигрантами, их интеграции и адаптации в среде местных жителей.
В последнее время появляются исследования, направленные на изучение межэтнических отношений в рамках процессов глобализации. Среди таковых следует назвать работы: А. Дмитриева, Л. Гудкова.
В практическом смысле, большое значение в России имеет Центр исследования межнациональных отношений. Под руководством Л. Дробижевой. Данный Центр действует в различных направлениях исследования межэтнических отношений. Исследования Центра исследования межнациональных отношений направлены на изучение межэтнических отношений, этнической идентичности, процессов социальной дифференциации и адаптации этнических групп в трансформирующемся российском обществе, потенциала интеграционных трендов в полиэтническом пространстве РФ.
Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные методы теоретического и эмпирического познания: контент-анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, переход от абстрактного к конкретному, наблюдение, описание, сравнение.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы.
Практическое значение работы обуславливается систематизацией данных о состоянии и перспективах совершенствования объекта исследования.
СМИ как инструмент политики
СМИ оказывают сегодня больше, чем когда бы, то ни было влияние на формирование сознания и поведение людей, становятся мощным инструментом влияния на институты власти. Понятия СМИ как четвертая власть приобретает новый смысл.
Информация всегда зависела от технического прогресса средств ее распространения. Современная информация сделала первый качественный рывок с развитием прессы, затем последовало изобретение телеграфа, радио, телевидения. Сегодня информация претерпевает настолько серьезные инновации в области электроники, информатики, спутниковой связи, что СМИ с трудом успевают следовать техническому развитию.
Эти количественные изменения ведут к тому, что производство и распространение информации меняет свою природу. Вместо печатного, рационального и постоянного текста появился сначала короткий и условный радийный текст. С появлением изображения, основанного на зрительном восприятии, на мгновении, символе и доминанте иррационального, можно говорить о настоящей революции в СМИ.
С политической точки зрения важно, прежде всего, то что изменив способ восприятия мира электоральные СМИ превратили политику, – во всяком случае публичную политику в медиа процессе, сделав его сердцевиной публичной политики, одновременно стимулировав и соответствующие изменения в коммуникативном процессе. Это привело к изменению места коммуникации в политическом процессе. Суть этого изменения состояла в том, что «акт коммуникации власти с массовым субъектом сам по себе начал определять формат политических отношений. Коммуникация стала системообразующим элементом политики и приобрела в ней новый онтологический статус, утратив былой вспомогательно-технический характер».
На современном этапе развития СМИ претендуют на монополизацию циркуляции информации в обществе и, во-вторых, на особую роль как системы, регулирующей действия человека. Если человек прошлого века был «социальной личностью», зависимой от влияния семейных и общественных связей, то в настоящее время СМИ стали претендовать на единственную роль источника информации, декодирующего окружающий мир. Это, прежде всего относится к «журналистской информации», касающейся повседневной жизни, распространение которой составляет сегодня основу газетного и теле-бизнеса. Освещение подробностей частной жизни «звезд» создает основу представления для многих о том, как надо жить. Однако не стоит видеть в этом некую «утрату идеального прошлого»: СМИ занимают всего лишь пустующую нишу, ответственность за появление которой они не несут, если общество является авторитетным и влиятельным для своих членов, воздействие СМИ является качественно другим: распространяемая информация проходит через фильтр ценностей этого общества.
СМИ выступают незаменимым средством распространения коммуникации как ценности. Особую роль здесь играет телевидение, благодаря экранизации коммуникативных ситуаций. Персонажи сериалов, например, демонстрируют зрителю, как надо вступать в коммуникацию и поддерживать ее. Современное западное телевидение (как, впрочем, и российское) характеризуется минимальным количеством передач, в которых не было бы игр, дискуссий и прочего участия публики. Огромная сила СМИ заключена в крайней гомогенности их технических средств и ценностей. В этом смысле, основная идея, распространяемая СМИ, – значение коммуникации, вокруг которой структурируется общество: коммуникация необходима, каково бы ни было ее содержание. Пожалуй, самый примечательный феномен современности – СМИ обращают внимание лишь на то, что пригодно для коммуникации при их посредничестве: хорошая информация – только информация, пригодная для коммуникации.
Интернет, другие магистрали информации создают новое общественное пространство, открытое для миллионов людей, вовлеченных в сообщество «глобальной деревни». Однако в рамках этого масштабного информационного потока каждый зритель общается лишь виртуально со своими «соседями» по Интернет, контактируя непосредственно только с экраном компьютера. По мере углубления этого процесса, коммуникация порождает не агору, не демократическое общество сознательных и свободных граждан, ответственно принимающих участие в политической жизни, а виртуальное пространство, населенное отдельными индивидуумами, запутавшихся в информационной паутине.
При всей упрощенности и ограниченности политического содержания сообщений современных СМИ, они все позволяют аудитории более или менее адекватно осознавать политические реалии. Упрощенность содержания этих сообщений в определенном отношении не зло, а благо, поскольку хотя бы на определенном уровне способствует пониманию политических реалий широкими слоями населения, фактически выключенных до этого из политического процесса.
СМИ способны оказывать наиболее значительное воздействие на массовую аудиторию.
Система СМИ выполняет важные социально-значимые функции:
– информационная – оперативное предоставление гражданам актуальных сведений о событиях и процессах общественной и политической жизни;
– социализации (в том числе политической) – формирование и поддержание культурных и политических стереотипов, норм поведения и т.п.;
– мобилизации общественного мнения;
– привлечение внимания к определенной социально-политической проблематике способно вызвать широкий общественный резонанс и привести к социальным последствиям;
– обратной связи общества и властных структур – СМИ могут являться средством выражения мнения общественности и инструментом давления на властные институты, побуждая их принимать адекватные меры;
– рекреационно-развлекательная.
С помощью СМИ создаются предпосылки для политической публичности, в рамках которой действуют политические акторы. В условиях публичности работа СМИ осуществляется под постоянным давлением со стороны различных внешних факторов, к которым относятся органы государственной власти, владельцы, аудитория СМИ. Этот список может быть существенно расширен за счет лоббистских групп, служб public relations, рекламодателей, общественных и политических организаций и т.д.
Таким образом, СМИ одновременно должны эффективно коммуницировать с многочисленными агентами – источниками противоречивых требований и ограничений.
Плюрализм, декларируемый СМИ, предполагает, что все возможные точки зрения и позиции не только могут, но и должны быть представлены обществу, стать доступ-
Осуществление процесса манипуляции общественным сознанием в рамках политического процесса предполагает широкое использование средств массовой коммуникации. Стратегической задачей государства в таких условиях будет являться контроль либо над средствами массовой информации, либо над самой информацией. В формирующемся информационном обществе массовая коммуникация оказалась важнейшим инструментом формирования политики и самопрезентации политических акторов.
Использование в политике телекоммуникационных систем привело к появлению как новых типов трансляции информации, так и новых форм коммуникации в сфере публичной власти. Процесс использования электронных СМИ в массовой политической коммуникации превратил политику в медиапроцесс, одновременно стимулировав и соответствующие изменения в процессе коммуникации, органически сочетавшиеся с виртуализацией политического пространства. В результате интенсивного развития сферы информационно-коммуникативных технологий и усиления политического влияния масс-медиа в России формируется новая форма организации публичной власти – медиакратия, характерная для переходных стран.
Медиакратия как форма организации власти базируется на преимущественном влиянии властных кругов и политических группировок, контролирующих массовые информационные обмены. Она предполагает широкое использование имиджевых стратегий и рекламных технологий, разрушающих барьеры между публичной и частной сферами жизни, социальными и культурными механизмами целенаправленного воздействия на поведение человека. Это может вести к девальвации механизмов коммуникации власти и только формирующихся структур гражданского общества.
«Современные средства массовой информации – институт, занимающий важное положение в системе формирования и обеспечения жизнедеятельности современного человеческого сообщества, – существенно изменили в последние годы жизнь каждого человека». СМИ сегодня охватывают все сферы общества, обладают широкими возможностями воздействия на сознание людей, играют основополагающую роль в процессе формирования общественного мнения, задают массам определенные стандарты и образцы жизни и поведения.
«С помощью СМИ создаются предпосылки для политической публичности, в рамках которой действуют политические акторы». В условиях публичности работа СМИ осуществляется под постоянным давлением со стороны различных внешних факторов, к которым относятся органы государственной власти, владельцы, аудитория СМИ. Этот список может быть существенно расширен за счет лоббистских групп, служб public relations, рекламодателей, общественных и политических организаций и т.д. Таким образом, СМИ одновременно должны эффективно коммуницировать с многочисленными агентами – источниками противоречивых требований и ограничений.
Газеты все еще остаются источником информации для многих слоев населения, несмотря на наличие довольно серьезной в современных условиях проблемы – доступности этого источника информации. Появление статьей о социально – экономической политике как правило актуализирует общественное мнение и формирует его.
Радио является также эффективным средством информационного воздействия. Особенно эффективно использование радиоматериалов, направленных на пенсионеров и домохозяек, а также представителей тех профессий, которые во время работы не выключают радио.
Программа исследования
Актуальность проблемы
Россия – страна многонациональная. Более половины её населения составляли и составляют нерусские народы.
Для современного российского общества, подвергшегося всестороннему реформированию, вполне естественным является ломка существовавшего прежде типа социальной интеграции, кризис ценностей, социальная неопределенность, кризис формальной регуляции и т.д. Подобная ситуация несет в себе потенциальную угрозу. В этой связи особую значимость и актуальность приобретает, не только выявление регионов РФ с этнической напряженность, но и анализ, выработка способов влияния на характер межэтнических отношений, что не возможно без дальнейшего изучения и выявления особенностей межэтнических отношений. Все это необходимо для формирования культуры мира, добрососедства, толерантности, что является залогом не просто мирного существования многонационального государства, но и его развития, культурного обогащения, через сотворчество и сотрудничество народов, населяющих его территорию.
На современном этапе развития, в условиях глобализирующегося мира, проблема межэтнических отношений стоит очень остро.
В России региональный вопрос весьма специфичен. Он впитал в себя и исторические особенности развития государства, и неисправимую масштабность и разноплановость региональных отличий и переходный характер современного российского общества.
Стремительный распад СССР вызвал обострение межнациональных отношений на постсоветском пространстве. В новых государствах общественное сознание переживает кризис национальной идентичности, одним из способов преодоления которого, является обращение к прошлому, историческим корням, что выступает как средство самоидентификации, как поиск ответов на вопросы «кто мы», «откуда мы». Но этом фоне усиливаются многочисленные предрассудки, подозрения, влияющие на межэтнические отношения.
В современных условиях, особое значение имеет сосуществование различных народов в РТ, что обусловлено наличием множества национальностей, культур, концессий, которые сосуществуют. Особую значимость для развития РТ сегодня играет фактор миграции. В условиях значительной депопуляции, зачастую единственным источником восполнения экономически активного населения являются приезжие. Но миграция являет и факторы дестабилизации принимающей социальной среды. Они – самые разные. Это и низкий уровень толерантности со стороны местного населения, и отсутствие понятной для общества миграционной политики, и сворачивание программ поддержки вынужденных мигрантов. Самостоятельным фактором напряженности является поведение самих приезжих, в частности, отсутствие адаптационных установок на интеграцию, проявление «прагматичной культуры».
Проблемная ситуация
Проблема национальных тенденций на сегодняшний день остается одной из самых важных. Это обусловлено как опасностью обострения межэтнических отношений, так и отношением коренного населения к другим этносам.
Объект и предмет исследования
Объект исследования – печатные СМИ Республики Татарстан и печатные СМИ Российской Федерации (федерального плана).
Предмет исследования – национальные и общественные тенденции в РТ.
Основные понятия
Ключевыми понятиями в данной работе являются «межэтнические отношения», «толерантность», национализм.
Межэтнические отношения – это субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей, этническими общностями. В социальной психологии и этнопсихологии выделяются два уровня межэтнических отношений – личностный и групповой.
Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Национализм – идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе.
Цель исследования:
Изучить печатные СМИ Республики Татарстан и российские федеральные печатные СМИ в рамках оценки национальных отношений в РТ и отражении их в СМИ.
Задачи исследования
определить основные тенденции в СМИ РТ и российских СМИ;
определить степень напряженности межэтнических отношений в РТ;
изучить разные факторы, влияющие на межэтнические отношения;
Гипотеза
Стабильность межэтнических отношений в РТ обуславливается как политикой России и РТ, так и отношением коренного населения к другим национальностям.
Отношение населения по отношению к другим национальностям следует обозначить как индифферентное.
Методический раздел
Методы сбора первичной социологической информации
Первичная информация собирается с помощью анализа печатных СМИ. Для этого берется определенное количество изданий РТ и российской прессы и анализируется.
При анализе республиканского информационного поля я сочетаю два метода – контент-анализ и дискурсивный анализ текстов. Первый метод помогал выявить интенсивность подачи этнической информации. Под этнической информацией понимается «информация об этнических особенностях жизни, появляющаяся в СМИ в разных формах… упоминания в публикациях представителей тех или иных этнических общностей, их обычаях, ценностях, явлениях, связанных с этнической психологией людей… освещение журналистами этнополитических и этнокультурных тем». Но все же основной акцент делался на интерпретативном прочтении публикаций. Задачи исследования требовали выявления смысловых конструкций, с помощью которых акторы придавали значимость тем или иным этническим категориям в формировании этнического самосознания в структуре региональной идентичности.
При отборе изданий учитывались такие параметры, как распространенность газеты в республике (тираж); продолжительность существования; язык издания (русский или татарский); кому принадлежит издание (является оно государственным, или относительно независимым). Кроме того, учитывалась аудитория издания (сельская или городская). Всего было отобрано четыре периодических издания – официальные: «Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан» и относительно независимые издания:» Вечерняя Казань» и «Татарстан яшьляре».
Краткая характеристика изданий.
Федеральный уровень исследования печатных СМИ был представлен такими изданиями, как «Российская газета», «Известия» и «Независимая газета». Региональный уровень анализа особенностей конструирования русского национализма включал материалы таких газет, как «Республика Татарстан», «Вечерняя Казань», «Звезда Поволжья», «Восточный экспресс» и «Честное слово». В ходе исследования были проанализированы материалы указанных газет за 2000–2008 гг. и выделены публикации, так или иначе связанные с проблематикой национализма. Отбор материалов основывался на смысловом поиске выражения «русский национализм» и его производных, а также таких ключевых выражений, как «националистические движения», «националистические партии», «скинхеды» и т.д.
Если официальные издания, «Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан» в целом сдержанны и политически корректны, то «Вечерняя Казань» и «Татарстан яшьляре» более свободны в выражении своих позиций. Газета «Вечерняя Казань» носит статус закрытого акционерного общества и зарегистрирована в Минпечати Российской Федерации, в Москве, что обеспечивает ей независимость от республиканских властей. «Татарстан яшьляре» учреждена Советом молодежных организаций РТ и редакционным коллективом и находится на полной самоокупаемости. Популярность им обеспечивает небольшой объем: четырехполосные (иногда с добавлением одной – двух страниц) газеты с выходящей один раз в неделю «толстушкой». Для них характерны отсутствие больших публикаций и подача краткой информации о самом актуальном в Казани и в республике. Кроме того, «Татарстан яшьляре» с 2001 года выходит в цвете. Наряду с этим, позиция личностной включенности, комментарии и отношение журналистов, коллективов редакций к происходящему обеспечивает довольно высокий рейтинг изданий на республиканском рынке: «Вечерняя Казань» и «Татарстан яшьляре» имеют высокую для республики тиражность. Эти издания являются самостоятельными акторами на республиканском информационном поле, представляя два ярко выраженных полюса в оценке происходящих изменений в Татарстане по осям: «центр – регион», «гражданская – этническая» идентичности.
Выборка
Так как генеральная совокупность слишком велика, то необходимо сделать выборку. За основу брались издания с 2000 по 2008 гг., где имеется проблематика национальных отношений проблема исламизации русского национализма и толерантности.
Практическая значимость исследования
Данное социологическое исследование представляет как научно – практический интерес, так и определенную значимость для выработки оптимальной национальной политики как России в целом, так и в РТ в частности.
Также исследование представляет интерес для самого населения в рамках толерантности.
Заключение
Революция в глобальных информационных технологиях изменила формирование внешней политики многих государств.
Нынешний мир, насыщенный СМИ, не отменил необходимости сильного политического руководства. Пожалуй, эта необходимость даже усилилась. Не заменяют СМИ и конфиденциальную дипломатию. Быстрая передача информации и вездесущность СМИ, имеющих наготове массу вопросов, означают, что официальные лица должны принимать решения и публично высказываться по политическим вопросам быстрее, чем им хотелось бы.
Одно из наиболее интересных явлений информационного века – это демократизация доступа к средствам массовой информации, означающая рост числа групп, способных влиять на внешнюю политику.
Сегодня меняется сама парадигма структурирования общества, произошел переход от пирамидального мира организации власти к миру сетевому, то есть от вертикального, централизованного мира к миру децентрализованному, распыленному. Однако и в этом мире стоит вопрос о власти и собственности, потому что существует, например, собственность на средства производства общественного мнения.
Среди ведущих общественно-политических направлений функционирования СМИ необходимо отметить функции обеспечения общества как конкретной политической информацией, так и информацией в различных политических целях, по разным направлениям и для разнообразных политических процессов; политическое манипулирование информацией. Средства массовой информации служат для сбора, распространения информации; формирования общественного мнения; легитимности политических структур; выступают важным атрибутом оппозиционной политической деятельности; служат источником стабильности или нестабильности общества.
С помощью СМИ создаются предпосылки для политической публичности, в рамках которой действуют политические акторы. В условиях публичности работа СМИ осуществляется под постоянным давлением со стороны различных внешних факторов, к которым относятся органы государственной власти, владельцы, аудитория СМИ.
Исследование печатной прессы как федерального, так и регионального уровня выявило обширность тем, которые освещаются в современной прессе, по проблемам национальных, религиозных, культурных взаимоотношений в Республике Татарстан. Это как освещение проблем национального, религиозного характера, так и констатация факта изменения национальной политики РТ в русло стабильности и толерантности.
Исследование процесса формирования этнической идентичности, как составной части республиканской идентичности в Татарстане показало успешность конструктивистской деятельности элитных групп.
В целом, для газет федерального уровня характерен взвешенный подход к анализу ситуации в межнациональных отношениях: не отрицая наличия радикальных взглядов среди части русских националистов, газетные материалы не замалчивают и «обратную сторону медали», чем являются проявления радикального национализма среди отдельных этнических групп, проживающих на территории России.
Репрезентация образа национализма в татарстанских печатных изданиях имеет ярко выраженную специфику.
По данным контент – анализа региональная пресса (РТ) уделяет внимание проблемам религии, толерантности и взаимодействия народов внутри РТ. В прессе подчеркивается, что населению РТ свойственно терпимое отношение к иным национальностям, большинство из них не вступали за последнее время в конфликтные отношения и не испытывали на себе недоброжелательного отношения из-за национальности.
Этническая самоидентификация для русских не так важна, как для представителей других национальностей.
Среди татарстанских СМИ есть сторонники различных взглядов, и вся борьба, соответственно, выплескивается на страницы газет, позволяя населению наблюдать и оценивать процессы происходящие в среде мусульманского духовенства.
Проблема поддержания светского характера российского государства становится весьма важной и принципиальной, в том число с точки зрения сохранения паритета и равенства религий.
Анализ региональной прессы показал, что религия и её институты занимают важное место в процессе становления гражданского общества РТ. Межнациональное и межконфессиональное согласие стало неотъемлемой составной частью понятия «модель Татарстана».
Мы смогли убедиться и в том, что часть современных татар ощущает неравенство, несмотря на то, что их социально-экономические характеристики сходны с русскими в Татарстане, да и по России в целом. Асимметричность статусов «высоких культур» болезненно переживается многими из тех, для кого татарская культура была родной, а ее язык – «материнским» языком. Сходный опыт и недовольство сложившейся ситуацией способны объединять людей в сообщество на основе ярко выраженной этнической идентичности, которая, в свою очередь, стимулирует усиление республиканской идентичности. Конфронтационность, или комплиментарность гражданской и этнической идентичностей, величина дистанции между ними зависят не только от политики российских и республиканских властей, но и от того, насколько адекватно будет реагировать на вызовы постиндустриального общества культура татар, продолжающая сохранять черты традиционализма.
Мусульманское пробуждение, последовавшее за атеистической советской эпохой, ознаменовалось в Татарстане строительством более тысячи мечетей – при коммунистическом господстве их было двадцать, – а также Исламского университета.
Внешне в Казани действительно ничто не говорит об исламизации, если не считать мечетей, самая великолепная из которых стоит в восстановленном Кремле – самом красивейшем месте столицы – и ее минареты с соломоновой мудростью сделаны такой же высоты, что и шпиль самой высокой русской башни. За два дня длительных поездок и прогулок по городу так и не удалось увидеть длинных бород и женщин в чадре, даже безобидных головных платков. Как и в далекой Москве, внешний вид местных жительниц в последние летние дни определяли мини-юбки и джинсы.
Одним из основных символов национальной самостоятельности Татарстана является татарский язык, который считается официальным наряду с русским языком. По воле Татарстана по-татарски придется писать с использованием модифицированного латинского алфавита, как это, например, имеет место в Турции, и было в двадцатые годы прошлого столетия при переходе с арабской письменности на кириллицу, когда он использовался в течение нескольких лет. Парламент Татарстана принял соответствующий закон, он подписан президентом Шаймиевым, но в силу документ, однако, не вступил в связи с резким протестом русских националистов.
Анализ печатных СМИ показал, что Татарстан является неотъемлемой частью России, однако при этом сохраняются как религиозные и культурные традиции данной республики, так и существуют определенный политический курс.
Для последних тенденций развития Республики Татарстан является активное взаимодействие как федеральным центром, так и с мировым сообществом, что выражается во всевозможных встречах, проведении различного рода мероприятий. По мнению некоторых печатных СМИ – Республика Татарстан несмотря на некоторые противоречия является определенным образцом стабильности национальной политики, историческим центром межкультурного диалога и проявления толерантности.
Список литературы
1. Агапитова С.Ю. Информационное вещание на ТВ. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2003.
2. Арутюнян Ю.В. Россияне: проблемы формирования национально-гражданской идентичности в свете данных этносоциологии // Обществ. науки и современность. – 2009. – №4. – С. 97.
3. Борисенков А.А. Особенности политического конфликта. // Социально – гуманитарные знания 2004. – №4. С. 101–113
4. Бурдье П. О телевидении и журналистике. – М., 2003
5. Витченко А.С. Теоретические проблемы исследования государственной власти. – М, 1992.
6. Габдрахманова Г.Ф. Этничность и миграция: становление исследовательских подходов в отечественной социологии // Социол. исслед. – 2007. – №1. – С. 122.
7. Глухова А.В. Политические конфликты и кризисы. Консенсус и политические методы его достижения. // Государство и право 1993. – №6. С. 3–14
8. Здравомыслов А.Г., С.Я. Матвеева Межнациональные конфликты в России. // Общественные науки и современность 1996 – №2. С. 153–164
9. Иванова Е.П. Специфика двуязычного телевещания в полиэтническом регионе // Глобализация и национальная самобытность. Форум языков. 2003. Ежегодник. – Казань: Экоцентр, 2004.
10. Комаровский В.С. Государственная служба и СМИ. – Воронеж.: ВГУ, 2003.
11. Косолапов Н. Конфликты постсоветского пространства. // МЭМО 1996. – №2. С. 5–16
12. Куприянова О.В. Образ женщины в СМИ в контексте гармонизации российского общества. // Автореферат на соискание ученой степени к.ф.н. – Улан – Уде, 2009.
13. Лопатин В.Н. Информационное оружие: правовые запреты. // Информационное право 2007. – №2. С. 83–89
14. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека // пер. с англ. В. Николаева – М.: Кучково поле, 2003.
15. Минеев А. О проблеме региональных менталитетов. // Россия и политика 1995. – №1. С. 90–96
16. Мирзанурова А.Ф. Особенности информационного пространства Республики Татарстан // Вестник казанского Технического университета 2006 – №4. С. 247–252
17. Паулов С.В. Медиатизация политики и место СМИ в системе политической коммуникации. // Вестник Читинского Государственного Университета 2008. – №1 (46). С. 26–30
18. Правовой статус Республики Татарстан // Под науч. ред. Лихачева В.Н., Железнова Б.Л. – Казань: татарское книжное изд-во, 1996.
19. Пушкарева Г.В. Власть как социальный институт. // Социально – политический журнал 1995. – №2. С. 11–17
20. Равью Ж-Р. Феномен Татарстана и федеративное строительство в России // Вестник Евразии 1998 – №1–2. С. 172–193
21. Сагитова Л.В. Региональная идентичность: социальные детерминанты и конструктивистская деятельность СМИ (на примере Республики Татарстан), К., 2006
22. Семенов В. Ислам и национальное татарское возрождение на рубеже тысячелетий // Власть 2009 – №9. С. 108–112
23. Симкачева М.В. Представление о профессионализме в профессиональном сознании регионального журналиста // Тонус: Социализация личности и проблемы развития общественных отношений. – Казань: Казан. гос. ун-т, 2006. – №15. С. 143.
24. Соловьев А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции // Политические исследования. -2001. – №2. С. 12
25. Строубел У. Влияние СМИ на внешнюю политику в информационный век. // США. Канада: экономика, политика, культура 2001. – №1.
26. Фатыхова М.К. Особенности развития регионального ТВ (на примере регионального телевидения Республики Татарстан) // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Гуманитарные науки 2008 Т. 150- №4. С. 175–181
27. Халитова С.Х. Роль этнических общин в решении проблем адаптации мигрантов в Республике Татарстан // Известия Вогоградского государственного педагогического университета 2007 – №4. С. 166–168
28. Чичановский А. Конфликты в пост СССР и национальная политика России. // Обозреватель 1999. – №8. С. 19–23
29. Чугров С. О региональной фрагментации российского политического сознания. // МЭМО 1998. – №1. С. 29–41
30. Шаймиев М.Ш. Стратегия развития Республики Татарстан // Вестник Поволжской академии государственной службы 2001 – №1. С. 16–24
31. Шурхало Д. СМИ в вооруженных конфликтах современности. – Киев 1999.
32. Филиппов С. СМИ как механизм формирования гражданского общества в переходных системах // Власть. – 2002. – №8. – С. 11.
Введение
Актуальность. На современном этапе развития, в условиях глобализирующегося мира, проблема национальных отношений является одной из важнейших. События 2010 г. о массовых выступлениях молодежи акцентировали внимание исследователей на проблему национализма и сохранения принципа толерантности в развитии общественных отношений.
В постсоветской России этнические общности столкнулись с определенными вызовами, активизировавшими некоторые компоненты их коллективного самосознания. В первую очередь это относится к нормативно-солидаристским составляющим, инициировавшим формирование и максимально широкое распространение этнических идеологий. Императивным стержнем почти всех таких идеологий, распространявшихся на территории СССР, были представления о будущем общности, скрывающем в себе угрозы и перспективы, а также неразрывно связанным с ним прошлым, воплощающем надежду на успешное преодоление препятствий и будущее благополучие.
Представления об основополагающих интересах этнической группы переместились у индивидов в практическую плоскость, иными словами, поступки, совершаемые членом группы, даже если они не затрагивают сферу внутриэтнических взаимоотношений, стали с ними соотноситься. Наивысшая степень этнической мобилизации, отмеченная в России на рубеже 80–90-х гг., характеризовалась не только индивидуальным усвоением определенных коллективно предписанных форм поведения, но и полным включением поведенческой составляющей в структуру этнической идентичности. По существу, это явилось временным возвращением к наиболее архаичным образцам социальной практики, предполагающим неразрывную связь поведения и сознания.
Мощный импульс, идущий со стороны практики, обусловил все возрастающий интерес как зарубежных, так и отечественных СМИ к проблеме национальных и общественных отношений.
Республика Татарстан является уникальной, это сосредоточение различных культур, традиций, концессий. Именно здесь накоплен богатейший опыт сосуществования различных народов, при этом со временем не утрачиваются исконно национальные традиции и уклады.
Целью данной работы является изучение национальных и общественных процессов Республики Татарстан в оценках СМИ.
Основными задачами работы являются:
· изучить СМИ как инструмент политики России и Татарстана,
· выявить особенности национальных и общественных процессов в Республике Татарстан и их отражение в СМИ
· провести контент – анализ СМИ по национальным проблемам Республики Татарстан.
Предмет исследования – печатные СМИ Республики Татарстан и частично СМИ федерального уровня (РФ).
Современные региональные конфликты, с одной стороны, можно рассматривать как проявление кризиса, отражающего общемировую тенденцию диффузии власти (количественное увеличение центров эффективной силы на мировой арене), с другой – как процесс обратный западному варианту глобализации, претендующему на универсальность.
Проблема региональной идентичности как причина межрегиональных конфликтов нала свое отражение в теоретических разработках таких ученых как: А.А. Борисенков, А.В. Глухова, А.Г. Здравомыслов, С.Я. Матвеева, Н. Косолапов, А. Минеев, А. Чичановский, С. Чугров, и других.
Современное состояние исследований межэтнических отношений представляют научные и теоретико-методологические разработки, представленные в теоретических подходах и методических принципах к исследованию феноменов межэтнических взаимодействий. Среди них материалы:
1) содержащие исследования социальных аспектов межэтнических отношений – Л.М. Дробижева, О.А. Болдецкая, Л.Р. Низамова;
2) по изучению межэтнической напряженности и конфликтности – А.А. Борисенков; А.Г. Здравомыслов, Г.У. Солдатова, А. Чикановский;
3) по изучению культурно – психологических аспектов межэтнических отношений – Н.М. Лебедева, В.А. Тишков, С.О. Чугров.
Научная ценность этих работ заключается в постановке вопроса о проблемах и способах отношений между местным населением и мигрантами, их интеграции и адаптации в среде местных жителей.
В последнее время появляются исследования, направленные на изучение межэтнических отношений в рамках процессов глобализации. Среди таковых следует назвать работы: А. Дмитриева, Л. Гудкова.
В практическом смысле, большое значение в России имеет Центр исследования межнациональных отношений. Под руководством Л. Дробижевой. Данный Центр действует в различных направлениях исследования межэтнических отношений. Исследования Центра исследования межнациональных отношений направлены на изучение межэтнических отношений, этнической идентичности, процессов социальной дифференциации и адаптации этнических групп в трансформирующемся российском обществе, потенциала интеграционных трендов в полиэтническом пространстве РФ.
Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные методы теоретического и эмпирического познания: контент-анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, переход от абстрактного к конкретному, наблюдение, описание, сравнение.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы.
Практическое значение работы обуславливается систематизацией данных о состоянии и перспективах совершенствования объекта исследования.
СМИ как инструмент политики России и Татарстана
Дата: 2019-12-22, просмотров: 224.