Суды общей юрисдикции.
Основной объем работы по осуществлению правосудия приходится на самую многочисленную и развитую подсистему территориальных судов, возглавляемую Верховным Судом РФ. Конституция РФ называет эти суды судами общей юрисдикции и устанавливает, что надзор за их деятельностью осуществляется Верховным Судом РФ в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах.
К этой подсистеме помимо Верховного Суда РФ относятся верховные суды республик, краевые, областные суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные (городские) суды, мировые судьи. Они рассматривают подавляющее большинство гражданских, административных и уголовных дел. Их деятельность регулируется Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» №1-ФКЗ от 31.12.1996 года, ГПК РФ, УПК РФ и др.
Так, в Российской Федерации система судов общей юрисдикции состоит из трех звеньев:
1) основное звено - районные (городские) суды, мировые судьи;
2) среднее звено - верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды федерального подчинения в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов;
3) высшее звено - Верховный Суд РФ.
Районный (городской) суд является основным звеном судебной системы и до образования мировых судов рассматривал более 90% уголовных и гражданских дел.
Районные суды образуются в каждом районе или городе (один суд на район или город). До недавнего времени решение об образовании районного суда принимала местная администрация по представлению Министерства юстиции РФ или по согласованию с ним, т.е. вопрос этот решался органами исполнительной власти. Положение изменилось с принятием Закона от 8 января 1998 г. "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" в соответствии, с которым, Судебный департамент в установленном порядке вносит в Верховный Суд РФ предложения о создании либо об упразднении судов, в том числе и районных.
Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
Судьей районного суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей (ст. 4 Закона о статусе судей).
В Великобритании, например, где отсутствуют специальные возрастные требования, лица, впервые претендующие на должность судьи, должны обучаться в школах при адвокатских корпорациях. Во Франции кандидат в судьи должен окончить специальную судебную академию. Требуется стажировка в течение 2-4 лет, длительная (не менее 5 лет) адвокатская практика или иные условия, после соблюдения, которых лица старше 25 лет достигают судебных должностей. По неписаному праву во Франции судьей не назначается лицо моложе 40 лет. В Италии кандидат в судьи должен пройти стажировку в качестве судебного аудитора, для чего проводится конкурс по результатам письменных экзаменов. К конкурсу допускаются лица не моложе 21 года и не старше 30 лет, имеющие диплом о высшем юридическом образовании.
Численный состав районных судов различен. До принятия законов "О судебной системе Российской Федерации" и "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" он определялся органами юстиции исходя из численности населения обслуживаемой территории, экономики района, социального состава населения. В настоящее время, учитывая полномочия, которыми наделяется Судебный департамент по определению потребности судов в кадрах, следует предположить, что именно он будет определять численный состав районного суда.
Основным критерием определения численного состава районного и приравненного к нему суда является объем работы суда и нагрузка на одного судью.
В зависимости от объема работы и численности населения в составе суда работает один или несколько судей. Таким образом, различаются односоставные суды (их более 200) и многосоставные районные суды. В многосоставных судах один из судей является председателем суда. У председателя районного суда могут быть заместители. В односоставном суде судья одновременно является председателем суда.
В районных судах дела по первой инстанции рассматриваются либо единолично судьей, либо коллегиально.
Районный суд прежде всего является судом первой инстанции. Закон относит к подсудности районных судов все гражданские, уголовные дела, и ряд дел об административных правонарушениях.
Например, статьей 24 ГПК РФ к подсудности районного суда в качестве суда первой инстанции, подведомственны гражданские дела, за исключением дел, которые отнесены к подсудности мирового судьи, военного и специализированного судов, а также областных и приравненных к ним судов. Подсудность гражданских дел районному суду определяется, как правило, местом жительства ответчика или местом нахождения имущества юридического лица.
Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим судам и военным судам, т.е. за исключением дел о наиболее тяжких преступлениях и преступлениях, совершаемых военнослужащими, а также за исключением дел, подсудных мировым судьям. Подсудность уголовных дел установлена в ст. 31 УПК РФ.
В то же время районный суд впервые становится судом второй инстанции, наделяется контрольными функциями по отношению к нижестоящему суду. В соответствии с ч. 2 статьи 21 Закона о судебной системе, районный суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Но это лишь общее принципиальное положение, относящее районный суд к судам второй инстанции. Функции районного суда в качестве суда второй инстанции конкретизируются процессуальным законодательством (УПК РФ, ГПК РФ).
Наделение районного суда контрольными функциями повышает оперативность судопроизводства, приближает суд к населению, тем самым делает судебную власть доступной каждому, поскольку упрощается порядок обращения граждан в суд с жалобой на неправосудное, с их точки зрения, решение мирового судьи.
Районный суд изучает и обобщает судебную практику. Судебная практика включает организацию, процесс и итоги деятельности судов по осуществлению правосудия, но, прежде всего объектом ее изучения и обобщения является правоприменительная деятельность суда и анализ качества судебной работы.
По результатам аналитической работы районного суда разрабатываются меры по совершенствованию его работы, устранению недостатков, повышению эффективности работы.
Непосредственно вышестоящими судебными инстанциями для районных судов, расположенных на территории соответствующего субъекта Федерации являются Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов, которые также являются федеральными судами общей юрисдикции.
Согласно ч. 1 статьи 20 Закона о судебной системе, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Судебная система субъекта Федерации включает соответствующий высший суд субъекта в лице верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, районные суды как суды общей юрисдикции, арбитражный суд субъекта Федерации, мировых судей, конституционный (уставный) суд.
Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата, суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.
Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа могут быть упразднены лишь федеральным конституционным законом. Никакой суд среднего звена судебной системы не может быть упразднен, если отнесенные к его компетенции вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
Например, п.9 ст. 1 Федеральным законом № 144-ФЗ от 19.07.2007 года «Об упразднении и создании некоторых районных судов Саратовской области» упразднен Воскресенский районный суд Саратовской области, а вопросы осуществления правосудия переданы в юрисдикцию Саратовского районного суда Саратовской области. (в сноску СЗ РФ,23.07.2007, № 30, ст. 3758)
Судьей суда среднего звена судебной системы РФ может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, имеющий высшее юридическое образование и соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, а также федеральными законами, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации (ст. ст. 4, 6 Закона о статусе судей).
Судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов автономной области и автономных округов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на положительном заключении соответствующей квалификационной коллегии судей субъекта Федерации ( ч. 2 ст. 13 Закона о судебной системе).
Председатели, заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Являясь вышестоящей инстанции по отношению к районным (городским) судам, суды среднего звена судебной системы призваны осуществлять функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных (городских) судов в кассационном и в надзорном порядке.
В порядке надзора эти суды могут пересматривать также вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации подлежит надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебного органа Российской Федерации.
Таким образом, суды среднего звена находятся в функциональной связи с нижестоящими звеньями системы судов общей юрисдикции и с возглавляющим ее вышестоящим судебным органом - Верховным Судом РФ.
В компетенцию судов среднего звена входит осуществление следующих инстанционных полномочий судов общей юрисдикции: рассмотрение дел в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Одним из полномочий вышестоящих судов, является право принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое уголовное дело, подсудное нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.
В составе верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа действует президиум соответствующего суда, а также могут быть сформированы судебные коллегии и постоянно действующие судебные составы.
Судебная коллегия по уголовным делам верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа рассматривает жалобы и представления на приговор или иное судебное решение первой или апелляционной инстанции районного суда. Эта деятельность представляет собой одно из ведущих полномочий судов среднего звена, она позволяет исправлять допущенные судами первой инстанции ошибки и оказывает направляющее воздействие на судебную практику судов первой инстанции.
Суды среднего звена рассматривают дела по жалобам на решения районных судов и мировых судей, вступившие в силу, а также на решения, принятые верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа в качестве суда второй инстанции.
Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений перечисленных судов.
В качестве надзорной инстанции в областном и равном ему суде действует президиум соответствующего суда. В состав президиума входят председатель суда, его заместители (заместители - председатели судебных коллегий) и члены суда (председательствующие судебных составов) в количестве, определяемом Президентом РФ.
Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Утверждение состава президиума суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего суда (ст. 32 Закона "О судоустройстве РСФСР").
На президиум возлагается рассмотрение дел по надзорным жалобам и представлениям сторон на вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления мировых судей, на приговоры, постановления районных судов, а также на кассационные определения судебных коллегий самого вышестоящего суда.
Президиум заслушивает также информацию председателей районных судов, расположенных на территории соответствующего субъекта Федерации, о деятельности соответствующего районного суда; заслушивает управление (отдел) Судебного департамента при Верховном Суде РФ об организационном обеспечении деятельности районных судов и финансировании мировых судей соответствующих субъектов Федерации.
Президиум областного и равного ему суда осуществляет надзор за судебной деятельностью подведомственных ему судов общей юрисдикции субъекта Федерации. Процессуальной формой выполнения этой функции является рассмотрение президиумом надзорных жалоб или представлений на приговор и постановление мирового судьи, приговор, решение, определение и постановление районного суда, вступившие в законную силу, а если дело рассматривалось в коллегии областного суда в кассационном порядке, то проверяется также законность и обоснованность кассационного определения.
Судебные коллегии - основные структурные подразделения суда среднего звена судебной системы - образуются президиумом областного суда и подотчетны ему в организационном отношении.
Судебные коллегии рассматривают: 1) в качестве суда первой инстанции - дела, отнесенные законом к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа; 2) дела по жалобам и представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой и апелляционной инстанции и не вступившие в силу; 3) дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых соответствующей судебной коллегией и вступивших в силу.
Например, в Калужском областном суде образованы две судебные коллегии: уголовная и гражданская.
В судебных коллегиях судов среднего звена могут быть созданы судебные составы по территориальному либо предметному принципу.
Так, в большинстве областных и равных им судов созданы составы для рассмотрения дел по первой инстанции и в кассационном порядке.
Предназначение Верховного Суда РФ определенно статьей 126 Конституции РФ как высшего судебного органа по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Юридическое значение понятия "высший судебный орган" заключается в окончательности решений Верховного Суда РФ по делам, подведомственным судам общей юрисдикции, а также в его праве проверять в порядке надзора любое дело, рассмотренное судами общей юрисдикции, включая дела, рассмотренные военными и специализированными судами.
Судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции осуществляется в предусмотренных федеральным процессуальным законодательством формах.
УПК РФ предусматривает, что пересмотр дел в порядке надзора осуществляется коллегиями Верховного Суда РФ, кроме судебных постановлений, вынесенных этими коллегиями.
Пересмотр судебных постановлений коллегий Верховного Суда РФ, вынесенных по первой, второй инстанциям и в порядке надзора, осуществляется Президиумом Верховного Суда РФ. Решения Президиума являются окончательными и не могут быть обжалованы.
Коллегии Верховного Суда РФ в порядке, установленном уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством, рассматривают в качестве суда второй инстанции уголовные и гражданские дела, рассмотренные по первой инстанции областными, военными окружныи и приравненными к ним судами.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, судебные коллегии рассматривают уголовные и гражданские дела по первой инстанции. Вынесенные при этом приговоры, решения и другие судебные постановления могут быть обжалованы в кассационном порядке в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ.
Особое место в деятельности Верховного Суда РФ занимает его Пленум.
В его состав входят все судьи Верховного Суда, а задачей является обеспечение единства судебной практики в Российской Федерации путем дачи разъяснений по вопросам, связанным с применением судами законодательства.
В отличие от нормативных актов, разъяснения Пленума не носят обязательного характера, но они ориентируют суды всех уровней на одинаковый подход к применению правовых норм.
В состав Верховного Суда входят три судебные коллегии: по гражданским, по уголовным делам и Военная коллегия.
Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей: Председатель Суда, его заместители, шесть судей, представляющих судебные коллегии.
Внутри судебных коллегий по гражданским и уголовным делам образованы судебные составы, как правило, по зональному принципу. Работу судей обеспечивает аппарат Суда.
В соответствии с требованиями Закона о статусе судей, судьей Верховного Суда РФ может стать гражданин Российской Федерации, достигший 35 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.
Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Судьи Верховного Суда РФ, включая Председателя и его заместителей, назначаются на свои должности без ограничения срока и могут быть лишены своих полномочий лишь Высшей квалификационной коллегией судей РФ в предусмотренных федеральным законодательством случаях, что является одной из гарантий обеспечения независимости судей.
Председатель Верховного Суда РФ и его заместители входят в состав Президиума Суда по должности, остальные члены Президиума назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.
Помимо рассмотрения уголовных и гражданских дел, осуществления судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции и дачи разъяснений по вопросам судебной практики Верховный Суд РФ имеет ряд других полномочий.
Статья 104 Конституции РФ наделила Верховный Суд РФ правом законодательной инициативы. Вопрос о внесении в Государственную Думу соответствующих законопроектов решается Пленумом Верховного Суда РФ.
В соответствии со ст. 125 Конституции РФ Верховный Суд РФ может направить в Конституционный Суд РФ запрос о соответствии Конституции РФ федеральных законов и других перечисленных в этой статье правовых актов.
Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ должны быть установлены федеральным конституционным законом (ст. 128 Конституции РФ). В связи с тем что такой закон до настоящего времени не принят, работа Верховного Суда РФ строится в соответствии с требованиями Конституции РФ, Закона о судебной системе, процессуального законодательства РФ и других федеральных законов, регулирующих функционирование Верховного Суда РФ.
В комплекс общих судов включается также занимающая особое место в судебной системе группа военных судов.
Военные суды входят в единую судебную систему РФ, относятся к федеральным судам общей юрисдикции, осуществляют судебную власть и правосудие в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Военные суды создаются с учетом структуры Вооруженных Сил РФ по территориальному принципу - по месту дислокации войск и флотов и располагаются в открытых для свободного доступа местах.
Создание и упразднение военных судов производится федеральным законом.
Количество военных судов и численность судей устанавливаются Верховным Судом РФ.
В систему военных судов входят гарнизонные и окружные (флотские) военные суды. По состоянию на 2001 г. в Российской Федерации действуют 138 гарнизонных военных судов, 10 окружных и три флотских военных суда общей штатной численностью 1147 военнослужащих (судей и работников аппаратов судов).
Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов установлены Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации».
Основным звеном системы военных судов являются гарнизонные военные суды. Они действуют в качестве судов первой инстанции на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов, и рассматривают все уголовные дела, кроме дел, подсудных вышестоящим военным судам, а также все гражданские дела, отнесенные к компетенции военных судов.
Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей.
На территории Калужской области осуществляет правосудие Калужский гарнизонный военный суд, (ПРО ВОЕННЫЙ СУД, Численный состав количество заместителей)
Окружные (флотские) военные суды действуют в качестве судов кассационной и надзорной инстанций. Они обслуживают воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, дислоцирующиеся на территории одного или нескольких субъектов Федерации.
Окружные (флотские) военные суды образуются в составе председателя, его заместителей и других судей. В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и судебные составы.
Согласно ст. 14 Закона о военных судах, окружным (флотским) военным судам подсудны по первой инстанции уголовные дела об особо тяжких преступлениях, за которые может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни, и гражданские дела, связанные с государственной тайной.
В настоящее время военный суд является единственным государственным органом, на который Федеральным конституционным законом возложена обязанность по защите прав и свобод военнослужащих. Это направление в работе военных судов стало основным.
Этим судам подведомственны административные и гражданские дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, а также дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов.
Судьи военных судов обладают всеми правами, предоставленными судьям судов общей юрисдикции. На них полностью распространяются гарантии независимости судей, при осуществлении правосудия они подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. В отношении всех судей судов общей юрисдикции установлены единые принципы материального и социального обеспечения, наделения полномочиями и их прекращения.
Согласно ст. 13 Закона о судебной системе, ст. 6 Закона о статусе судей судьи военных судов назначаются на должности Президентом РФ по представлению Председателя Верховного суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов. Для назначения на должности председателей военных судов и их заместителей требуется заключение Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
В соответствии со ст. 27 Закона о военных судах, судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей военных судов, а также имеющий офицерское звание и заключивший контракт о прохождении военной службы.
На должности судей военных судов и Военной коллегии назначаются военнослужащие, прикомандированные, соответственно, к военным судам и Верховному Суду РФ в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", с учетом положений Закона о военных судах. Прикомандирование военнослужащих осуществляется по представлению Председателя Верховного Суда РФ.
Арбитражные суды.
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами
Относимость дел к экономическим спорам раскрывается через подведомственность дел арбитражным судам, которая устанавливается федеральными законами, и прежде всего АПК РФ (ст. 1).
Определено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя.
В этой связи арбитражные суды рассматривают связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности дела:
- возникающие из гражданских правоотношений;
- возникающие из административных и иных публичных правоотношений, включая оспаривание нормативных правовых актов;
- об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
- об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
- о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
К исключительной подведомственности арбитражных судов, т.е. независимо от субъектного состава правоотношений, относятся дела:
- о несостоятельности (банкротстве);
- по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
- по спорам об отказе в государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;
- о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ устанавливает также, что арбитражный суд рассматривает подведомственные ему дела с участием не только организаций и граждан-предпринимателей Российской Федерации, но и иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Федерации. Высшим Арбитражным Судом может быть пересмотрен любой судебный акт этих судов. Однако делается это через процедуру надзорного производства. Объясняется такое положение тем, что в системе арбитражных судов уже существуют две стадии пересмотра дел, когда для возбуждения судебной процедуры достаточно только инициативы лиц, участвующих в деле: апелляционное и кассационное производство.
Осуществляемый Высшим Арбитражным Судом РФ судебный надзор за деятельностью арбитражных судов позволяет не только исправлять ошибки, допущенные арбитражными судами при рассмотрении конкретных дел, но и влиять на обеспечение единства судебной практики в применении законодательства.
Пересмотр судебных актов осуществляется Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ.
Дело передается в Президиум, если оспариваемый судебный акт:
- нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права;
- препятствует принятию законного решения по другому делу;
- нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.
Высший Арбитражный Суд РФ пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. Это положение относится не только к актам, принятым в первой инстанции, но распространяется и на постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.
Полномочие Высшего Арбитражного Суда РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики закреплено и в Конституции РФ, в соответствии с которой Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.
Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе:
- Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ;
- Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;
- Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
- Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ обладает широкими полномочиями, которые, однако, не распространяются на рассмотрение конкретных судебных дел.
Пленум действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместителей Председателя и всех судей Высшего Арбитражного Суда РФ.
Пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов осуществляется, как уже указывалось, Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда.
Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации. На территории Российской Федерации действуют 10 Федеральных арбитражных судов округов. Федеральный арбитражный суд Центрального округа является кассационной инстанцией для арбитражных судов Центрального Федерального округа (Белгород, Брянск, Калуга, Тула, Орел, Воронеж и др. областные центры).
Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции.
В Российской Федерации их действует 20 Арбитражных апелляционных судов. Так, в Центральном судебном округе действует девятнадцатый и двадцатый апелляционные суды. Двадцатый апелляционный суд осуществляет проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Брянской, Калужской, Рязанской, Смоленской и Тульской областей (ч. 2 ст. 33.1. Федерального Конституционного закона № 1-ФЗ от 28.04.1995 г. « Об Арбитражных судах в Российской Федерации».
Дата: 2019-12-22, просмотров: 214.