Методические указания по практике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методические указания по подготовке и проведению магистрантами учебных занятий

 

План-конспект и учебно-методическое обеспечение учебного занятия разрабатывается в соответствии с его видом (лекция, семинар, практические или лабораторные занятия) студентом-практикантом. В отчете о прохождении практики указываются:

1. Название учебной дисциплины, вид проводимого занятия, тема занятия в соответствии с Рабочей программой дисциплины, целевая аудитория (факультет, курс, группа).

2. План, включающий в себя вопросы, подлежащие рассмотрению на учебном занятии.

3. Текст лекций или контрольные задания и иные учебные материалы для семинаров, практических и лабораторных работ (задачи, тесты, хозяйственные ситуации).

4. Список основной и дополнительной литературы, перечень интернет-ресурсов по теме учебного занятия.

5. Список использованных источников при подготовке магистранта к учебному занятию.

6. Приложения в виде учебных материалов (мультимедийные слайды, типовые контрольные задания, фонды оценочных средств и др.).

7. Самоанализ проведённых учебных занятий

Самоанализ осуществляется по ряду направлений и предполагает ответы магистранта на следующие вопросы:

Целенаправленность. Удалось ли магистранту достичь в ходе проведения занятия поставленных перед собой учебно-методических и развивающих целей?

Содержание. Решены ли магистрантом задачи трансляции содержания учебного материала?

Методическая работа. Удалось ли реализовать в ходе проведения учебного занятия выбранные студентом-практикантом методы обучения?

Взаимодействие со студентами. Удалось ли установить психологический контакт с аудиторией, учесть индивидуальные коммуникативные и эмоциональные особенности учащихся, достичь открытого и справедливого взаимодействия со всеми студентами?

Выводы. Общая оценка успешности проведённого занятия, анализ затруднений в его подготовке и проведении, поиск их причин и путей преодоления, выработка направлений профессионального самосовершенствования.

Методические указания по подготовке кейсов

 

Метод кейсов (англ. сase method,) или метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций.

Анализ конкретных учебных ситуаций (case study) - метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией - осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; получение навыков групповой работы.

Все кейсы, используемые в учебных целях, в зависимости от степени сложности можно разделить на несколько видов:

1. Кейсы гарвардского типа – это серьезные учебные задания, включающие описание деловой ситуации в виде текста, таблиц, статистических данных, графиков, рисунков и т.п. Такие кейсы никогда не содержат формулировку проблемы, а только описание ее симптомов. Студенты сами должны сформулировать проблему, проанализировать различные варианты ее решения и предложить наиболее подходящий вариант в качестве рекомендации, обосновав свой выбор. Объем кейса варьирует от 5-6 до 30-35 страниц.

2. Кейс-историиболее простые учебные кейсы служат для наглядного представления той или иной управленческой проблемы. Они содержат формулировку проблемы, студентам предлагается ответить на ряд вопросов по содержанию кейса и вариантам решения представленной в нем проблемы. Эти варианты решения могут быть даже представлены в самом кейсе, тогда студентам предлагается выбрать наиболее подходящий для ситуации вариант и обосновать свой выбор. Объем таких кейс-историй обычно составляет от 1-2 до 5-6 страниц.

3. Мини кейсы это форма письменного контроля знаний, которая предполагает реакцию студентов на предложенную им и описанную кратко деловую ситуацию. Магистранты должны увязать ситуацию с определенной темой или разделом изучаемой дисциплины и прокомментировать с точки зрения этой темы или раздела поведение действующих лиц в анализируемой ситуации, а также сделать вывод или дать рекомендации. Обычно объем мини кейса – в пределах 1-2 абзацев.

В рамках педагогической практики магистранты должны подготовить учебные кейсы, отвечающие следующим требованиям:

1.  Кейс должен соответствовать одной из дисциплин учебного плана магистерской программы «Управление финансами». Кейс может быть и междисциплинарным, но при этом должна быть четко определена ведущая дисциплина, по которой его можно использовать.

2.  Кейс должен опираться на знания основных разделов данной дисциплины.

3.  Кейс должен содержать текстовый материал и другие виды подачи информации (таблицы, графики, диаграммы, иллюстрации и т.п.) общим объемом 1-2 страницы.

4.  Кейс должен быть написан профессиональным языком, но в интересной для чтения форме.

5.  Кейс должен быть основан на реальных материалах, но названия компаний, товаров, географических мест и другие сведения могут быть изменены. Об этом должно быть сказано в сноске. Исходным материалом для подготовки кейса являются:

­ газетная или журнальная публикация в специальной периодической литературе;

­ пример из практики хозяйствования;

­ информация, полученная в ходе личных профессиональных контактов.

При отборе материалов следует обращать внимание на наличие проблемы / конфликта, возможность описать ситуацию со всех сторон и неизвестность принятого компанией решения.

6. Кейс должен сопровождаться вопросами к нему и методической запиской. Вопросы к кейсу (5-7) направлены на то, чтобы помочь работающим с этим кейсом понять его основное содержание, сформулировать проблему и соотнести её с соответствующими разделами учебной дисциплины. Методическая записка к кейсу содержит пояснения для преподавателя по использованию кейса в учебном процессе, дополнительную информацию по ситуации или эпилог (то, что реально произошло с описываемой компанией).

Методические указания по оформлению отчета о прохождении педагогической практики

 

Оформление отчета является важным заключительным этапом прохождения педагогической практики магистрантом.

В отчет о прохождении педагогической практики в следующей последовательности входят:

6. Титульный лист.

7. Содержание (оглавление).

8. Основная текстовая часть отчета о прохождении педагогической практики.

9. Приложения.

Отчет о прохождении педагогической практики начинается с титульного листа. Титульный лист содержит обязательные реквизиты, отраженные в приложении 2. Титульный лист подписывается всеми указанными на нем лицами.

После титульного листа располагается раздел «Содержание». В нем находит отражение структура основной текстовой части отчета и приложений со ссылкой на начальную страницу текста. Название разделов в тексте и в оглавлении должны соответствовать.

В основной текстовой части отчета излагаются результаты прохождения педагогической практики в соответствии с утвержденной индивидуальной программой магистранта, представлены тексты лекций, контрольные задания, кейсы, задачи, хозяйственные ситуации и иные учебные материалы к семинарам, практическим и лабораторным занятиям, результаты выполнения дополнительных видов работ.

В качестве приложений к отчету могут быть представлены распечатанные слайды к лекциям, составленные тестовые задания и т.д. На все включенные в отчет приложения должны быть даны ссылки в основной текстовой части отчета.

При подготовке отчета о прохождении педагогической практики следует руководствоваться правилами его оформления.

 

ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА ОТЧЁТА О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ

 

При подготовке текста документа в текстовом редакторе MS Word рекомендуется устанавливать следующие настройки.

Параметры Страницы (в меню "Файл"):

– Размер бумаги – А4 210×297 мм;

– Ширина – 21,0 см;

– Высота – 29,7 см;

– Ориентация – книжная;

– Поля: Левое – 2,5 см, Правое – 2,0 см, Верхнее – 2,0 см, Нижнее – 2,0 см;

– Положение переплета – слева;

Параметры Шрифта (в меню "Формат"):

– Шрифт – Times New Roman;

– Начертание – Обычный;

– Размер – 14 пунктов;

– Цвет текста – Авто или Черный;

Параметры Абзаца (в меню "Формат"):

– Выравнивание – По ширине;

– Отступы слева и справа – 0 см (т.е. отсутствуют);

– Первая строка (красная строка) – 1,5 см;

– Интервалы перед и после абзацев – 0 пт (т.е. отсутствуют);

– Межстрочный интервал – Полуторный.

Текст документа печатается с одной стороны листа.

Разделы документа должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта ни в заголовках, ни в тексте точку не ставят. Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Например: "2 Анализ финансового состояния", "2.2 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности корпорации".

Перенос слов в названии отчёта, его разделов и пунктов не разрешается, а точка в конце названия не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Для выделения заголовков этих элементов могут использоваться различные начертания шрифта (полужирный, полужирный курсив, курсив), а также прописное и строчное написание.

Названия разделов, подразделов, пунктов и подпунктов документа обычно отделяются одной строкой друг от друга и от основного текста.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением – г, ё, з, й, о, ъ, ы, ь), после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа. Например:

а) или –

б) –

1) –

2)

в)

Сноски располагают в конце страницы, на которой они обозначены, с абзацного отступа тем же шрифтом, что и основной текст, но меньшим размером (10 пт) и отделяют от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны.

Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение, и перед текстом пояснения.

Знак сноски выполняют арабскими цифрами со скобкой и помещают на уровне верхнего обреза шрифта. Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками (*). Применять более четырех звездочек не рекомендуется. Нумерация сносок отдельная для каждой страницы.

Все страницы документа следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа ("Номера страниц…" в меню "Вставка") без каких-либо дополнительных знаков (кавычек, тире, точек и т.д.).

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, однако номер страницы на нем (и только на нем) не проставляют.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц отчета.

Каждый структурный элемент документа (введение, разделы, заключение, список использованных источников, приложения и др.) следует начинать с нового листа.

Каждое приложение начинается со слова "Приложение" с обозначением заглавными буквами русского алфавита (кроме букв Ё, З, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь), расположенных сверху посередине страницы. Например: Приложение А.

Приложение должно иметь заголовок, который выполняется отдельной строкой с горизонтальным центрированием и с прописной буквы.

Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках, например, [32], [13–18, 21].

Помещаемые в пояснительной записке формулы, таблицы, графики, рисунки и схемы должны иметь нумерацию сквозную.

В документах могут применяться только научные термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в научной литературе. Нестандартные сокращения в обязательном порядке должны предварительно поясняться.

В тексте документа не допускается:

– применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;

– применять для одного и того же понятия различные научные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

– применять произвольные словообразования;

– применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами, а также в данном документе;

– сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц, и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.

 

ВСТАВКА ФОРМУЛ

 

Для математического обоснования выдвигаемых теоретических положений используют формулы (уравнения).

При использовании формул нужно придерживаться следующих рекомендаций:

– в формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами;

– пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова "где" без двоеточия после него;

– формула должна располагаться в отдельной строке с абзацного отступа;

– формулы должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках, например, (1). При этом используется тот же шрифт, что и в основном тексте;

– перед и после формулы обычно пропускается одна строка;

– формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой;

– переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют;

– ссылки в тексте на порядковые номера формул указывают в скобках, например, "... в формуле (1)".

 

Для ввода формул используется редактор формул Microsoft Equation из состава Microsoft Word.

Для абзацев текста, в которых содержатся формулы, рекомендуется устанавливать те же параметры, что и для основного текста.

 

ВСТАВКА ТАБЛИЦ

 

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц для обеспечения лучшей наглядности и удобства сравнения показателей.

При использовании таблиц нужно придерживаться следующих рекомендаций:

– таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией;

– название таблицы следует помещать над таблицей слева без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире, например, "Таблица 1 – Название" (в конце точка не ставится);

– на все таблицы должны быть приведены ссылки в тексте документа, например, "таблица 1";

– графу "Номер по порядку" в таблицу включать не допускается. При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера следует указывать в первой графе (боковике) таблицы непосредственно перед их наименованием;

– цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим. В одной графе должно быть по возможности соблюдено одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин;

– в ячейках таблицы используется тот же шрифт, что и в основном тексте, но допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте;

– в ячейках таблицы не должно быть абзацного отступа;

– толщина основной сетки таблицы обычно устанавливается равной 0,75 пт;

– таблицы центрируются по горизонтали;

– после таблицы всегда пропускается одна строка.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 223.