Введение института мировых судей в качестве судей общей юрисдикции, максимально приближенных к населению, было одним из важных направлений судебной реформы, предусмотренным еще Концепцией судебной реформы, принятой Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 г. Однако практическое возрождение мировой юстиции в России стало возможным только после принятия Закона о судебной системе. Этот закон закрепил два принципиальных положения, вокруг которых шли серьезные споры:
1) мировая юстиция возрождается как суды общей юрисдикции субъектов Федерации;
2) мировые судьи входят в единую судебную систему, и следовательно, судом второй инстанции по отношению к ним является федеральный районный суд.
Мировые судьи является самым молодым институтом в судебной системе Российской Федерации.
Требования к кандидатам в мировые судьи определяются Конституцией РФ и федеральным законодательством. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации. От сдачи экзамена и рекомендации квалификационной коллегии судей освобождаются лица, проработавшие федеральным судьей не менее пяти лет.
На мировых судей налагаются те же ограничения на участие в общественной и политической жизни, а также на совмещение должности судьи с другой оплачиваемой работой, что и на судей федеральных судов. Мировые судьи имеют гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а кроме того, материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом о статусе судей.
Закон "О мировых судьях в Российской Федерации" определил порядок наделения этих судей полномочиями. Согласно Закону, мировой судья либо назначается на должность законодательным органом субъекта Федерации, либо избирается населением.
Что характерно, во всех субъектах Федерации наделение мировых судей полномочиями предусмотрено путем их назначения законодательными органами.
Полный отказ от выборов мировых судей противоречит природе этого института как максимально приближенного к населению. Представляется, что необходимо изменение федерального законодательства в целях перехода на прямые выборы мировых судей населением, что обеспечит укрепление демократических начал в их деятельности, будет способствовать развитию примирительных тенденций в судопроизводстве мировой юстиции.
Общее число мировых судей и количество участков субъекта Федерации определяется федеральным законом по законодательной инициативе субъекта Федерации, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом Федерации.
Принятие Федерального закона № 218 – ФЗ от 29 декабря 1999 года «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» определило общее число судебных участков мировых судей на территории РФ. В связи с принятием этого закона в РФ было учреждено 6451 должность мировых судей в 84 субъектах РФ.
На территории Калужской области в соответствии с Законом Калужской области № 26-ОЗ от 22 марта 2001 года « О создании должностей мировых судей и судебных участков» на территории области было создано 48 судебных участков.
Численный состав мировой юстиции на территории РФ, который был определен вначале своего становления, оказался недостаточным из-за чрезмерной нагрузки на судей.
Федеральным законом № 208-ФЗ от 24 июля 2007 года на территории Российской Федерации было образовано дополнительное количество судебных участков. Так, на территории Калужской области будет образованно дополнительно 7 судебных участков, с общей численностью 55 судебных участков на территории Калужской области.
Мировые судьи действуют только как суды первой инстанции. Мировой судья рассматривает дела единолично, жалобы на его судебные постановления рассматриваются федеральным судьей районного суда в апелляционном производстве. Отличие апелляционного производства от кассационного заключается в том, что судья, рассматривающий дело в порядке апелляции, не связан материалами, исследованными в суде первой инстанции, и данной первой инстанцией оценкой доказательств. Проведя самостоятельное исследование доказательств, включая те, которые не исследовались в суде первой инстанции, апелляционная инстанция вправе вынести то решение, которое считает законным и справедливым. В частности, по уголовным делам, при наличии на то ходатайства потерпевшего или обвинителя, вторая инстанция может ухудшить положение осужденного, вплоть до отмены оправдательного и вынесения обвинительного приговора.
Постановление апелляционного суда по гражданским делам вступает в законную силу после его вынесения и обжалованию в кассационном порядке не подлежит. Решение суда апелляционной инстанции по уголовным делам может быть оспорено участниками процесса в кассационном порядке.
Что касается материально-технического обеспечения деятельности мировых судей, то здесь ситуация складывается следующим образом.
На практике во многих случаях органы исполнительной власти субъекта Федерации заключили соглашения с Управлениями (отделами) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах Российской Федерации, по которому местная власть передает средства из регионального бюджета, выделенные на обеспечение деятельности мировой юстиции, Управлению (Отделу) Судебного департамента, который и осуществляет в полном объеме ресурсное обеспечение деятельности мировых судей. В ряде регионов для этих целей в составе областной администрации созданы специальные подразделения.
Между Правительством Калужской области и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ заключено соглашение, по которому материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей в области осуществляет Управление Судебного департамента в Калужской области. При Управлении создана Служба по организационному обеспечению деятельности мировых судей в Калужской области
Практика применения законодательства, регулирующего деятельность мировых судей, указывает на наличие ряда проблем, требующих законодательного урегулирования.
Так, в Федеральном законе оказался нерешенным вопрос: кто и в каком порядке должен исполнять обязанности мирового судьи в случае его отсутствия. Попытки решать этот вопрос на уровне местного законодательства не дали удовлетворительного результата. Возможно, следует обратиться к российскому опыту XIX века, когда на участке наряду со штатным мировым судьей, получавшим заработную плату, имелся добавочный мировой судья (резервный), который в случае временного отсутствия мирового судьи исполнял его обязанности.
В любом случае следует иметь в виду, что институт мировых судей находится в стадии развития и будет совершенствоваться по мере накопления опыта.
Специализированные суды.
Статья 4 Закона о судебной системе устанавливает, что специализированные федеральные суды входят в систему судов общей юрисдикции наряду с другими судами общей юрисдикции.
К специализированным судам не относятся арбитражные суды, а также военные суды. Специализированные федеральные суды не являются чрезвычайными или особыми судами, так как их образование не связано с какими-то необычайными условиями или обстоятельствами. Специализированные суды не могут являться и ведомственными судами, поскольку суды не представляют интересы ведомств.
На специализированные федеральные суды возложено рассмотрение только гражданских и административных дел. Уголовные дела, а также дела в порядке конституционного судопроизводства они рассматривать не вправе.
В настоящее время в судах общей юрисдикции имеется некоторая специализация судей, рассматривающих определенные категории дел, например создание коллегий по гражданским делам, коллегий по уголовным делам и т.д.
Однако в пределах районного федерального суда общей юрисдикции полностью обеспечить специализацию суда и специализацию судей затруднительно. Судьи, рассматривающие уголовные дела, вынуждены рассматривать гражданские дела и дела об административных правонарушениях, вследствие чего их специализация может быть нарушена.
Назначение специализированных федеральных судов состоит в том, чтобы они рассматривали полностью определенные категории дел среди гражданских или административных. Такие суды должны специализироваться на рассмотрении дел, касающихся некоторых групп населения или определенных видов деятельности, например, дел, возникающих из трудовых, жилищных, земельных и других правоотношений. Поэтому, в названии этих судов будет обозначенa их специализация, например жилищные суды, трудовые суды и т.д.
В настоящее время речь идет об образовании такого вида специализированных судов, как административные. Но специализированными судами их назвать нельзя, поскольку они будут рассматривать широкий круг дел, возникающих из административно-правовых и других правоотношениях.
Специализированным суд можно назвать только тот, который будет рассматривать только определенную часть дел, например дела, связанные с нарушением правил дорожного движения.
Образование специализированных федеральных судов может способствовать расширению сферы их деятельности. Так, Уголовно-исполнительным кодексом РФ предусмотрено рассмотрение судом жалоб осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказание. Осужденные и иные лица, содержащиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, вправе обратиться в суд в целях судебной защиты своих прав и свобод, что соответствует положениям статьи 46 Конституции РФ. В свою очередь возможно образование такого специализированного суда как пенитенциарный, в должности пенитенциарного судьи. Такие судьи уже существуют на сегодняшний день за рубежом, например во Франции.
В Российской Федерации еще не образованы специализированные суды. Вопрос их образования требует четкого определения не только их специализации, но и порядка образования, компетенции, процессуальности и т.д. Проблема образования специализированных судов, как одного из органов судебной системы в Российской Федерации является открытой и дискуссионной.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 241.